«Учи только тому, что умеешь сам»
Наталья Вербицкая
• повысить самооценку ребенка и родительскую компетентность взрослого;
• снизить агрессию, гиперактивность, тревожность;
• избавиться от страхов и комплексов;
• социализировать ребенка и развить его навыки общения;
• детям со специальными потребностями научиться справляться со своими индивидуальными трудностями.
Школа повысит доверие к родителям и компенсирует недостаток внимания, эмоционального и тактильного начала в воспитании детей.
На занятиях ДМШ работа идет с телом, это взаимодействие детей и взрослых, членов семьи друг с другом, без посторонних предметов, средой является спортивный зал и другие люди.

Для здоровых детей. На занятиях ДМШ дети становятся более раскрепощенными и уверенными в себе, быстро учатся хорошо управлять своим телом, следить за собственной безопасностью. Чем сложнее движение, чем более гибкое тело, тем более сложные операции обрабатывает мозг и быстрее идет гармоничное развитие ребенка.
Для детей с особенным развитием. Программа ДМШ первоначально создавалась для детей со специальными потребностями. Сейчас это программа для всех детей. ДМШ рекомендуют инклюзивно вводить в группы здоровых детей, детей с особенностями. Для здоровых – это расширение кругозора и социализация в кругу любых детей, принятие детей, отличных от них, как физически, так и умственно, нахождение общего языка и т.д. Для детей с особенным развитием – побыть в обществе здоровых, пообщаться, почувствовать себя «как все».
Здесь не требуется точности исполнения упражнений, предлагаемых тренером. Родителям по согласию с ребенком можно заменить упражнение другим, близким по смыслу, предложить ребенку поменяться с мамой или папой ролями. Можно просто посидеть и посмотреть на других. Вовлечение в работу происходит через пробуждение интереса, без слова «надо». Здесь не пытаются учить, а получают удовольствие.
Простой и важный принцип ДМШ – «Учи только тому, что умеешь сам». Маленькие дети привязаны к родителям. Они только учатся общению с другими детьми. До 7 лет они учатся преимущественно через подражание и смотрят в первую очередь на родителей – больше, чем на тренера. Бывают дети, которые до 3 месяцев только наблюдают за тренировкой и не участвуют в самом занятии, но впитывают общий дух и атмосферу. Позже начинают выполнять упражнения дома, с другими детьми и взрослыми. В период адаптации ребенка очень важно, чтобы родители сами занимались и получали удовольствие от занятия, интерес родителей притянет и ребенка.
Все ДМШ-упражнения имеют вариации и постепенно усложняются. Необходимо освоить каждую ступеньку и перейти к следующей не торопясь – только так достигаются стабильные результаты. Взрослым надо учиться мыслить позитивно и учить этому своих детей, как на ДМШ-занятиях, так и в жизни. Слова и действия тренера настраивают коллектив на позитивный лад через речь и увлекательные упражнения и игры.
Преодоление сложностей необходимо для раскрепощения и развития. На ДМШ-занятиях взрослые постепенно возвращают ребенка в сложные для него ситуации до тех пор, пока они не станут для ребенка известными, спокойными и приятными.
Ребенок может делать упражнения как сам, так и со своим или другим взрослым, при этом все взрослые помогают ему в этом общении. В ДМШ есть много коллективных упражнений для социализации и оттачивания навыков общения.

Главный критерий правильности выполнения упражнений – это удобство и комфорт. На занятиях участники учатся динамическому расслаблению – умению двигаться эффективно, используя только минимум мышц, работа которых необходима в данный момент. Нужно научиться найти удобное положение, т.е. наиболее простой и эффективный выход из ситуации, это помогает и в жизни, и в развитии.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016