STORY-Монтессори
Мария МиркесПоявление и развитие монтессори-организаций в нашей стране, как правило, связано с материнскими инициативами. Познакомившись с идеями М. Монтессори, многие из родителей принимают решение получать образование и открывать свой монтессори-центр. Стройность и гармоничность педагогики М. Монтессори настолько вдохновляют нас, создателей, что хочется всех вокруг вовлечь в орбиту монтессори-знаний. Но как это делать эффективно и современно? Как развивать идеи М. Монтессори в пространстве всего нашего общества? Оказалось, один из успешных способов – это рассказывание историй в жанре сторителлинга. Термин, давно известный в психологии, коучинге и менеджменте.
Да, мы не завод, но в чем наши гарантии?
Еще серия фраз из историй: «Я так благодарен детскому саду…» – и дальше без пояснений. Просто – «было здОрово». А хотелось бы узнать, что именно там произошло такое? Что самое ценное в практике? Ради чего это все?
Да, мы не завод, и не гарантируем, что «через два месяца ребенок научится читать и считать», а «еще через неделю станет самостоятельным». Но мы берем деньги за то, чтобы некий результат стал возможным. И мы должны разговаривать про это с родителями – про результаты, которых мы не можем гарантировать, но за которые они платят. Вот такая у нас специфика.
Как можно отвечать на этот вопрос
Замечу, что образовательная практика не является единственной в обозначенном проблемном поле, вся гуманитарная сфера работает в такой же ситуации. Поэтому способы ответа известны. Обозначу три ключевых:- Статистика, наличие валидных выборок
- Монтессори-сообществу необходима статистика по выпускникам наших детских садов. Как проявилась их самостоятельность в дальнейшей жизни. Сколько они зарабатывают. Каков процент правонарушений. Многие ли стали социально успешными (имеют работу, семью и т.д.).
- Выборку надо собрать солидную. Но до этого пока ни у кого не доходят руки. Солидная статистика позволила бы нам утверждать результат, хотя бы в залоге «как правило».
- Научное обоснование
- Следует увеличивать число кандидатских и докторских диссертаций, научных институтов, свежих научных разработок и статей. И распространять информацию о современных – наших! – научных исследованиях в теме монтессори-метода!
От редакции:
3. Феноменологический метод
Тщательный сущностный анализ феноменов, прежде всего, – переживания и восприятие ситуации участниками процесса. Вычленение в практике феноменов, их анализ, интерпретация. Это и есть выявление, собирание и исследование историй – сторителлинг.
Заметьте, в сети есть истории! «Они ходили в детский сад Монтессори» – и фотографии интересных, успешных людей. Инфографика, даже видео – но не про наших, про Америку и Европу. А такой же выборки по российским реалиям нет. С одной стороны, практика более молодая, с другой… а может, кто возьмется?
Опыт STORY-Монтессори
Путь только начинается. Мы пробуем спрашивать разных участников монтессори-практики. И вот что мы с коллегами выяснили.
«Родители-перводетки» часто остаются внутри эмоциональных фиксаций (атмосфера, доброжелательность, интересная жизнь…). Полезно расспрашивать родителей двух–трех детей, которые с первым ребенком прошли путь не очень осознанно, а во второй–третий раз они уже увидели и поняли, что именно формируется у детей и за счет чего. Такие родители более ясно называют, что именно им нужно в детском саду по системе Монтессори. Кстати, наблюдательные бабушки нескольких внуков тоже интересно рассуждают!
Еще выделяется такой образовательный результат как «отношения» – доверие, умение наблюдать и видеть товарищей, умение заботиться и предлагать помощь.
Линия осознания и называния образовательных результатов монтессори-педагогики является очень важной. Хотелось бы обнаружить в рассказах все результаты, на которые – как мы считаем – работает наша педагогика. Или исправить наше представление о себе, что тоже было бы полезно.
Истории педагогов более связные – им профессионально положено со стороны осознавать происходящее. Но – на удивление! – полных историй очень мало, они скорее «случайно происходящие», чем проникающие вглубь.
Мы продолжаем!
Линия определения результатов и собирания Монтессори-практики через понимание ее результатов обсуждалась с представителями ММА и будет продолжаться вместе с ведущими площадками России на различных событиях жизни сообщества. Это важно для более глубокого осознания собственной практики (педагогической или родительской), для повышения качества. И еще – для продвижения и продажи.Оксана Иванова:
Сторителлинг – это, конечно, искусство. Но искусство, которому важно и нужно учиться. В настоящее время ММА проводит акцию «Монтессори-люди России», в рамках которой мы собираем интересные высказывания о нашей педагогике, в том числе и запоминающиеся истории.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (55) 2016