«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

Пётр Фёдорович Ка́птерев
Чтение трудов замечательного русского педагога Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) организовал на своих страницах журнал «Лидеры образования».  В новом времени бывает неожиданно трепетно взять с полки старинную книгу и, к своему удивлению, обнаружить  почти космическое единение мыслей людей, живших в совершенно разные эпохи.

Студенты его называли "Зубром"

В конце XIX века  сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика не искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Сегодня Каптерев известен больше профессионалам, поскольку ввел в обиход широко используемые понятия «педагогическая психология» и «педагогический процесс». Но многие его идеи звучат по-прежнему свежо и актуально не только для педагогов, но и для родителей. Иначе не прозвучали бы так отчетливо и пронзительно слова недавно облетевшего нашу страну Манифеста «Гуманистическая педагогика».

Давайте вместе с журналом «Лидеры образования» будем читать исторические страницы трудов Петра Федоровича Каптерева, чтобы лучше понимать, что происходит в нашем образовании сегодня.   

http://pedsovet.org/leaders/

Ощущение-понимание-действие

Если учитель знает, как происходит в мозге ребенка усвоение новых знаний, он может помочь этому процессу. По Каптереву, процесс обучения проходит через три стадии: ощущение – понимание – действие. У детей более заметны первая и третья стадия, они как будто начинают действовать, не успев подумать. У взрослых самая рельефная – вторая стадия, переработка ощущений. Вот почему обучение детей должно быть связано с «потрогать», «увидеть», «услышать». Каптерев подчеркивал: деятельность органов внешних чувств есть родина нашего ума. Поэтому исключительно важны творческие занятия – рисование, гимнастика, игры, работы из глины, картона, ремесленные занятия.

Само-...

Обучение не передача суммы знаний, воспитание не передача культуры, объясняет Каптерев. Самый большой грех школы – требование овладеть гигантским, мало связанным между собой материалом. В то время как она должна учить методам самообразования, саморазвития, самовоспитания. Только собственными усилиями человек может воспринять, усвоить культуру. Каптерев предлагает ориентироваться не на результат обучения, а на его процесс, на то, «что совершается в душе учащегося, что он переживает внутри себя, работает ли он над своим усовершенствованием или нет». 

Саморазвитие – ключевое понятие для Каптерева. Он считал его естественным свойством человека, заметным уже в раннем детстве. У родителей не всегда выходит во всем руководить детьми, это получается только тогда, когда уроки и внушения соответствуют склонностям ребенка, а от остальных он уклоняется, «не слушается». Так ребенок бессознательно становится на путь саморазвития и самовоспитания. В традиционной школе на этом пути появляются препятствия... В связи с этим нет другого выхода, как индивидуализация обучения. Обязательные учебные курсы должны быть минимальными, основное время дети должны тратить на изучение предметов по выбору, на факультативные занятия, на участие в кружках. 

Позади паровоза

Каптерев снова и снова подчеркивал, что воспитание должно опираться на человеческую природу. Гони природу в дверь – она влетит в окно.

Во-первых, надо смотреть на особенности каждого возраста – на господствующие в это время интересы, стремления, душевное состояние детей. Во-вторых, на индивидуальную наследственность каждого ребенка. 

Вряд ли Каптерев одобрил бы обучение чтению в два года или высшей математике в семь. Попытка развивать ребенка быстрее, чем это предусмотрено природой, может вызвать деструктивные процессы. Педагог должен не бежать впереди паровоза, а следовать за учеником. 

Каптерев считал, что ребенок, даже самый маленький, – это уже личность, а не бесформенный материал, из которого педагог может вылепить (или выстрогать) что угодно. В то же время, по мнению Каптерева, невозможно сидеть сложа руки и смотреть, как «саморазвиваются» дурные стороны в человеке. Природа наша несовершенна, и педагог должен стремиться сделать ее лучше и краше – согласно педагогическому идеалу (о котором – ниже).

Как бороться с недостатками?

Каптерев дает ответ в духе идеологии непринуждения: «Запретить проявляться недостатку нельзя: он есть свойство организма, а потому будет проявляться; как-нибудь сразу его уничтожить тоже нельзя: нет к тому никаких средств. Поэтому ничего более не остается, как постепенно ослаблять его и таким путем мало-помалу приводить его к уничтожению. Как ослаблять недостаток? Для этого есть только одно средство – не упражнять недостатки,  а так устроить всю обстановку личности, чтобы недостатку не было практики, чтобы в нем не было нужды, чтобы он не вызывался к деятельности. Наоборот, нужно постоянно возбуждать, развивать и укреплять хорошие свойства и их силой заглушать недостаток».

Таланты и середняки

По наблюдениям Каптерева, не все дети одинаково нуждаются в воспитании взрослых. Больше всего – дети со средними способностями, у которых есть что «подправить, развить, укрепить, нечто ослабить, сократить, умерить, а иному дать другое направление». 
Талантливые же дети сами себя воспитывают.

Учителям остается удовлетворять их индивидуальные запросы и руководить их самообразованием. 

Патриот во второй фазе

Несмотря на то, что он не ставил, как Ушинский, народность во главу угла, связи воспитания с национальными особенностями Каптерев не отрицал. Он считал «воспитание доблестей в пределах национальности, государства» второй фазой – фазой патриотизма. Первая же, высшая, фаза – воспитание общечеловеческих благожелательных чувств, объемлющих все человечество, все народы как членов одной семьи». 

Национальный идеал не должен заслонять собой педагогический, подчеркивал ученый. Каптерев писал о деликатности патриотического воспитания. Ему претило, что, искусственно насаждаемое, оно делает педагогику, по его выражению, государственно-чиновничьей. 

«Правительства часто требуют от школ, чтобы на уроках истории, литературы и географии учащимся внушался патриотизм. Но такое требование есть посторонняя примесь к указанным предметам и выполнение его, скорее, может ослаблять, чем усиливать, патриотическое настроение. Все признают, что тенденциозно-нравоучительные детские рассказы самые плохие и наименее способные укреплять нравственное чувство детей; лучше те, в которых мораль не привязана искусственно к рассказу, а заключена в самой сущности передаваемого действия. То же нужно сказать и про указанные предметы: они не средство для выжимания патриотизма, а отрасли знания».

Педагогический идеал

Кого воспитываем? Во-первых, доброго общественника. Это свойство Каптерев считал общечеловеческим и самым важным для человеческого общежития. Дети должны становиться членами разных обществ, товариществ (по свободному выбору) и учиться действовать сообща. Добрый общественник умеет сочетать свои интересы с интересами других, а участвуя в общем деле, проникается уважением к самому себе. Отсюда естественным образом возникает уважение к другим. 

Во-вторых, человека, способного к самодеятельности, инициативе. «Воспитание должно быть построено таким образом, чтобы этому свойству был предан полный простор». Каптерев подчеркивал, что ребенок, как и любой человек, должен обладать определенными правами, в частности свободно и гласно высказывать свои мнения (иначе из него выйдет не добрый общественник, а покорная овца в стаде). Педагог последнее, что должен делать, – это подавлять индивидуальность. Ему следует всячески поощрять проявления критического ума, который ничего не принимает на веру, все исследует и анализирует.

Эврика! Эвристика!

В школе вырабатываются характер и мировоззрение детей – благодаря умственному труду, точнее – самостоятельному умственному труду. Укрепить и развить интерес к «умственной самодеятельности» возможно, по мнению Каптерева, только эвристическими методами обучения: детям не нужно подносить готовые знания на блюдечке, пусть сами строят гипотезы, ищут ответы на вопросы, анализируют, обобщают.

Все в сад

Каптерев был уверен в пользе детских садов, если они правильно организованы, то есть не похожи на школу с ее более строгими порядками. Если детей никто не принуждает к определенным занятиям, а они сами их выбирают по своему вкусу и склонностям, если большую часть времени они заняты играми со своими товарищами. Воспитательнице Каптерев отводит роль помощницы. Куда дети – туда и она, а не наоборот. 

Свобода

Каптерев стоял за автономию образовательных учреждений и при царском, и при большевистском режимах. Педагогический процесс должен развиваться согласно своей собственной природе, и ему не должны ставить дополнительные задачи ни государство, ни церковь, ни «сумасшедшие родители». «Школа не занимается политической пропагандой, как и религиозной». Педагог может рассказать о своих политических или религиозных взглядах и убеждениях, но он должен при этом объяснить, что другие люди имеют другие взгляды и убеждения и в полном праве руководствоваться ими в своей деятельности. «На чьей стороне находится истина – неизвестно; всего вероятнее, ни на чьей: в искренних, честно составленных убеждениях обыкновенно перемешивается истина с ложью, благие порывы – с ограниченностью человека». Школа нуждается в автономии и в другом смысле. Если общество доверяет детей педагогам, то оно не должно чрезмерно их контролировать. 

Директор школы, по мысли Каптерева, не единолично решает все школьные дела, а имеет голос как один из членов совета школы. Чувствуя себя независимыми, педагоги смогут воспитывать критическое мышление в детях. 

Свобода школы – это разнообразие предложений для учеников. Здесь у Каптерева есть смелое предложение: «Самое большее, что можно сделать в рассматриваемом отношении, – это так устроить школы, чтобы они были в состоянии предлагать каждому все, что только можно было пожелать по части образования. В настоящее время школы говорят учащимся: непременно учись тому-то и тому-то. Но можно представить себе положение учащихся и школ в совершенно другом виде: учащиеся приходят в школу и заявляют, что они хотят учиться тому-то и тому-то, а школы удовлетворяют их желания». 

Сами школы тоже должны быть максимально разными. Даже если какой-то путь в образовании оказался очень хорошим и эффективным, неразумно следовать по нему всем. Наоборот, нужно искать новые пути, экспериментировать, создавать опытные школы, педагогические лаборатории. Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Пётр Фёдорович Ка́птерев

(1849 — 1922) — российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Каков должен быть материал по количеству и качеству

Екатерина Сорокина

Ребенок – он просто живой! Он есть!

Рустам Курбатов

Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики

Мария Монтессори

Как давать урок

Елизавета Тилли

Что если составить профайл (profile) темперамента ребенка? И не забыть о своем темпераменте!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »