«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России

Луиза Карловна Шлегер
Название статьи обращает нас к теме, которая неизбежно возникает каждый раз, когда мы начинаем определять возраст детей на рубеже перехода из детского сада в начальную школу. Этот рубеж предлагают нам и современные стандарты дошкольного, и начального школьного образования. В нашей стране сегодня работает множество детских садов Монтессори, а монтессори-школ – мало. По сути ситуация очень похожа на развернувшуюся в начале ХХ века, когда картина была обратная – много школ, но единицы детских садов. Многие спрашивают нас: не ломает ли выпускников монтессори-детских садов традиционный стиль работы наших общеобразовательных школ? Но оказывается, подобный вопрос задавался педагогам-новаторам и столетие назад. Вот почему нам представляется важным предложить читателям исследовать работу Опытной станции «Детский труд и отдых», описание которой досталось нам в наследство.

Детский сад в Вадковском переулке

Сначала несколько слов об авторе этой статьи. Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер началась в 1882 году, а с 1905 года она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях.
С 1907 года детский сад размещался в здании общества в Вадковском пер., д. 3,
которое было построено по оригинальному проекту А. У. Зеленко на средства, собранные членами общества при поддержке благотворителей. Здание сохранилось до наших дней (сейчас это дом №5).

Детский сад, которым руководила Л. К. Шлегер, представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада –  создать такую обстановку, в которой ребенок мог бы всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам. Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деятельность педагога главным образом  направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Л. Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами –
природным, крупным строительным и бросовым. Программа детского сада должна соответствовать его задачам, а план действий педагога вытекать из наблюдений за детьми. Готовых рецептов деятельности педагога нет.

Если бы мы не знали, что Луиза Карловна жила сто лет назад, мы бы подумали, что ее детский сад вполне соответствует нашим ФГОСам!


Из книги «Этапы новой школы» под редакцией С. Т. Шацкого, Москва, 1923 год


Эти беспокойные дошкольники

В нашей московской дошкольной работе мы подошли к вопросу о школе и поиска путей к ней: этот вопрос был выдвинут самой жизнью. К этому вопросу руководительницы подошли, во-первых, когда столкнулись с детьми переходного семилетнего возраста и невольно стали отмечать какую-то разницу его с предыдущими возрастами. Эти дети были беспокойнее, мешали младшим, подавляли их своею активностью, разлаживали жизнь детского сада. И во-вторых, когда руководительницы встали перед фактом передачи дошкольников в школу. Беспокойство их было понятно. Зная нашу школу в общем, особенно за последние годы, руководители детских садов предвидели большую ломку детей, и невольно у них возник вопрос, нельзя ли этих детей вести дальше в том же направлении, не может ли школа органически постепенно вырасти из детского сада. Потому вопрос, как вести их дальше, встал остро перед ними.

В то же время заволновалась и школа. До 1918 года она не считалась с детским садом; дошкольное дело мало ее интересовало, потому что она не сталкивалась с детьми из детского сада; их было мало и они терялись в остальной массе, состав которой учителю был знаком. С 1918 года, когда сеть детских садов быстро увеличилась и дети по требованию дошкольного отдела МОНО поступали в школы организованными группами, школа стала смотреть на них как на своих врагов, разрушающих ее устои.

В прошлом году от единичных учительниц пришлось слышать жалобы: дети детских садов не понимают школьной дисциплины, они неустойчивы, не могут высидеть спокойно часа занятий, требуют к себе внимания, желают делать только то, что их интересует, не умеют работать коллективно (причем коллектив, разумеется, в 30-40 человек), в каждое занятие норовят внести игру. Так, если даешь им для наглядного счета палочки, они начинают что-то из них строить, выкладывать узоры и таким образом отвлекают других. Все эти замечания, пожалуй, верны; детский сад портил детей с точки зрения учителя, но не с точки зрения дошкольного работника.

Передать детские сады вдовам!

Этот конфликт назрел не только у нас. Когда в России началось развитие дошкольного дела, она была отрезана от остального мира и мы не знали, что делается там в области педагогики. Теперь мы начинаем получать сведения из Германии, Англии и Америки.

В Германии на общегерманской конференции народного образования в 1920 году детский сад получил общее признание как основа трудовой школы.

Из Англии мы получили сведения о борьбе, которую ведут все классы населения за дошкольное воспитание из-за предложения комиссии по сокращению бюджета и штатов, чтобы уничтожить все дошкольные учреждения. Дети дошкольного возраста, по мнению этой комиссии, нуждаются только в питании и присмотре, а присматривать за ними могут вдовы солдат, оставшиеся после войны; их все равно должно содержать государство, и их можно использовать для этой цели. В парламенте поднялась буря против такого предложения, и комиссия должна была до некоторой степени отступиться от намеченного плана.

Из Америки мы получили отчеты съездов интернационального союза детских садов за последние годы, из которых видим, что там вопрос о детском саде и школе дебатируется в той же плоскости, как и у нас. Они подошли также к вопросу о реформе школы из детского сада. Там мы читаем следующее: «Детская садовница должна помочь школе будущего в реформе ее из детского сада; стена, стоящая между детским садом и школой, должна быть разрушена, и должен быть перекинут мост от детского сада к школе.

В колледжах и традиционных школах должны устраиваться совместные курсы для руководителей детских садов и школ первой ступени, которые помогли бы им понять друг друга и сблизить их работу; чтобы каждый из них мог работать и там и тут и иногда менять свою работу, переходя из школы в детский сад и обратно. Руководители детских садов и школ должны объединяться на общих собраниях для обмена мнений и проведения идей дошкольного воспитания в школу».

Разрушение стены

Школа должна быть обставлена как детский сад и снабжена теми же материалами для работы детей и выявления их интересов. Группы в школах должны быть количественно уменьшены, потому что перегруженность класса является главным тормозом в работе учителя. Начальная школа должна больше заботиться об общем развитии ребенка, об обогащении детей личным опытом, как это делает детский сад, а не о накоплении только формальных знаний – это делала старая школа. Главные усилия детского сада и школы должны быть направлены на создание такой обстановки, которая побуждала бы детей к деятельности и давала бы толчки к развитию.

Дошкольные работники в Москве остро осознавали необходимость объединяться со школьными и выработать единый путь, чтобы дети безболезненно переходили возрастные ступени и школа была действительно единой, включая в нее и детский сад, разумея под этим преемственность в подходе к ребенку и в основных положениях работы. Дети толкали их на разрешение этого вопроса, и потому он встал перед ними очень остро.

О задачах кружка семилеток

К решению его они были подготовлены как дошкольные работники, у них уже выработался осторожный подход к нему, сознание того, что, прежде чем устанавливать путь, по которому идти, надо изучать каждый возраст. Так они поступили и в этом случае; они решили организовать кружок для изучения этого вопроса и обратились за руководством в Опытную станцию. Кружок организовался и поставил себе следующие задачи:
  1. Выявить особенности возраста семилеток, которые можно уловить в жизни детей в детском саду.
  2. Понаблюдать этих детей вне детского сада: как они проявляют себя на улице, в своих дворах, в семье; какие интересы у них выявляются там и как они свободно организуются и на чем.
  3. По возможности определить круг их представлений.
  4. Обратиться к врачам-физиологам, психологам и литературе и собрать научные данные об этом возрасте.
  5. Обследовать детские сады, где эти группы выделены, и выяснить реальные данные для работы.
  6. И, наконец, принимая во внимание все данные, строить план работы с детьми.

Что отмечали руководители?

Дети этого возраста проявляют большую подвижность, неустойчивость, появляются драки, борьба; в их играх выявляется элемент партийности, желание помериться силами; они вводят уже традиционную игру сами. Они предпочитают и интересуются при работе материалами более трудными в физическом отношении. Все руководители отмечали предпочтение дереву, инструменту, копанию земли, переноске и колке дров и т.д. В работах семилеток отмечается поиск форм, стремление к прочности, украшению: размеры работ все увеличиваются. В уличной жизни у них замечается интерес ко всевозможным машинам – автомобилям, аэропланам, велосипедам, –  движение их захватывает. В играх они группируются самостоятельно, и их всегда встречаешь небольшими кучками, причем всегда мальчики отдельно от девочек. Игры занимают еще очень большое место в жизни семилеток и больше свободные.

В умственной сфере отмечалось увеличение вопросов, которые доказывают более сознательный интерес к окружающему миру и явлениям. Дети проявляют большую наблюдательность, интерес к исследованию, которые часто проявляются в играх. Никто не отмечал проявления коллекционирования, то есть собирания определенных предметов. Зато наблюдался большой интерес к работе в огороде – копанию, посадкам, поливке и результатам этой деятельности.

Если дети заинтересованы работой или какой-нибудь деятельностью, они сами группируются для коллективной работы. Отмечается любовь и требование к порядку. Дети этого возраста не довольствуются фантастическим миром сказок, а требуют реальных фактов.

Эти наблюдения требуют, конечно, подтверждения и проверки, но на основании их можно уже строить план своих действий.

Что говорят нам врачи-физиологи, психологи?

Физиологи и врачи констатируют, что в этом возрасте происходят изменения в организме.
Начинается замена зубов. Нарастание мышечного аппарата, требующего упражнения, – физическая энергия требует выхода, чем мы объясняем появление драк, борьбы и требование трудного материала. Рост мозговой коробки почти прекращается. Весь мозг приближается к весу взрослого. Речь, мыслительная способность обнаруживают большое развитие. Развивается большая эластичность внимания и способность суждения. В это время начинается усиленное развитие половых желез, а это сопровождается резкими изменениями в психофизическом развитии организма. А в период усиленного роста весь организм обладает наименьшею стойкостью в борьбе. В силу усиления поступления в организм выделений половых желез отмечается нарушение психического равновесия, неустойчивость в волевом отношении, понижение способности к задержке и неустойчивость настроения. В то же время все эти особенности нельзя фиксировать только на определенном возрасте семи лет, есть отклонения и в ту и в другую сторону, смотря по индивидуальности.

Вот те немногие теоретические научные данные, которые нам удалось собрать; они подтверждали наши практические наблюдения. Это утвердило нас в мысли, что семилетние дети должны оставаться в этот период в детском саду и не подвергаться ломке школой. Опасно передавать семилеток нашей школе, которая не считается с психикой ребенка и его естественным, нормальным ростом, как физическим, так и психическим и интеллектуальным, и не стоит на пути исследования ребенка.


Требования к руководителю семилеток

Из всех этих практических наблюдений и научных данных вытекали и общий план занятий с семилетними детьми и требования к руководителю:

  1. работа руководителя – создать обстановку жизни этих детей – спокойную, трудовую, радостную атмосферу, в которой каждый индивидуум мог бы развертываться и жизнь детей была бы так организована, чтобы она помогала развертыванию личности, а не заглушала его;
  2. организованная жизнь группы прежде всего с определенными правилами и обязанностями;
  3. больше общих переживаний и настроений, что способствует организации детей;
  4. стены детского сада должны быть для семилеток раздвинуты – расширение возможностей получения впечатлений и конкретных представлений;
  5. введение детей в интересы всего учреждения, в хозяйственную жизнь его. Помощь взрослым и постепенное возложение ответственности на детей;
  6. семилетки требуют разнообразия и богатства материалов и пособий – книги, картины, краски, музыку, ритм, дерево, инструменты, движения, пребывание на воздухе;
  7. природоведение должно стоять во главе, потому что окружающая природа и явления окружающего мира интересуют их и на этом материале больше всего культивируется исследовательский инстинкт ребенка и его способность наблюдать.
  8. двор, сад, огород, экскурсии, игры – все это дает богатый материал для всестороннего развития ребенка, и потребность в грамоте  возрастает.

Хорошее оборудование

Для того чтобы провести в жизнь такой план работы, детскому саду нужно иметь хорошее оборудование, особенно в городской обстановке, и мы подошли к нашему следующему заданию: обследованию учреждений, чтобы узнать внешние условия работы и существующее оборудование, то есть что имеет в руках руководительница для налаживания работы.

Это обследование было проведено. Полученные данные дают картину почти полного отсутствия материалов, пособий, инструментов. Если в сводке и значатся, например, книги, то нужно еще знать, что это за книги; если есть дерево, то нет гвоздей, где есть гвозди – нет молотков и дерева, и вообще, если хоть что-нибудь есть, то только благодаря колоссальным усилиям руководительниц.

Что заметили школьные учителя?

Так как работу детского сада лучше всего может учесть школа, то мы обратились к ней после ее годовой работы, с перешедшими в школу группами семилеток. Все учительницы отмечали, что обстановка школы производила на детей гнетущее впечатление; они чувствовали себя как в клетке. Чувствовался внутренний и сдержанный протест. Они были стеснены и связаны, они были подавлены. Если в школе соединялись группа детского сада и группа новая, то тон задавали дети из детского сада и в конце концов к ней присоединялись другие. К школьной дисциплине они привыкли не скоро, им непонятно, почему они не могут и не должны интересоваться работой своих товарищей и прибегать к их помощи и сами помогать другому. По отношению к учителю у них не проявлялось страха, и они свободно подходили к нему. В них было очень много дерзновения, смелости, отсутствие скованности, и наладить какую-нибудь работу с ними было очень легко. Они всем интересуются и задают много вопросов, чем ставят учителя в затруднительное положение. Заниматься с ними очень интересно, но очень трудно, и учительницы делали вывод, что этих детей нельзя сразу давать в руки заурядному учителю, который не сможет с ними справиться.

Если группа семилетних детей работает при школе, она требует особой обстановки и разнообразного предметного материала, чтобы возможно было проводить групповые занятия, и если бы не висела над школой программа, то жизнь этих детей можно было бы наладить интереснее, и было бы легче и детям, и руководителям.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (44) 20014
Фото: интернет-источник


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Луиза Карловна Шлегер

 (1863-1942) - русский и советский педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Анатолий Цирульников

Такая книжка, чтобы в конец не заглядывать

Мария Монтессори

Нам стоит носить пояс из бусин. Если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем снимать с этого пояса по одной бусине

Рустам Курбатов

Устная история в начальной школе. Пример интересного содержания и необычного учебного плана

Наталья Волкова

Нейропсихологи считают, что монтессори-терапия помогает их маленьким пациентам

Марина Шевченко

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »