Другая школа для подростков
Грация Х. Фрешко
Когда Мария Монтессори обдумывала свой проект школы Erdkinder (дети земли), она прекрасно понимала, что одной из самых больших проблем станет выбор учителей. Она предупреждала: «Учителя должны являться не только экспертами в различных областях, но и пребывать в «гармонии между собой и с окружающей средой, быть открытыми и уверенными, готовыми к взаимообмену, к участию, к сотрудничеству с детьми, позволяя им узнать взрослых такими, какие они есть».
Грация Хонеггер Фрешко. Из книги «Мария Монтессори, реальная история. Жизнь, идеи, свидетельства».
О школе для подростков рассказывала мне Урсула Труш в мае 1989-го, когда я ездила навестить ее в Сан-Франциско и посетить первую и единственную школу, которая реализовала проект настоящей школы Erdkinder (дети земли), о которой мечтала Монтессори.
В 1969 году Труш открыла школу для детей от двух до двенадцати лет, а в 1977-м запустила Erdkinder. Как только были найдены деньги и место – Half Moon Bay, бухта на берегу Тихого океана в графстве Сан-Матео недалеко от большой метрополии, – одной из самых больших проблем стал выбор учителей. «Они должны были являться не только экспертами в различных областях, но и пребывать в «гармонии между собой и с окружающей средой, быть открытыми и уверенными, готовыми к взаимообмену, к участию, к сотрудничеству с детьми, позволяя им узнать взрослых такими, какие они есть».
Спустя годы вдохновляющей, но тяжелой работы Урсула доказала, что и в плане развития этой возрастной категории молодых людей предложение Монтессори было выигрышным.
Речь не шла о создании школы, которая временами выезжает в сельскую местность, но о создании реальности, основанной на проживании опыта продуктивности, далекого от урбанистической среды и от тесных родственных связей, но не исключающей различные сценарии взаимодействия с городом, в которых было место и индивидуальному учению, и общественной жизни, и личной ответственности, и коллективным творческим делам.
После блестящего опыта, длившегося десять лет, в 1987 году школе пришлось закрыться не только из-за экономических трудностей, но и по причине враждебного к ней отношения других монтессори-школ в этом районе.
В последнее время в США был реализован ряд подобных инициатив. Среди них стоит вспомнить хотя бы Фермерскую монтессори-школу Хершей в штате Огайо.
В книге Давида Кана «Камилло Грацини. Пятьдесят лет служения Монтессори» вспоминаются некоторые не монтессорианские примеры, предшествовавшие Erdkinder: Детская Республика в Номадельфии, Школа Абботшольм, открытая в 1889 году англичанином Сесил Редди, и уже упомянутая «деревенская школа», созданная немцем Германом Лидцем в 1901 году.
Лесная школа Одеон
На мой взгляд, наиболее близкой реализацией Erdkinder является Лесная школа Одеон, вдохновителем которой, возможно, была сама Мария Монтессори. Основанная на светских принципах Эдит и Полем Гехеб в 1910 году в Гессене, Германия, в 1934 году школа переехала в Швейцарию из-за страха перед распространявшимся в те годы нацизмом. Школа все еще работает и теперь называется École d’Humanité (фр. – «школа человечества»). Расположена она в Гаслиберге, в бернском Оберланде.
Среди первых опытов Монтессори, которые шли от Дома Детей к лицейской лицензии, вспоминают Колледж Жоншер, открытый в апреле 1936 года в местечке Рюэй, на подступах к Парижу, ассоциацией родителей (среди которых была чета Бернар). Жоншер был продолжением Дома Ребенка, открытого Мадлен Рэймонд Бернхайм в Севре. Это был захватывающий проект, продолжавшийся, к сожалению, всего несколько лет. Колледж располагался в здании, утопавшем в зелени, что способствовало проведению различных видов деятельности, связанных с природой, и спортивных событий. В школе была выработана особая диета, которую потом возьмут на вооружение в школе Ларен. Как и школа Ларен, Жоншер была сметена фашистской оккупацией.
