«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Школа Монтессори в России возможна! И начальная, и основная...

Валентина Михайлова
Прошло уже немало лет с того времени, как мы с моими коллегами отправились в Москву на семинар по начальной школе Монтессори. Ведь тогда, в июне 2003 года, наш детский сад стоял на пороге открытия первого класса. Родители 14 ребятишек от 5 до 7 лет давали нам кредит доверия на создание настоящей начальной школы Монтессори. Затем участие в летнем педагогическом семинаре под руководством наших старших коллег из школы Монтессори города Томска. Мы жадно впитывали все-все о том, как устроена их удивительная школа.

Прошло уже немало лет с того времени, как мы с моими коллегами отправились в Москву на семинар по начальной школе Монтессори. Ведь тогда, в июне 2003 года, наш детский сад стоял на пороге открытия первого класса. Родители 14 ребятишек от 5 до 7 лет давали нам кредит доверия на создание настоящей начальной школы Монтессори. Затем участие в летнем педагогическом семинаре под руководством наших старших коллег из школы Монтессори города Томска.

Мы жадно впитывали все-все о том, как устроена их удивительная школа. Свободная работа, проектная деятельность, исторический лагерь, самооценка и маршрутные листы, командная работа у детей и учителей и много-много творчества – вот те понятия, которые легли в основу наших представлений о начальной школе Монтессори без привычных уроков, дневников, оценок и строгих учителей.

Возвращались домой в Петербург, наполненные уверенностью, что это возможно. Спустя 9 лет, в июне 2012 года, восемь наших учеников успешно окончили не только начальную, но и основную школу, а в первый класс вот уже третий год приходят учиться более 20 детей. На новом этапе развития школы жизнь поставила перед нами новую задачу – делиться опытом, который мы накопили за эти годы. Опытом проб и ошибок, успехов и неудач. С 18 по 30 июня 2012 года мы инициировали семинар-практикум, назвав его «Начальная школа Монтессори в условиях Российской системы образования: теория и практика». К нашему удивлению, в семинаре приняло участие более 40 человек из разных городов России. Среди участников были представители как уже успешно работающих школ (Монтессори-школа «Вершина» г. Владивостока, Международная Монтессори-школа «Кассиопея» г. Москвы), так и начинающих проектов,  или педагоги и организаторы, планирующие создать классы. Например, педагоги  из городов Одинцово, Тула, Москва, Петрозаводск, Ставрополь, Санкт-Петербург, Тихвин, Челябинск, Новосибирск и Барнаул!

В числе ведущих семинара были наши томские коллеги: преподаватель института инноваций в образовании ТГУ Екатерина Григоренко, Монтессори-учителя Томской школы «Эврика-развитие» Ирина Евстигнеева и Елена Крапивец; учителя нашей школы: Екатерина Марина, Алексей Колабаев, Наталья Замятина, Анна Иванова; эксперты в образовании: д.п.н. Олег Георгиевич Прикот, к.п.н. Елена Аркадьевна Пивчук, наш международный тренер Мери Эллен Монц.  


Как любое образовательное событие, которое мы организуем, проводим или в котором просто принимаем участие, семинар завершился рефлексией.  Мне хотелось бы поделиться идеями и размышлениями, которые либо стали новыми открытиями для меня, либо выкристаллизовались в более ясное понимание из уже существующих.

Идея первая. Если именно Вас интересует идея создания Монтессори-школы – это не случайно. Идея – духовная, и объяснения здесь вряд ли необходимы.

Идея вторая. Для организации класса, а в будущем школы важна команда единомышленников.

Хорошо, если Вас трое или больше, кто готов самоотверженно работать над воплощением мечты. Как правило, это педагоги, которые, как родители, хотят создавать альтернативную школу для своих детей. В этом случае живая энергия материнства или отцовства будет источником силы и смелости экспериментирования. Конечно же, бывают и исключения, когда вдохновляет поиск новых путей в учительской профессии или иной мотор.

Если Вы учитель государственной школы и решились на окаянство создать Монтессори-класс, то без однозначной поддержки директора школы, основанной на понимании, Вам никак не обойтись.


Идея третья. Легче начинать с «неформальной кооперации» родителей, чьи дети учатся в семейной форме образования.
 
Для этого подойдет любая организационно-правовая форма, будь то некоммерческая организация (АНО, НП или ЧОУ), коммерческая (ООО) или для начала можно зарегистрироваться как ИП (индивидуальный предприниматель).  Если у Вас нет соответствующих нормативам условий, Вам не получить необходимой лицензии на ведение образовательной деятельности. «Дорогу осилит идущий» и, когда проект будет интенсивно развиваться, Вы со временем сможете решить и этот вопрос. 

Идея четвертая. Важно выстроить партнерские отношения с дружественной государственной или частной школой и другими организациями на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

Если школьники получают образование в семейной форме обучения, то необходимо проходить промежуточную и итоговую аттестацию в образовательном учреждении, имеющем лицензию и аккредитацию. Это может быть как государственная, так и частная школа. Всем удобно, когда промежуточный контроль осуществляется 1 раз в конце учебного года. Это хороший способ сверить результаты обучения (знания, умения, навыки) ваших учеников и их сверстников из других школ.

Идея пятая. Государственная политика, выраженная в новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартах), нацелена на развитие тех компетенций у будущих граждан, которые дороги и нам.

Самостоятельность, умение делать выбор, познавательная активность детей, деятельностный подход в обучении, индивидуальная образовательная траектория (программа), особая роль учителя-наставника, тьютора и право школы самостоятельно выстраивать свою образовательную программу вселяют надежду, что школы, работающие по методу М.Монтессори, могут быть официально признаны Российской системой школьного и дошкольного образования.


Идея шестая. Пожалуй, самая большая сложность для нас, тех, кто создает Монтессори-школу, – научится доверять детям их собственное образование, иначе сказать – передать ответственность за результат обучения в их собственные руки.

Существующая традиционная система подготовки школьных учителей, наш детский ученический опыт будут сопротивляться этому. Миф о том, что учитель должен все знать, полностью контролировать процесс обучения детей, если класс неуспешно сдает тесты или пишет контрольные работы, виноват учитель – вот те немногие установки, которые плотно укоренились в нашем сознании. Требуется время, практика самонаблюдения и самоосознавания, чтобы освободиться от них.

Идея седьмая. Для построения подлинного процесса самообучения младших школьников необходимо большое количество автодидактических материалов.

Если большинство материалов для детей дошкольного возраста нам досталось в наследство от самой Марии Монтессори и ее последователей, то большинство материалов для российских классов начальной школы нам предстояло и предстоит создавать самим. Изучая активно мир, во многом уже через социокультурную призму, нашим детям необходимы материалы, не только отвечающие их непосредственному детскому интересу, но и соответствующие содержанию фундаментального ядра ФГОС начальной школы в зоне их актуального и ближайшего развития.

К счастью, надо сказать, что большая часть работы по моделированию и апробированию образовательной среды для детей 6-9 лет сделана, остается только систематизировать, описать и наладить производство и распространение этих материалов. В такой работе, надеюсь, примет участие несколько Монтессори-школ. На нашем семинаре началась подготовительная работа по кооперации усилий в этом направлении. Сейчас в нашем учебном центре при участии Е.А.Хилтунен активно ведется разработка автодидактических материалов для детей 9-12 лет.


Идея восьмая. Для успешной организации свободной работы детей, действительно, нужна БОЛЬШАЯ разновозрастная группа.

Конечно, для вновь открывающихся классов это не доступно сразу, но и мы, и Томская школа убедились на собственном опыте, что не надо бояться большой группы детей. Лучше, если в ней более 20 человек и она обязательно разновозрастная. Дети многократно лучшие вдохновители и побудители детского интереса, ответственные помощники, держатели традиций и правил. Важный секрет в том, что мы не должны искусственно уравнивать в правах и обязанностях детей разного возраста. У каждого свое место, и «старшему всегда больше дано, но с него и спрашивается», как в многодетной русской семье.

Идея девятая. Нам, учителям, важно непрерывно учиться самим. Учиться разному, у разных людей и в разных обстоятельствах и формах.

Возникает предположение, что энергия познания – это особый вид энергии, который исключительно нужен нам. Думаю, что дети интуитивно чувствуют эту энергию в учителе и потому тянутся к нему. Чистая игра энергий, если хотите.

Идея десятая. Мы можем быть уверены, что не одиноки и изменения в системе школьного образования неизбежны!



Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (34) 2012 г.
Фото предоставлено автором

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Валентина Михайлова

Директор ЧОУ "Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой", руководитель Северо-западного представительства ММА, соавтор программы "Детский сад по системе Монтесссори

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Светлана Филёва

Луч Света

Елена Хилтунен

Финский аттестат об образовании в начальной школе. Ничего общего с Российским!

Марина Иванова

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

Дмитрий Корнилов

Почему у итальянского большие перспективы в русской школе?

Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »