Загадка пробуждающегося разума
Оксана Иванова
Вряд ли когда-нибудь утихнут споры о том, что есть педагогика: наука или
искусство. Но то, что Мария Монтессори считала ее именно наукой –
неоспоримо. Нейропсихология столетней давности вряд ли могла ответить
на все вопросы, возникавшие у М. Монтессори в процессе живых наблюдений
жизни детей. Эта статья – попытка современного Монтессори-педагога
практика приоткрыть загадочное явление детского пробуждающегося разума, о
котором писала Мария Монтессори.
"Не ищите чудес, их нет. Ищите знание - оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, – всё только та или иная часть знания".
К.Е. Антарова
Ребенок абсорбирует знания не так, как взрослые
В своей итоговой работе «Разум ребенка» (1952 г.) Мария Монтессори восхищается даром, которым природа наделила ребенка. Этот божественный подарок выдающийся итальянский педагог и психолог назвала «абсорбирующим разумом». Исследования способов познания мира и наблюдения за детьми, длившиеся на протяжении сорока лет в разных странах и культурах, привели М. Монтессори к убеждению, что все без исключения дети обладают способностью «абсорбировать» культуру и впитывать её в собственный разум. Как получается, что ребенок вбирает в себя всё, что его окружает: язык, привычки, обычаи, религиозные установки? Удивительно, что это свершение достигается без особых на то усилий, всё происходит неосознанно! И почему взрослые теряют это волшебное свойство мозга?
Помощь в жизни, а не навязывание фактов, мыслей и слов
Феномен, открытый в ходе многократных опытов, М. Монтессори объясняет особым типом психики и ментальности, присущих ребенку. «Умственные способности взрослых не позволяют им достичь того, чего достигает ребенок. Для овладения речью требуется совершенно иная форма умственных способностей. Она-то и имеется у ребенка: его тип разума отличается от нашего. Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. В его разуме совершается некий химический процесс. Взрослые выступают в роли реципиентов: впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У ребенка же, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Они как бы воплощаются в нём.
При помощи абсорбции всего, что его окружает, ребенок создаёт собственную «умственную плоть». Мы назвали это «абсорбирующим разумом». [М. Монтессори, 1997;34]. Такой тип разума характерен для ребенка до определенного возраста, а именно, с точки зрения М. Монтессори, до шести лет. Далее «одна психическая индивидуальность человека прекращает существование и на её месте возникает другая».
Открытие в ребенке абсорбирующего разума позволило М. Монтессори совершить революцию в системе воспитания и образования. Стало понятнее, почему первый период развития человека так важен. Задачу своей педагогики Монтессори определила как «помощь в жизни ребенка, в психическом развитии человека, а не навязывание фактов, мыслей и слов, которые малыш должен запомнить». Необходимо создавать среду, в которой малыш, наделенный огромной созидательной энергией, будет развиваться сообразно заложенным природой законам. «Это новый путь, новое направление обучения: помогать разуму в разнообразных процессах его развития, поддерживать его силы и укреплять его бесчисленные возможности» [М. Монтессори 1997;40].
Каждый педагог или психолог, впервые знакомясь с педагогической системой М. Монтессори, прежде всего, изучает механизмы развития ребенка, к числу которых относится и пробуждающийся разум. Мы бываем поражены, насколько глубоки ее выводы, – так часто наш эмпирический опыт подтверждает теорию о том, что знания входят в ребенка в раннем возрасте естественным путём, без специального научения. Сейчас же настал момент, когда мы можем опираться не только на эмпирический опыт и логические умозаключения, но и на исследования ученых-физиков.
На рубеже XX и XXI столетий исследователи, изучающие человеческий мозг, фактически подтвердили и во многом объяснили феномен «впитывающего разума», открытый М. Монтессори. Речь идет, прежде всего, о работах доктора Риммы Лэйбоу [Laibow 1999 and 2002]. Именно она описала последовательность стадий мозговой электрической активности у развивающегося ребёнка.
Необходимо заметить, что мозговая активность человека, регистрируемая при помощи электроэнцефалограмм (буквальное значение слова «электроэнцефалограмма» (ЭЭГ) - «электрическое изображение мозга»), ограничена диапазоном от низкочастотных дельта-волн до высокочастотных бета-волн. При этом на разных этапах развития ребенка преобладают мозговые волны того или иного типа. Как тут не вспомнить о неких химических процессах, происходящих в головном мозге ребенка, на которые интуитивно указывала М. Монтессори.
Так вот оказывается, что в период от рождения до двухлетнего возраста человеческий мозг преимущественно функционирует на наиболее низких частотах от 0,5 до 4 колебаний в секунду (герц). Такие колебания называются дельта-волнами. При этом на фоне дельта-волн у детей могут происходить кратковременные вспышки более высокочастотной мозговой активности. В возрасте от двух до шести лет у ребенка начинает преобладать мозговая электрическая активность более высокой частоты – тете-волны (4-8 герц). Дельта- и тете-волны позволяют запечатлевать в памяти невообразимое множество фактов и моделей поведения. Это тот самый подарок природы, необходимый человеку, чтобы усвоить огромное количество информации и уметь должным образом вписываться в мир, что его окружает. Эволюция наделила наш мозг удивительной способностью «впитывать», таким образом, всю человеческую культуру.
Кто-то еще сомневается в существовании "впитывающего разума" ребенка?
Интересным является факт, что именно в этот «детский» диапазон дельта- и тета-волн стремятся перевести мозговую деятельность своих взрослых пациентов гипнотерапевты – в таком состоянии человек легко внушаем и хорошо поддается программированию.
Позволю себе небольшое отступление. Человеческое общество и нравы социума меняются так быстро, что никакие врожденные, генетически запрограммированные инстинкты не помогли бы ребенку адаптироваться в сложном мире взрослых. Поэтому маленькие дети внимательно наблюдают за тем, что их окружает. Они как губка впитывают каждое слово родителей и на подсознательном уровне усваивают их модели поведения и верования. Если кто-то из нас с недоверием относится к феномену «впитывающего разума», давайте вспомним, как наш собственный ребёнок впервые произнес услышанное от нас «нехорошее» слово. Уверена, вы обратили внимание, как точно он воспроизвел оттенки нашего произношения и интонацию. Более того, он, скорее всего, употребил это слово в правильном контексте. Вот почему мы предлагаем родителям выбрать ответственную позицию по отношению к детям, отвечать за свои слова и образцы поведения, ведь от этого, действительно, зависит степень их будущей культуры.
Взрослея, мы делаемся менее восприимчивыми к внешнему информационному потоку, и в нашей мозговой деятельности начинают всё отчетливее преобладать высокочастотные альфа-волны (8-12 герц), затем бета-волны (12-35 герц). При этом наши органы чувств наблюдают за окружающим миром, а сознание уподобляется зеркалу, отражающему совокупную внутреннюю деятельность, то есть свою «самость». Период естественного вхождения в нас знаний завершен. Впитывающий разум постепенно угасает.
Мы становимся все более сосредоточены на своей внутренней работе. Теперь для новых открытий нам требуются огромные усилия, но хочется верить, что мы искренне благодарны Творцу и Природе за таинственную и могучую силу абсорбирующего разума, которая вела нас в детстве по дороге открытий. «Ребенок наделен великими возможностями. И если мы, действительно, стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей» (М. Монтессори).
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (16) 2009 г.
Фото: интернет-источник