В коляске с чипсами
Грация Х. Фрешко
Из книги «Новорожденный с любовью»
перевод Елены Амаро
Несмотря на то, что в целом активность малышей до трех лет индивидуализирована, нормально развивающемуся ребенку необходимо взаимодействие со сверстниками и другими людьми. Чрезмерная изоляция ребенка рано или поздно перерастет в тоскливое раздражение. Лучше ссоры и примирения, чем боязнь других людей, не важно, какого они возраста или пола.
Опыт пребывания ребенка в раннем возрасте в ясельках может стать положительным, если расставание с матерью было постепенным, а эмоционально теплый внутренний климат детского учреждения хорошо компенсировал ребенку разрыв с семьей. Важным критерием обеспечения положительного пребывания ребенка в яслях является подготовленность персонала, способность педагогов защитить детскую психику и правильно воспринять детские реакции в разных ситуациях. Не следует руководствоваться соображениями типа «в этих яслях новая мебель, современные игрушки и четкое расписание». Все это не гарантирует отсутствия детских травм.
И даже высокая месячная оплата за ребенка не является критерием высоких воспитательских качеств учреждения. В этом смысле, конечно, лучше, если ребенок проведет свое раннее детство дома.
Не забудем, что проблема отсутствия у ребенка дисциплинированного поведения находится в противоречивом воспитании: слишком сильное давление и вседозволенность. Оба качества не что иное, как препятствия, созданные взрослыми для осознания ребенком самого себя. Позднее это будет отражаться на его умении построить уравновешенные отношения с другими людьми.
Честно говоря, слово «дисциплина» сейчас устарело и в последнее время в умах современной молодежи приобрело негативный смысл.
В Англии его заменили на слово guidance, которое означает воспитание самоконтроля.
Сегодня, например, говорят о том, что современные родители потеряли способность трезво различать, когда можно удовлетворить просьбу ребенка, а когда этого делать не следует. Все большее число взрослых сдаются под напором требований со стороны детей. Порой видишь сидящего в коляске малыша с леденцом в руке или мороженым. Не говорю о бесконечном количестве печенья, попадающего в руки ребенка в течение дня. Вам может показаться невероятным, но уже в год многие дети пробуют жевательные конфеты и чипсы, превращаясь постепенно в постоянно жующих. Кто-то не имеет смелости отказать своему ребенку и дает ему все, к чему тянутся маленькие ручки. А кто-то разрешает детям все, что им угодно, из-за нежелания отказать себе самому в своих привычках.

Нередко можно наблюдать повторяющиеся ссоры между родителями и детьми двух или трех лет. Дети в таких семьях выглядят неприятно из-за постоянного внимания к ним как к самому интересному «предмету» в окружении. Ребенок, разумеется, является центром внимания в своей семье, но со стороны родителей это внимание должно быть осознанным, не превращающим любовь в нечто абстрактное, позволяющее манипулировать собой. Не переходим ли мы границы достоинства малыша, достоинства, на которое он имеет право от рождения?
Ребенку необходимы ответы «нет» со стороны взрослых, но ему необходимы и простые и четкие правила, неоднократно повторяемые спокойным, доброжелательным тоном, каким обычно разговаривают между собой взрослые люди. Но если «нет» превращается в наказание и насилие, то ответной реакцией ребенка станут агрессия и «дух противоречия». Малыш всеми силами будет пытаться нарушить установленное правило. Давайте предупредим такое противодействие.