«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори

Ирина Исаева
Дело в том, что организация детского садика или группы Монтессори, хотя бы частного, а тем более, государственного, – процесс довольно сложный, требующий всевозможных утверждений и согласований, а главное – принятия продуманных решений. Ирина Исаева - автор нашей статьи в этом смысле человек в высшей степени опытный, много в своей жизни различных детских Центров открывала. Ей слово.

Ирина Исаева - Учредитель Московской областной общественной организации
«Центр изучения вопросов семьи и детства», Почетный член Ассоциации выпускников AIESEC, Член Montessori Europe и член AMI.

Начало

Часто, влюбившись в педагогику Монтессори, мы загораемся идеей открыть детскую группу, садик, клуб или школу. Но с чего начать? Какое помещение необходимо подыскать? Где найти деньги? Какие подводные камни могут нас ожидать? Поговорим об этом подробнее.

Прежде всего, определим, какие у нас есть варианты. Например, наш малыш подрастает, ему пора в детский садик, но в округе подходящего нет. Тогда, наверное, родителям стоит подумать об организации группы полудневного пребывания детей, в которую будет ходить и наш сын или дочка или о группе полного дня. Более смелый вариант – организовать сеть небольших детских клубов или садов Монтессори. Вне зависимости от масштаба, подход будет одинаков. Важно подумать о своем проекте основательно, конкретизировать идею, сформировать общее видение проекта. От четко очерченной идеи зависит дальнейшее ее воплощение. Запишем миссию проекта. Она, как путеводная звезда, будет светить нам в моменты, когда будет непросто.

Можно разочаровать тех, кто преследует цель заработать на идее открытия детского садика Монтессори, заметив, что сегодня это модное название. Важно понимать, что работа с детьми – это бизнес социальный, не терпящий компромиссов. Любое желание развиваться, повлечет за собой обязательные вложения. Но все же группа или садик Монтессори, как и любая другая коммерческая детская группа вполне может и должна быть окупаемой и приносить доход. Важно соблюдать все законы организации бизнеса, ведь они действуют и для социальной услуги, будь то образовательная услуга, услуга по уходу и присмотру за детьми или услуга по организации досуга.

Маркетинговое исследование и анализ рынка

Одним из самых важных этапов, который, кстати, часто незаслуженно пренебрегается молодыми предпринимателями, является – изучение рынка. Нам важно знать рынок, на котором наша услуга будет оказываться. Для сбора информации подойдут все способы – подруги-друзья, местные газеты, журналы, телевидение, Интернет. Нас интересует все, что связано с детьми. Мы хотим точно узнать, кто работает на этом рынке, какие услуги предлагает, какова их стоимость, масштаб деятельности. Отлично, если мы включим сюда даже магазины по продаже детского питания, одежды. Они нам пригодятся для построения маркетинговой стратегии. Все это необходимо, чтобы наша идея начала обретать осязаемые черты, чтобы мы определили, в чем наше конкурентное преимущество и кто наши будущие партнеры.

Детально продумаем, для кого мы будем организовывать нашу монтессори-группу. Анализ потенциального потребителя включает в себя детальное его описание: уровень дохода, состав семьи, какими ещё услугами он пользуется, вплоть до предположения, куда ходит в кино и магазин – чем детальнее, тем лучше. Так мы узнаем, где лучше всего представить информацию о нашем проекте. Особенно тщательно разузнаем о родителях с детьми, которые живут недалеко от места будущего открытия группы. Хотя, как показывает практика, пока существует дефицит хороших детских центров и садов, туда, где работают заботливые профессионалы, родители могут привозить малышей издалека.

Оценка и поиск ресурсов

Основные ресурсы, которые нам потребуются – это люди, деньги и помещение. 

Люди – всегда дефицит, поэтому задолго до открытия садика надо начинать заявлять о себе на сайтах монтессори-сообщества, подбирать основных сотрудников. Подойти к этому надо самым тщательным образом. Сотрудники и, прежде всего, квалифицированные монтессори-педагоги – основа успеха. 

Деньги. Если есть собственные сбережения, семейный совет поддерживает, какие могут быть преграды? Как правило, или их недостаточно или нет совсем. Тогда нет другого варианта, кроме привлечения средств. Это может быть частный заем у друзей или родителей, его преимущества очевидны, ведь его можно получить без процентов. Но также очевидны риски потери друзей или испорченных отношений с родителями. Альтернативой послужит банковский кредит. Он делает нас независимыми при повышенной степени ответственности. Минусы – в достаточно высоком проценте кредитных денег на фоне нестабильного состояния финансового рынка. Другим вариантом привлечения денег могут послужить инвестиции, но я бы не рекомендовала вступать в инвестиционные отношения, не имея опыта. Как правило, любой инвестор желает получить долю в бизнесе, не терпит долгой окупаемости и всегда есть риск влияния с его стороны на стратегию развития бизнеса.

Помещение. Оно зависит от формата проекта. Под детский центр минимально потребуется нежилое помещение в 80 кв.м. Оптимально – 150 кв.м. Под группу детского сада в 15-20 человек нужно найти помещение не меньше 120 кв.м, оптимально – те же 150 кв.м. Или коттедж площадью 300 кв.м (минимум 150 кв.м). При этом помещение должно быть не подвальным и обязательно оборудовано противопожарной сигнализацией. Об этом можно договориться с собственником. Не забудем предусмотреть, чтобы у взрослых и детей были отдельные санузлы. В случае детского сада, неподалеку должно быть место для прогулки. В идеале – огороженная территория, но подойдёт и детская площадка. Для группы полного дня необходимо продумать вопрос кормления детей. Будет ли это привозное питание или мы оборудуем кухню. Организация питания – один из основных камней преткновения. Не могут не вдохновлять последние речи руководителей нашей страны об отмене СанПиНов и снижении требований к частным и домашним детским садам. Но пока их обещания не вступили в силу, лучше мы официально разделим услуги – образовательную (досуговую, ухода и присмотра, другую) от организации питания. Пусть её оказывают два разных лица (юридических или физических) и родители заключают два договора.

Выбор организационно-правовой формы

В зависимости от масштаба нашего проекта и наличия времени надо решить, будем ли мы оказывать образовательную услугу, которая подлежит обязательному лицензированию или нет. Деятельность подобного рода согласно классификатору ОКВЭД можно отнести и к деятельности учреждений клубного типа и к деятельности по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания. 

Образовательная деятельность в нашей стране регулируется Законом «Об образовании». Согласно Закону «образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников» (ст 12. п.1). 

Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью вести образовательную деятельность не может. Образовательную деятельность вправе осуществлять также физические лица в форме индивидуальных предпринимателей.

Если деятельность, которой мы будем заниматься образовательная, то какую форму выбрать? Есть свои плюсы и минусы в каждой из них. 


В соответствии с «Положением о лицензировании образовательной деятельности» № 77 от 31.03.2009 г. не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Развивающая (занятия в кружках, секциях, студиях) воспитательная деятельность, организация досуга тоже не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации. Поэтому формально и эта деятельность не подлежит лицензированию. Если вы решаете не называть свою деятельность образовательной, то тогда она может быть организована в любой организационно-правовой форме. 

Конечно, любые названия и притягивания за уши других видов деятельности возможны, и многие живут так годами, но вы должны знать свои права и уметь их защищать. Для этого надо изучить всю законодательную базу и следить за её изменениями. На первом этапе, пока опыта маловато, организация в форме индивидуального предпринимателя для организации детского сада и любой формы НКО или даже ООО для детского центра вполне подойдёт. И через некоторое время, немного разобравшись в сути дела, перерастать в более серьёзную организацию.

Бизнес-план

Когда мы уже достаточно обо всем подумали и у нас появились кое-какие очертания проекта, самое время для составления бизнес-плана. Не важно делали ли мы бизнес-план когда-нибудь раньше или нет, необходимо себя заставить написать его. Пусть он будет непрофессиональный, но заставит нас задуматься над вопросами, которые не были видны раньше. Бизнес-план заслуживает отдельного детального разговора, но основные его разделы приблизительно таковы.

Основные разделы бизнес-плана

В итоге у нас появится ориентир, документ на нескольких листах. Оформим его красиво, ведь это уже материализованное начало нашего пути. План, по которому мы будем развиваться. Этап бизнес-плана – последний этап принятия решения. Взвешиваем все за и против, и если нас вдохновляет наш проект, приступаем к прекрасному и самому захватывающему этапу – реализации.

Не будем пугаться, если в какой-то момент придётся отступать от нашего плана, реальная жизнь всегда отличается от ожидаемой. Главное, будем фиксировать расхождения, анализировать их и научимся принимать взвешенные решения. В любой ситуации не будем отчаиваться. Ведь, как говорила мудрая улитка, ползущая на вершину горы Фудзияма, чтобы долезть до вершины горы, надо не скорость умножать на время, а упорство на призвание.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (24) 2010 г.
Фото Константина Иванова


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Ирина Исаева

монтессори-педагог, член правления Межрегиональной Монтессори Ассоциации

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Гордон Ньюфелд

Понимание метода Монтессори. Взгляд с точки зрения теории привязанности

Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Анна Бронникова

О детской импровизации без указаний и репетиций

Елена Хилтунен

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »