«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Векторы развития монтессори-педагогики в России

Оксана Иванова
На одном из ежегодных педагогических фестивалей недавних лет, наши монтессори-педагоги размышляли о будущем монтессори-педагогики в России. Много было сказано о поднявшейся волне новых трендов в образовании страны в целом, а так же о возможностях и угрозах, которые они с собой несут. Но больше всего участников фестиваля тревожили мысли о судьбе монтессори-педагогики в России в наши непростое время.

Тренды сегодняшней России

Если говорить о состоянии современного мира, то главный, на мой взгляд, тренд – это неопределенность. Вряд ли кто-то возьмется сегодня гарантировать, каким будет мир через 10, 20, 30 лет. Состояние неопределенности мы обнаруживаем в разных сферах нашей жизни. Сегодня кризис становится нормой жизни, привычным ходом явлений. Скорость происходящих событий устрашает. Подчас завтра ты можешь проснуться в другой стране или в другом мире. Обостряет ситуацию наличие и даже некоторый конфликт разных сценариев и вариантов развития мира. Какой в итоге путь выберет человеческая цивилизация – нам еще только предстоит увидеть.

Еще один показатель – скорость увеличения информации. По данным науки, объем информации в мире возрастает ежегодно на 30%, ученые прогнозируют дальнейшее увеличение скорости удвоения информации. Ясно одно: мы живем в условиях быстро меняющегося и высоко стрессового мира.  Готова ли монтессори-педагогика принять этот вызов? На мой взгляд, не только готова, но и обязана это сделать.

Очевидно, что сохранить себя и выстоять в таком мире сможет личность, имеющая сильные внутренние опоры, опоры на смыслы и ценности. Как тут не вспомнить А. С. Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его». Сегодня нам нужны устойчивые люди, способные жить в эпоху изменений. Человек, умеющий выбирать, четко понимающий свое дело, способный самостоятельно мыслить и принимать решения, готовый ответственно трудиться, опираясь на внутренние, а не внешние мотивы, – это ли не портрет нормализованного ребенка? Монтессори-педагогика, ориентированная не на знания и навыки, а на создание условий, в которых ребенок сможет стать человеком, стать «строителем своей индивидуальности», своего стержня личности, осваивая и впитывая культурные образцы, предлагает достойный ответ современному миру. Это, безусловно, большое преимущество монтессори-педагогики.

Что же делать в создавшихся условиях?

Первое и самое главное – помогать родителям и стать для них «точками опоры», отвечать на их вопросы и потребности.

Мы наблюдаем, что родители сегодня часто дезориентированы и потеряны, не имеют стабильной модели воспитания. В этом вопросе мы видим также проявления неопределенности и, возможно, переходного этапа, когда старые модели воспитания исчерпали себя, а новые еще только формируются. Нам нужно помогать взрослым быть именно родителями, помогать осознавать, в чем же заключается их родительская роль. Мы видим часто, что родители готовы быть ребенку друзьями, но не всегда родителями, а в дошкольном возрасте детям нужны опоры.

Не менее важная задача – помогать родителям ориентироваться в сегодняшней ситуации огромного выбора программ и методик, а также объяснять преимущества и риски, учить выбирать, демонстрировать существующий конфликт двух дидактик: дидактики, ориентированной на ребенка, и дидактики, ориентированной на программу, на заданное содержание. Мы, как педагоги, так и руководители, должны стремиться доносить преимущества педагогики М. Монтессори, показывать им и расшифровывать ценности и возможности нашей системы.

Каждый монтессори-центр может стать ресурсным центром для родителей. А для этого нужно быть заметными, живыми, интересными. Это всегда дополнительная нагрузка для любой образовательной организации. Интересные акции, флешмобы, события, экологические проекты, участие в городских мероприятиях – этим важно и нужно заниматься, если мы хотим свои ценности помощи и понимания ребенка утвердить и передать другим. Межрегиональная Монтессори-Ассоциация проводит и будет продолжать инициировать и поддерживать такие идеи.

Второе, что хочется отметить, – это важность и необходимость вхождения педагогики Монтессори в педагогическое сообщество страны. Для этого мы должны быть максимально открыты. Приглашать к себе и участвовать в событиях, которые проводят другие образовательные организации. Выходить в вузы, проводить семинары и выставки.

Нынешний государственный стандарт дошкольного образования и создание программы «Детский сад по системе М. Монтессори» авторским коллективом (Е. А. Хилтунен, О. Ф. Борисова, В. В. Михайлова) предоставляют нам прекрасные возможности и поводы действовать в этом направлении.

Продвижение нашей педагогической системы возможно и за счет поддержки идеи вариативности программ в дошкольном образовании. Организация фестивалей программ дошкольного воспитания в разных регионах России – большое и важное дело, которое нужно делать сейчас.


Поддерживаем вариативность

И последнее, о чем хочется сказать, касается ситуации внутри сообщества монтессори-педагогов. Здесь необходимо признать увеличение количества вариантов существования метода М. Монтессори. Уже сейчас много школ, течений, стандартов, движений, предлагающих свое понимание системы. Эта тенденция наблюдается не только в России, но и во всем мире. На мой взгляд, это, прежде всего, говорит о том, что система живая, она по-прежнему востребована и идеи М. Монтессори вдохновляют огромное количество родителей и педагогов. Бессмысленно и бесполезно доказывать и спорить, кто лучше понимает М. Монтессори, нам следует признать, что разные школы педагогики М. Монтессори – это мощная ситуация развития для всех.

Каким будет сообщество монтесори-учителей в 21 веке? Объединенным ценностью ребенка и стремлением помогать ему и родителям, принимающим право каждого члена сообщества высказывать и предлагать свою позицию, или же каким-то другим?

Кроме того, вариативность создает прекрасные возможности для появления думающего монтессори-учителя, ищущего и готового задавать вопросы, педагога-исследователя. Сталкиваясь с разными точками зрения, он вынужден осмыслять свои действия, выбирать то, что кажется ему верным, а от осознанной позиции взрослого учителя будут выигрывать только дети. Ведь нет ничего страшнее, когда педагогическая система становится инструкцией и схемой, а педагог не творцом, а исполнителем.

Но вместе с тем педагог должен иметь в своем распоряжении инструменты для оценки своей деятельности, как отследить качество своей работы, как измерить результаты работы. Поэтому одна из главных задач сейчас, которые стоят перед ММА, – разработка инструментов оценки качества монтессори-образования.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (47) 2015 г.
Фото с сайта www.montessori-russia.ru и интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Оксана Иванова

Председатель ММА, руководитель "Евразийского Центра Монтессори-педагогики" г. Екатеринбург, руководитель ДЦ "Апельсин" г. Ревда

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Оксана Иванова

Загадка пробуждающегося разума

Валентина Михайлова

Школа Монтессори в России возможна! И начальная, и основная...

Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Анна Краснодубова

Прививка школы Монтессори. Записки учителя о монтессори-педагогике

Елена Хилтунен

Система свободных лабораторий в начальной и подростковой школе Монтессори

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »