«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

«Учи только тому, что умеешь сам»

Наталья Вербицкая
Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори, чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» – счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.

Детская Мягкая Школа (ДМШ) – это система безопасных игровых упражнений для детей с 6 месяцев и их родителей, разработанная на основе мягких стилей воинских искусств и направленная на раскрытие в человеке врожденной способности быть гибким, свободным, смелым, чутким, уметь адекватно реагировать на любую сложную ситуацию. Эта система используется также в психотерапии и реабилитации как метод телесно ориентированной психотерапии. Главное условие для полноценной работы – дети занимаются вместе с родителями, так как все упражнения построены на взаимодействии ребенка и взрослого. 

Детская Мягкая Школа помогает:
• установить гармоничные отношения между ребенком и родителями;
• повысить самооценку ребенка и родительскую компетентность взрослого;
• снизить агрессию, гиперактивность, тревожность;
• избавиться от страхов и комплексов;
• социализировать ребенка и развить его навыки общения;
• детям со специальными потребностями научиться справляться со своими индивидуальными трудностями.

Школа повысит доверие к родителям и компенсирует недостаток внимания, эмоционального и тактильного начала в воспитании детей.

На занятиях ДМШ работа идет с телом, это взаимодействие детей и взрослых, членов семьи друг с другом, без посторонних предметов, средой является спортивный зал и другие люди.



Для здоровых детей. На занятиях ДМШ дети становятся более раскрепощенными и уверенными в себе, быстро учатся хорошо управлять своим телом, следить за собственной безопасностью. Чем сложнее движение, чем более гибкое тело, тем более сложные операции обрабатывает мозг и быстрее идет гармоничное развитие ребенка.

Для детей с особенным развитием. Программа ДМШ первоначально создавалась для детей со специальными потребностями. Сейчас это программа для всех детей. ДМШ рекомендуют инклюзивно вводить в группы здоровых детей, детей с особенностями. Для здоровых – это расширение кругозора и социализация в кругу любых детей, принятие детей, отличных от них, как физически, так и умственно, нахождение общего языка и т.д. Для детей с особенным развитием – побыть в обществе здоровых, пообщаться, почувствовать себя «как все».

Здесь не требуется точности исполнения упражнений, предлагаемых тренером. Родителям по согласию с ребенком можно заменить упражнение другим, близким по смыслу, предложить ребенку поменяться с мамой или папой ролями. Можно просто посидеть и посмотреть на других. Вовлечение в работу происходит через пробуждение интереса, без слова «надо». Здесь не пытаются учить, а получают удовольствие.

Простой и важный принцип ДМШ – «Учи только тому, что умеешь сам». Маленькие дети привязаны к родителям. Они только учатся общению с другими детьми. До 7 лет они учатся преимущественно через подражание и смотрят в первую очередь на родителей – больше, чем на тренера. Бывают дети, которые до 3 месяцев только наблюдают за тренировкой и не участвуют в самом занятии, но впитывают общий дух и атмосферу. Позже начинают выполнять упражнения дома, с другими детьми и взрослыми. В период адаптации ребенка очень важно, чтобы родители сами занимались и получали удовольствие от занятия, интерес родителей притянет и ребенка.

Все ДМШ-упражнения имеют вариации и постепенно усложняются. Необходимо освоить каждую ступеньку и перейти к следующей не торопясь – только так достигаются стабильные результаты. Взрослым надо учиться мыслить позитивно и учить этому своих детей, как на ДМШ-занятиях, так и в жизни. Слова и действия тренера настраивают коллектив на позитивный лад через речь и увлекательные упражнения и игры.

Преодоление сложностей необходимо для раскрепощения и развития. На ДМШ-занятиях взрослые постепенно возвращают ребенка в сложные для него ситуации до тех пор, пока они не станут для ребенка известными, спокойными и приятными.

Ребенок может делать упражнения как сам, так и со своим или другим взрослым, при этом все взрослые помогают ему в этом общении. В ДМШ есть много коллективных упражнений для социализации и оттачивания навыков общения.



Главный критерий правильности выполнения упражнений – это удобство и комфорт. На занятиях участники учатся динамическому расслаблению – умению двигаться эффективно, используя только минимум мышц, работа которых необходима в данный момент. Нужно научиться найти удобное положение, т.е. наиболее простой и эффективный выход из ситуации, это помогает и в жизни, и в развитии.

На ДМШ-занятиях используется несколько видов интеграции ребенка в общество: каждого члена семьи – в свою семью, всей семьи – в коллектив, родителей – в мир игры и детства, детей с особенным развитием – в социум, новые двигательные и психологические навыки. Занятия лучше посещать всей семьей. Такая форма занятий дает возможность всем участникам выйти на новый уровень межличностных отношений, увеличить чувствительность и доверие друг к другу.

Ребенок учится преодолевать сложности, обязательно доводя задания до конца. Чтобы упражнение оказалось для ребенка посильным, сначала его выполняет кто-то из родителей, начиная с легкого варианта. Завершаем упражнение на успехе. Важно фиксировать свершения, даже маленькие законченные дела – замечать и радоваться. Теперь ребенок готов к дальнейшему развитию и новым задачам.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото: http://seasons-project.ru/

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Наталья Вербицкая

Руководитель Монтессори-центра «Бусинки», Монтессори-Школы "Буквица", тренер Детской Мягкой Школы, г. Челябинск

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Грация Х. Фрешко

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»

Наталья Андрущенко

Занятия с монтессори-терапевтом: кто и когда обладает на них свободой выбора?

Елена Хилтунен

Трава в банке – весенний дизайн

Шалва Александрович Амонашвили

Том Сойер против стандартизации

Про вечер историй, химические опыты, и куда исчезли детские игры. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для родителей

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »