«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил

Шарон Лурье (Sharon Lurye)
Эта статья молодой американской журналистки Шарон Лурье, которая волей судьбы, когда ей было 3-4 года, посещала один из первых российских монтессори-садиков, нам представляется важной. Потому что все мы, какую бы педагогику ни исповедовали, – люди уже наступившего цифрового века, а наши дети не только живут в мире интернета, они родились в цифровую эпоху. Любые запреты и угрозы выбросить за окно детской комнаты компьютеры и телефоны, а вместо них наполнить шкафчики деревянными кубиками и стерженьками с золотыми бусинами все равно не спасут наших детей от цифровых – как сказала бы М. Монтессори –  «автодидактических материалов».

Статьяиз журнала  «Hechinger Report» c разрешения автора
Русская редакция и сокращения Е.А. Хилтунен

Двухлетка за компьютером

Кто сегодня не видел в Сетях сенсационное известие: в мире 25% двухлетних детей уже пользуются планшетом и играют с ним? Именно с помощью цифровых игрушек все чаще наши дети достигают высот концентрации внимания, упорства в достижении цели, информированности об окружающем мире и даже тренировки сенсорных ощущений и развития мелкой моторики. Забавно! Но разве не об этом сто лет назад, когда не было никаких компьютеров, писала Мария Монтессори как о результате своей длительной дидактической работы? Она ратовала за поддержку индивидуальности детей, их умения самостоятельно и в сотрудничестве с другими трудиться на общее благо. Сегодня все это называется термином «персонализированное обучение». И, хотим мы того или нет, на смену старой школе все равно придет новая – школа цифрового века. Поэтому нам, монтессори-педагогам, следует хорошо подготовиться к ее приходу: отыскать подходящие средства и, не выбрасывая классику, а, наоборот, опираясь на нее, провести экспериментальные работы, направить свои усилия на исследования цифровой действительности с точки зрения монтессори-педагогики. Американцы уже начали. Дело за нами. Но это абсолютно не означает, что «живая» школа навсегда уйдет в прошлое!


Bricolage Academy, школа в Новом Орлеане, пригласила двух учителей принять участие в программе Personalized Learning Fellowship

Собственный путь, собственный темп

Название «Город Полумесяца» Новый Орлеан получил из-за своего географического положения – там река Миссисипи делает крутой поворот. Возможно, поэтому именно здесь современная школа начала свой крутой поворот к жизни в новой цифровой эпохе.

Несколько лет назад под негромкие звуки фанфар короткими анонсами в системе школьного образования Нового Орлеана начался массовый эксперимент, превративший этот город в школу. То есть дети здесь учатся не только в специальном здании с вывеской «Школа», а по всему городу, включая многие чартерные сети, например, Crescent City Schools, FirstLine, ReNEW и KIPP. Город принял концепцию образования, известную как «персонализированное обучение».

Цель этого эксперимента – дать ученикам больше возможностей и контроля над собственным образованием и перестроить привычные уроки на основе их личных потребностей. Персонализированное обучение выглядит по-разному в каждом учебном пространстве, но его общее функционирование включают в себя возможность для учеников ставить собственные цели обучения, осваивать школьную программу не только офлайн, но и онлайн в своем собственном темпе, а также самостоятельно решать, когда сдавать те или иные контрольные тесты.

Значительная часть финансирования этого образовательного эксперимента исходила от благотворительных организаций, созданных предпринимателями Силиконовой долины, которые зарабатывали свои деньги от технологий и утверждали, что введение большего количества образовательных пространств может положительно трансформировать систему образования.

Хотя персонализированное обучение не обязательно должно включать в себя цифровые технологии, многие школы Нового Орлеана поставили компьютеры в центр своих усилий по введению такового.

Необходимость и возможности

И все же исследования, сопутствующие эксперименту, неоднозначны. Работает ли такая система обучения? «Персонализированное обучение, действительно, не содержит четких данных о явных историях успеха», – сказала Хила Барбо, директор по науке и технологиям национальной сети школьных школ KIPP, которая несколько лет проработала в качестве преподавателя и администратора в KIPP Нового Орлеана, наблюдая за технологическими инициативами. «Я думаю, люди пока лишь видят необходимость в подобных изменениях, но еще не знают, как до них добраться».

А, может, со школы просто тянут деньги?

Хорошие учителя, конечно же, и прежде персонализировали свои уроки, основываясь на потребностях учеников. Что отличает сегодняшнюю  тенденцию, так это то, что образовательные технологические компании охотно продают программное обеспечение под маркой «персонализированного обучения». Поэтому некоторые учителя, даже поддерживая философию персонализированного обучения, беспокоятся о том, что в результате возникнут классные комнаты, в которых обучение детей будет происходить только перед экраном.
В то же время другие – например, Крис Лян-Вергара, консультант из Чикагской организации LEAP Innovations, который помог чартеру FirstLine Schools пилотировать свои персонализированные учебные программы в период с 2011 по 2014 год, – подчеркивают, что «персонализированное обучение» – это не то, что вы покупаете. Это практика преподавателей – своеобразный новый учительский дизайн».

Воспитатель детского сада работает с небольшой группой учеников в школе KIPP Morial в Новом Орлеане, в то время как другие ученики работают над индивидуальным обучающим программным обеспечением

Эксперимент в Восточном Орлеане

KIPP Morial – школа в Восточном Орлеане – иллюстрирует, как выглядит персонализированная тенденция обучения в Городе Полумесяца.

Morial является одной из трех школ, получивших одноразовый грант в размере 300 000 долларов для некоммерческих New Schools Нового Орлеана в марте 2015 года. Школа использовала деньги для массового заказа Google Chromebook и позволила каждому ученику в классе иметь свой ноутбук с программным обеспечением, таким как ST Math, и программу чтения Lexia, созданную компанией Rosetta Stone. ST Math выпускается некоммерческим исследовательским институтом MIND и стоит довольно дорого – около    15 000 долларов в год. Lexia стоит около 5000 долларов в год. Хотя школа изначально использовала грантовые деньги для оплаты программ, с тех пор затраты на них стали частью обычного школьного бюджета.

Важно, что программное обеспечение продается как персонализированное, потому что программы автоматически адаптируются к тому, что делают ученики – «прыгают» на более высокие уровни или заставляют их повторять уровень предыдущий, если у них слишком много неправильных ответов.

В январе этого года в младших классах KIPP воздух был наполнен музыкальным гулом. Два учителя, сидящие за U-образными столами на противоположных концах классной комнаты, упражнялись с детьми в чтении вслух – с четырьмя детьми каждый. Остальные ученики сосредоточились на работе в своих ноутбуках. Семь детей практиковали чтение в Lexia, в то время как трое с особыми потребностями, которые еще не были готовы к Lexia, смотрели видео на YouTube о буквах.

Учусь читать, играя

Пятилетняя Тони Нилли Хиллиард, с косичками, украшенными фиолетовыми, зелеными и желтыми лентами, с нетерпением болтала со своей мамой о том, как она собирается научиться читать книги. Тони и ее одноклассники относились к цифровой программе как к игре и оживлялись всякий раз, когда проходили очередной уровень. Дети объяснили, что их цель добраться до уровня 100. И что будет после этого? «Дальше я собираюсь выйти на новый уровень», – объяснила Тони.

Дети располагаются в классе так, так что каждый из них может легко повернуться как к компьютеру, так и к столу учителя. Главное преимущество технологии заключается в том, что она позволяет учителям тратить больше времени на помощь ученикам один на один или небольшими группами, сказала помощник директора школы Эмма Кольер. «Это на самом деле позволяет нашим детям видеться с учителем чаще и в меньших группах».

Программное обеспечение полезно, потому что оно автоматически дает детям возможность практиковать то, в чем они больше всего нуждаются. Но в то же время лучшим учителем все равно остается человеческий учитель. Никакая цифра его не может заменить.
Выбор персонализированного обучения в качестве стратегии обучения позволяет учителю проводить больше времени, работая с отдельными учениками. Это подкрепляется исследованиями.

Исследование, проведенное RAND Corporation в 2017 году, показало, что 17% процентов учителей уделяют, по меньшей мере, четвертую часть урока работе с учениками один на один, по сравнению с 9% учителей, обследованных по всей стране.

 «Мне нравится учиться самому, потому что я работаю в своем собственном темпе и отслеживаю время», – сообщила одиннадцатилетняя Тейра Ракер. Один из ее друзей окончил весь курс четвертого класса по ST Math сам перед зимними каникулами, а затем начал учить себя математике пятого класса.

Шестиклассник играет в печатную машинку в чартерной школе KIPP Morial в Новом Орлеане. KIPP выиграл грант на обучение в размере $ 300 000 от New Schools for New Orleans

У компьютера все же нет настоящего сердца

В отличие от радостного гула читающего класса начальной школы, в шестом классе, где почти каждый ученик сидел за компьютером, было почти тихо. Класс этот особый и называется «классом раннего вмешательства», потому что здесь учатся ребята, которым нужна дополнительная помощь. Они работают тут же в небольших группах с учителями. Два учителя по очереди приглашают к себе небольшие группы из шести-восьми детей и в течение 20 или 40 минут обучают их математике или чтению. Те, кто не нуждается в дополнительном обучении, занимаются самостоятельно за компьютером. Иногда класс работает над проектом или все вместе читают роман.

12-летняя Кейли Уитакер сказала, что ей нравится учиться с компьютером больше, чем учиться у учителя, потому что она может лучше сосредоточиться. Она признает, что ее друзья иногда отвлекают ее во время обычных занятий. «Но когда у меня есть наушники, я могу сосредоточиться на экране компьютера и ничего больше», – сказала она.

И все же не каждый из ребят разделял мнение Кейли. Многие дети вместо ученья пробирались на не образовательные сайты. В какой-то момент пять детей в классе были на YouTube, просматривая видео, которые определенно не были частью учебного плана. Одиннадцатилетний Де Вонте Траск был занят игрой на компьютере. Но сказал, что если бы ему пришлось выбирать между обучением на компьютере или у преподавателя, он выбрал бы учителя: «На компьютере вы не можете задавать не компьютерные вопросы. Компьютер не понимает вас. Многое вы можете спросить только «живого» учителя, потому что у него, действительно, есть сердце».

Чтобы начать, нужны пилотные проекты и гранты

Как индивидуальное обучение пришло в Новый Орлеан? В 2014 и 2015 годах некоммерческая организация «Новые школы Нового Орлеана» (NSNO) выдала школьные гранты в размере до 300 000 долларов США, чтобы преобразовать классные комнаты на основе модели персонализированного обучения. Волна пилотных программ прошла по всему городу. По оценкам одной образовательной консалтинговой группы, более 2 миллионов долларов было инвестировано «для поощрения внедрения персонализированного обучения в школах Нового Орлеана, что повлияло на более 12 000 учеников».

Но три года спустя мало кто, даже в образовании, полностью понял, что означает термин «персонализированный». «Я до сих пор не знаю, действительно ли это кто-то понял», – говорит Хила Барбо, директор по технологиям KIPP.

Когда Новые школы Нового Орлеана объявили конкурс на получение грантов, 23 школы – около четверти всех государственных школ в Новом Орлеане – выразили заинтересованность, посетив семинары по персонализированному обучению. Каждая из девяти избранных некоммерческих школ получила от 10 000 до 300 000 долларов, чтобы начать экспериментальные программы. Кроме того, NSNO начал индивидуальное обучение в 2016-17 учебном году, предоставляя учителям по 2 000 долларов США для запуска пилотных исследований в своих классах. Стипендиаты посещали ежемесячные встречи, на которых они могли делиться своими вопросами и наблюдениями о персонализированном обучении.
В настоящее время программа находится на втором этапе, в котором участвуют 22 учителя из 18 школ. Эти преподаватели представили результаты своих проектов на публичной презентации на Джаз-рынке Народного Здоровья в Новом Орлеане 10 мая.


Учащиеся школы ReNEW Schaumburg в Новом Орлеане записывают свои цели для Summit, персонализированной платформы обучения, разработанной с помощью инженеров Facebook.

Персонализированное обучение позволяет более эффективно работать в классах, чтобы как обычные ученики, так и те, кто испытывает трудности, могли расти. Еще одна причина, по которой в Новом Орлеане развивается индивидуальное обучение, заключается в том, что город получил приток финансирования, который поднял персонализированное обучение на высокий уровень. Роль филантропии важна, потому что существует много разных представлений о том, что означает персонализированное обучение и какую роль оно играет. С 2010 года Learning Challenge нового поколения предоставило гранты на общую сумму 40 миллионов долларов США для программ «Обучение следующего поколения», которые основаны на персонализированном обучении школьников основанным компетенциям будущего.

Фонды финансируют лишь свою версию решения проблемы

«Что означает персонализация для Фонда Гейтса, так это его программное обеспечение», – сказала Одри Уоттерс, автор будущей книги по истории образовательных технологий. Она отметила, что по факту школы Монтессори и вальдорфские школы уже 100 лет выполняют собственную версию персонализированного обучения, которая подчеркивает важность свободной игры, выбора, учебных исследований и воображения. Но это замалчивается. И «Фонд Гейтса» не собирается тратить 10 млрд долларов на финансирование вальдорфских школ», – сказал Уоттерс. «Этот Фонд финансирует лишь свое конкретное видение персонализации как способа программного обеспечения учебного процесса, дающий алгоритм использования его всеми школьниками».

Купить цифровую программу или создать живую персонализированную школу?

Выбор учеников ограничивается тем, насколько быстро или медленно они завершат свою работу. Компьютер все еще направляет их на каждом шагу. Но, чем больше вы руководствуетесь его наставлениями, тем меньше знаете, что вам, действительно, необходимо делать. А на самом деле студенты должны сами экспериментировать, сами искать помощь и информацию. Им необходимы не машины, а именно учителя, чтобы выработать несколько способов понимания одной и той же концепции. Конечно, покупка программы намного проще, чем организация живой персонализированной школы.
Лян-Вергара – образовательный консультант в Чикаго – считает, что потенциальная проблема с персонализированным обучением – это не ошибки программного обеспечения. «Проблема в том, что оно – это все, что нам необходимо. Посмотрите на практику учителя. Посмотрите на настройку цели. Посмотрите на конференции «один на один», которые мы организуем, – сказал Лян-Вергара. – Именно здесь происходит волшебство».

Джиллик Логан, учитель английского языка шестого класса в сети ReNEW в Новом Орлеане, говорит, что программное обеспечение изменило фокус учеников ее класса к лучшему. В школе используется бесплатная платформа под названием «Саммит», где можно самому научить себя концепциям математики, английского языка, естествознания и социальных исследований. «Саммит» был создан чартерной сетью Западного побережья с помощью инженеров из компании Facebook и ее финансирования по инициативе Chan-Zuckerberg. Участники используют Саммит только один час в день во время «персонализированного времени обучения». Остальную часть дня они занимаются в традиционных классах. Программа поощряет групповые проекты и требует, чтобы каждый ученик обязательно встречался один на один с наставником, по меньшей мере, 10 минут каждую неделю. Все ученики Дж. Логан говорят, что им нравится «Саммит», так как она позволяет им работать в своем собственном темпе.


Сари Леви, учитель начальной школы в Академии Bricolage, является одним из 22 учителей из 18 школ Нового Орлеана, которые принимают участие в программе «Персонализированное обучение».

«Если мы не понимаем что-то в классе, мы можем продолжить у компьютера и узнать об этом больше», – сказала 11-летняя Тейра Ракер. Она добавила: «Мне нравится больше так учиться, потому что я занимаюсь в своем собственном темпе и отслеживаю время».
Дж. Логан поясняет, что в прошлом году, когда школа только начинала пилотировать персонализированное обучение, ее ученикам было трудно приспособиться. Преподаватели шестого класса должны были работать вместе, чтобы помочь ребятам научиться ставить цели и управлять своим временем. «Они привыкли к традиционному обучению, потому что раньше их почти всегда кормили с ложки», – говорит Дж. Логан. Теперь же она впечатлена тем, насколько мотивированы, сосредоточены и независимы от нее ученики. Она может провести для всех персонализированный учебный период, помогая при этом ученикам, которые, действительно, нуждаются в ней. Основная масса ее учеников «имеют целостность, стремление и выносливость, чтобы пробиваться и получать знания, формулировать понятия самостоятельно». «Это то, что мы в конечном итоге и хотим получить», – сказал Дж. Логан.
И все же будущее за персонализированной школой с живой частью.

Остается вопрос, насколько сегодня «персонализированы» классные пространства. Тинаше Бланшет, эксперт по образованию из Нового Орлеана, считает, что настоящая персонализация зависит от отношений между учителем и учеником. «Но никакое программное обеспечение не имеет возможности видеть всех учеников. Оно также не имеет возможности наблюдать каждого ребенка, знать его жизнь: не развелись ли его родители, не переживает ли его семья трудные финансовые времена. Это как раз то, к чему чувствительны только сами учителя. Поэтому будущее школы за сочетанием ее цифровой, персонализированной и обязательно живой части».

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (63) 2018
Фото автора

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Шарон Лурье (Sharon Lurye)

журналист по вопросам образования «Hechinger Report»,  Новый Орлеан, США

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Елена Хилтунен

Финский аттестат об образовании в начальной школе. Ничего общего с Российским!

Алексей Крол

О трендах современного образования, формирующих будущее

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »