Детские ясли тогда и сейчас – почувствуйте разницу
Елена Хилтунен
Спросите людей старшего поколения, что такое детские ясли, и они вам расскажут страшилки, как это грустно и страшно – оставаться без мамы целый день с чужими тетями, есть четыре раза в день ненавистную манную кашу и пить теплое молоко с пенкой. И вот еще морковная запеканка…
Читаем в Google
Наверное, ни одна современная бабушка не будет обрадована, когда молодые родители объявят, что они отдают ее полугодовалого внука в ясли, потому что его мама решила выйти на работу. Но бабушка – это бабушка, и она даже не представляет себе, каким счастливым и разумным может быть пребывание малыша в современных яслях. Ведь что у старшего поколения в памяти? Читаем в Google:
«В Советском Союзе детские ясли относились к государственной системе здравоохранения. В них осуществлялись мероприятия по охране здоровья, физическому и психическому развитию детей. Дети, поступающие в детские ясли, проходили медицинское освидетельствование и эпидемиологическое обследование. Руководство яслями возлагалось на работника, имеющего среднее медицинское образование; наблюдение за здоровьем детей – на врача детской поликлиники. В яслях было 4 возрастные группы: для грудных детей (до 9 мес.), «ползунковая группа» (от 9 до 14 мес.), средняя группа (от 14 до 24 мес.) и старшая группа (от 2 до 3 лет).
Государство решило снять с женщин часть забот по уходу за детьми, чтобы поставить их к станку. Стране требовались рабочие руки, и женщина могла продолжать работать. Женская безработица была ликвидирована, а заботу о воспитании детей взяло на себя государство. Ясли помогали организовать быт и отвлекали женщину от семейных забот, чтобы она могла полностью посвятить себя труду и строительству социализма».
Маленькое исследование. В 1940 году имелось около 781 тысячи ясельных мест, к 1977-му – свыше 3 миллионов (с дневным или круглосуточным пребыванием детей). С 1959 года в СССР начали создаваться единые дошкольные учреждения – ясли-сады. И все было бы хорошо, но из-за спада демографической ситуации в середине 2000-х в России за ненадобностью закрылось большое количество детских садов. Ясельные группы были фактически ликвидированы по всей стране. Однако в дальнейшем последовал пик рождаемости, и с 2010 года строительство садиков стало приоритетной задачей властей. И недавно в соответствии с правительственной программой «Развитие образования» на 2012-2020 годы было подписано постановление о выделении субсидий в размере 10 млрд рублей на модернизацию детских садов в регионах России.
Разница в контекстах
Но все вышесказанное – сухие цитаты документов истории. Гораздо важнее содержательная часть происходящего в учреждениях для самых маленьких. Эта содержательная часть, к сожалению, ограничивалась тем, что принято называть словами «осуществление присмотра и ухода». Все остальное, относящееся к природосообразному развитию и воспитанию детей раннего возраста, в прямые обязанности нянечек ясельных групп не входило. Понятно: ясельные группы были в ведении медиков, а не педагогов.
Теперь – совсем другое дело. В большинстве современных принятых в нашем государстве образовательных Программ в обязательном порядке есть раздел, посвященный воспитанию детей раннего возраста. Есть такой раздел и в Программе «Детский сад по системе Монтессори», цитаты из которой мы приводим ниже. А старинные и современные фотографии образовательных сред в ясельных группах для детей от 1 года до 3-х лет скажут вам сами за себя.
20-летний опыт работы российских монтессори-педагогов вполне заслуживает внимания нашего государства, которое, несмотря ни на что, заявляет о стремлении реально сделать жизнь наших людей лучше, а значит, обустроить ее и в интересах российских детей.
Из «методических рекомендаций для педагогов по реализации образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори» в группах детей от 0 до 3 лет
Вот что писала Мария Монтессори в книге «Впитывающий разум ребенка»: «До трех лет все психические функции в ребенке только формируются, и лишь после трех начинается их активное развитие». Она считала, что до трех лет естественной (заложенной природой) доминантой в его жизни является впитывающий разум, который работает с помощью передачи сигналов сенсорной сферы (зрения, слуха, тактильных ощущений и т.д.) к коре головного мозга и вызывает ту или иную реакцию. Наиболее комфортной для маленького ребенка становится среда, которая помогает ему спонтанно формировать в себе то, что не достроила в нем природа.
ДВИЖЕНИЕ. Нижние и верхние конечности ребенка функционируют с равной активностью. Ребенок стремится ходить. Особенно его занимает хождение вверх и вниз по лестнице. Стремление к координации движений руки и разума. Активно происходит миелинизация нервных тканей. Формируется пинцетный захват.
СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ. Усилия ребенка направлены на формирование способности к подражанию.
ЯЗЫК. К двум годам мы можем наблюдать у детей скачок в развитии речи. Словарный запас ребенка может достигать 200 слов. Некоторые малыши стремятся выразить словами то, что они думают.
Ранний возраст особенно значим в становлении психики и личностного развития ребенка. Современные психологи склонны предположить, что три года – это середина пути развития от рождения до зрелости.
В детский сад по системе Монтессори дети приходят примерно в 1,5 года. К этому времени они уже овладевают прямой походкой, предметной деятельностью и начинают активно пользоваться речью. Движения ребенка становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. Он знакомится с крупными предметами, получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия цвета, величины, формы. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Большинство задач он решает при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу. Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться и при помощи зрения.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее, ребенок уже способен на простые мыслительные действия в уме. В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.
Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только научился держать в руке карандаш. Сначала дети изображают каракули, а к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).
На протяжении всего раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Ребенок хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками. В этом периоде ребенок усваивает свое имя и отстаивает право на него, протестует, если его ошибочно называют другим именем. К концу третьего года жизни появляется осознание себя как отдельной личности.
На основе многолетних наблюдений Мария Монтессори сделала вывод о том, что существует четко определенное число материалов, достаточное для культурного развития детей. Фундаментальное требование монтессори-педагогики – иметь в группе только один образец данного типа. В предметно-пространственную среду для самых маленьких детей входят материалы, помогающие их развитию в разных направлениях. Это материалы для освоения движений, навыков повседневной жизни и коммуникации, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, музыкального слуха и художественного восприятия.
Развивающая среда учитывает моторные потребности детей. Она как бы подталкивает их к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.
Казалось бы, чего проще – взять с полки поднос со стеклянными кувшинчиками, наполненными водой, и перенести его на свой рабочий стол. Но в этих нескольких шагах как раз и содержится развитие движений и внимания, составляющих основу саморазвития.
В образовательной программе «Детский сад по системе Монтессори» написано: «Каждое направление развития ребенка реализуется через деятельность детей в тех или иных уголках и пространствах развивающей среды – пространстве упражнений жизненной практики, пространстве сенсорного развития, пространстве математики, русского языка, основ культуры и природы. В отдельных комнатах предусматриваются пространство для продуктивной творческой деятельности и конструирования, сцена для театрализованной деятельности, пространство для сюжетно-ролевых игр и комната для развития двигательной активности».
Мария Монтессори отмечала, что в раннем возрасте одним из наиболее важных сенситивных периодов, которые переживают дети, является период развития движений. Центральным моментом этого сенситивного периода является начало прямохождения, когда малыш делает свои первые шаги. Детям от одного года до трех лет необходимо предоставить наилучшие условия для совершенствования навыков движения (спускаться и подниматься по лестнице, бегать, прыгать, кататься на трехколесном велосипеде, ловить и отбивать мяч).
Естественное стремление к движению помогает ребенку овладевать своим телом. Важнейшими видами движений для маленького ребенка являются ползание и лазание.
Площадка с тремя ступеньками
Материал
Деревянная площадка, по обеим сторонам которой расположено по три ступеньки на площадку и спуска с нее. Ступеньки и сама площадка имеют перила, выполненные по росту ребенка от одного года до трех лет. Не рекомендуется использовать пластмассовые лестницы с горкой.
Цели
Прямая: самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее.
Косвенная: развитие крупной моторики, координация движений и концентрации внимания.
Презентация
Если ребенок обратил внимание на деревянную площадку с тремя ступеньками, педагог сначала сама медленно поднимается по лесенке на эту лесенку и спускается с нее на глазах у ребенка. Затем она предлагает ему сделать первые шаги по лесенке самостоятельно. Педагог НЕ поддерживает ребенка. Малыш поднимается по лесенке и спускается с нее самостоятельно в соответствии с собственными возможностями.
Упражнением служит освоение ребенком комплекса с горкой, лесенкой и перекладиной.
Бум с изменяющимися направлениями и высотой
Материал
Деревянные доски, уложенные дорожкой с меняющимся направлением.
Дорожка может превращаться в бум маленькой высоты.
Цели
Прямая: ходить по буму на полу и на небольшой высоте.
Косвенная: координация движений, развитие крупной моторики, способность держать равновесие; концентрация внимания.
Презентация
Ребенку по его желанию предлагается сначала пройти по буму (длинной дощечке), лежащему на полу. Когда это упражнение у него будет успешно получаться, можно усложнить задачу и поднять бум на несколько сантиметров от пола (максимум на 10-15 см).
Упражнения
Перелезание и перешагивание через бум, лежащий на полу, передвижение по буму в положении сидя и др.
Тактильные (сенсорные) дорожки
Материал
Прямоугольники с шероховатым покрытием, иногда на деревянном основании.
Цели
Прямая: босыми ногами ощущать различные шероховатые поверхности.
Косвенная: утончение (развитие) тактильных ощущений ног; координация движений, концентрация внимания.
Презентация
Педагог предлагает ребенку снять обувь и встать босыми ножками на тактильную дорожку. Она стимулирует малыша пройти по дорожке от начала до конца и обратно.
Упражнения
Повторное хождение по тактильной дорожке, а также босыми ножками по полу, ковру, паркету, плитке.
Приспособление для силовых упражнений (подтягивание груза)
Материал
Подвешенный к потолку на канате мешок с песком, который поднимается и опускается с помощью блока (колесо с желобом по окружности).
Цели
Прямая: поднимать и опускать груз разной тяжести, прикладывая силу. Косвенная: развитие силы, мышц рук, координации движений, концентрации внимания.
Презентация
Педагог приглашает ребенка посмотреть, как можно поднять груз на канате. Она медленно выполняет движение, перехватывая руки и натягивая или отпуская канат. Ребенок сначала наблюдает это действие, а затем пытается выполнить его самостоятельно под наблюдением педагога. Если педагог видит, что мешок с грузом слишком тяжел для ребенка, она предлагает ему поднимать и опускать более легкий груз и сама меняет тяжелый мешок с песком на более легкий.
Остальные материалы в уголке для развития движений не имеют специальной презентации и предъявляются ребенку по усмотрению педагога. В то же время все эти материалы удовлетворяют естественное стремление ребенка к движению, помогают ему овладевать своим телом.
В выполнении общих движений участвуют:
а) ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;
б) механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;
в) зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;
г) двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Возможность постоянно находиться в движении способствует нормальному мозговому кровообращению. Результатом освоения ребенком простых снарядов может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов.
Мы описали лишь один обязательный уголок монтессори-среды, предназначенный для развития движений детей раннего возраста. Как известно, движение – основа жизни. Пережиток давнего прошлого – поставить в комнату детский манеж и положить туда малыша, начинающего ползать и вставать на ножки. Современные ясли – это простор для движений ребенка и поддержка каждого нового шага в его развитии. Ничто так сильно не влияет на процесс его взросления, как специально подготовленная развивающая монтессори-среда.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (65) 2018