Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей
Елена Недбаева
В последнее время стало заметно, что в работе групп «Вместе с мамой» возникает немало проблем. Часто эти проблемы связаны с трудностями в отношениях монтессори-педагогов и организаторов этих групп с родителями малышей, которые с трудом понимают свою роль в процессе занятий. Как мы должны взаимодействовать с родителями? Учить их воспитанию детей по Монтессори? Читать лекции? Проводить тренинги? Или работать не с родителями, а вместе с ними? То есть наблюдать жизнь малышей в группе, предлагая родителям заниматься тем же самым? Наверное, этот способ наиболее точный. Остаётся только решить, какими методами и методиками наблюдения будем пользоваться и мы, и родители.
Специальная анкета
Родители, именно они – главные воспитатели ребёнка от рождения до трёх лет и далее. Именно поэтому, работая с семьёй, мы ставим перед собой задачу – помочь родителям понять принципы свободного и гуманного воспитания, утверждённые Марией Монтессори, освоить приёмы деятельного наблюдения и помощи их собственному ребёнку.
На занятиях в нашем центре каждая мама имеет возможность наблюдать за работой малыша и помечать в карте наблюдения, разработанной педагогами центра с учётом особенностей предметно развивающей среды. Прежде всего, родители наблюдают, какому материалу ребёнок отдаёт предпочтение, ведь именно таким способом можно проследить, уровень концентрации внимания ребёнка, самостоятелен ли он в выборе деятельности, соблюдает ли основные правила группы, и на что следует обратить его внимание. Благодаря этой работе мамочки видят результаты деятельности своих малышей и их взаимодействие с окружающей средой, а педагогам предоставляется возможность отследить наиболее востребованный материал. Для анализа собственных наблюдений мы предлагаем родителям ответить на вопросы специальной анкеты. Вот основные пункты этой анкеты.
1. Имя, фамилия ребёнка
2. Дата рождения
3. Дата зачисления в группу и возраст
4. Открыли ли Вы что-то новое в своём ребёнке, когда он стал посещать занятия в Монтессори-группе?
5. С какими материалами предпочитает работать Ваш ребёнок?
6. Применяет ли Ваш ребёнок навыки, приобретённые на занятиях в классе, дома? (если да, то какие?)
7. Перечислите материалы, при работе с которыми у Вашего ребёнка возникают трудности?
8. Имеются ли материалы, которые требуют разъяснений для Вас? (если да, то какие)
9. Самостоятелен ли Ваш ребёнок в выборе материала?
10. Как долго Ваш ребёнок выбирает материал?
11. Усидчив ли Ваш ребёнок в работе с материалом?
12. Убирает ли материал на место?
13. Есть ли у ребёнка интерес к работе других детей? Как это проявляется?
14. Выбирает ли Ваш ребёнок партнёра для работы или предпочитает работать один?
15. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к занятиям в кругу?
16. Принимает ли участие на занятиях в кругу?
17. Какому репертуару круга ребёнок отдаёт большее предпочтение?
18. Воспроизводит репертуар круга дома?
19. Какую помощь Вы бы хотели получить от педагога в классе?
Анкеты обсуждаются на индивидуальной консультации с педагогом дважды в год. А в случае необходимости педагог помогает родителям проанализировать успехи малыша, определить зону его ближайшего развития, даёт рекомендации по дальнейшей работе мамы и ребёнка в группе и организации специально подготовленной среды в домашних условиях.
Есть и ещё один плюс такой работы. Имея в руках список материалов, расположенных по зонам развития и целям их использования, мамы начинают отлично ориентироваться в среде, понимать, для чего так часто и так на долго их дети берут один и тот же материал. Они реально видят, что эта работа малышам даёт, в чем её смысл, и какие упражнения можно предложить, поддерживая детский интерес. Благодаря наблюдениям мама понимает значимость многих, на первый взгляд, простых и незамысловатых материалов. Она становится не просто наблюдателем, но и исследователем жизни своего чада!
Правила для мам и детей
А вот какие правила мы разработали для успешной работы детей и взрослых в группе маленьких детей «Вместе с мамой».
1. Ведущая роль принадлежит ребёнку (педагоги и родители придерживаются принципа «Исходя из ребёнка». Для того чтобы иметь возможность наблюдать ребёнка, его естественные проявления, необходимо предоставить ему свободу выбора)
2. Ребёнок сам выбирает себе работу и время, продолжительность (свой выбор ребёнок осуществляет исходя из сензитивного периода и индивидуальных особенностей)
3. Материалы во время работы располагаются на столе или коврике (для свободной работы ребёнка необходимо определённое место, только его собственное)
4. Весь материал после работы возвращается на место в первоначальном виде
5. Когда Вы в группе – Ваше время принадлежит ребёнку (занятия в Монтессори – классе, это возможность на 100% посвятить себя малышу)
6. Родитель помогает ребёнку только тогда, когда помощь ему действительно требуется (ребёнок будет самостоятельным только в том случае, если будет действовать самостоятельно), не вмешивается в конструктивную деятельность ребёнка, не нарушает его сосредоточенную работу (ребёнок активно увлечён процессом и даже вскользь произнесённое одобрение или напротив замечание, может помешать ребёнку и нарушить действующую работу ребёнка)
7. Во время показа материала своему ребёнку родитель находится на его уровне и сидит справа от него (если ребёнок не левша), важно выбрать место таким образом, чтобы не загораживать другим детям доступ к материалам
8. Говорите достаточно тихо и спокойно (спокойная, тихая обстановка помогает ребёнку сосредоточиться и быть внимательнее).
Не следует обращаться к ребёнку или педагогу на расстоянии, подойдите ближе (положение «глаза в глаза» помогает установить взаимопонимание)
9. Отношения родителей и педагога строятся на взаимном доверии (сотрудничество – залог успеха)
10. Не стесняйтесь задавать вопросы педагогу группы
Родительская газета
Наши педагоги регулярно выпускают информационные листовки различной тематики и газету для родителей «Помоги мне это сделать самому!». Темы выпусков самые разно-образные: здоровье; языковое, моторное, социальное развитие; принципы монтессори-педагогики; сенситивные периоды развития; рекомендации по созданию развивающей среды дома и развитию ребёнка раннего возраста в семье; информация о событиях, экскурсиях. и других образовательных событиях.
Родителям приятно чувствовать поддержку и заботу специалистов, внимание к ним и их ребёнку, поэтому мы стараемся не пропустить не одного события: первые шаги, успехи, начинания, смешные высказывания и забавные случаи из жизни. Все это находит своё отражение в ежемесячной газете.
Заинтересованность родителей в информационной поддержке побудила нас к созданию мини-библиотеки. Книги и журналы о монтессори-педагогике, психологии и раннем развитии они могут взять домой или почитать в библиотеке, пока ожидают малыша, который уже посещает тоддлер группу самостоятельно.
Для повышения педагогической компетентности родителей и более успешного вовлечения семей в жизнь центра мы организуем встречи с родителями, круглые столы, мастер-классы с участием различных специалистов, обучающие семинары-практикумы, где родители не слушатели, а активные участники. Они задают вопросы, анализируют ситуации, участвуют в тренингах и практикуются в работе с материалами. Мы стараемся не рассказывать родителям, как поступать, а даём возможность подумать, потренироваться, найти верное решение, поставить цель, а главное – не вмешиваться, и научиться наблюдать и видеть результат работы ребёнка.
Фотоконкурсы, конкурс «Семейной газеты» для более тесного знакомства с семьёй, выезды на природу, поездки в Ботанический сад, зоопарк многие родители принимают с большим энтузиазмом. Они что-то придумывают, режут, клеят, шьют, мастерят самодельные материалы и игрушки, изготавливают альбомы и коллажи, собирают корзины сокровищ.
Педагогический коллектив нашего центра очень мобилен. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают курсы для монтессори-педагогов, участвуют в конференциях, семинарах, круглых столах. Мы с удовольствием пообщаемся и поделимся опытом с коллегами других монтессори-групп и центров. Давайте дружить «домами»!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (25) 2010 г.
Фото предоставлено автором
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.