«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Боремся с природными кризисами или помогаем детям их преодолеть?

Павел Шиварев
В жизни каждой семьи с маленькими детьми бывают как более спокойные периоды, так и более бурные. Последние психологи называют кризисами. Один из них – кризис трех лет. Непонимание его сути (а кризис – процесс естественный, природный) ведет к большому числу ошибок и проблем, которых можно было бы избежать. Как помочь детям пережить кризис трех лет средствами монтессори-педагогики? Об этом рассказывает автор статьи на примере работы детей в монтессори-среде частного детского сада монтессори-школы «Марко Поло».

«Прекрасная троица»: негативизм, своеволие и протест-бунт

Негативизм означает одну простую вещь – что бы вы ни говорили ребенку, он будет стремиться сделать прямо наоборот! И это не просто непослушание. Непослушным ребенок был и раньше, отказываясь делать то, чего ему не хочется, или продолжая делать то, что хочется.

Тут другое: важно не то, что сказали делать, а то, КТО сказал. Хуже того, нередко из стремления противоречить ребенок отказывается даже от того, что он любит и хочет,  просто потому, что …. ВЫ успели ему это предложить.

Особенность негативизма в том, что он избирателен: т.е. ребёнок не вообще всем взрослым противоречит, а какому-то конкретному, при этом другим он может быть достаточно послушен.

Своеволие означает, что наступает «замечательное время», когда маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным.

Что касается протеста-бунта, ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания – он начинает протестовать.

Конечно, своевольными бунтарями-негативистами легко манипулировать, их легко обхитрить, обмануть, переиграть. Вот только в воспитании ребенка я бы не стал так делать, особенно, если вы не хотите вырастить манипулятора.


Как мы «боремся» с негативизмом, своеволием и бунтарством в монтессори-среде?

Прежде всего, мы с ними… не боремся. Вместо того чтобы давить на ребенка, мы учим его самостоятельно принимать решения. И это не только избавляет от необходимости бороться с негативизмом, но и развивает одно очень важное умение – умение делать выбор. А это путь к самой большой свободе – внутренней.

«Гадкая парочка» – упрямство и деспотизм

Это четвертый и пятый признаки кризиса 3 лет.

Упрямство вроде слово более понятное. Но все же тут важны детали. Хотя формула упрямства проста: «или по-моему, или никак».

Итак, если ребенок требует чего-то не потому, что ему это сильно нужно, а, скажем так, «из принципа», потому что «уж если я чего решил…», это упрямство.

Как вы думаете, почему ребенок, который так орал, что хочет, чтобы вы ему купили машинку, теряет к ней интерес через пару минут? Ему точно машинка была нужна? Или важно было на своем настоять? А иной раз ребенок и сам не рад, и готов был бы согласиться с вами, но уже не может. Престиж…

Крайняя степень упрямства – деспотизм, когда ребенок ведет себя как «маленький тиран», стремясь проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами и пытаясь стать «хозяином».

Говорят, на «упрямых воду возят». Ирония в том, что мы часто возводим упрямство чуть ли не в добродетель – дескать, научится добиваться своего, станет настойчивым и упорным. На мой взгляд, не стоит этого делать. Есть разница между упорством и упрямством. Большая разница.


Как мы преодолеваем  упрямство и деспотизм в монтессори-среде?

Для каждого учебного материала, который находится в среде, есть свои правила работы с ним. И именно следование этим правилам позволит решить задачу, почувствовать себя успешным, уверенным, самостоятельным.

Более того, материалы содержат так называемый «контроль ошибок», т.е., работая с ним, ребенок может сам проанализировать полученный результат, увидеть, в чем была ошибка, и добиться безошибочного выполнения задания, развивая самостоятельность и логическое мышление.

По большому счету среда постоянно побуждает ребенка добиваться результата, добиваться успеха. Так упрямство трансформируется в упорство, когда ты учишься последовательно и четко доводить дело до конца – до результата, до победы.

А еще в монтессори-среде каждый материал представлен только в одном экземпляре. И это не потому, что нам денег или места на второй не хватило, а потому, что при правильном подходе это удивительным образом позволяет учиться терпеть и договариваться, ждать и уступать. Замечательные качества для «начинающего тирана», не правда ли?

Признак шестой – строптивость

Строптивость – это своеобразный бунт против норм воспитания. На что направлена строптивость? Да на все! Коротко: нет, и все, не хочу и не буду!

Как мы работаем со строптивостью в монтессори-среде?

Отчасти преодолевать строптивость позволяет та же идея – мы учим ребенка принимать решения. Но тут важен еще один момент – принцип, который определяет нашу жизнь. Этот принцип звучит так: «у нас тут такие правила». 

Свобода в монтессори-среде – это не вседозволенность. Существуют правила, и они нерушимы, не зависят от твоего упрямства. Однако тут самое важное, что ребенок соглашается с тем, что это справедливые правила, и принимает их сам заранее и навсегда. Более того, эти правила таковы, что малыши с детства учатся вежливости, уважительному и бережному отношению друг к другу, трудолюбию и готовности прийти на помощь, когда об этом просят.

Признак седьмой – обесценивание

Обесценивание выражается в том, что то, что раньше имело ценность для ребенка, может потерять ее. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Ребенок не стал плохим! Дело в том, что ценности не разрушились, они укрепляются, переосмысляются заново. Вот это и надо поддержать.

Как мы это делаем в монтессори-среде?

Конечно, обесценивание можно увидеть как одно из проявлений строптивости, и так же, как и в случае со строптивостью – четкие нерушимые правила тут очень важны, но есть еще два очень важных момента:

– во-первых, в монтессори-подходе отсутствует внешняя оценочная система, что позволяет перестать обесценивать и начать развивать собственную, внутреннюю систему оценок и мотивацию к познанию, а не ориентироваться на внешнюю оценку и похвалу;

– во-вторых, у нас есть круг – место и время, где мы учим маленького бунтаря вспоминать, что он делал, делиться своими переживаниями, эмоциями, открытиями. Учить видеть то, что все это важно.

Вместо послесловия

9 лет существует в Калининграде частный детский сад монтессори-школа «Марко Поло». И все, что было написано выше о возможностях среды, позволяет детям не только успешно преодолевать кризисный возраст. Группа разновозрастная, и в одном пространстве встречаются дети от 3 до 6 лет, что позволяет создать условия, в которых младшие учатся у старших, а старшие учатся заботиться о младших. И это очень трогательно…

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (59) 2017

Фото с сайта

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Павел Шиварев

Учредитель и директор (НОУ ДОД Монтессори-школа "Марко Поло" и организатор семейной (не)школы г. Калининград

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Ольга Петрова

Наблюдения и открытия

Елена Хилтунен

Финский аттестат об образовании в начальной школе. Ничего общего с Российским!

Анна Бронникова

О детской импровизации без указаний и репетиций

Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

Оксана Иванова

Загадка пробуждающегося разума

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »