Об изучении детьми географии, как части культуры
Марио Монтессори
Наследие монтессори-педагогики. Перед вами запись одного из семинаров Марио Монтесано Монтессори из архива Фламинии Гуиди, опубликованная Грацией Хонеггер Фрешко в ее журнале «Тетради Монтессори» в 2008 году. Вероятно, семинар для учителей проходил уже после ухода Марии Монтессори, но перед созданием CISM (Международного центра Монтессори-исследований) в Бергамо.
Общий план психогеографии Монтессори
География как часть человеческой культуры является еще одним средством с помощью которого ребенок строит и развивает свой интеллект и шире - собственную личность. Такую науку можно было бы назвать термином «психогеография» по аналогии с другими глобальными терминами педагогики Монтессори.
Прежде всего, необходимо изучить способы, с помощью которых психогеография может удовлетворить спонтанную активность ребенка 3-6 лет. Разумеется, она будет меняться в соответствии с психическими характеристиками последующих стадий его развития. Конкретные знания, которые он будет получать из окружающей среды, постепенно увеличатся. Меняющийся интерьер среды как бы сам укажет взрослым программу и темы культурного интереса ребенка. К 6 годам дети все еще обладают природной способностью запечатлевать окружающий мир. Это происходит так живо и спонтанно, как и в ранние годы. Но скоро такая способность покинет пробуждающийся разум ребенка, заменится другими внутренними силами. Будем ловить момент.
Первая презентация знаний начинается с общего плана: что такое география. Но она не должна зависеть от программы учителя и не представляться ребенку как начало «вещей, которым надо научиться». В ребенке уже живет «духовный зародыш», и он должен получить свои первые знания из этой формы заложенных в нем понятий. Но не в смысле их упрощения и даже не с примерами из исторических начал науки, а с тех, на которых выделены для сравнения только земля (серым цветом) и вода (синим цветом)!
Следующий шаг — представить формы, которые могут принимать земля и вода. По сути, все сводится к трем контрастным парам:
• остров / озеро
• полуостров / залив
• пролив / перешеек
Что является в одном случае землей, то в другом - водой. Эти пары и являются основными географическими элементами. Первый раз их представляют, моделируя перед маленькими группами детей из глины и помещая в специальные стеклянные или пластмассовые подносы, равные друг другу по величине. (Позднее дети смогут приготовлять их себе сами). Например, на первом подносе в центре разместится горсть глиняной земли, которая будет окружена водой, окрашенной в синий цвет: это остров. Во втором, напротив, земля, хорошо прилипшая к стенкам, будет иметь пустоту в центре - достаточно большую, чтобы вместить голубую воду: озеро. Подносы предназначены только для такого использования, а фигуры не украшены маленькими игрушечными домиками, деревьями, лодками или марионетками, которые будут отвлекать детей от сути работы с материалом. Изолированное качество освещает саму концепцию такой работы. Далее всё как обычно - шаг за шагом. Мы просто даем ребенку один предмет и называем его имя. Затем имена дополняются изображениями на карточках, которые символизируют предметы, сделанные из глины, и последние - карточки с написанными на них названиями географических контрастов. Карточки хранятся в конвертах одного размера и цвета, например, светло-коричневого, если именно этот цвет вы выбрали для всех материалам по географии. Другие цвета будут выбраны для биологии или, например, для истории.
Подобные образы географических контрастов являются для детей первым представлением о географической карте. И в то же время ребенок получает представление о двух измерениях трехмерной реальности. Интерес, вызванный этим материалом, делает возможным позднее предложить детям нарисовать план класса или города. Но последовательность его предъявления должна быть именно такой, а не наоборот. Тогда представление ребенка Земного шара, работа с материалом о земле и воде станет «глобальной» отправной точкой, из которой мы продолжим изучать детали географии на более широком и глубоком уровне.
Презентация первых специально подготовленных трехчастных географических карточек начинается с построения на ковре физической карты Европы, где выделены острова, озера, заливы и полуострова, перешейки и проливы. Основные элементы изолированы. Карточки все одинаковые и, очевидно, каждая в двойном экземпляре: одни с названиями под картинками, другие без них, но с отдельными подписями для детей, уже умеющих читать.
Глобусы и карты Монтессори
Следующим шагом будет захватывающий этап распознавания тех же самых форм на печатном атласе и нахождение других необычных названий.
1) промежуточные формы (полуостров, мыс, залив, пролив...)
2) части наземных форм: гора: склоны, подножье, вершина, хребет или долина, холм, равнина; река: исток, берега, русло, устье, глубина склона, скорость течения.
3) особые типы: океанические или континентальные острова; архипелаг; вулкан; цепочка гор или горный массив; дельта или эстуарий...
Для этой части работы необходимо подготовить подходящий материал и предложить детям трехступенчатые презентации, в которых можно переделывать, изображения, классифицированные в двойные серии, коллекции фотографий или иллюстрированные открытки с возможностью смешивать их, а затем делить по заданным критериям. Для детей начальной школы это обширная область изучения и богатый материал, который может быть предоставлен в зависимости от их конкретных интересов.
После презентации глобуса «Земля и вода» мы представляем детям части света. На земном шаре они могут казаться огромными островами в океанах, но в действительности они не являются таковыми, так как влияние моря в целом не ощущается на их поверхности.
В Доме детей, у нас есть второй глобус с различными континентами без названий, просто окрашенными в разные цвета: Азия в желтый; Африка в коричневый; Европа в розовый; Америка в оранжевый; Aвстралия и Океания — зеленый; Антарктида — белый. Те же цвета встретятся снова в деревянной карте, в которой континенты, которые можно вынимать и вставлять обратно, а также обводить карандашом, образуют большой пазл.
Так же мы предлагаем детям трехчастные карточки континентов и множественные репродукции к ним для чтения названий и соотнесения друг с другом. Вместе с тем мы приводим названия трех океанов (Атлантический, Тихий и Индийский) и трех климатических зон: ледниковой, умеренной и жаркой.
В начальной школе географические формы также применяются при изучении больших чисел и десятичной системы. Да, они могут быть добавлены к именам и графическим изображениям, обозначая их размеры - сначала округленные, а затем с точными цифрами.
Другие интересные числовые данные предлагают противоположности: самые длинные или короткие реки или большие и маленькие площади, самые широкие озера, самые высокие горы, большое и малое количество жителей на континенте или географические фигуры, которые соответствуют потребности детей в точности.
Мария Монтессори рекомендовала сообщать детям, что «величина — это не просто слово, которое означает различие измерений. Географические презентации предполагают, что дети будут обсуждать их друг с другом и работать с ними. Дети соотносят свои представления со скрытым содержанием материала, который способен раскрыть их психике и интуитивному пониманию».
Так постепенно исследуются более конкретные части Земли, например континент, на котором обнаруживаются и его части. Хотя остается скрытым то, как именно дети осваивают новые понятия. Но зато мы можем наблюдать их энтузиазм и спонтанную активность.
Географические термины постоянно встречаются в окружающей среде и, возможно, дети проявят к ним не только большой и активный интерес, но и найдут море новых впечатлений.
Доктор Монтессори рассказывала, как через различный опыт она пришла к более сложному материалу, например, к карте Европы с национальными флагами, столицами и формами правления. Для дошкольников деление на государства представляет Европу в виде пазла - материал, реально действующий на зрительные чувства, мышечную память и когнитивное развитие. Но интерес детей идет еще глубже, и они не хотят ждать: они хотят знать другие имена, видеть фотографии глав государств, и это постепенно приводит их к едва намеченным пока формам изучения истории.
Можно продолжить и с картами основных рек, например Европы, нарисовать на карте только реки, а затем каналы, горы, вулканы, характерные растения, животных, плотность населения в зависимости от регионов. Пока все это статично в том смысле, что имена и данные не рассматриваются динамично по отношению друг к другу. Типичной для детей деятельностью пока являются: составление пар, изучение имен, обращение к чувствам. Но, достигнув определенной зрелости, дети будут искать нужную информацию о континентах и государствах в атласах и книгах.
Представление, естественно, занимает важное место в жизни ребенка прежде всего по психологическим причинам. «Где живем мы?» - часто спрашивают дети, глядя на глобус. В некотором смысле это есть вопрос представления о предлагаемом позже понятии региона, области, города, где они живут. На пути познания, более подходящего для детского ума, ребенок движется от глобального к аналитическому, от большого к малому, от планеты к ограниченной среде, где его любят и ценят.
Затем можно подготовить как можно больше карточек с национальными костюмами, гербами городов и регионов, памятниками, наиболее значимыми отраслями промышленности. Такие материалы оживляют интерес детей к своей стране и местности, в которой они живут, питают память детей, их язык, и закладывают «семена культуры», способствующие развитию личности. Да, наша цель - заложить прочный фундамент, на котором будет происходить динамическое обучение в период второго детства. Это, конечно, не то же самое, что начинать с нуля в шесть или семь лет. В начальной школе происходит переход от чувственного представления ребенка о началах географии к обогащению его языка и культуры. Речь идет уже не о распознании озера или залива, а о сопровождении их названием и определением, которое описывает его с точностью. Определения даны в первых научных книжечках – привлекательных и тщательно иллюстрированных. Знания, уже полученные на интуитивном уровне, расширяются и углубляются у детей в период 6–12 лет.
Первые материалы в начальных классах в принципе будут такими же, как и материалы в Доме детей, но использоваться они будут по-другому. Такие понятия, как местоположение, население, расстояние будут связаны с другими географическими элементами и приведут к открытию роли, которую люди играли и играют в земном ландшафте. Связь между географией историей, а также с другими отраслями человеческой культуры, такими как физика, математика, лингвистика станет очевидной.
Как почувствовать связь между общим и частным?
Доктор Монтессори на одной из конференций на эту тему приводила два важных фактора, о которых следует помнить.
1) синтетическое видение, которое должно направлять наш способ предложения культуры детям и его отработка;
2) определение способов активного участия ребенка — разум; как разум может завладеть опытом и использовать его в самообразовании на более поздних стадиях развития?
Дело не только в удовлетворении потребностей «общей культуры». Необходимо почувствовать различие между общими и частными аргументами, которые соответствуют психологическим интересам данного периода развития ребенка и другими, которые повторяются в памяти, чтобы не быть забытыми или потерянными из виду. Для первого детям понадобится исследования, как они могут быть «материализованы», для вторых потребуется изучение, в какой форме, под каким аспектом можно предложить их вниманию ребенка. Это не скучные «повторения», которые используются в традиционной школе, но существенный пересмотр понятий в других аспектах, как это происходит на медленном пути работы с материалами и параллельными упражнениями.
Важно поддерживать работу детей на протяжении всего курса, чтобы ребенок избежал усталости. Это создает ситуацию рождения новых идей и впечатлений. Курс в основном состоит из опытов с различными материалами. Детям предлагаются двух и трехчастные изображения географических карточек, чертежи или реконструкции предметов (дома, одежда, коллекции образцов флоры и фауны, изображения, таблицы данных, фотографии окружающей среды, которые сделаны самими детьми). Доступен уже упомянутый материал-основа, за которым следует библиотека для личных исследований с монографическими книгами, энциклопедиями, атласами, справочниками статистики, экономические ежегодники, расписание поездов и многое другое.
География — обширная область культуры. Она может варьироваться от космографии и практического изучения сторон света (как устроен компас), до познания циклов времен года; от ритма дня/ночи по отношению к движению Земли вокруг Солнца, лунным месяцам и затмению до определения любой точки планеты через меридианы и параллели.
Физическая география изучает непрерывные изменения земной поверхности под действием ветра и воды, испарений и силы тяжести; водные пространства, облака и осадки, созидательное и разрушительное действие воды и параллельно влияние углекислоты и карбоната на живые морские формы; растения как фактор очистки воздуха; сухопутные дороги и «дороги», имеющиеся в океанах (реки и морские течения); движения воздуха (маршруты ветров и муссонов, пассаты и ураганы); процессы, происходящие с твердыми земными веществами (влияние землетрясений, ледников или вулканов на созидательные и/или разрушающие изменения земной коры; эта наука изучает камни и кристаллы, раковины и кораллы.
Политическая и экономическая география – область культуры, тесно связанная с деятельностью человека. Это изучение документов, касающихся исторических событий, представляющих большой интерес детей - от первого появления человека на Земле до наших дней.
Детям постарше может быть интересно изучать историко-культурные превращения. Что происходило с человеком и человеческой культурой на протяжении веков для удовлетворения физических и умственных потребностей человеческого вида. Например, кочевье людей и земледелие, спорадическая эмиграция или эмиграция всего населения, исследования и великие океанические путешествия, методы выращивания растений, изменения в культурном ландшафте, местах основания городов по рекам или в местах естественных укрытий, строительство домов самых разнообразных форм и из разных материалов. И все это сопровождается благодаря технологическим открытиям и изобретениям, которые дети тоже изучают с большим интересом.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.