Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!
Лариса Климанова
Мы уже писали в журнале о том, что проектная деятельность в детском саду, если относиться к ней серьезно, мало эффективна, так как малыши пока не могут самостоятельно планировать, осуществлять и, тем более, рефлексировать по поводу своей деятельности. Все это приходится делать взрослым, которые понимают, что дети живут настоящим моментом, для них важно то, чем они заняты сегодня и сейчас. Проектами у нас в последнее время стали называть циклы занятий с детьми или подготовку к праздникам. Но по сути они являются важными образовательными событиями в жизни детей.
Лариса Климанова - монтессори-педагог, Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России
Татьяна Орлова - монтессори-педагог
Елена Сиганькова - монтессори-педагог
Создать визуальный образ
И все же здорово, когда творческая мастерская в детском саду
работает в согласии со всей остальной жизнью группы. Как считает Лариса
Юрьевна Климанова, важно погрузить детей в творческую атмосферу. Работа в
мастерской – это часть любого образовательного события, она
«обслуживает» его, помогает пропустить содержание через руки, создать
визуальные художественные образы, используя различные техники и
материалы.
В нашей группе уже несколько лет работа, связанная с «космическим воспитанием» детей, строится как проектная. (Это совсем не исключает самостоятельной работы детей в уголке Космоса). Поскольку дети маленькие, то планированием содержания занимаются взрослые: основные педагоги готовят темы и материал для проведения кругов и свободной работы по теме в среде, родители помогают детям составлять доклады, преподаватель ИЗО разрабатывает технологии для изодеятельности по темам проекта. Поскольку дети у нас разного возраста, это всегда несколько вариантов работы. Музыкальные занятия тоже связаны с тематикой проекта. Даже наши кулинарные занятия привязываются к общему содержанию. Сейчас мы к окончанию проекта обычно пишем стихотворные тексты, в которых стараемся точно обобщить все, чем группа жила около двух месяцев. В результате такого подхода удаётся достичь эффекта погружения в тему, её всестороннего проживания.
Обычно проект заканчивается праздником, на котором проявляются все знания детей, иногда звучат доклады, проводятся викторины, оказываются востребованными сделанные детьми декорации и герои, их умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.
Проект о насекомых
Итак, решив проводить проект о насекомых, мы собрали детей в кругу и с помощью карточек и фигурок насекомых, которых обычно используются для расширения словарного запаса детей, предложили им вспомнить насекомых, которые они знают. Включили магнитофон и послушали аудиокассету из серии беседы с Чевостиком «Удивительные насекомые».
ИНТЕРЕСНО: У всех насекомых по шесть ног, на каждого человека приходится 200 000 000 насекомых, всего открыто около 1 млн. видов.
Так дети начали узнавать, кто такие насекомые.
Даже самые маленькие могут рассказать, что муравьи живут в муравейнике. И когда приходит время работы в мастерской, мы все вместе изготавливаем муравейник.
Из мятых газет делаем заготовку в форме муравейника. Гипсовый бинт нарезаем кусочками, окунаем в миску с водой и быстро накладываем на неё. После того, как гипс застынет, муравейник раскрашиваем гуашью. Когда краска высохнет, поверхность муравейника покрываем клеем ПВА и посыпаем чаем. Муравейник готов!
В следующий раз занятия в кругу посвящаются внешнему строению насекомых. Дети рассматривают фотографии, карточки, фигурки насекомых и настоящую схему строения, например, осы.
ИНТЕРЕСНО: У всех насекомых тело делится на голову, грудь и брюшко. Конечности крепятся к груди, все внутренние органы находятся в брюшке, на голове расположены антенны, глаза, ротовой аппарат.
В мастерской из проволоки и поролона изготовим муравьев. Берем 3 кусочка проволоки – они превратятся в 6 лапок. Поролоновую колбаску перевязываем в двух местах. Получившиеся голову, грудь и брюшко обклеиваем бумажным скотчем (это хитиновый покров). К груди прикрепляем лапки, к голове – антенны и красим муравья гуашью в коричневый или черный цвет. Из коричневой бумаги, сложенной пополам, вырезаем по шаблону тело муравья. К груди приклеиваем 6 лапок, предварительно сложенных гармошкой.
Теперь разберемся со скелетом насекомых. Во время занятий в кругу дети рассматривают скелет человека, лягушки и крокодила: они немножко похожи. А у насекомых внутри скелета нет. Он – снаружи! Это совсем не похоже на наши представления о скелете.
ИНТЕРЕСНО: Внешний скелет насекомых состоит из твердых подвижных пластинок.
На занятиях в мастерской дети пытаются сделать насекомых из бумаги. Наставницы показывают им технику оригами.
Кузнечика складываем по схеме из квадратных зеленых листочков.
Бабочку сначала вырезаем по шаблону, а затем раскрашиваем и складываем по схеме.
Интересно, чувствуют ли что-нибудь насекомые? Этот вопрос мы обсуждаем с детьми в кругу, сравнивая органы чувств человека и насекомых. Тут-то и выясняется, что вместо носа у насекомых есть антенны (усики), уши у некоторых из них на коленках и на брюшке, вкус можно ощущать и лапками, а глаза могут состоять из тысяч маленьких глазков.
Тем временем в мастерской уже открылась целая выставка насекомых из проволоки и поролона.
Вот Вова сделал жука-оленя. В изготовлении он был похож на муравья, но его особенность – большие красивые рога.
А Анина стрекоза получилась, как настоящая. Из поролона и проволоки – тело, покрашенное гуашью и проволочные лапки. Из толстой прозрачной плёнки – крылья. К голове своей стрекозы Аня приклеила большие круглые блёстки – глаза. Крылья прикрепила степлером.
Дети уже в пятый раз собираются в кругу, чтобы разобраться, как живут насекомые. Разговор зашёл о волшебных превращениях – метаморфозе насекомых. Все рассматривают картинки с изображением жизненного цикла бабочки и выкладывают одну за другой: яйцо – личинка – куколка…
ИНТЕРЕСНО: Полный метаморфоз: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь (бабочки, стрекозы, жуки). Неполный метаморфоз: яйцо – личинка – растущая особь (кузнечики, саранча, богомол). Что если попробовать нарисовать метаморфоз бабочки?
Идём в мастерскую.
Оказывается, взрослые бабочки получаются из симметричных отпечатков гуаши на сложенной пополам бумаге. После высыхания вырезается контур бабочки.
Из зелёной бумаги, сложенной пополам, вырезаем лист. Смешав три кусочка близкого по цвету пластилина, размазываем его по направлению от черенка к краям. Процарапываем прожилки, и лист готов. На него из пшена или бисера выкладываем «яйца бабочек». Вот вам и кладка яиц на листе.
Гусениц делаем из поролоновых колбасок и проволоки. Красим гуашью.
Куколка легко получается из смятого кусочка бумажного скотча. Её можно покрасить акварелью.
Ещё бабочку можно сделать в технике батика. Ткань натягиваем на пяльца, наносим контур сначала карандашом, потом краской для контуров. После высыхания контуров раскрашиваем бабочку красками для ткани, тушью или чернилами.
А вот как делается божья коровка.
Из пластилина делаем заготовку в форме божьей коровки. Гипсовый бинт нарезаем кусочками, окунаем в миску с водой и быстро накладываем на заготовку. После того, как гипс застынет, раскрашиваем гуашью.
Всем известен материал на классификацию насекомых: кузнечики и богомолы – в одну сторону, пчелы, осы, шмели – в другую, а мухи, комары – в третью. Этот материал во время проекта пользуется особой популярностью. Коллективно упражняемся, усевшись в круг.
ИНТЕРЕСНО: Насекомых классифицируют по крыльям.
- Прямокрылые (кузнечик, саранча, богомол).
- Жесткокрылые (жуки).
- Чешуйчатокрылые (бабочки).
- Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели).
- Двукрылые (мухи, комары, слепни).
- Бескрылые (вши).
Техника мокрая акварель
Лист акварельной бумаги смачивается губкой: сначала с гладкой, затем с шершавой стороны. Широкой кисточкой закрываем весь лист акварельной краской, выбранной для фона. Выбирая нужные цвета, рисуем насекомых, цветы и т.д.
Теперь дети знают о насекомых почти все. Старшие могут подготовить доклады о своих любимцах. После обсуждения договорились, что в докладе должны быть:
1) Внешний вид насекомого (размеры и особенности).
2) Где обитает.
3) Метаморфоз.
4) Питание
Что такое доклады?
Старшие готовят доклады во время свободной работы, где им на помощь всегда приходят наставницы. Но могут они работать и дома с родителями, с помощью книг из библиотеки группы.
Даже малыши знают, что насекомые чаще всего живут на лугу. А раз сейчас у нас не лето, то луг можно сделать из бумаги и салфеток. В мастерской для этого все приготовлено.
Основа – кусочки бумажного скотча, наклеенные на ватман. Они создают неровную поверхность. Поролоновыми тампонами наносим синюю и желтую гуашь. Потом вырезаем цветы и траву из цветной бумаги. Стебли цветов – из соломинок для коктейля.
Пушистые объемные цветы получаются из нескольких салфеток. Салфетки посередине нужно скрепить степплером, затем обрезать по кругу и хорошо помять.
Готовую полянку заселяем муравьями, бабочками, кузнечиками и божьими коровками.
Только мы поговорили о бабочках, как София сделала во время круга доклад про Стрекозу, и оказалось, что стрекозы живут не на лугу, а около воды.
Стрекоза
Стрекозы живут на Земле много тысяч лет. У первых стрекоз был размах крыльев до 70 см.
Они хищницы. Яйца откладывают в воду. Личинка стрекозы – наяда. У стрекоз два сердца и пять глаз. Два – огромных фасеточных, в каждом до 3000 маленьких глазков.
