«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Векторы развития монтессори-педагогики в России

Оксана Иванова
На одном из ежегодных педагогических фестивалей недавних лет, наши монтессори-педагоги размышляли о будущем монтессори-педагогики в России. Много было сказано о поднявшейся волне новых трендов в образовании страны в целом, а так же о возможностях и угрозах, которые они с собой несут. Но больше всего участников фестиваля тревожили мысли о судьбе монтессори-педагогики в России в наши непростое время.

Тренды сегодняшней России

Если говорить о состоянии современного мира, то главный, на мой взгляд, тренд – это неопределенность. Вряд ли кто-то возьмется сегодня гарантировать, каким будет мир через 10, 20, 30 лет. Состояние неопределенности мы обнаруживаем в разных сферах нашей жизни. Сегодня кризис становится нормой жизни, привычным ходом явлений. Скорость происходящих событий устрашает. Подчас завтра ты можешь проснуться в другой стране или в другом мире. Обостряет ситуацию наличие и даже некоторый конфликт разных сценариев и вариантов развития мира. Какой в итоге путь выберет человеческая цивилизация – нам еще только предстоит увидеть.

Еще один показатель – скорость увеличения информации. По данным науки, объем информации в мире возрастает ежегодно на 30%, ученые прогнозируют дальнейшее увеличение скорости удвоения информации. Ясно одно: мы живем в условиях быстро меняющегося и высоко стрессового мира.  Готова ли монтессори-педагогика принять этот вызов? На мой взгляд, не только готова, но и обязана это сделать.

Очевидно, что сохранить себя и выстоять в таком мире сможет личность, имеющая сильные внутренние опоры, опоры на смыслы и ценности. Как тут не вспомнить А. С. Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его». Сегодня нам нужны устойчивые люди, способные жить в эпоху изменений. Человек, умеющий выбирать, четко понимающий свое дело, способный самостоятельно мыслить и принимать решения, готовый ответственно трудиться, опираясь на внутренние, а не внешние мотивы, – это ли не портрет нормализованного ребенка? Монтессори-педагогика, ориентированная не на знания и навыки, а на создание условий, в которых ребенок сможет стать человеком, стать «строителем своей индивидуальности», своего стержня личности, осваивая и впитывая культурные образцы, предлагает достойный ответ современному миру. Это, безусловно, большое преимущество монтессори-педагогики.

Что же делать в создавшихся условиях?

Первое и самое главное – помогать родителям и стать для них «точками опоры», отвечать на их вопросы и потребности.

Мы наблюдаем, что родители сегодня часто дезориентированы и потеряны, не имеют стабильной модели воспитания. В этом вопросе мы видим также проявления неопределенности и, возможно, переходного этапа, когда старые модели воспитания исчерпали себя, а новые еще только формируются. Нам нужно помогать взрослым быть именно родителями, помогать осознавать, в чем же заключается их родительская роль. Мы видим часто, что родители готовы быть ребенку друзьями, но не всегда родителями, а в дошкольном возрасте детям нужны опоры.

Не менее важная задача – помогать родителям ориентироваться в сегодняшней ситуации огромного выбора программ и методик, а также объяснять преимущества и риски, учить выбирать, демонстрировать существующий конфликт двух дидактик: дидактики, ориентированной на ребенка, и дидактики, ориентированной на программу, на заданное содержание. Мы, как педагоги, так и руководители, должны стремиться доносить преимущества педагогики М. Монтессори, показывать им и расшифровывать ценности и возможности нашей системы.

Каждый монтессори-центр может стать ресурсным центром для родителей. А для этого нужно быть заметными, живыми, интересными. Это всегда дополнительная нагрузка для любой образовательной организации. Интересные акции, флешмобы, события, экологические проекты, участие в городских мероприятиях – этим важно и нужно заниматься, если мы хотим свои ценности помощи и понимания ребенка утвердить и передать другим. Межрегиональная Монтессори-Ассоциация проводит и будет продолжать инициировать и поддерживать такие идеи.

Второе, что хочется отметить, – это важность и необходимость вхождения педагогики Монтессори в педагогическое сообщество страны. Для этого мы должны быть максимально открыты. Приглашать к себе и участвовать в событиях, которые проводят другие образовательные организации. Выходить в вузы, проводить семинары и выставки.

Нынешний государственный стандарт дошкольного образования и создание программы «Детский сад по системе М. Монтессори» авторским коллективом (Е. А. Хилтунен, О. Ф. Борисова, В. В. Михайлова) предоставляют нам прекрасные возможности и поводы действовать в этом направлении.

Продвижение нашей педагогической системы возможно и за счет поддержки идеи вариативности программ в дошкольном образовании. Организация фестивалей программ дошкольного воспитания в разных регионах России – большое и важное дело, которое нужно делать сейчас.


Поддерживаем вариативность

И последнее, о чем хочется сказать, касается ситуации внутри сообщества монтессори-педагогов. Здесь необходимо признать увеличение количества вариантов существования метода М. Монтессори. Уже сейчас много школ, течений, стандартов, движений, предлагающих свое понимание системы. Эта тенденция наблюдается не только в России, но и во всем мире. На мой взгляд, это, прежде всего, говорит о том, что система живая, она по-прежнему востребована и идеи М. Монтессори вдохновляют огромное количество родителей и педагогов. Бессмысленно и бесполезно доказывать и спорить, кто лучше понимает М. Монтессори, нам следует признать, что разные школы педагогики М. Монтессори – это мощная ситуация развития для всех.

Каким будет сообщество монтесори-учителей в 21 веке? Объединенным ценностью ребенка и стремлением помогать ему и родителям, принимающим право каждого члена сообщества высказывать и предлагать свою позицию, или же каким-то другим?

Кроме того, вариативность создает прекрасные возможности для появления думающего монтессори-учителя, ищущего и готового задавать вопросы, педагога-исследователя. Сталкиваясь с разными точками зрения, он вынужден осмыслять свои действия, выбирать то, что кажется ему верным, а от осознанной позиции взрослого учителя будут выигрывать только дети. Ведь нет ничего страшнее, когда педагогическая система становится инструкцией и схемой, а педагог не творцом, а исполнителем.

Но вместе с тем педагог должен иметь в своем распоряжении инструменты для оценки своей деятельности, как отследить качество своей работы, как измерить результаты работы. Поэтому одна из главных задач сейчас, которые стоят перед ММА, – разработка инструментов оценки качества монтессори-образования.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (47) 2015 г.
Фото с сайта www.montessori-russia.ru и интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Оксана Иванова

Председатель ММА, руководитель "Евразийского Центра Монтессори-педагогики" г. Екатеринбург, руководитель ДЦ "Апельсин" г. Ревда

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Миркес

Модель результатов образовательной практики является инструментом управления

Мария Монтессори

Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики

Мария Монтессори

Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий свет

Екатерина Чинарова

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA

Мария Монтессори

Легато - двигаемся плавно, стаккато - подпрыгиваем, крещендо - чеканим шаг

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »