«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Последняя речь доктора Марии Монтессори

Мария Монтессори
О чем думает гениальный человек в конце своей жизни? Что для него важнее всего?  Мы разыскали текст последнего выступления Марии Монтессори 19 августа 1951 года, которое состоялось в городе Инсбруке (Австрия) на открытии Международного учебного курса.

Перевод с немецкого Елены Хилтунен

С большим вниманием и восхищением я принимаю участие в этом собрании. Приятно чувствовать ваше понимание и согласие со мной. Уверена, что вы от всего сердца цените мой труд, и мы все имеем одно и то же желание, одну и ту же цель – помочь потрясенному и подорванному войной человечеству.

Вы говорите о свободе в воспитании. Я начинала когда-то это движение. Дозвольте напомнить, что я активно занималась этой проблемой, когда многие из присутствующих здесь были еще детьми. Говорю это вовсе не к тому, чтобы выставлять свои заслуги. Я хотела бы подчеркнуть, что ваши старания, о которых вы говорите сегодня так ясно и определенно, – достойны великой похвалы. Я взяла слово, чтобы дать вам совет. Примите во внимание мой возраст, мой жизненный путь и мой труд. Они со мной.

Прошу вас не повторять ошибок, которые допустили люди в начале этого столетия. Они тоже имели добрую волю и большие желания. Как и вы, они принимали единогласные решения на своих заседаниях. Я сама участвовала тогда в этой работе в обстановке взаимопонимания. Имею в виду 1914 – 1918 годы. Но я испытала потрясение и разочарование, когда в последующие годы (1920 –1930) эта работа обратилась крахом. Никто тогда больше не помогал мне. И это было не только отсутствие взаимопонимания. Мы не могли, на мой взгляд, избавиться от главной, охватившей всех нас беды. Мы не могли забыть обо всех других проблемах и сконцентрироваться на главной – на проблеме ЧЕЛОВЕКА. К тому же я думаю, что человек начинается не с 20, не с 10 или с 6 лет. Он начинается с рождения. Никогда не забывайте об этом.

Не забывайте и о том, что дети и подростки – бесправный народ, фактически рабы взрослых; что школьная система – это их крест, хотя везде только и говорят, что о свободе, демократии и человеческих правах. Наши дети – рабы школьного порядка и интеллектуальных правил, которые мы на них наложили. Ведь это именно мы сказали, как должно учиться и сколько лет. Дети в этом смысле – народ без прав. И мы опасаемся дать свободу этому народу. Мы подавляем его духовность. Ребенок – живые силы и ум, а мы угнетаем все это, и убиваем его индивидуальность. Мы хотим власти над ним и разрушаем его. Или отправляем в область патологии, как об этом здесь хорошо говорил доктор Штерн.

Только в последнее время, когда мы пришли к экзистенциализму, – в воспитании открывается новая дорога, смысл которой – поддержание жизни человеческой души. Педагогика должна стать наукой творения человека. И она должна по важности стоять в одном ряду с наукой об атомной энергии. Но физика изо дня в день занимается проблемой превращения атомной энергии в материю. Это ужасно. И человечество живет в страхе перед атомной катастрофой.

Но есть другая энергия – силы души новорожденного ребенка. Именно они формируют человечество. Но вместо того, чтобы дать развиться этой удивительной и неиспользованной энергии, мы часто превращаем ее в опасность для самих себя. Во всем мире нет понимания значения этих первых лет жизни человека.

Наш институт приложит усилия, чтобы достигнуть этого понимания. Мы будем заниматься не только школьниками, но и сильно расширим рамки возраста. Мы сконцентрируемся на дошкольниках, к которым раньше относились с пренебрежением. И этим установим важнейшую веху тысячелетия, восстановив справедливость и благополучие.

Мой путь позволяет мне сказать, что наша работа откроет вам сокровищницу с великими богатствами. Вас охватит удивление, которое станет и вашим вознаграждением. Возможно, эта работа потребует мужества. Я предлагаю вам набраться именно мужества и жертвенности, чтобы посвятить себя службе достижения идеала и человеческому благу.

У меня есть персональная резолюция нашего собрания. Надеюсь, вы примите ее, как мое желание помочь кураториуму института. Вот она.

«Кураториум постановляет предоставить все возможности – по меньшей мере в начальный период работы института – для концентрации сил в области дошкольного воспитания. С этой целью будут найдены возможности для совместной работы в области воспитания психологов, психиатров, общественности, родителей.  В дальнейшем кураториум и директор института организуют симпозиум, на котором педагоги-профессионалы доложат о результатах своих разработок и программ».


Это было последнее выступление Марии Монтессори, ее последняя актовая речь. Ее не стало 7 мая 1952 года.

Статья из журнала "Монтессори-клуб" № 5, 2007 г.


Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Лев Виноградов

Музыка как действие и воображение

Татьяна Строганова

Откуда берутся умные дети

Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

Грация Х. Фрешко

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»

Тим Селдин

Почему монтессори-классы такие большие?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »