«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »

Освобождение ребенка

Константин Вентцель

Ситуация жесткого отношения к детям и их образованию в последние годы в нашей стране все усиливается. Образование становится средством бесконечных требований к детям и учителям, контроля, экзаменов, рейтингов и общего закрепощения школы. Ясно, что при таком положении дел в обществе не может не расти недовольство подобным порядком вещей. Как и в начале прошлого века, сегодня все выше вздымается волна альтернативных подходов к воспитанию и образованию и на поверхность всплывают идеи свободного воспитания и свободной школы. Именно эти идеи могут и уже начали реально служить современной альтернативой педагогике. В таком контексте особенного внимания заслуживают труды русского педагога-теоретика и ученого Константина Николаевича Вентцеля, который в 1917 году написал одну из первых в мире Декларацию прав ребенка, где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права.

Он не воплощение наших идеалов, он просто ребенок

Образование, по мысли К.Н. Вентцеля, должно быть направлено на развитие индивидуальности каждого ребенка, а не на превращение ребенка в очередного среднестатистического гражданина. Стремясь достичь гармонии в деятельности детей, родителей и педагогов, К. Вентцель детально разработал план организации «Дома свободного ребенка», а в 1920-1930-е годы он создает новое направление – «космическую педагогику», высшая цель которой – воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. «Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, – писал Николай Константинович Вентцель, – делает его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой».

Каждый ребенок, рождающийся на свет, имеет право на воспитание, но он имеет также право и на то, чтобы его не воспитывали, и особенно не воспитывали бы чрезмерно, так как воспитание в том виде, в каком оно часто и преимущественно осуществляется, в большинстве случаев является насилием над личностью ребенка и насилием над тем будущим человеком, который мог бы впоследствии возникнуть из ребенка, если бы развитие его совершалось свободно, без всяких помех.

При воспитании в том виде, как оно теперь практикуется, ребенок – орудие, средство, но не самодовлеющая цель. Мы стремимся сделать его воплощением нашего идеала, мы готовим из него удобного члена того общественного порядка, в котором мы живем и в котором, по нашему предположению, и ему придется жить. И здесь нет разницы, будет ли этот общественный порядок называться феодальным, капиталистическим или как-нибудь иначе. Вместо того чтобы развивать волю в ребенке и довести это развитие до такой степени, чтобы он мог или свободно стать на сторону нашего идеала, его свободным и сознательным выразителем или, быть может, восстать против него и стать его противником, мы парализуем эту волю, мы сковываем ее тысячами всевозможных способов: из ребенка выходит не самобытный и оригинальный творец будущего, но самый пошлый и заурядный охранитель настоящего. Право личности нарушается самым грубым образом всей нашей системой воспитания, даже при самых лучших ее намерениях. Мы говорим о правах личности, когда она обезличена, когда она привыкла к рабскому подчинению, и мы игнорируем эти права, когда личность еще находится в зародыше, не давая ей развиваться нормально и свободно, а толкая ее развитие на тот путь, который согласуется с нашей волей.

Дети – творцы будущего, а мы их помощники и сотрудники

Но истинный идеал воспитания заключается в том, чтобы действительно обеспечить свободное развитие личности, чтобы освободить ее от нашего гнета, какие бы мягкие и гуманные формы он ни принимал, чтобы воспитать в своем ребенке не союзника себе, но противника, не охранителя нашего идеала, но его разрушителя, творца будущего, который объявит войну настоящему, защитниками которого являлись мы. Не в нем мы должны видеть своего будущего союзника, а наоборот, если мы сами продолжаем духовно прогрессировать и не остановились на одной точке, из самих себя мы должны подготовлять его сотрудников и помощников.

Пора понять, что ребенок не вещь, не кукла, не игрушка, не собственность своих родителей и воспитателей, – надо уважать в нем ту свободную человеческую личность, которая в нем скрыта, и надо всеми силами содействовать наиболее пышному развитию этой личности. Говорят о свободе человека и гражданина, говорят о свободе женщины, говорят о свободе угнетенных национальностей, – пора начать говорить о свободе ребенка! И ребенок нуждается в Великой Хартии Свободы, обставленной всеми необходимыми гарантиями ее неуклонного осуществления в области воспитания и образования. Одна из великих задач науки воспитания и заключается в стремлении понять все те формы насилия и гнета (как бы скрыты и ухищренны они ни были), которые практикуются обыкновенно над волей ребенка, и вместе с этим определить и те способы, которыми можно было бы избежать этих последних.


Материал для освобожденной воли

Если мы в истинном смысле слова освободим развитие ребенка от всех тех уз и пут, которые мы обыкновенно налагаем на это развитие, то мы сделаем очень много. Но, конечно, этого одного еще не достаточно: освобожденной воле ребенка надо доставить и материал, в творческой работе над которым она могла бы развернуться. Ребенку, свободному от всякого гнета, должны быть предоставлены все средства, должны быть даны в его распоряжение все сокровища, добытые культурой, для того, чтобы он имел возможность развить данные ему от природы силы до максимума и приобрести тот наибольший запас знаний, который только может усвоить его ум.

Свободный ребенок, развертывающий в ничем не стесненном взаимодействий с природой и в широком плодотворном братском общении с людьми свои силы и способности, – это первое и последнее слово «нового воспитания», которое только одно способно составить противовес тому вырождению и измельчанию человечества, какое приходится наблюдать за последнее время. Современную школу, школу-фабрику, школу-каторгу, школу-темницу, на которой в значительной степени лежит грех духовного вырождения человечества, должна заменить свободная школа. Свободное воспитание должно окончательно вытеснить ту систему воспитания, в которой человек является предметом для дрессировки или объектом фабричного производства.

Первое условие свободы – наблюдение природы ребенка

Каким же образом могла бы быть обеспечена полная свобода ребенка в области воспитания и образования? Самым первым и основным условием здесь является постоянное наблюдение и изучение природы ребенка и предоставление возможности удовлетворения всех естественно в нем рождающихся потребностей, обусловленных процессом его развития.

Для того чтобы обеспечить ребенку свободу развития, необходимы тщательное наблюдение и изучение его индивидуальной природы во всех ее проявлениях; но наблюдение и изучение в данном случае только тогда достигнут своей цели, если они будут производиться над свободным ребенком, над ничем не стесненным обнаружением его жизненной энергии.

Чтобы лучше ориентироваться в душевной жизни ребенка, надо предоставлять ему свободу занятия тем или другим делом и, вместе с тем, возможность более или менее широкого выбора предмета для своих занятий и наблюдать за тем, куда при этом устремится его воля. Это есть одно из лучших средств изучить его природу и его естественные потребности и влечения. Только наблюдая ребенка, совершенно свободно проявляющего свою активность, мы располагаем возможностью к действительному пониманию его потребностей.

Не дети для школы, а школа для детей

Не дети существуют для систем воспитания и образования; а эти системы существуют для детей и должны быть приноровлены к их природе, к их индивидуальным потребностям, запросам и стремлениям. Система воспитания и образования есть как бы вывод из наших наблюдений над свободной активностью ребенка, и она есть только показатель того пути, по которому должен идти воспитатель в своих усилиях помочь процессу развития ребенка, соответствующему его индивидуальной природе и в то же время не стесняющему ни в чем проявлений этой свободной активности...

 ***
...Но скоро ли наступит это время свободного ребенка, когда перед каждым будет чувствоваться «священный трепет», который, не позволит грубо и насильственно вторгаться в его духовное развитие, когда в каждом ребенке будут видеть «великого творца будущего», когда в каждом ребенке будут уважать свободную человеческую личность? На этот вопрос трудно ответить с положительною уверенностью. Но что можно сказать, и сказать с полной уверенностью, так это то, что до тех пор, пока не будет на твердых и прочных началах утверждено царство свободного ребенка, до тех пор не получит твердого и прочного фундамента и непоколебимой формы и царство вполне свободного человека. Освобожденный ребенок – это альфа и омега всех свобод, это единственная и действительная гарантия их полного и всеобщего осуществления. Семья, школа, общество, государство должны признать в освобождении ребенка свою великую и святую цель. Соединенными усилиями всех этих факторов дело свободного воспитания и образования должно широко пустить свои глубокие, разветвляющиеся во все стороны корни. Мы питаем непоколебимое и твердое убеждение в том, что в новой свободной России будет признано одной из первостепенных задач осуществление свободы воспитания и образования на всех его ступенях и для всех возрастов и гарантирование ребенку и вообще молодому поколению без различия возраста полной свободы жизни и развития, какою пользуются все полноправные взрослые граждане. В числе других видов раскрепощения, осуществление которых составляет одну из основных задач общественной жизни, должно занять подобающую ему роль и раскрепощение ребенка, так как раскрепощение ребенка и вообще молодого поколения есть единственный прочный залог того, что будет достигнут максимум свободы, счастья и совершенства во всех областях и сферах личной и общественной жизни...


 
Константин Николаевич Вентцель

 Декларация прав ребенка

 1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, т.е. ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями.

2. Забота о доставлении детям требуемых гигиеною детского возраста жизненных условий лежит на родителях, на обществе в его целом, на государстве. Роль каждого из этих факторов и их взаимное отношение в деле доставления ребенку этих условий определяются соответствующими законами.

3. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства.

 4. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями. Это право ухода от родителей принадлежит ребенку во всяком возрасте его жизни, причем государство и общество должны заботиться о том, чтобы никакие перемены в этом отношении не повлекли за собою ухудшения в материальных условиях жизни ребенка.

 5. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Осуществление этого права должно быть гарантировано бесплатным предоставлением ему во всех возрастах его жизни соответствующих воспитательных и образовательных учреждений, где бы все стороны его природы и характера получили наиболее благоприятные условия для своего гармонического развития.

 6. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.

 7. Каждый ребенок с того возраста, когда это сделается для него возможным, должен принимать участие в общественно необходимом промышленном, земледельческом или каком-либо ином производительном труде, в размере, определяемом его силами и способностями. Этот труд, однако, не только не должен наносить ущерб физическому здоровью детей или служить помехой в деле их духовного развития, но должен слиться в одно целое со всей системой воспитания и образования народа.

 8. Ребенок во всех возрастах своей жизни, в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Если те или другие права не осуществляются им, то это должно быть обусловлено только отсутствием у него необходимых для осуществления этих прав физических и духовных сил. При наличности же последних возраст не должен служить ограничением к пользованию его этими правами.

 9. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям. Таким образом, пользование каждого ребенка своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые диктуются законами нормального физического и духовного развития самого ребенка, и кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами.

 10. Та или другая группа детей в отношениях между собой и в своих отношениях к окружающим взрослым может быть подчинена правилам, запрещающим действия, наносящие вред общественному целому. Все, что не запрещено этими правилами, не должно встречать препятствий к своему осуществлению. Никто из детей не должен быть принуждаем к деланию того, что не предписано этими правилами.

 11. Правила, которым подчиняется та или другая группа детей и связанных с ними общей жизнью взрослых, должны быть выражением общей их воли. Всем детям должно быть предоставлено право участвовать в составлении тех правил, которыми регулируется их жизнь и деятельность. Каковы бы ни были эти правила, они должны быть одинаковы для всех, как для детей, так и для связанных с ними взрослых, при непременном условии, чтобы они не стояли в противоречии с требованиями социальной справедливости.

 12. Никто: ни родители, ни общество, ни государство – не может принуждать ребенка обучаться той или иной определенной религии или принудительно исполнять ее обряды.

 13. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества, взрослых и детей.

 14. Каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той же степени, в какой этим правом пользуются и взрослые люди, т.е. с теми только ограничениями, которые диктуются благом общества и составляющих его личностей и которые должны быть точно установлены законом.

 15. Каждый ребенок пользуется правом образовывать с другими детьми или взрослыми те или иные союзы, кружки и тому подобные общественные объединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым людям. Безусловно, запрещается образование таких союзов, которые преследуют цели и задачи, стоящие в противоречии с истинным благом ребенка и его нормальным физическим и духовным развитием, а также с нанесением вреда обществу в целом или составляющим его личностям. Эти случаи должны быть точно оговорены в законе.

 16. Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаев, точно формулированных в законе, когда этого требует благо ребенка и окружающего его общества. Также ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию. С проступками и недостатками ребенка должно бороться при помощи соответствующих воспитательных учреждений, путем просвещения или лечения его, а не наказанием и всякими мерами репрессивного характера.

 17. Государство и общество должны всеми средствами наблюдать за тем, чтобы все перечисленные в предыдущих параграфах права ребенка не терпели ни в чем умаления; они должны ограждать эти права от всяких попыток покушения на них, и всех, кто не исполняет своих обязанностей по отношению к молодому поколению, должны принуждать к этому.

 18. Для реального осуществления прав ребенка должен быть образован особый фонд молодого поколения, достаточный для того, чтобы права ни одного ребенка ни в чем не терпели умаления. Фонд этот может быть образован путем установления специального налога или путем отчисления из общих государственных средств. Расходы, производимые из этого фонда, должны находиться под строгим общественным контролем.
 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (43) 20014
Фото: интернет-источник и Светланы Куимовой

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Константин Вентцель

даты жизни (1857 - 1947) русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
1990 руб.
Монтессори-педагогика для Арины Родионовны
Монтессори-педагогика для Арины Родионовны
990 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
990 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
990 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
990 руб.
Материалы на эту тему:
Катерина Ясько

Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами (хоть рядами, хоть за круглым столом)

Пётр Фёдорович Ка́птерев

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

Елена Хилтунен

О летних играх – дворовых и домашних

Катерина Демина

Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »