О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Елена Хилтунен
Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во
Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение».
Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса
обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И
следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт
– Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое
образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с
содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.
Знания - результат нашей собственной активности
На каких психолого-антропологических основаниях, более точных, чем прогностические построения, держится идея успешного самообучения людей в открытых образовательных средах?
По утверждению М. Монтессори и ее последователей, «наше сознание работает потому, что оно и создано природой, чтобы быть активным и деятельным. Изучать – значит усваивать, получать новые знания, используя собственный ум, сознание, наше умение замечать. Процесс развития в какой-то мере аналогичен процессу потребления и переработки пищи – это и есть наша собственная спонтанная активность. Такое сравнение, возможно, не является идеальным, но помогает понять, что усвоение знаний есть результат внутренней активности человека» (Из книги Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори»).
Наша идея такова. Создается специальная мультимедийная Энциклопедия монтессори-материалов с прямым доступом к ней с помощью смартфонов прямо из образовательной среды. QR-коды прикрепляются к каждому материалу предметной развивающей среды. Студентам, изучающим основы педагогики Монтессори или какой-то другой дисциплины, предлагается получить с помощью смартфона информацию о нем, взяв в руки конкретный материал, и под наблюдением специалиста самостоятельно освоить, а затем в тестовом режиме записать на видеоролик свою собственную презентацию этого предмета.
Изобретение трехступенчатого урока Монтессори можно отнести к 1913 году.
Трехступенчатый урок
Получаются как бы три ступени знаменитого трехступенчатого урока Монтессори: 1 ступень – получение сенсорной информации; 2 ступень – воспроизведение её в деятельности; 3 ступень – медиарефлексия (отчет).
Изобретение трехступенчатого урока Монтессори можно отнести к 1913 году, а в году 1926-м в своей «Педагогической психологии» Лев Семенович Выготский так описывал три основных момента подобного урока. «Первый момент – это восприятие организмом тех или иных раздражений, посылаемых внешней средой. Он условно называется сенсорным. Затем следует второй момент переработки этого раздражения во внутренних процессах организма, возбужденных толчком к деятельности. Наконец, третьим моментом будет ответное действие организма, большей частью в виде движения, появляющегося в результате внутренних процессов… Эти три момента, сенсорный, центральный и моторный, или восприятие раздражения, переработка его и ответное действие, – необходимо присутствуют во всяком акте реакции».
Эту цитату Л.С. Выготского знает любой хороший психолог. И понятно, что если одна из ступеней трехступенчатого урока по той или иной причине в процессе самообучения не состоится, то вероятность усвоения урока будет минимальной, так как осознанность студентами изучаемой темы не произойдет до конца, соответствующие синапсы мозга не успеют сформироваться во всей полноте. Недаром мы говорим: «сдал» экзамен. То есть «выбросил» из головы все, что готовил к нему, вместо того чтобы воспроизвести знание в реальном продукте.
Мария Монтессори неоднократно обращала внимание на впитывающее сознание ребенка, с которого, можно сказать, начинается его жизнь в человеческом социуме. Современные ученые называют его непроизвольным вниманием, памятью, которая, хотя и угасает с возрастом человека, но все же остается в нем долгие годы. «Было бы замечательно, – пишет Монтессори, – если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим бóльших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть. Сначала мы бы не чувствовали ничего необычного, а потом, внезапно, приобретенные нами понятия засветились бы в нашей памяти, как яркие звездочки знаний. Тогда бы мы почувствовали их присутствие и осознали понятия, которые без усилий стали бы нашим достоянием…» Но как? Как наилучшим образом обустроить условия для подобного получения знаний?
Международный учебный Курс Марии Монтессори в Барселоне. 1933 год
Открытая образовательная среда
Во многом воплощение в жизнь любых инновационных идей зависит от организационной стороны дела. В нашем случае условия для самообучения взрослых, например, студентов, в открытых образовательных средах уже сегодня создать вполне реально. Реально создать в педагогических университетах и учебных центрах по изучению педагогики Монтессори специально подготовленные автодидактические среды, приспособленные для успешного самообучения взрослых.
Что говорят нам на этот счет архивные тексты? Оказывается, свои учебные курсы столетие назад Мария Монтессори нередко проводила при одновременном участии в них и взрослых, и детей.
Вот, например, как вспоминала об этом ее ученица и коллега Анна Мария Маккерони: «Зал был такой большой, что 50 детей, сидящих за столами, едва занимали его половину. Большая стеклянная дверь вела во внутренний двор монастыря и в сад. Рядом с дверью было свободное пространство для пианино с эллипсами на полу. Однажды к нам одновременно пришло 100 наблюдательниц. Мне понравилось так работать. Интерес слушателей Курса был очевиден. Думаю, они чувствовали, что стояли на пороге преобразования школы. Они рассказывали множество случаев из своей практики, которые демонстрировали, что они стараются делать свою работу наилучшим образом».
То есть организация подготовленной среды обучения студентов должна соответствовать той, в которой им предстоит впоследствии осуществлять свою профессиональную деятельность.
Следуя этой традиции, в современных учебных Центрах по изучению монтессори-педагогики других стран, например, Японии, тоже организованы большие и светлые академические пространства, со специально подготовленной предметной образовательной средой, где одновременно по методу Монтессори занимаются и дети, и взрослые. К подобной модели открытых образовательных пространств, наверное, стоило бы приглядеться внимательнее. Особенно в случае, когда с основами педагогики Монтессори предлагается знакомить студентов именно педагогических университетов, которым предстоят часы учебной практики, а также родителей, выбравших для своих детей обучение в монтессори-школе или посещение детского сада по этой системе.
В то же время архитектура и дизайн таких открытых мультимедийных образовательных пространств должны отличаться от специально подготовленных предметных сред детских монтессори-групп и центров. Отличаться своими акцентами на иной характер учебной деятельности взрослых. Например, на меньшую их подвижность, а также развитую выше, чем у детей, моторную и акустическую память.
Учебная встреча с родителями и педагогами в школе Монтессори японского города Готемба (御殿場市) в префектуре Сидзуока. Лекция профессора Kimitoshi Matsuura
Самообучение, но не только
Преимущества мультимедийного способа обучения основам монтессори-педагогики (да и большинству других наук!) перед существующими ныне информационно авторитарными системами обучения очевидны:
• Студент физически находится в подготовленной монтессори-среде. Он может взять материал в руки и изучить его под наблюдением специалиста.
• Студент может самостоятельно выбрать время для обучения.
• Нет необходимости в формировании групп – даже один человек может эффективно обучаться в часы работы мультимедийного образовательного Центра.
• Невысокая стоимость внедрения.
• Автоматическое соблюдение стандартов образования: все студенты получают абсолютно одинаковые комментарии.
• Постоянное обновление системы в режиме реального времени (не нужно переиздавать учебник и т.п.). Все обновления сразу становятся доступны студентам.
Разумеется, такая работа для получения квалификационного аттестата не исключает ни специальных актовых лекций по основам монтессори-педагогики и другим педагогикам гуманистической направленности, ни обязательной 90-часовой практики в монтессори-садах и школах.
Студенты и преподаватели МПГУ на пороге создания Центра-лаборатории Монтессори-педагогики
Коммерческие возможности:
1. платный абонемент на посещение автодидактического класса;
2. платное тестирование по результатам самообучения;
3. для садов – возможность организовать на своей площадке подобную образовательную среду (порт) и сдавать ее в аренду (например, по субботам и воскресеньям).
Мотивация студентов:
1. тема для курсовой работы;
2. тема для дипломной работы;
3. участие в формировании виртуальной среды (видео, комментарии и т.п.);
4. разработка самостоятельных сред в других темах на базе нашей платформы (контент + генерация QR-кодов).
Современные педагоги и родители, понимая, что хотим мы того или нет, школе предстоят значительные изменения в сторону индивидуализированного подхода в образовании наших детей, стремятся придумать, как сделать так, чтобы ребенок захотел и реально начал учиться сам, а не ждал, когда его авторитарно обучат взрослые. Но ведь для этого и самим взрослым тоже надо научиться учиться самостоятельно. Скажем себе честно: нас ни в детстве, ни теперь этому никто не научил. Никто не создавал для нас открытые мультимедийные образовательные среды. И, похоже, у нас нет другого выхода, чем создать их самим – и для себя, и для наших подрастающих детей одновременно. Так за дело, господа!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (58) 2017
Фото автора и интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.