Боремся с природными кризисами или помогаем детям их преодолеть?
Павел Шиварев
В жизни каждой семьи с маленькими детьми бывают как более спокойные периоды, так и более бурные. Последние психологи называют кризисами. Один из них – кризис трех лет. Непонимание его сути (а кризис – процесс естественный, природный) ведет к большому числу ошибок и проблем, которых можно было бы избежать. Как помочь детям пережить кризис трех лет средствами монтессори-педагогики? Об этом рассказывает автор статьи на примере работы детей в монтессори-среде частного детского сада монтессори-школы «Марко Поло».
«Прекрасная троица»: негативизм, своеволие и протест-бунт
Негативизм означает одну простую вещь – что бы вы ни говорили ребенку, он будет стремиться сделать прямо наоборот! И это не просто непослушание. Непослушным ребенок был и раньше, отказываясь делать то, чего ему не хочется, или продолжая делать то, что хочется.
Тут другое: важно не то, что сказали делать, а то, КТО сказал. Хуже того, нередко из стремления противоречить ребенок отказывается даже от того, что он любит и хочет, просто потому, что …. ВЫ успели ему это предложить.
Особенность негативизма в том, что он избирателен: т.е. ребёнок не вообще всем взрослым противоречит, а какому-то конкретному, при этом другим он может быть достаточно послушен.
Своеволие означает, что наступает «замечательное время», когда маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным.
Что касается протеста-бунта, ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания – он начинает протестовать.
Конечно, своевольными бунтарями-негативистами легко манипулировать, их легко обхитрить, обмануть, переиграть. Вот только в воспитании ребенка я бы не стал так делать, особенно, если вы не хотите вырастить манипулятора.
Как мы «боремся» с негативизмом, своеволием и бунтарством в монтессори-среде?
Прежде всего, мы с ними… не боремся. Вместо того чтобы давить на ребенка, мы учим его самостоятельно принимать решения. И это не только избавляет от необходимости бороться с негативизмом, но и развивает одно очень важное умение – умение делать выбор. А это путь к самой большой свободе – внутренней.
«Гадкая парочка» – упрямство и деспотизм
Это четвертый и пятый признаки кризиса 3 лет.
Упрямство вроде слово более понятное. Но все же тут важны детали. Хотя формула упрямства проста: «или по-моему, или никак».
Итак, если ребенок требует чего-то не потому, что ему это сильно нужно, а, скажем так, «из принципа», потому что «уж если я чего решил…», это упрямство.
Как вы думаете, почему ребенок, который так орал, что хочет, чтобы вы ему купили машинку, теряет к ней интерес через пару минут? Ему точно машинка была нужна? Или важно было на своем настоять? А иной раз ребенок и сам не рад, и готов был бы согласиться с вами, но уже не может. Престиж…
Крайняя степень упрямства – деспотизм, когда ребенок ведет себя как «маленький тиран», стремясь проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами и пытаясь стать «хозяином».
Говорят, на «упрямых воду возят». Ирония в том, что мы часто возводим упрямство чуть ли не в добродетель – дескать, научится добиваться своего, станет настойчивым и упорным. На мой взгляд, не стоит этого делать. Есть разница между упорством и упрямством. Большая разница.
Как мы преодолеваем упрямство и деспотизм в монтессори-среде?
Для каждого учебного материала, который находится в среде, есть свои правила работы с ним. И именно следование этим правилам позволит решить задачу, почувствовать себя успешным, уверенным, самостоятельным.
Более того, материалы содержат так называемый «контроль ошибок», т.е., работая с ним, ребенок может сам проанализировать полученный результат, увидеть, в чем была ошибка, и добиться безошибочного выполнения задания, развивая самостоятельность и логическое мышление.
По большому счету среда постоянно побуждает ребенка добиваться результата, добиваться успеха. Так упрямство трансформируется в упорство, когда ты учишься последовательно и четко доводить дело до конца – до результата, до победы.
А еще в монтессори-среде каждый материал представлен только в одном экземпляре. И это не потому, что нам денег или места на второй не хватило, а потому, что при правильном подходе это удивительным образом позволяет учиться терпеть и договариваться, ждать и уступать. Замечательные качества для «начинающего тирана», не правда ли?
Признак шестой – строптивость
Строптивость – это своеобразный бунт против норм воспитания. На что направлена строптивость? Да на все! Коротко: нет, и все, не хочу и не буду!
Как мы работаем со строптивостью в монтессори-среде?
Отчасти преодолевать строптивость позволяет та же идея – мы учим ребенка принимать решения. Но тут важен еще один момент – принцип, который определяет нашу жизнь. Этот принцип звучит так: «у нас тут такие правила».
Свобода в монтессори-среде – это не вседозволенность. Существуют правила, и они нерушимы, не зависят от твоего упрямства. Однако тут самое важное, что ребенок соглашается с тем, что это справедливые правила, и принимает их сам заранее и навсегда. Более того, эти правила таковы, что малыши с детства учатся вежливости, уважительному и бережному отношению друг к другу, трудолюбию и готовности прийти на помощь, когда об этом просят.
Признак седьмой – обесценивание
Обесценивание выражается в том, что то, что раньше имело ценность для ребенка, может потерять ее. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Ребенок не стал плохим! Дело в том, что ценности не разрушились, они укрепляются, переосмысляются заново. Вот это и надо поддержать.
Как мы это делаем в монтессори-среде?
Конечно, обесценивание можно увидеть как одно из проявлений строптивости, и так же, как и в случае со строптивостью – четкие нерушимые правила тут очень важны, но есть еще два очень важных момента:
– во-первых, в монтессори-подходе отсутствует внешняя оценочная система, что позволяет перестать обесценивать и начать развивать собственную, внутреннюю систему оценок и мотивацию к познанию, а не ориентироваться на внешнюю оценку и похвалу;
– во-вторых, у нас есть круг – место и время, где мы учим маленького бунтаря вспоминать, что он делал, делиться своими переживаниями, эмоциями, открытиями. Учить видеть то, что все это важно.
Вместо послесловия
9 лет существует в Калининграде частный детский сад монтессори-школа «Марко Поло». И все, что было написано выше о возможностях среды, позволяет детям не только успешно преодолевать кризисный возраст. Группа разновозрастная, и в одном пространстве встречаются дети от 3 до 6 лет, что позволяет создать условия, в которых младшие учатся у старших, а старшие учатся заботиться о младших. И это очень трогательно…
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (59) 2017
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.