Требуются переводчики
Мария МиркесЧто ценного в том, что мы делаем
Многие монтессори-педагоги столь влюблены в свое дело, что думают, будто то, что им понятно и ценно, автоматически разделяется и принимается родителями. Например, они как нечто существенное объясняют родителям: «У нас ребенок совершает выбор!» Послушайте эту фразу ушами клиента. Выходит, что за этот совершаемый ребенком выбор он платит в 10-20 раз больше, чем за пребывание их сына или дочки в муниципальном детском саду. Почему столь велика цена за «ребенок сам выбирает»? Что стоит за этим понятием? Часть родителей недоумевают: «Эээ… а может, вы (педагоги) лучше за него сами выберете, и тогда он будет заниматься все-таки чтением? А то ведь он может так и не выбрать что-то умное, дельное».
Мы в ответ подводим итог: это не наш клиент, он не разделяет наши ценности. И гордимся тем, что отфильтровываем «не наших». Да почему мы решили, что такие родители «не наши»?! Прислушаемся к фразе «у нас ребенок действует по собственному выбору» и попробуем ответить на вопрос, что в ней ценного, что стОит в десятки раз больше, чем обычно? Ценен не сам выбор, а то, что благодаря возможности постоянно выбирать в ребенке складывается нечто важное – что?
Ребенок выбирает то, что ему интересно. За счет этого он может долго концентрироваться, держать внимание, преодолевать трудности в работе с материалом и т.д. В нем укрепляется самостоятельность и ответственность за себя. Он может сам долго и упорно действовать, трудиться. Ребенок, который имеет опыт действия в своем выборе, имеет и внутренний стержень – может отстоять свои интересы, например, отказаться от наркотиков в подростковом возрасте. Такой ребенок знает, что именно ему интересно, и когда придет время серьезных выборов (профиль, вуз, профессия), он сможет выбрать, и не скажет через пару месяцев: «Ой, мама, мне не нравится мое дело». Для родителей это, безусловно, ценные моменты. В монтессори-саду выбор – всего лишь особенность метода, и родители платят не за него, а за то, что получает ребенок в ситуации постоянного погружения в этот свободный выбор своей деятельности.
Есть такое понятие в сфере продаж – потребительская ценность, или ценность для клиента. Менеджеров продаж учат отличать характеристики товара от ценности для клиента. Например, характеристика телефона – емкость батареи 2500 mAh, но клиенты этого не понимают, а понимают вот что: «Можно неделю не заряжать телефон» или «Можно смело ездить в командировки». В сфере монтессори-педагогики, как и во всех других сферах, существует разрыв между тем, что делает педагог, и тем, что понимает и ценит клиент. И этот разрыв мы должны преодолевать, работая переводчиками с языка педагогики на язык родителей. Важно восстановить ценное в различных аспектах метода Монтессори, научиться это показывать, «проявлять ценности».
Автодидактические материалы, все образовательные форматы, режимные моменты, разновозрастность группы, события и конфликты – все, что происходит в течение дня в детском саду, все должно быть переведено на язык ценного для родителей, только тогда они смогут совершить осознанный выбор, и станет видно, «наши они или не наши».
Многие частные детские сады не решают эту задачу, а перекрывают ее за счет эмоционального удержания родителей – фотографии в вайбере и соцсетях, эмоциональные комментарии, дружба и хорошие отношения. Это хорошо и важно. Но непонимание родителями ценности выстреливает в тот момент, когда приходится принимать острое решение: получение путевки в муниципальный детский сад. Тогда родители сравнивают две суммы, которые отличаются в десятки раз, и просто эмоциональной привязки оказывается мало.
Почему сейчас это особенно важно?
Отмечу несколько трендов, которые усиливают остроту обозначенной проблемы.Падение рождаемости в 2016-2030 годах приведет к тому, что муниципальные детские сады не будут переполнены и частники потеряют главное преимущество – малое количество детей в группах. Что тогда будет удерживать родителей?
На родителей выплескивается невероятное разнообразие моделей родительского поведения – от бабушек и дедушек, из интернета, от друзей, от продавцов детских товаров, из книг и журналов. Родителей буквально «разносит», им непонятно, как быть хорошими, что нужно делать, готовить к школе или не готовить, нужно больше занятий или прогулок, игр или «развивалок», наказывать или хвалить?
Для того чтобы понять, что у них в головах, можно познакомиться с исследованием современного родительства: Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования. Психологическая наука и образование. psyedu.ru. 2015. Том 7. 2. С. 1-11.
Множество каталогов и рейтингов детских садов и, в частности, негосударственных детских садов, якобы призвано помочь родителям совершить свой выбор. Давайте потратим время на то, чтобы увидеть показатели и фильтры этих списков. На что обращается внимание родителей: место, где находится детский сад, помещение (отдельный коттедж или первый этаж нежилого или …), есть ли прогулочная площадка, наличие лицензии, стоимость, список услуг, список занятий, возраст детей, время работы, наличие специалистов (логопеды, медики), наличие сайта.
Какие частные детские сады выберут родители благодаря подобным каталогам и рейтингам? Многие сады в своем микрорайоне имеют хорошие условия, невысокие цены и большое количество занятий и специалистов. Выбрать детский сад Монтессори шансов нет.
В ситуации дезориентации родители начинают выбирать более убедительных или более ярких коммуникантов или просто тех, кто говорит с ними. Если с ними мало говорят или говорят не о том, не на их языке, не дотягивают до действительно ценного, они начинают «прогибать» детские сады под то, что им «очевидно ценно». И возникает огромное множество детских садов «не-до-Монтессори»:
- «детские сад с элементами Монтессори», «да, и монтессори-материалы мы тоже используем, а как же»;
- «все лучшее из системы Монтессори и Васильевой»;
- «… занятия Монтессори – вторник и четверг 9.30-10.15» между занятиями по окружающему миру и развитию речи;
- отдельные фронтальные занятия по подготовке к школе в д/с Монтессори;
- для того чтобы отличиться от «квартирников», где перемешаны дети разных возрастов (и это напрягает родителей), детские сады «якобы Монтессори» создают одновозрастные группы и этим гордятся.
И так далее. Пока наши детские сады просто не справляются с задачей проявления ценностей монтессори-метода и отступают под напором родителей, которые платят большие деньги и намерены сделать так, чтобы с их ребенком происходило нечто, действительно, ценное. И уж как понимают ценное, так и действуют.
Как помочь монтессори-педагогам и детским садам?
Задача оттачивания и проявления ценности монтессори-метода только заостряется и становится все более актуальной. Однако большая часть курсов по подготовке монтессори-педагогов содержит незначительный модуль, нацеленный на взаимодействие с родителями, часто он связан не с обозначенной выше острой проблемой.Необходимо помогать педагогам решать именно эту задачу – любую ситуацию понимать и уметь показывать как такую, в которой делается нечто ценное для родителей: автодидактический смысл монтессори-материалов, свободная деятельность, разновозрастные группы, отсутствие фронтальных занятий, наличие определенных форм образовательной деятельности, специальная позиция педагога, наблюдение и индивидуальное планирование, прогулки и обеды и т.д.
Мы с Надеждой Смирновой, директором Международного института монтессори-педагогики, совместно задумали и провели эксперимент на базе детского сада № 4 «Монтессори» города Томска: произвольно взяли одну тему из подготовки педагогов – «наблюдение». И добавили к ней тренировочный модуль, в котором:
- тренировали поведение педагога в наиболее острых ситуациях (конфликт, короткий разговор вечером, «мы уходим в муниципальный детский сад» и т.д.);
- при этом опирались именно на наблюдение как на важное действие педагога.
Мы постарались конкретный инструмент монтессори-педагога заточить нацелить и на работу с родителями, сделать инструмент еще более мощным, клиентоориентированным.
Результат порадовал и участников семинара (около 40 педагогов и управленцев из различных городов Сибири), и нас с Надеждой Смирновой. Удалось совместить и содержательную глубину (только что на семинаре отрабатывалась важная тема!), и ориентацию на родителей. Кроме того, добавочный модуль носил тренинговый характер, так что «сразу пробовали» все, что придумали.
На мой взгляд, подобные тренировки должны войти в повседневную практику работы образовательной организации в качестве регулярного внутреннего тренинга, если возможно – то и внешних обучающих мероприятий. И, кроме того, стать неотъемлемой частью любого курса по подготовке монтессори-педагогов.
Тогда нам удастся осуществить перевод нашего понимания ценностей монтессори-педагогики на язык родителей, выбравших детский сад Монтессори для своих детей.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016