Один – посередине лба и ещё два на концах крыльев.
И когда дети пришли на очередное занятие в мастерскую, было решено изготовить пруд. Настоящий, но без воды.
Основа делается в технике рваной аппликации из синей (разных оттенков), фиолетовой, зелёной бумаги. Сверху покрывается прозрачной упаковочной плёнкой.
Камыш. Поролоновые колбаски красятся коричневой гуашью и крепятся на зубочистки и вставляются в трубочки для коктейля. Полоски зелёной бумаги склеивают в кольцо. К этой основе крепят камышинки и листики камыша (нарезанные тонкие полоски темно-зелёной бумаги).
Лилии. Из сложенной пополам зелёной бумаги вырезают листья (можно надрезать по краю и загнуть к верху). Из сложенных пополам листочков белой бумаги двух размеров вырезают лепестки, снизу надрезают и склеивают, чтобы лепесток стал объёмным. Собирают цветок, в середину приклеивают жёлтые тычинки, соединяют с листьями.
Стрекозы из поролона крепятся на полоски ламинированной бумаги и степлером фиксируются в островках камыша.
А ещё хорошо бы сделать лес, так как там тоже живёт много насекомых.
Стволы. Толстую трубку утеплителя для окон разрезали на куски по 40 см. Верхнюю часть каждого «ствола» надрезали, чтобы получились ветки. Облепили каждую бумажным скотчем (получилась кора) и покрасили гуашью. Другой вариант – скручивать ветки из полосок бумаги. Для этого полоску бумажного скотча кладут липкой стороной вверх, к краю приклеивают бумажную полосу шириной 3-4 см и наискосок накручивают на палочку или толстую кисть (из готовой ветки она выпадает). Плоские стволы можно делать из толстых шерстяных ниток, клеить их можно обойным клеем, расправляя кистью по рисунку.
Крона. Вариантов создания кроны тоже несколько. Это может быть бумажная аппликация из рваной бумаги разных оттенков зелёного цвета или осваиваем технику нанесения гуашевых мазков кистью, используя разные сочетания жёлтой, синей и белой краски. Из высохших заготовок вырезаем фрагменты кроны и крепим их к веткам степлером. В лесу размещаем метаморфоз бабочки и жуков – оленей.
Конец проекта
Проект «Насекомые» уже подходит к концу. А кончается он, как известно, праздником. Все дети надевают шляпки и превращаются в разных насекомых. И тут же разыгрывается спектакль, который состоит из стихов и музыки и разучивается все это время на музыкальных занятиях.
Как сделать шляпу-ободок?
Зелёную бумагу А4 разрезаем по короткой стороне пополам и склеиваем в ленту. Складываем вдоль пополам. Надрезаем до сгиба, в виде травинок, зелёную бумагу другого оттенка нарезаем на более узкие полоски, складываем пополам, надрезаем, затем приклеиваем снизу по всей основе. Вырезанные из цветной бумаги цветочки приклеиваем к основе. По шаблонам вырезаем насекомых (бабочек, муравьев, божьих коровок, жуков, стрекоз и т. д.), украшаем их и приклеиваем к основе (можно и к отдельным травинкам). По размеру головы ребёнка делаем шляпу, скрепляя концы степлером. Ламинированную зелёную или синюю бумагу режем на тонкие полосы (длиннее, чем основа). К одному концу степлером прикрепляем бумажную бабочку, другой конец крепим к основе изнутри. Можно сделать шляпу – пруд, тогда к зелёной основе приклеиваем тонкую синюю полоску (вода), к травинкам - коричневые овалы (камышинки), цветы – кувшинки, на ламинированные полоски крепим стрекоз.
На спектакль в конце проекта мы обязательно приглашаем родителей. Нам представляется важным, чтобы они видели детей в новом, необычном амплуа маленьких артистов и в то же время – хозяев своей группы, где они весело показывают всем свою замечательную выставку и рассказывают, как они всю эту красоту своими руками сделали.
Всего у нас получается провести в год 4-5 проектов. Они довольно разные по содержанию и направлениям. Например, за последние годы это были: «Ярмарка» (народные промыслы и традиции), «Космос» (Солнечная система и космические тела), «Коралловый риф» (его возникновение и обитатели), «Большие кошки» (путешествие по миру в поисках больших кошек), «Насекомые», « История про Москву и москвичей», «Серебряное копытце» (новогодний проект по сказам Бажова). Сейчас готовимся к проекту «Птицы». Такой подход, конечно, не может охватить всех «космических» тем, но ведь это и в принципе невозможно! Зато творческая атмосфера, много новых знаний, (в т.ч. и для взрослых), включение родителей, взаимодействие педагогов и просто интересная жизнь – гарантированы.
Подробное описание проектов можно найти на сайте группы: www.montessori-kurskaya.ru
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (25) 2010 г.
Фото предоставлено автором
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.