«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Ответ по телефону звучит гордо: вы говорите с учеником монтессори-школы “DE KORF”

Валерия Винарская

Начальная школа Голландии представляет собой первый обязательный этап образования, одинаковый для всех. Объединяет учеников от 4 до 12 лет, рассчитан на 8 лет обучения. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, музыка, творчество, рисование, физкультура. В начальной школе все уроки, кроме физкультуры, ведёт один учитель, но учителя меняются каждый год. Таким образом, за одним учителем закреплён один и тот же возрастной уровень.

Беседа с Меестер Лау Майндерc – учителем старших групп школы “De Korf” в Роттердаме (Нидерланды)

Статья с сайта 

Самостоятельные занятия

Чтобы было понятнее, почему вы приняли в своей школе именно систему Монтессори, расскажи о ней чуть подробнее.

Основные принципы метода Монтессори: научить ребёнка решать задачи и проблемы самостоятельно. Мы должны учить его, не мешая при этом собственному развитию, стимулируя его. Монтессори–школа индивидуального образования. Это означает, что каждый ребёнок занимается на своём уровне, в своём темпе, может свободно выбирать материал и тему для работы. С утра каждый выбирает себе сам работу и планирует день. Ребёнок занимается самостоятельно, осваивая различные интеллектуальные операции на специальном учебном материале, выполненном в форме различных дидактических игр. Наличие легкодоступной библиотеки – ещё одна возможность обойтись без учителя в поиске нужной информации. Оценки отсутствуют, в качестве стимула выступает похвала учителя. Ошибки исправляются ребёнком самостоятельно с помощью дидактических материалов, учитель выполняет лишь регистрирующую функцию. Работа по такой системе требует от педагогов специальной подготовки.

Система Монтессори позволяет создавать разновозрастные группы. Например, у меня в классе среди 11-12-летних есть малыш с трудным характером из группы 4, которому старшие ребята могут помочь справиться с проблемами лучше сверстников. Очень важно заметить момент, когда просыпается интерес к определённому предмету: один ребёнок хочет учиться читать уже в четыре года, а другой заинтересуется буквами лишь к семи. Важно уловить сенситивный период и дать нужную информацию в правильный момент.

Ученики вашей школы выгодно отличаются самостоятельностью. Но что ещё меня удивило - это уважение друг к другу и любовь к своей школе. В разговоре с ними всегда заметна гордость за школу. Даже ответ по телефону звучит гордо: “Вы говорите с учеником школы “De Korf”.

На мой взгляд, здесь не только и не столько заслуга системы, сколько нашей учительской команды. Одна из самых важных задач для нас – научить детей моральным ценностям, воспитать в них уважение к общепринятым социальным нормам. Во время футбольных турниров я непроизвольно сравниваю учеников нашей и других школ: ученики других школ ругаются, обзывают наших детей, а учителя стоят рядом и не реагируют. Для нас подобное поведение даже представить себе невозможно. Мы делаем своим ребятам замечания типа “футболку заправь, некрасиво”. Все остальное давно оговорено в школе. Кто не умеет вести себя в обществе, тот не участвует в турнире. И поверь, у нас в школе не маменькины сыночки занимаются, среди них много трудных, агрессивных подростков. Но если вышел на футбольное поле, веди себя достойно, на тебе майка с названием “De Korf”, ты – лицо, визитка школы.

Со стороны учителя. Со стороны подростка

Дружеский настрой среди учителей – самое важное условие для общего климата в школе. У нас дружная команда, все мыслят на одной волне, разделяют идеи, стремления. Если коллеги не терпят друг друга, как можно ожидать хороших отношений среди детей?

В своё время меня поразил и продолжает радовать ваш взгляд на учёбу и на школу: со стороны подростка, с точки зрения самого ученика.

Это важный элемент. Интересы ребёнка должны всегда стоять во главе, если у него появляются проблемы, мы первые, кто их должен и может уловить. Именно нам нужно звать родителей, а не наоборот, обсуждать происходящее, пробовать искать причины и способы изменить ситуацию. Я могу пересадить ребёнка, уделить ему больше внимания. Но только при постоянном контакте с родителями можно помочь по-настоящему. Для меня лучший комплимент – услышать от родителей, что благодаря школе их сын или дочь изменились в лучшую сторону.

С ошибками и без ошибок

В прошлом году в школе работала инспекция, проверяли все. Самый сильный пункт, отмеченный инспектором – педагогическая и дидактическая обстановка в школе, другими словами – манера работы педагогов с детьми, спокойная обстановка в классе, безопасность. Дети должны иметь возможность спокойно думать, отвечать на вопросы, спрашивать без стеснения, не бояться делать ошибки.

А почему в школе так мало домашних заданий? (Домашние задания в начальной школе задают по разным предметам в очень ограниченном количестве. В основном, по биологии, истории, сочинения. В обычных школах - одни и те же для всех. Суть домашних заданий в данной школе - задания по тем предметам, где у ученика есть отставание. - прим. В.В.)

Я задаю домашние задания, но не слишком много, два раза в неделю. Причём в одни и те же дни, известные и детям, и родителям. Если в понедельник вечером ребёнок не сидит за уроками, значит что-то не в порядке. Не выполнил, получаешь то же задание на следующий день. Если сделал работу как надо – можно двигаться вперед.

Другое дело – дополнительные домашние задания, если у ученика проблемы с каким-то отдельным предметом. Тогда мы вместе с ним и родителями составляем рабочий план домашних заданий. Для этого у меня есть другой журнал  – домашних заданий. Но такой метод эффективен, только если ученик сам заинтересован в улучшении. Тогда он просит дополнительное задание, выполняет его и приносит на проверку. Я проверяю, объясняю и даю новое. Чем чаще он возвращает работу на проверку, тем чаще получает новую. В этом случае можно получать домашнее задание хоть каждый день. Моя задача в том, чтобы поставлять задание, твоя – хотеть его выполнять. Но не забывай, что детство – единственное и очень быстро проходящее время в жизни, когда можно играть, гулять, заниматься спортом, когда ещё нет этого постоянного “должен”, преследующего нас, начиная со средней школы практически до пенсии. Ежедневные 5,5-6 часов в школе должны быть, в принципе, достаточны для усвоения огромного количества материала. Если их не хватает, вряд ли поможет и лишний час домашней работы.

В отличие от других школ Монтессори вы используете довольно много разных тестов...

Тестирование, контрольные работы – это то, что у нас не совпадает с системой Монтессори, согласно которой не следует проверять того, кто старательно работает. Но если не проверять, как определить сильные и слабые стороны? В своё время много шуму наделала история со школой Монтессори из Амстердама. В знаниях её выпускников были обнаружены белые пятна, пробелы. Хотя во многих предметах они были намного сильнее. Если не хочешь пробелов, надо контролировать. Если что-то не получается -–составлять рабочий план. С учеником необходимо обсуждать его ежедневный выбор:

- Почему избегаешь этот предмет?

- Не нравится.

- Почему не нравится?

- Не понимаю.

- Что именно не понимаешь, давай объясню ещё раз.

Глядишь – разобрался и понравилось. Ну, а когда уж совсем не идёт,  мы составляем рабочий план, например, не даётся математика    каждый день с утра час математики, я помогаю. После этого можно заниматься любимыми предметами.

Следить помогает Leerlin-gvolgsysteem CITO, позволяющая определять и поддерживать личный счёт и уровень ученика. (Система отслеживания каждого отдельного ученика, разработанная специальным институтом СИТО. Достаточно сложная система регистрации уровня усвоения учебного материала по каждому предмету отдельно. Очень красочно и научно выглядит. Специалисту достаточно заглянуть в журнал, чтобы увидеть пробелы по определённым темам, отставания, степень усвоения, а также насколько сложно даётся тот или иной раздел. – прим. В.В.)

Мы – как бухгалтеры, все время что-то чертим, раскрашиваем. Смотри, здесь все красное – значит, этот вопрос ученик полностью освоил. И так  для каждого ученика, по каждой теме, для каждого предмета.

Сколько же времени длится твой рабочий день, рабочая неделя?

В принципе, нормальной 40-часовой недели вполне хватает, за исключением дополнительных часов для спортивных соревнований, подготовки школьных вечеров, праздников. В молодости, когда не было детей, работал по 50-60 часов в неделю. С опытом научился выбирать самое главное, откладывать второстепенные дела. Например, давно мечтаю навести порядок в шкафу.

Что ещё ты бы хотел сделать, если бы появилась возможность?

Я бы хотел год поработать в этой школе без ведения класса. Собрать за столом всех родителей и учеников, от малышей до старшеклассников и выяснить, чего они ожидают от школы, что хотели бы для своего ребёнка. Составить своего рода контракт с каждой семьей: что мы можем, что вы можете, что должны и т.п. И потом в течение года постоянно встречаться и обсуждать, что изменилось, улучшилось, что не получается, как добиться результатов. Книги обсуждать, программы телевизионные, советоваться. Короче, вместе бороться за каждого школьника. Увы, возможности для такого года у нас не предвидится.

Откуда вы берете дополнительные средства на внешкольную работу, в школе практически ежедневно открыты двери после уроков, работают кружки: танец, драма, шахматы, спортивные клубы?

Мы используем так называемые “деньги для расширенной школы”. Эти средства доступны для любой желающей школы. Подобные субсидии выделяются городскими властями с целью увеличения роли школы в жизни района. В идеале школа должна быть открыта с 7 утра и до 7 вечера, чтобы дети не шатались по улицам, а могли заняться чем-то интересным и полезным под руководством и с помощью заинтересованных взрослых профессионалов. У нас работает и класс подготовки домашних заданий, и школьная библиотека. Мы приглашаем настоящих спортивных тренеров, сейчас, например, занятия баскетболом ведёт известный югославский баскетболист. Но одних денег недостаточно, необходимы учителя, готовые оставаться в школе после уроков. Ведь не каждому ключ от школы можно доверить. Так что, в первую очередь, это заслуга нашего заместителя директора, которого почти всегда можно застать на работе.

Вовсе не деньги решают все сегодняшние школьные проблемы

Сегодня дело не столько в средствах, сколько в идеях, позволяющих решить накопившиеся проблемы. До недавнего времени экономили страшно, образование было заброшено. Экономили на учебниках, на уборке помещений, на качестве пособий. Стартовая зарплата начинающих учителей была ниже среднего уровня. И это после окончания PABO (PABO - специальное педагогическое образование, сравнимо с нашими пед.училищами и пед.институтами. До недавнего времени было обязательно для всех учителей, независимо от иного полученного образования. В последнее время, в связи с сильной нехваткой учителей требования смягчаются, т. е. допускается ограниченный приток людей с высшим образованием, без спец. педагогической подготовки. – прим. В.В.). Их сверстники без высшего образования получали намного более высокие зарплаты на производстве. Не удивительно, что мы потеряли многих талантливых педагогов. Последние годы ситуация со средствами изменилась в лучшую сторону, но деньги – это ещё не все. Нужны возможности реализовать свои идеи, получить новые знания. И маленькие классы, потому что уделить нужное внимание каждому ученику, когда их в классе 36, физически невозможно. Учителя срываются, халтурят, болеют.

20 лет подряд учительствовать в начальной школе, многим ли это под силу?

Не знаю, я разных учителей видел. Неспособные к этой работе, действительно, быстро стареют. Зато те, кто чувствует себя на месте, любит эту работу, наоборот, долго остаются молодыми. Мы ведь постоянно слышим от детей новую музыку, моду, книги, новые слова. Лично мне эта работа очень нравится. У меня есть диплом для работы в средней школе, могу преподавать голландский язык, но мне больше нравится начальная школа. Здесь ещё есть время и возможности реально повлиять на конкретного ученика, не только научить его языку, истории, математике, но умению мыслить и выражать свои чувства, уважать себя и других. Это очень благодарная работа.

Какими качествами должен обладать хороший учитель?

Прежде всего, иметь хорошие дидактические качества, умение объяснить трудные вещи простым языком, терпение. Одни схватывают на лету, другим нужно объяснить несколько раз.

Каждому ученику я повторяю: “Если надо, я объясню 10 раз, мне за это деньги платят. Но твоя задача указать, что непонятно, вовремя подать сигнал, чтобы я мог найти слабое место”. Ученики, которым трудно даётся какая-то тема, должны чаще отвечать у доски. А остальные – молчать и слушать. И класс должен иметь терпение и понимать, что не всем каждая тема даётся одинаково легко. Некоторые рвутся к доске, жалуются, что их не спрашивают. Я объясняю, что это не наказание, а комплимент. Значит, у тебя нет проблем с этим вопросом, радуйся и молча слушай товарища.

Другое важное качество – нельзя иметь любимчиков или наоборот. Хуже нет, когда учитель не может скрыть своего отношения к ребёнку. Конечно мы не роботы, у одних замечаешь симпатичные качества, о других думаешь “тот ещё характер”. Но каждый ученик имеет право разочаровать тебя не один, а 10, 100 раз и снова получить возможность исправиться. Дверь всегда должна быть открыта. Во взрослой жизни может быть совсем по-другому, но в работе учителя иначе нельзя. Конечно, можно и нужно быть строгим, но ребёнок должен понимать, что ты о нем заботишься, стоишь на его стороне и защищаешь его интересы. Если этого нет - нужно уходить из школы и поскорей, пока не возненавидишь и детей и свою профессию.

С чего бы ты начал, если бы стал министром образования?

Развел бы школы и религию. Я согласен с предложением о разделении школы и религии. Школа должна учить языку, математике, географии. Естественно в школе можно и нужно рассказывать о разных религиях, чтобы дети могли сформировать своё мнение. Но главная цель школы - дать определённые знания и научить уважать друг друга. Что касается христианских норм и ценностей, а что, в нашей школе можно воровать, не нужно уважать чужое мнение и достоинство?

Школы должны получить возможность создавать маленькие классы, все ученики и учителя школы должны знать друг друга в лицо. Обязательно поддерживал бы маленькие школы, слияния бы запретил.

Каждый новый министр мечтает войти в историю отечественного образования и, приходя к власти, первым делом начинает все менять, вводить новшества, ломать построенное. Я бы не лез в школу с новыми указаниями “сверху”, больше доверял бы учителям, дал бы им возможность спокойно работать.

У тебя есть любимое изречение?

Марии Монтессори: научи меня как это сделать самому. Ещё китайская поговорка: дай человеку рыбы и у него будет еда на один день, научи рыбачить –  и он не умрёт с голоду всю жизнь.

 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (23) 2010 г.

Фото с сайтов: www.montessorischooldekorf.nl, www.montessori.nl

 

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Валерия Винарская

журналист 

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Светлана Наумчук

Большой подвижный алфавит с карточками

Елена Хилтунен

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?

Симон Львович Соловейчик

Не учите меня жить!

Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Андрей Борисов

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »