Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Мария МонтессориНаучная педагогика. Том 1.
«Дом ребенка. Метод научной педагогики»
Изд. «Народная книга», 2015
Почему детям не подходит плетение?
Отличие ручного труда от ручной гимнастики заключается в том, что цель гимнастики – упражнение рук, а цель ручного труда – выполнение работы, представляющей собою или стимулирующей общественно полезное занятие. Тот и другой труд связаны между собою, так как человек совершенствует свою руку для того, чтобы создавать полезный продукт.После недолгого опыта я сочла за лучшее отменить фребелевские плетение и вышивание по картону, так как они мало приспособлены к физиологическому состоянию зрительных органов ребенка, у которого способность аккомодации глаза не достигла полного развития. Следовательно, эти работы вызывают напряжение глаза, роковым образом влияющее на развитие зрения. Другие фребелевские упражнения, например складывание бумаги, являются скорее упражнениями руки, а вовсе не работой.
Остается еще пластика или лепка – самое рациональное из всех упражнений Фребеля. Ребенку предлагают лепить предметы из глины.
Однако, сообразуясь с системой свободы, предложенной мною, я не люблю заставлять детей копировать что бы то ни было. Давая детям глину для работы по их вкусу, я не рекомендую им производить полезную работу. Точно так же я не преследую при этом воспитательных целей, ибо лепка, как покажу ниже, служит только для изучения психической индивидуальности ребенка в ее самопроизвольных проявлениях, но не для воспитания.
Вот почему я решила в виде опыта ввести в Доме ребенка интересные работы по замыслу талантливого художника проф. Рандоне, основавшего «Воспитательно-художественную Школу». Эта школа возникла одновременно с Обществом молодежи, называемым «Giovinezza Gentile» – «Деликатная молодежь». И Школа и Общество развивают у молодежи бережное отношение к окружающей среде – предметам, зданиям, памятникам. Это считается важной частью гражданского воспитания.
А наш Дом ребенка тоже ставит основной целью развитие уважения к стенам, к дому, к окружающей обстановке.
Школа гончарного искусства профессора Рандоне
Профессор Рандоне с полным основанием решил, что общество «Giovinezza Gentile» не может исходить из бесплодной теоретической пропаганды начал гражданственности или из моральных обещаний детей, но что надо отталкиваться от художественного воспитания, которое заставит детей ценить, любить, а следовательно, и уважать предметы, в особенности же памятники и исторические здания. Следовательно, «Воспитательно-художественная Школа» вдохновляется широкой художественной идеей и включает такие воспитательные приемы, как воспроизведение предметов, встречающихся в нашей обстановке, знакомство с историческим и доисторическим развитием их производства, иллюстрация главных гражданских памятников, которые в Риме в значительной мере состоят из археологических монументов.Для достижения этой цели проф. Рандоне поместил свою замечательную школу у входа в одну из самых высокохудожественных частей римских стен, а именно, у стены Велизария, господствующей над виллой Гумберта I. На стену, совершенно заброшенную
властями и гражданами, Рандоне устремил свои заботы, украсив ее снаружи красивым садом, а внутри поместив свою Художественную школу.
Здесь Рандоне счастливо пытался воскресить и преобразовать в новой форме искусство, некогда составившее славу всей Италии, а особенно Флоренции – гончарное искусство, искусство выделки ваз, сосудов и т.п.
Ваза и топор – важнейшие символы цивилизации
Археологическое, историческое и художественное значение вазы огромно, и изу-чение этой области искусства может сравниваться только с нумизматикой. В самом деле, первый предмет, в котором испытало потребность человечество, была ваза, сосуд. Он появился на свет одновременно с утилизацией огня и до открытия его добычи. Первая пища человека была сварена в гончарном сосуде.С этнологической точки зрения, важнейшим критерием цивилизации первобытного народа является степень совершенства, достигнутого им в гончарном искусстве. Ваза в домашней жизни и топор в общественной – первые священные символы, которые мы находим в доисторическую эпоху. Они являются первыми религиозными символами, связанными с храмами и с культом мертвых. Даже современные религии хранят священные вазы в своих святая святых.
Народы, достигшие высокого культурного развития, проявляют свое художественное чувство и эстетический вкус в вазах, достигших бесконечного разнообразия форм, о чем свидетельствует искусство египтян, этрусков и греков.
Ваза идет параллельно с историей самого человечества. Кроме культурного и морального значения, ваза имеет значение практическое. Она поддается любому изменению формы, может иметь самые разнообразные украшения и дает полный простор для индивидуального творчества художника.
Когда техника выделки ваз усвоена (эта часть работы усваивается постепенно, под руководством преподавателя), ученик начинает разнообразить их соответственно своему собственному эстетическому вкусу. Кроме того, в школе Рандоне учат работать на гончарном круге, а также составлять смесь для промывания майоликовой посуды и обжигать ее в печи, – вид ручного труда, вводящий в область промышленного производства.
Кирпичные домики. Гончарный круг
Другая форма труда в «Воспитательно-художественной Школе» – это выделка маленьких кирпичиков, их обжигание в печи и сооружение миниатюрных стен тем способом, какой применяют каменщики при постройке домов. Кирпичики скрепляют известкой при помощи лопаточки. После простого сооружения стен – весьма занятная работа для детей, с удовольствием накладывающих кирпичик на кирпичик, ряд на ряд – дети переходят к постройке настоящих домиков, сперва прямо на земле, а затем на настоящих фундаментах, для чего они предварительно роют ямы маленькими кирками и лопатами. Эти домики имеют отверстия, соответствующие окнам и дверям, и на своих фасадах разнообразно украшаются черепичками из блестящей разноцветной майолики. Сами черепички также изготовляются детьми. Таким образом, дети учатся ценить предметы и сооружения, окружающие их, а настоящий, не игрушечный ручной и художественный труд дает им очень полезное упражнение.Вот какой ручной труд я ввела в домах ребенка. После двух-трех уроков маленькие ученики начинают с увлечением заниматься выделкой ваз и тщательно берегут свои произведения, которыми очень гордятся. Из глины они лепят мелкие вещицы, яйца или плоды, которыми наполняют свои вазы. Одна из самых первых работ – простая ваза из красной глины, наполненная яйцами из белой глины. Затем начинают лепить вазы с одним или несколькими носиками, узкогорлые вазы, вазы с ручкой, треножники, амфоры.
Дети в возрасте пяти или шести лет приступают к работе на гончарном круге. Но всего больше занимает детей постройка стен из кирпичиков. Как они радуются, когда целый домик, результат их собственных трудов, вырастает рядом с участком, на котором они, также собственными заботами, разводят свой сад!
Так детский возраст повторяет главные работы первобытного человека, который, перейдя от кочевого к оседлому образу жизни, потребовал от земли ее плодов, построил себе жилище и изобрел сосуды для варки пищи.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (48) 2015 г.