Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1
Елена Хилтунен
Бережное отношение к педагогическому наследию – одна из главных черт любого монтессори-педагога. Несколько лет назад мы воссоздали уникальную русскую коллекцию дидактических монтессори-материалов для первоначального чтения Юлии Ивановны Фаусек. Современная версия коллекции включает Большой подвижный алфавит и 14 деревянных коробок с карточками для чтения. В работе над созданием коллекции принимали участие монтессори-педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Екатеринбурга.
Прежде чем приступить к описанию коллекции дидактических материалов Ю. Фаусек, помогающих детям легко освоить процесс чтения, сделаем несколько предварительных замечаний.
К 5-6 годам, когда сенситивный период развития языка подходит к концу, мускульная система ребенка, тесно связанная с развитием процесса мышления, становится вполне совершенной. Приходит к завершению миелинизация нейронов, и рука ребенка достаточно точно и быстро выполняет указания мозга. Замедлить этот процесс объективно невозможно, и перепрыгнуть его тоже. Поэтому мы наблюдаем прежде всего спонтанное стремление детей именно к рисованию, постепенно превращающемуся в письмо. Ребенок пытается отобразить с помощью орудия письма систему языковых знаков (от объясняемого словами рисунка к изображению букв и затем слов). В спонтанной деятельности детей заметно, что письмо опережает чтение. При этом ребенок осваивает не письмо и чтение, как таковые, а МЕТОД письма и чтения, то есть спонтанно анализирует звуки речи и письменные знаки и сливает их в слова, интерпретируя в понятия.
Научная педагогика М. Монтессори предполагает подробное осмысление с одной стороны объективной картины нейропсихологических процессов, происходящих в детях 4-6 летнего возраста, а с другой – общей картины языка как знаковой системы. Метод освоения языка, предлагаемый Монтессори и воплощенный в России Ю.И. Фаусек, находится на стыке этого знания, и потому может считаться наиболее природосообразным и действенным.
Предъявление детям коллекции дидактических материалов для упражнений в письме и чтении не носит сугубо обучающий характер. Материалы служат ребенку важнейшим подспорьем в познания языка, а для педагога – инструментами, с помощью которых он делает попытку объяснить важнейшие моменты становления человека в целом. Поэтому дидактические материалы из коллекции Фаусек, равно как и другие материалы Монтессори, можно рассматривать как своеобразное лабораторное оборудование, данное в свободное употребление детям и наделенное некоторыми методическими инструкциями. Метод наблюдения свободно организованной работы детей остается главным в исследовательской деятельности педагога, который овладел соответствующим методическим арсеналом. Но монтессори-педагог не обучает детей письму и чтению с помощью материалов, а наблюдает объективный процесс становления письма и чтения у детей, упражняющихся с дидактическими пособиями.
В этом смысле монтессори-педагог не берет на себя ответственность за уровень компетентности отдельных детей в освоении письма и чтения, но создает все необходимые условия, чтобы этой компетентностью успешно овладел каждый ребенок.
Все материалы коллекции для чтения Ю. Фаусек обладают так называемой изоморфностью, когда сама структура материала и его место среди других соответствует логике формирования того или иного понятия, связанного с развитием языка. Механизм их действия в руках ребенка можно назвать ключевым словом «проживание». Методика индивидуальной работы с материалом предполагает обязательный перевод простой манипуляции в целенаправленное действие. Таким же способом осуществляется и контроль ошибок.
Механическое составление складов и слов и их воспроизведение в речи. Подвижный алфавит Ю.Фаусек
Впервые с буквами подвижного алфавита Ю. Фаусек может познакомиться и трехлетний малыш. Если предложить ему разложить, например, розовые буквы по ячейкам коробки, на дне которой они начертаны, ребенок без особого труда выполнит эту работу, используя метод визуального сравнения предмета и картинки. Азбука для него пока недоступна, но, работая с алфавитом, ребенок постепенно привыкает к отдельным письменным знакам, из которых состоят слова. Пройдет всего год, и он легко сопоставит буквы со звуками и закрепит возникшие образы с помощью шероховатых букв.
Как только 4-5-летние дети осваивают умение различать звуки в слове, и чуть позднее с помощью шероховатых букв начинают соотносить их с определенными письменными знаками – буквами, их главным стремлением становится изобразить целое слово. Но часто бывает, что рука ребенка к этому времени еще не готова записывать слова на бумаге. Это противоречие дети легко могут решить с помощью складывания слов из Большого подвижного алфавита.
Если в основе современного математического мышления лежит представление о десятичной системе счисления, и материалом, который гениально разработан М. Монтессори для помощи детям в ее освоении, служит Золотой материал, то в основе понимания письма и чтения лежит алфавит – система письменных знаков, отображающих звуковой строй речи. Освоив алфавит, ребенок в состоянии овладеть письмом и чтением, как, освоив Золотой материал, он овладевает десятичной системой счисления.
Изучение алфавита по методу Монтессори начинается с сопоставления звуков и букв через тактильное, зрительное и слуховое их ощущения. Дети работают с табличками, на которые нанесены шероховатые буквы. Ребенок как бы проживает каждый письменный знак, обводя его пальчиком и произнося соответствующий звук. Похожая картина разворачивается и при построении на ковре десятичной системы из бусин, стерженьков и кубов Золотого материала.
Составление слов с помощью Большого подвижного алфавита представляет для маленького ребенка серьезную умственную задачу. Вот как писала об этом Юлия Ивановна Фаусек: «Каждое слово, которое составляет ребенок, является задачей, которую он должен разрешить. Для этого он выбирает знаки, из множества других запоминает их, и располагает в стройном порядке. Составив слово, ребенок перечитывает его, получая доказательство правильного разрешения задачи. Особенно импонирует ребенку то обстоятельство, что каждое составленное им слово может быть прочитано другим. Это укрепляет его в умении, и предоставляет возможность общения с другими при помощи графических знаков (письменной речи), повергает в изумление и радость».
Первые варианты современного русского подвижного алфавита были разработаны в 1998 году в ходе федерального, а потом Московского городского эксперимента «Монтессори в России». Основные лекала для букв изготовил тогда Владимир Владимирович Полищук. Величина букв была 7 и 15 см. В ходе экспериментальной работы размеры письменных знаков изменились. То же произошло и с величиной коробок и схемой расположения в них букв.
В 2007 году, начиная работу над коллекцией дидактических материалов Ю.Фаусек, мы смоделировали новый русский подвижный алфавит по ее рекомендациям, изготовив его на
Омской фабрике монтессори-материалов. Испытания в работе с детьми этот алфавит прошел в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой. Теперь он представляет собой три небольших деревянных коробки, вкладывающихся друг в друга. Две коробки заполнены согласными прописными буквами синего цвета, а в верхней лежат гласные розового цвета. Дно каждой коробки выкрашено белой краской. На нем нанесены розовые или голубые контуры каждой буквы.
Кроме того, в уголке каждой ячейки написаны соответственные маленькие ПЕЧАТНЫЕ буквы. Они необходимы для дальнейшего легкого восприятия детьми печатных шрифтов, а также для тех детей, которые научились раньше, чем прописные, читать и писать печатные знаки.
Буквы в подвижном алфавите ПРЯМЫЕ, что составляет правильное образное восприятие ребенком прописной буквы и является первым спонтанным написанием ее любым дошкольником. Кроме того, прямой прописной шрифт является стандартным для современной письменной каллиграфии во всем мире.
Высота каждой буквы составляет 6 см или 13 см. Ширина линий 1 см, что соответствует двум пальчикам детской руки. В каждой ячейке лежит по 4 одинаковых буквы.
Вот как Юлия Ивановна Фаусек описывает презентацию подвижного алфавита.
«Руководительница отчетливо произносит какое-нибудь слово, например, МАМА. Она делает ударение на звуке М, произнося его несколько раз М, М, М. Ребенок почти импульсивным движением хватает букву М и кладет его перед собой. Руководительница повторяет слог МА, протягивая звук А: М-А-А-А. Ребенок кладет рядом с М А. Руководительница произносит опять МА-МА. Второй слог ребенок составляет уже без труда. Если же он затрудняется или вместо М берет А (что иногда случается), складывая МААМ, руководительница произносит второй слог так же, как произносила первый.
Как только слово составлено, ребенку предлагают прочитать его. И тут мы видим, что это не всегда дается ему с той легкостью, с какой большей частью он составляет слово: он прочитывает его с некоторым усилием, а иногда глядит с недоумением, не узнавая собственного творения. Руководительница в этом случае помогает ребенку, прочитывая составленное слово, буква за буквой с большой отчетливостью и приглашая его повторить слово раз, два, а иногда и несколько раз. И вдруг наступает момент, когда ребенок схватывает суть дела: он начинает понимать, что поставленные рядом знаки (буквы), обозначающие произносимые руководительницей звуки, составляют слова ею продиктованные».
Карточки для механического чтения отдельных слов
Складывание слов с помощью подвижного алфавита помогает ребенку незаметно для него самого освоить МЕТОД не только написания слов, но и их механического прочтения. Сначала оба процесса происходят очень медленно. Ребенку есть время подумать над подбором значков каждой буквы, прежде чем он сложит из них слово. Впрочем, процесс письма всегда происходит гораздо медленнее, чем прочтение слова. Важно, что письмо или складывание слов из букв подвижного алфавита приучает ребенка к механическому истолкованию букв, которые составляют слово. Поэтому сначала дети, научившиеся писать, так же медленно прочитывают слово, как они его и пишут. Надо терпеливо дождаться, когда мозг ребенка настроится быстрее схватывать зрительно воспринятый письменный знак и, хотя бы механически, его воспроизводить и интерпретировать.
Юлия Ивановна Фаусек предлагает помочь ребенку в этот период, предоставив возможность упражняться в механическом чтении слов, написанных прописным шрифтом на небольших карточках, которые она вкладывала в разноцветные конверты, а мы разложили в специальной коробке.
Механическое чтение слов на карточках от серии к серии усложняется. В верхнем ряду коробки лежат карточки со словами, имеющими разное количество букв в написании и разное количество слогов. А в нижнем ряду укладываются карточки с теми или иными сложностями в прочтении. Юлия Ивановна считает, что к таким трудностям относится чтение слов с Й в конце и в середине слова, слов с Ь в конце и в середине слова и слова с буквой Ё.
Всего в коробку для механического чтения собрано 10 серий по 5 карточек в каждой. Цветовой код серий сохранен, как и в конвертах Ю. Фаусек.
Понятно, что настоящее чтение современной полиграфической продукции требует знания печатных шрифтов, в то время как пишем мы письменными буквами. Поэтому в первых вариантах коробки для механического чтения мы изображали слова на карточках именно в печатном варианте. Но в экспериментальной работе с детьми стало ясно, что они, привыкнув к работе с подвижным алфавитом, ищут подтверждение своему прочтению слова именно в письменном варианте. Более того, дети часто пытаются переписать слово с карточки к себе в тетрадь или на листок. Поэтому в окончательной версии мы сделали карточки для механического чтения двусторонними: с одной стороны слово написано печатными буквами, а с другой – письменными. Причем буквы в словах имеют тот же цвет, что и в подвижном алфавите: гласные – розовые, а согласные – синие. Это не только дает возможность косвенного грамматического упорядочивания букв, но и позволяет работать с материалом на более ранних стадиях языкового развития. Ребенок может, например, выбрав любую карточку из коробки, сложить из подвижного алфавита соответствующее слово. В наших экспериментах дети неоднократно с удовольствием производили эту работу.
Взяв с полки коробку с материалом, они стремятся наиболее полно отработать ее содержание и прочитать ВСЕ карточки до последней. Так было и с конвертами Ю. Фаусек. Она складывала в каждый конверт по 10 карточек, и дети работали с ними последовательно, останавливаясь на том или ином отработанном до конца конверте. Но коробка с карточками, где собраны воедино несколько серий, требует от детей некой завершенности в работе. Поэтому мы сократили количество карточек в каждой серии до пяти-шести, предоставив ребенку возможность, не спеша, прочитать слова на всех карточках коробки за один-два приема, разложив прочитанное на ковре или рабочем столе.
Цветовой код карточек и наборы слов сохранены, как и в материалах, описанных Юлией Фаусек.
Ребенок ставит коробку с карточками в левый верхний угол ковра или рабочего стола и берет в руки карточки, начиная с розовой серии. Он выбирает шрифт более удобный для чтения – письменный или печатный – и механически прочитывает каждое слово, откладывая карточку на ковер. Из прочитанных слов на ковре образуются аккуратные столбики.
Как именно читает слова ребенок: вслух или про себя? И по нашим наблюдениям, и по свидетельствам М. Монтессори и Ю. Фаусек спонтанно, без соответствующей просьбы взрослого, дети читают молча, так как они делают это пока очень медленно. Дети произносят вслух прочитанное слово только в том случае, если смогли понять его.
Вот что пишет об этом М. Монтессори. «Между мысленным чтением и произнесением слов вслух огромная разница. Вслух говорят, и громкая речь служит для соприкосновения двух или нескольких лиц, которые таким способом обмениваются мыслями, чтение же находится в соотношении с письмом. Здесь звуки не существуют ни для слушания, ни для произношения. Одинокий человек может стать в соприкосновение не только с людьми, живущими ныне на всей Земле, но так же с теми, кто жил почти в доисторические времена и будут жить после него. Не звуки, а письмо дает возможность этому соприкосновению. Ум принимает его молчаливо. Звуки книги сами по себе немы. Чтение же вслух есть нечто более сложное. При чтении вслух человек говорит не для того, чтобы выразить собственные мысли, а для того, чтобы вскрыть мысли другого в письменной речи. Читающему приходится воспринимать глазом слово за словом и переводить его в звуки. И в то же время придавать выразительность словам. Поэтому необходимо, чтобы ум и глаз проделывали быструю работу схватывания целой фразы в то время, как человек произносит слова медленно и монотонно».
Любой профессиональный монтессори-педагог заметит, что предложенная Юлией Ивановной презентация этого материала очень похожа на презентацию чтения слов, выложенных из подвижного алфавита. Интересно дать возможность детям, уже освоившим подвижный алфавит, самостоятельно начать работу с карточками для чтения.
Я предложила шестилетней Насте прочитать билетики из коробки для механического чтения слов. Она занялась этой работой на коврике. Брала по одной карточке из каждой серии, начиная с первой, и медленно складывала (пыталась сливать) буквы, которые на них написаны. Читала про себя, затем произнося слово вслух, и, если не понимала значение – спрашивала.
Прочитав и разложив на ковре уже первую серию карточек, Настя захотела выбрать из них «любимое» слово и переписать, а потом и зарисовывать его на листке бумаги. Она принесла специальную подкладку, лист бумаги и карандаш и включила эту процедуру в свою работу с материалом.
Можно объяснить это тем, что девочка уже давно, еще полтора года назад освоила процесс письма, а чтением увлеклась только сейчас. Она интуитивно поняла, что чтение – это то же письмо, только «устное». При чтении буквы складываются в слова точно так же, как при письме, словно нанизываются на одну нитку. Чтобы утвердиться в своем открытии, Настя, наверное, и захотела записывать прочитанные слова. А чтобы удержать смысловой образ, – зарисовать их. Возможно, такая постепенная процедура работы с карточками придавала Насте уверенность в надежности своего умения читать. Со временем все эти сложности перестанут быть для нее такими важными.
Юлия Ивановна заметила одну важную деталь. Она пишет: «Часто можно видеть, как ребенок, глядя некоторое время на билетик, откладывает его в сторону. Это значит, что он не прочел его, то есть, не понял». Совершенно верно. Настя ни разу не выбрала для переписывания и зарисовки билетик, в прочтении которого она сомневалась. Только точно, без запинки прочитанные слова с правильным ударением становились ее «любимыми» и удостаивались переписывания и зарисовки. Взяв коробку для чтения на следующий день, она с удовольствием обнаружила, что «любимых» слов стало больше. И уже через несколько занятий концентрация ее внимания на работе с материалом продлилась до 20 минут, а число записанных слов превысило тридцать.
Оказывается, мы поступили правильно, когда сделали карточки двусторонними. Слова на них написали одновременно печатным (для чтения) и письменным (для переписывания) шрифтом. Кстати, Настя часто переворачивала карточку, чтобы удостовериться, точно ли она прочла слово. Письменный шрифт был для нее более знаком, чем печатный, и, спонтанно служил не только образцом для переписи, но и проверкой правильности чтения.
А теперь, как выглядит вторая коробка для чтения из коллекции Юлии Ивановны Фаусек.
Деревянная коробка с крышкой и с 10 отделениями. Каждое отделение имеет свой цвет. В них сложено по 5 карточек со словами разной трудности для прочтения. Розовая серия - односложные слова с тремя буквами в написании. Темно-голубая серия – слова из двух слогов и четырех букв. Желтая серия – односложные слова из четырех букв. Зеленая серия – слова из двух слогов и пяти букв. Оранжевая серия – слова из трех слогов. Голубая серия – слова с мягким знаком в конце слова. Сиреневая серия – слова с разделительным мягким знаком. Серая серия – слова с Й в конце слова. Фиолетовая серия – слова с Й в середине слова и белая серия – с буквой Ё в середине слова.
Подробное содержание материала и все слова, которые могут быть написаны на карточках, можно найти в книжке Юлии Ивановны Фаусек «Школьный материал Монтессори. Грамота и счет», серия Библиотека педагога, Государственное издательство Москва – Ленинград 1929 год.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (20) 2009
Фото автора