«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора

Грация Х. Фрешко
Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

Публикация из номера 126, за 2015 год, г. Кастелланца, Италия
Интернет- перевод под редакцией Е. Хилтунен

Они стремятся коснуться каждого предмета во дворе 

Выйдем с детьми в сад перед домом. Даже в условиях городской жизни с середины весны он начинает наконец наполняться колыханием трав, запахами цветов, ощущением тепла, ежечасными изменениями света, спускающегося с небес. На прогулке младшие дети (2-3 года) продолжают оставаться такими же, как в доме: мы опять видим их в поиске. Они стремятся коснуться каждого предмета во дворе, переместить его, заполнить чем-нибудь и вновь опустошить. Они перетаскивают палки, камни; выкапывают небольшие ямы, в которых накапливают воду или бросают в них все, что попадается под руку. Главное, чтобы кто-нибудь из детей не провалился в случайно открытый люк и не проявил чрезмерного интереса к забору, в дырках и трещинах которого малыши могут найти что-то, что никак нельзя положить в рот. 
Еще одна детская страсть – вода.  Падающий из водопроводной трубы поток, рассыпающийся приятными всплесками капель, или оттаявший наконец дворовый ручей всегда притягивают детей. Набор ведер, леек, воронок и бутылок – главные инструменты детей на природе. А есть ли у вас, например, шлифовальная «машина» с крышкой для песка, который быстро сохнет в деревянных песочницах? Двор детского сада обязательно должен быть оборудован столиками и скамейками, чтобы дети могли сидеть рядышком и помогать друг другу в работе.


Младшие дети находятся в разгаре сенсомоторного периода. Но обычно их движения скованы привычками города: малышей теперь возят в колясках, на велосипедах, в машинах. Пешком они ходят все меньше и меньше. Мощная моторная энергия, которая делает тело ребенка здоровым и сильным, буквально уничтожается нашими страхами: вдруг выбежит собака, вдруг на пути окажется крапива или другая колючая трава, вдруг ребенок упадет и разобьет коленку или испачкает свою одежду. Даже самым невинным движениям малыша препятствуют поспешность и недоверие взрослых.

А старшие дошкольники (4-6 лет)? Им важнее всего сейчас пережить знакомые социальные ситуации. У них листья превращаются в тарелки и миски, песок, украшенный ягодами, в шоколадный торт, палочки, вставленные в каштаны, или милые раковины – это товар для продажи на скамейке-прилавке. Игра в дом или в магазин для детей в этом возрасте – одни из самых важных. 

Заметим, даже самые активные дети – маленькие и старшие – более тихие вступают в игры друг с другом, не создавая конфликтов. Зададимся вопросом: не будет ли вмешательство взрослых с их постоянными рекомендациями разрушать игру детей? Давайте наконец позволим им без нашего включения в их жизнь свободно дышать и изобретать игровые ситуации по своему вкусу! Для них в этом возрасте крайне важно воображать что-то новое и без помех со стороны взрослых наслаждаться взаимодействием со сверстниками.

Холм в виде усеченного конуса

Существует не так-то много детских садов, проявляющих заботу о внутреннем содержании своих помещений. Что говорить о дворовых площадках: для их построения нужны долгосрочные проекты. Например, чтобы удовлетворить потребности в движениях, таких как скалолазание, спуск или скольжение, необходимо подготовить холм в виде усеченного конуса, высотой около 50/60 см, диаметром не менее одного метра у основания с плоской вершиной в полметра. Этот холм должен укрепиться, затвердеть. Возможно, пройдет целый год до первого момента его использования.

Еще большее время может потребоваться для укоренения дворовых деревьев, которые имеют склонность к горизонтальному расширению корней и ветвей, что облегчает ребенку возможность забраться на дерево и спуститься с него. Выращивание высоких кустов кукурузы с початками или лавровых кустов тоже требует времени. Они необходимы детям, чтобы создать небольшие шалаши. Их можно покрыть тканью, и тогда они превратятся в настоящие дома.

Можно создать небольшие «улочки» в земле, прорыв их с помощью мини-помпы. По этим улочкам можно будет ездить на трехколесных велосипедах и возить тележки с песком. Для «альпинистов» 4-5 лет полезны небольшие деревянные лестницы со ступенями шириной не менее 1 см, которые размещаются около стены, спускаются из окна или стоят около дерева, чтобы облегчить детям подъем на него.

Во дворе одного детского сада построили круглую платформу около 70 см от земли вокруг ствола дерева; лестница позволяла легко и безопасно на эту платформу взбираться, а потом съезжать на землю по горке. Можете представить себе счастье детей!

 Подобное оборудование, очевидно, требует столярных навыков и определенного периода корректировки, поэтому лучше было бы начать их строительство в начале летнего периода, чтобы дети обнаружили их в своем дворе, когда вернутся с каникул в сентябре.

  
Во дворе детского сада можно предусмотреть полянки для переносных шалашей. Это может быть, например, палатка индейцев или маленький сарай из ветвей. Есть некоторые артефакты, которые маленькие дети особенно ценят: например, большие бетонные баллоны, которые строители используют для дорожных трубопроводов. Такой баллон тоже может стать «домиком», в котором кто-то из детей насладится игрой, забравшись туда с приятелем.
Хорошо оборудованный дворик детского сада должен иметь часть с крышей, чтобы дети могли гулять в любую погоду. В нем надо сделать обработанный асфальтом пол, где они будут играть и рисовать цветными мелками.


Важно, чтобы ребятишки выходили на улицу каждый день, в любую погоду, за исключением особо тревожных бурь. Важно, чтобы они научились получать удовольствие от дождя, небольшого ветра или первого снегопада. Надо позаботиться, чтобы в любое время года у детей было все необходимое для выхода на улицу. Резиновые сапоги и плащ должны быть частью обязательного набора одежды, который следует принести из дома и оставлять в специальном шкафчике в детском саду. 

Если во дворе есть место для создания огорода, не стоит пренебрегать удовольствием от занятий посадкой и пересадкой растений, сбором урожая. Даже на террасе можно разводить и потом собирать клубнику, помидоры, горох и ароматические травы, такие как базилик и петрушка. Потом их можно нарезать и добавить в салаты. Приятным сюрпризом для детей может стать выращенный картофель – еда, любимая детьми, которую можно печь на гриле. Как сказал один мальчик: «Картошка – еда, которую делает растение вместе с землей». 

Если пространство двора большое и солнечное, можно посадить некоторые фруктовые деревья: вишневое дерево, абрикосовое дерево, куст лесного ореха, изгородь из ежевики и малины. Оставим место и для цветов. Некоторые из них требуют полива: глицерий, один или два подсолнуха, несколько ирисов, парочка роз или гортензий. 
Приглашайте друзей в ваш детсадовский дворик!


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (62) 2018
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Грация Х. Фрешко

Grazia Honegger Fresco 

Прямая ученица и коллега М. Монтессори. Диплом Школы Ассистентов Детства Монтессори в Риме. Диплом национального курса Монтессори 1948-51 года. Инструктор СИМЕА. Главный редактор журнала "Тетради Монтессори". Обладатель премии UNICEF за защиту детства. Автор и редактор многих книг по монтессори-педагогике. (Италия)

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Оксана Иванова

Как оценивать наше педагогическое мастерство? Приглашаем поделиться опытом

Симон Львович Соловейчик

Воспитание доверием

Ольга Соболева

Деревянные кубики в игровой монтессори-садика - это вау!

Елена Железнова

Суббота - папин день

Ксения Краснова

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »