О качестве монтессори-образования. Как его понимают итальянцы?
Грация Х. Фрешко
Эта статья из журнала Грации Хонеггер Фрешко «Тетради Монтессори» особенно актуальна в нашей стране сегодня, когда внимание многих учителей и родителей приковано к «размножающимся» у нас с каждым годом начальным школам Монтессори. Среди учителей уже появились скороспелые специалисты, которые уверенно рассуждают, как надо строить в России начальное школьное образование по системе Монтессори. Уже наши фабрики изготавливают немало школьных Монтессори-материалов, проводятся конференции по модной теме управления качеством школьного образования. Но в том-то и дело, что вряд ли кто – даже опытные иностранцы или российские профессора – могут с уверенностью сказать, что они знают, как надо.
Разработка карты и комментария к ней учителей начальной Монтессори-школы района Тусколана в Риме: Silvana Bedetti, Miriam Benigni, Andreina Betturri, Caterina Betturri, Anna Maria Cecacci, Aureliana Ceccacci, Anna Di Gennaro, Antonia Giammatteo, Giovanna Laudo, Laura Mauer, Daniela Proietti
Журнал «Тетради Монтессори» №126, 2015 год
Перевод: интернет-источник, Дмитрий Науменко
Комментарии к карте
В наше время, когда возникает повышенный интерес к Монтессори-педагогике, родители, учителя и лидеры образования предлагают создавать все новые детские группы, школы и классы, работающие по этой системе. Некоторые спрашивают, как помочь учителям этих школ выстоять. Возникают сомнения, кто и как будет контролировать качество образования, поддерживать выбор родителей, детей и учителей, кто поможет им снять возникающие сомнения?
С этими мыслями мы задались вопросом: какими критериями и характеристиками должна обладать начальная школа Монтессори, сохраняя основные приоритеты, изложенные в трудах Марии Монтессори?
Сенситивные периоды роста, ребенок в окружающей среде, учитель-исследователь – на этих нескольких основополагающих принципах, которые в равной мере важны, основан путь к успеху школы Монтессори. Мы понимаем, что практическая реализация этих принципов будет адаптироваться к социокультурным условиям жизни, и есть пределы школьных достижений, о чем свидетельствуют примеры воспитательной работы в разных странах и культурах, принимающих идеи Монтессори.
Сенситивные периоды роста детей начальной школы отличаются от тех, которые переживаются ими ранее (фазы порядка, языка, движения...). Например, развитие нижних конечностей ребенка после 7 лет требует новых движений. Кроме того, мы подчеркиваем особую чувствительность детей, их эмоциональные и нравственные потребности к справедливости, дружбе, глубокий интерес и стремление «объяснить» мир, человека, происходящие события. При этом видим, что дети достигают согласия между собой на каком-то особенном языке. Взрослым становится труднее общаться с ними.
Эксперты, пришедшие в школу, должны быть готовы понять существующий в школе дух учебной работы, помочь повысить его эффективность, создать ситуацию внимания к особенностям жизни детей, исследованию их жизни. И в то же время нельзя исключать применение существующих в стране стандартов образования.
Подготовленные взрослые
Мастера монтессори-педагогики, подготовленные на курсах, обычно знают о важной роли взрослого как посредника между материалом и ребенком. Их опыт, наблюдения и навыки играют решающую роль в свободной учебной работе. Не менее важно должным образом поддержать опыт учителей в умении организовать изучение детьми религии и английского языка как отдельных школьных дисциплин.
Администрация школы играет ключевую роль в организации школы Монтессори. Уже начиная с происходящего на школьном ресепшн, можно почувствовать дух школы: помогает ли администратор тем, кто имеет проблемы с соблюдением автономии (и детям, и взрослым)? Дает ли толчок к умению заботиться друг о друге? Работает ли он на то, чтобы поддерживать порядок и гармонию в специально подготовленной учебной среде?
Уклад школы
Уклад школы, основанный на уважении, доверии, гостеприимстве и доброте, постоянно питается послушанием, исключающим крик и повелительный стиль общения.
Разновозрастные классы, из которых состоит школа Монтессори, позволяют сохранить объемность содержания образования и сотрудничества взрослых и детей, дают возможность каждому чувствовать себя частью всей школы.
Учебные материалы находятся в постоянном свободном индивидуальном доступе. Общие области изучения основ наук позволяют поделиться друг с другом и работать в группе или индивидуально. Учителю это позволяет не давать традиционный фронтальный урок.
Свободный выбор учебной работы
В классе приняты обычные правила свободной работы детей с материалом. Их немного. Договоренность, что не следует брать материалы, с которыми уже работает кто-то другой. Не мешать другим. И прочие. Правила помогают детям держать свои обязательства, быть открытыми к более сложному «законотворчеству», если оно, действительно, исходит из них самих, желание создавать новые правила, которые принимаются и разделяются всеми.
Подготовка среды, учитывающей интересы и потребности детей, – главная задача учителей. Среда имеет возможность ежегодных изменений, не считая наличия предметов, которые необходимы для общей экологии класса. Мебель светлая и легкая. Она позволяет свободное использование монтессори-материалов детьми, а также дает им возможность создавать письменные отчеты о своей учебной работе. В такой подготовленной среде ребенок остается свободным и следует своим собственным интересам и духовным потребностям.
В жизнь школы Монтессори легко включаются моменты как интенсивной свободной работы, так и других образовательных событий. Дети узнают мнение о себе самих, о сильных и слабых сторонах своей личности спонтанно. Это возможно потому, что каждое дело они стремятся довести до цели. Сегодня ты можешь быть страстным математиком, а завтра – театралом.
Не давать домашние задания означает проявлять уважение к ребенку, но также и дает возможность пронаблюдать, что, возможно, его желание добровольно выполнить задание вне школы еще не сформировано. И это несмотря на то, что такая идея может вызвать непонимание родителей. В начальной школе есть возможность, подтвержденная во многих странах законом о книгах вместо учебника купить альтернативные книги, создаются классные библиотеки.
Свободное движение по школе, классу
Ребенок воплощает в себе знания через собственную деятельность, через использование мышечной памяти. Тело не отделимо от ума. Каждая деятельность ребенка начальной школы должна иметь цель. Например, разобраться с цепочкой тысячи, провести эксперимент, читать, интерпретируя прочитанное, научиться писать. Все становится привлекательным, потому что интерес рожден личной заинтересованностью и любопытством.
Освоение умений и навыков повседневной жизни у детей начальной школы носит особый социальный оттенок. Ребята учатся чувствовать себя настоящими хозяевами своей школы, ее гражданами. Через управление классной библиотекой, дежурство в столовой и в раздевалке они изучают правила общежития и уважения любой работы ради общего блага.
Работа в классной лаборатории, постановка научных экспериментов развивают у них навыки постановки гипотезы, проведения опыта, умения сделать вывод, создают возможность развития у детей дивергентного мышления – то есть умения творчески подходить к решению тех или иных проблем и задач.
Окружающее пространство
Внешние исследования также необходимы детям в этот период жизни. Они принимают форму частых выходов из стен школы в образовательное путешествие, чтобы лучше узнать свой район, город и более отдаленную реальность. Для подобных путешествий, конечно, решающее значение имеет знание правил поведения и безопасности. В открытии нового дети иногда чувствуют потребность выразить себя через драматизацию, через театр.
Период начальной школы является сильным толчком проявления сенситивного периода спонтанной общительности. Важно, чтобы дети могли свободно в самоорганизующейся форме играть и общаться за пределами школы. Такая возможность позволяет найти друзей «по вертикали», испытать себя и получить новые впечатления. Открытая площадка также является местом, чтобы учиться. Там можно наблюдать природу и смену времен года.
Время
Таким образом, становится понятным, что монтессори-школа требует иного, чем обычная школа, использования времени. Это связано с необходимостью и возможностью наблюдения свободной учебной деятельности и интересов детей – здесь признается такая необходимость. В монтессори-школе также понимают, что уважение детского времени – один из краеугольных камней педагогики Монтессори, поэтому признается и необходимость временных затрат учителей для подготовки сред (первоначальных и текущих), а также время, чтобы поделиться своим опытом.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (49) 2015 г.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.