Типография в монтессори-школе - «урбанистический компромисс»
Проекты других подростковых школ, хотя и обладали несомненной ценностью, остались изолированными утопиями. В последние годы в штате Огайо реализуется проект, основанный на так называемом «урбанистическом компромиссе» (термин был предложен Марио-младшим), то есть средней школе, расположенной в городском пространстве, но в которой реализуются различные виды производства (например, типография).
К интересным инициативам, доходившим до средней школы, относятся также Вилламонте в Гальгенене, недалеко от Женевского озера; школа Станберг в Баварии, поддерживаемая ассоциацией родителей, школа, основанная в бывшей Олимпийской Деревне в Монако Теодором Хельбрюгге.
В «бюллетене» АМИ 1939 года, где представляется концепция Erdkinder, есть одна красноречивая фраза, которую нельзя забывать: «Есть единственное, что в образовании должно воспринимать как надежного гида – личность ребенка, которого мы собираемся образовывать».
Вилла Монте, или Вилламонте, расположенная в кантоне Свитто, обладает особым очарованием. Основанная Розмари Шой как частное учреждение, на регулярно спонсируемое местными властями кантона, школа эта являет собой пример, как можно получить квалификационный диплом, если та базируется на свободе выбора, на личной ответственности и на доверии со стороны родителей. В школе полностью упразднены оценки, табели, экзамены. Когда я посетила ее в конце девяностых годов, я была поражена малышами из Дома Детей, которые готовили сами себе ризотто, ребятами, которые без помощи учителя производили сложные арифметические вычисления и решали геометрические задачи, подростками, которые репетировали театральную постановку, писали сценарий, шили костюмы, оформляли декорации, и все это без помощи взрослых. Вилламонте производит конструктивный обмен с Ребеккой Уайлд, основавшей большую школу, аналогичную этой, в Кито (Эквадор).
Полугосударственная монтессори-школа в Милане
В 2008 году в Милане совместно с Институтом «Рикардо Масса» был запущен монтессори-проект в полугосударственной школе, инициаторами которого были группа преподавателей, заинтересованных в трансформировании способа учения. Мощную поддержку проекту оказывали родительское сообщество и школьное руководство. Школа объединена с соседней государственной школой Монтессори на улице Кваренги. Преподаватели подготовили пространства школы (не самые удобные, честно говоря, но в школьных зданиях в большинстве случаев не много пространств, предназначенных для активного времяпрепровождения) и пересмотрели программы, соединив учебную деятельность и теоретическое мышление. Делали они это, изучая возможные формы самооценивания и проводя прочие изменения, которые были одобрены министерством.
Достигнутые результаты были настолько положительными, что было решено запустить вторую экспериментальную площадку. Недисциплинированные и беспокойные ребята постепенно превращались в ответственных и спокойных учеников, заинтересованных в учебе и способных обучаться самостоятельно. «Нашей задачей было и остается исследование наиболее удачных форм работы. Поскольку у нас не было возможности реализовывать модель школы-интерната (Erdkinder), описанную Монтессори как наиболее подходящую для этого возраста, мы должны были искать другие способы, постепенно находить наш собственный подход в заданном нам негибком контексте.
Координатором группы была Антонелла Пагано, руководителем – Милена Пискоццо. Сегодня эта группа служит путеводной звездой для тех, кто хочет повторить похожий путь. Наконец, после восьми лет работы проект получил широкое признание: 13 декабря 2016 года, декретом номер 898, подписанным министром Джанни, школа «Р. Масса» в Милане и институт «Паганелли» Чинизелло Бальзамо получили статус «экспериментальной площадки средней школы по методу Монтессори». В скором времени Правительство предоставит школе новые площади.
Книжная полка современного монтессори-педагога: