Кружок семилеток. Из истории детского сада в России
Луиза Карловна Шлегер
Детский сад в Вадковском переулке
Сначала несколько слов об авторе этой статьи. Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер началась в 1882 году, а с 1905 года она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях.С 1907 года детский сад размещался в здании общества в Вадковском пер., д. 3,
Из книги «Этапы новой школы» под редакцией С. Т. Шацкого, Москва, 1923 год

Эти беспокойные дошкольники
В нашей московской дошкольной работе мы подошли к вопросу о школе и поиска путей к ней: этот вопрос был выдвинут самой жизнью. К этому вопросу руководительницы подошли, во-первых, когда столкнулись с детьми переходного семилетнего возраста и невольно стали отмечать какую-то разницу его с предыдущими возрастами. Эти дети были беспокойнее, мешали младшим, подавляли их своею активностью, разлаживали жизнь детского сада. И во-вторых, когда руководительницы встали перед фактом передачи дошкольников в школу. Беспокойство их было понятно. Зная нашу школу в общем, особенно за последние годы, руководители детских садов предвидели большую ломку детей, и невольно у них возник вопрос, нельзя ли этих детей вести дальше в том же направлении, не может ли школа органически постепенно вырасти из детского сада. Потому вопрос, как вести их дальше, встал остро перед ними.В то же время заволновалась и школа. До 1918 года она не считалась с детским садом; дошкольное дело мало ее интересовало, потому что она не сталкивалась с детьми из детского сада; их было мало и они терялись в остальной массе, состав которой учителю был знаком. С 1918 года, когда сеть детских садов быстро увеличилась и дети по требованию дошкольного отдела МОНО поступали в школы организованными группами, школа стала смотреть на них как на своих врагов, разрушающих ее устои.
В прошлом году от единичных учительниц пришлось слышать жалобы: дети детских садов не понимают школьной дисциплины, они неустойчивы, не могут высидеть спокойно часа занятий, требуют к себе внимания, желают делать только то, что их интересует, не умеют работать коллективно (причем коллектив, разумеется, в 30-40 человек), в каждое занятие норовят внести игру. Так, если даешь им для наглядного счета палочки, они начинают что-то из них строить, выкладывать узоры и таким образом отвлекают других. Все эти замечания, пожалуй, верны; детский сад портил детей с точки зрения учителя, но не с точки зрения дошкольного работника.
Передать детские сады вдовам!
Этот конфликт назрел не только у нас. Когда в России началось развитие дошкольного дела, она была отрезана от остального мира и мы не знали, что делается там в области педагогики. Теперь мы начинаем получать сведения из Германии, Англии и Америки.В Германии на общегерманской конференции народного образования в 1920 году детский сад получил общее признание как основа трудовой школы.
Из Англии мы получили сведения о борьбе, которую ведут все классы населения за дошкольное воспитание из-за предложения комиссии по сокращению бюджета и штатов, чтобы уничтожить все дошкольные учреждения. Дети дошкольного возраста, по мнению этой комиссии, нуждаются только в питании и присмотре, а присматривать за ними могут вдовы солдат, оставшиеся после войны; их все равно должно содержать государство, и их можно использовать для этой цели. В парламенте поднялась буря против такого предложения, и комиссия должна была до некоторой степени отступиться от намеченного плана.
Из Америки мы получили отчеты съездов интернационального союза детских садов за последние годы, из которых видим, что там вопрос о детском саде и школе дебатируется в той же плоскости, как и у нас. Они подошли также к вопросу о реформе школы из детского сада. Там мы читаем следующее: «Детская садовница должна помочь школе будущего в реформе ее из детского сада; стена, стоящая между детским садом и школой, должна быть разрушена, и должен быть перекинут мост от детского сада к школе.
В колледжах и традиционных школах должны устраиваться совместные курсы для руководителей детских садов и школ первой ступени, которые помогли бы им понять друг друга и сблизить их работу; чтобы каждый из них мог работать и там и тут и иногда менять свою работу, переходя из школы в детский сад и обратно. Руководители детских садов и школ должны объединяться на общих собраниях для обмена мнений и проведения идей дошкольного воспитания в школу».
Разрушение стены
Школа должна быть обставлена как детский сад и снабжена теми же материалами для работы детей и выявления их интересов. Группы в школах должны быть количественно уменьшены, потому что перегруженность класса является главным тормозом в работе учителя. Начальная школа должна больше заботиться об общем развитии ребенка, об обогащении детей личным опытом, как это делает детский сад, а не о накоплении только формальных знаний – это делала старая школа. Главные усилия детского сада и школы должны быть направлены на создание такой обстановки, которая побуждала бы детей к деятельности и давала бы толчки к развитию.Дошкольные работники в Москве остро осознавали необходимость объединяться со школьными и выработать единый путь, чтобы дети безболезненно переходили возрастные ступени и школа была действительно единой, включая в нее и детский сад, разумея под этим преемственность в подходе к ребенку и в основных положениях работы. Дети толкали их на разрешение этого вопроса, и потому он встал перед ними очень остро.
О задачах кружка семилеток
К решению его они были подготовлены как дошкольные работники, у них уже выработался осторожный подход к нему, сознание того, что, прежде чем устанавливать путь, по которому идти, надо изучать каждый возраст. Так они поступили и в этом случае; они решили организовать кружок для изучения этого вопроса и обратились за руководством в Опытную станцию. Кружок организовался и поставил себе следующие задачи:- Выявить особенности возраста семилеток, которые можно уловить в жизни детей в детском саду.
- Понаблюдать этих детей вне детского сада: как они проявляют себя на улице, в своих дворах, в семье; какие интересы у них выявляются там и как они свободно организуются и на чем.
- По возможности определить круг их представлений.
- Обратиться к врачам-физиологам, психологам и литературе и собрать научные данные об этом возрасте.
- Обследовать детские сады, где эти группы выделены, и выяснить реальные данные для работы.
- И, наконец, принимая во внимание все данные, строить план работы с детьми.
Что отмечали руководители?
Дети этого возраста проявляют большую подвижность, неустойчивость, появляются драки, борьба; в их играх выявляется элемент партийности, желание помериться силами; они вводят уже традиционную игру сами. Они предпочитают и интересуются при работе материалами более трудными в физическом отношении. Все руководители отмечали предпочтение дереву, инструменту, копанию земли, переноске и колке дров и т.д. В работах семилеток отмечается поиск форм, стремление к прочности, украшению: размеры работ все увеличиваются. В уличной жизни у них замечается интерес ко всевозможным машинам – автомобилям, аэропланам, велосипедам, – движение их захватывает. В играх они группируются самостоятельно, и их всегда встречаешь небольшими кучками, причем всегда мальчики отдельно от девочек. Игры занимают еще очень большое место в жизни семилеток и больше свободные.В умственной сфере отмечалось увеличение вопросов, которые доказывают более сознательный интерес к окружающему миру и явлениям. Дети проявляют большую наблюдательность, интерес к исследованию, которые часто проявляются в играх. Никто не отмечал проявления коллекционирования, то есть собирания определенных предметов. Зато наблюдался большой интерес к работе в огороде – копанию, посадкам, поливке и результатам этой деятельности.
Если дети заинтересованы работой или какой-нибудь деятельностью, они сами группируются для коллективной работы. Отмечается любовь и требование к порядку. Дети этого возраста не довольствуются фантастическим миром сказок, а требуют реальных фактов.
Эти наблюдения требуют, конечно, подтверждения и проверки, но на основании их можно уже строить план своих действий.
Что говорят нам врачи-физиологи, психологи?
Физиологи и врачи констатируют, что в этом возрасте происходят изменения в организме.Начинается замена зубов. Нарастание мышечного аппарата, требующего упражнения, – физическая энергия требует выхода, чем мы объясняем появление драк, борьбы и требование трудного материала. Рост мозговой коробки почти прекращается. Весь мозг приближается к весу взрослого. Речь, мыслительная способность обнаруживают большое развитие. Развивается большая эластичность внимания и способность суждения. В это время начинается усиленное развитие половых желез, а это сопровождается резкими изменениями в психофизическом развитии организма. А в период усиленного роста весь организм обладает наименьшею стойкостью в борьбе. В силу усиления поступления в организм выделений половых желез отмечается нарушение психического равновесия, неустойчивость в волевом отношении, понижение способности к задержке и неустойчивость настроения. В то же время все эти особенности нельзя фиксировать только на определенном возрасте семи лет, есть отклонения и в ту и в другую сторону, смотря по индивидуальности.
Вот те немногие теоретические научные данные, которые нам удалось собрать; они подтверждали наши практические наблюдения. Это утвердило нас в мысли, что семилетние дети должны оставаться в этот период в детском саду и не подвергаться ломке школой. Опасно передавать семилеток нашей школе, которая не считается с психикой ребенка и его естественным, нормальным ростом, как физическим, так и психическим и интеллектуальным, и не стоит на пути исследования ребенка.

Требования к руководителю семилеток
Из всех этих практических наблюдений и научных данных вытекали и общий план занятий с семилетними детьми и требования к руководителю:- работа руководителя – создать обстановку жизни этих детей – спокойную, трудовую, радостную атмосферу, в которой каждый индивидуум мог бы развертываться и жизнь детей была бы так организована, чтобы она помогала развертыванию личности, а не заглушала его;
- организованная жизнь группы прежде всего с определенными правилами и обязанностями;
- больше общих переживаний и настроений, что способствует организации детей;
- стены детского сада должны быть для семилеток раздвинуты – расширение возможностей получения впечатлений и конкретных представлений;
- введение детей в интересы всего учреждения, в хозяйственную жизнь его. Помощь взрослым и постепенное возложение ответственности на детей;
- семилетки требуют разнообразия и богатства материалов и пособий – книги, картины, краски, музыку, ритм, дерево, инструменты, движения, пребывание на воздухе;
- природоведение должно стоять во главе, потому что окружающая природа и явления окружающего мира интересуют их и на этом материале больше всего культивируется исследовательский инстинкт ребенка и его способность наблюдать.
- двор, сад, огород, экскурсии, игры – все это дает богатый материал для всестороннего развития ребенка, и потребность в грамоте возрастает.
Хорошее оборудование
Для того чтобы провести в жизнь такой план работы, детскому саду нужно иметь хорошее оборудование, особенно в городской обстановке, и мы подошли к нашему следующему заданию: обследованию учреждений, чтобы узнать внешние условия работы и существующее оборудование, то есть что имеет в руках руководительница для налаживания работы.Это обследование было проведено. Полученные данные дают картину почти полного отсутствия материалов, пособий, инструментов. Если в сводке и значатся, например, книги, то нужно еще знать, что это за книги; если есть дерево, то нет гвоздей, где есть гвозди – нет молотков и дерева, и вообще, если хоть что-нибудь есть, то только благодаря колоссальным усилиям руководительниц.
Что заметили школьные учителя?
Так как работу детского сада лучше всего может учесть школа, то мы обратились к ней после ее годовой работы, с перешедшими в школу группами семилеток. Все учительницы отмечали, что обстановка школы производила на детей гнетущее впечатление; они чувствовали себя как в клетке. Чувствовался внутренний и сдержанный протест. Они были стеснены и связаны, они были подавлены. Если в школе соединялись группа детского сада и группа новая, то тон задавали дети из детского сада и в конце концов к ней присоединялись другие. К школьной дисциплине они привыкли не скоро, им непонятно, почему они не могут и не должны интересоваться работой своих товарищей и прибегать к их помощи и сами помогать другому. По отношению к учителю у них не проявлялось страха, и они свободно подходили к нему. В них было очень много дерзновения, смелости, отсутствие скованности, и наладить какую-нибудь работу с ними было очень легко. Они всем интересуются и задают много вопросов, чем ставят учителя в затруднительное положение. Заниматься с ними очень интересно, но очень трудно, и учительницы делали вывод, что этих детей нельзя сразу давать в руки заурядному учителю, который не сможет с ними справиться.Если группа семилетних детей работает при школе, она требует особой обстановки и разнообразного предметного материала, чтобы возможно было проводить групповые занятия, и если бы не висела над школой программа, то жизнь этих детей можно было бы наладить интереснее, и было бы легче и детям, и руководителям.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (44) 20014