«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Об игре и игрушках маленького ребенка

Сьюзен Мэйклин Стивенсон
Американский педагог Сьюзен Мэйклин Стивенсон поможет нам набраться смелости и отбирать для своего ребенка лучшие игрушки, а не предлагать малышу все подряд, подаренное бабушками, дедушками и нашими любимыми друзьями. Следует отнестись к предметам, с которыми взаимодействует ребенок, вдумчиво, полагаясь, прежде всего, на понимание процессов развития, протекающих в его жизни в таком раннем возрасте.

Выбор игрушек

Когда вы будете выбирать игрушку, представьте, что именно ваш ребенок будет с ней делать. Повлечет ли она осмысленные действия? Принятие решений? Воображение? Как долго ребенок будет с ней играть? Вызовет ли она в нем желание исследовать, уделить ей время? Существует множество замечательных деревянных и тряпичных игрушек, поощряющих воображение, но игрушек, имеющих в себе цель, совсем немного. Однако именно они закладывают основу для развития богатого воображения.

Воображение – прекрасный инструмент, доступный человеку, но появляющийся не сам по себе. Творческое воображение основано на качестве сенсорного опыта, полученного из окружающего мира, и напрямую связано с ним. Богатое воображение позволяет обрисовать ситуацию и двигаться к ее решению (собрать мозаику например). Чем больше у ребенка опыта целенаправленной работы и решения задач, тем более способным, творческим и действенным станет его воображение.

Мы подобрали (и сами сделали) широкий выбор манипулятивных игрушек, каждая из которых побуждает ребенка решить определенную задачу. У большинства из них существуют начальный и конечный элементы, и полный цикл решения задачи заложен в самом материале. Например, после того, как ребенок положит все диски в коробочку для дисков, завершается некоторый круг, ребенок чувствует удовлетворение и часто готов пов-торить эти действия снова.

Скоординированное взаимодействие зрения и действий рук развивается, когда очевидно, что игрушка складывается определенным образом, например, кубик нужно вставить в квадратное отверстие, а шар  – в круглое. Ребенку нелегко научиться управлять своими мышцами в соответствии с тем, что ему сообщают его глаза. Целью таких скоординированных действий является развитие у него координации движений и концентрации внимания. Все это нужно иметь в виду, когда вы выбираете игрушки для ребенка, находящегося на этом этапе развития.
Использование деревянных, а не пластиковых игрушек поможет ребенку научиться ценить естественный мир, его цвета, оттенки, текстуры, вес, а также все многообразие размеров и плотности тел. Качество материала говорит об уважении к ребенку и учит его уважению к вещам. Красота и прочность важны в любом возрасте, так как вкус ребенка формируется именно в это время.

Люди, которые учатся ценить жизнь в красоте с раннего возраста, когда вырастут, почти наверняка создадут красивую обстановку дома и, быть может, сделают прекраснее и весь мир.

Систематизация игрушек и их чередование

Игрушки следует держать во всех местах, где живет семья, а не только в детской. Мы не советуем вам использовать, как это принято, большие ящики, где могут потеряться части игрушек, а сами игрушки и вовсе невозможно бывает найти.

Гораздо больше подходят полки, где у каждой игрушки есть свое место. Порядок вокруг ребенка дает ему ощущение безопасности и доверия к окружающей среде. Аккуратно расставленные на низких полках корзинки, подносы, маленькие коробочки помогают создать ощущение порядка.

Наблюдайте за ребенком, чтобы понять, с какими игрушками он играет в первую очередь, а какие бросает и не вспоминает о них. Постарайтесь хранить столько игрушек, сколько возможно будет содержать, не загромождая пространство, в аккуратном состоянии в корзинках на полках. 


Учиться убирать игрушки

Ограничение количества игрушек, находящихся одновременно в доступности ребенка, и выделение места для каждой игрушки сильно облегчает задачу обучения ребенка тому, как убирать игрушки на место. Тем не менее, самым важным остается пример, подаваемый окружающими. Если взрослый постоянно собирает мозаику и ставит на место игрушки, делая это с улыбкой, и так, чтобы ребенок видел, то последний в конце концов тоже захочет это повторить. Иногда убирание игрушек обратно в корзинки становится для ребенка этого возраста самой любимой частью занятия. В монтессори-школе этот урок преподать легче, потому что у ребенка перед глазами постоянно находится учитель, который подает ему пример для подражания. Учитель постоянно убирает вещи на место, внимательно и не торопясь, и, когда ребенок осознает это, ему естественным образом хочется этому научиться, так же, как ему хочется научиться всему остальному, что делают взрослые.

Привычку все класть на место приобрести гораздо легче, если понятно, куда класть, то есть когда у каждой игрушки есть закрепленное за ней место. Сложнее будет, если играть со всеми игрушками сразу, полностью опустошая полки, поэтому полезно привить ребенку понимание, что лучше класть одну игрушку на место перед тем, как брать другую. И опять же, если взрослый будет сам это делать, то и ребенок воспримет эту привычку. Родитель может сделать из этого игру вместо того, чтобы думать об этом как о неприятной необходимости. 


Уважение к концентрации внимания

Одним из самых важных условий, которые мы можем создать для ребенка, является уважение к его сосредоточенности. Когда ребенок занимается чем-то безопасным и осмысленным (задействуя тело и разум одновременно – то есть просмотр телевизора не подходит!), то нужно понимать, что это важная работа, которой полагается уважение, защита и поддержка.
Концентрация внимания – это первоочередное и жизненно необходимое условие развития ребенка. Она станет основой его характера и поведения в обществе. Похвала, помощь, даже взгляд могут помешать ему и прервать его деятельность. Я знаю, это звучит странно, но помешать ребенку может одно ощущение того, что за ним кто-то наблюдает. Но на самом деле мы тоже часто чувствуем себя неуютно от того, что кто-то смотрит, как мы работаем. Умение не вмешиваться приходит к учителю (или родителям) не сразу и не легко. Какой совет можно дать матерям? Их детям нужно предлагать интересные занятия: им не следует помогать без лишней необходимости и не нужно прерывать их, если они уже начали делать что-то разумное.

Мозаики. Зрительное различение и контроль  над совместной работой руки и глаза
После того, как ребенок исследовал среду, он начинает замечать и интересоваться разнообразием цветов и форм, находящихся за пределами его дома. Здесь приходит время дать ребенку простую мозаику, дети получают большое удовольствие от совпадения части мозаики с местом, куда его нужно поставить.

Используя мозаики или пазлы с ручкой для каждой детали (как и используя другие игрушки, которые тренируют особый захват большим, указательным и средним пальцем), ребенок готовит свою руку к письму и к другим действиям, требующим тонкого владения мышцами, и в то же время удовлетворяет свою потребность в мыслительном процессе и решении задач.

"Вся человеческая культура в большой степени обязана противопоставлению большого пальца указательному, благодаря чему стали возможны невероятно тонкие действия – от архитектуры до письма, от музыки до изобразительного искусства, и вообще все технологии, обогащающие нашу жизнь".
Доктор Сильвана Монтанаро


У некоторых игрушек есть особенный способ использования, как, например, у мозаики-пазла, у других (кукол, кубиков) назначение более общего характера. И те, и другие игрушки – творческие. Тем не менее, сложно найти такие, у которых есть точный способ использования, как у пазлов.

Детям очень нравится знать, как правильно использовать игрушку, это чувство похоже на гордость, которую они испытывают, овладев навыками использования инструментов для работы по дереву или музыкальных инструментов, этапов приготовления пищи и других ежедневных процедур. Все это относится к области творчества.

Занимаясь с мозаиками с раннего возраста, дети разовьют много полезных навыков: научатся обращаться с материалами, усовершенствуют движения, научатся завершать деятельность до конца, следовать логической цепочке, решать задачи. В мозаике-пазле заложен контроль над ошибками, так что детям не придется прибегать к помощи взрослых, если что-то сделано неправильно. Это интеллектуальная деятельность высокого уровня, так же как и овладение логической цепочкой: схватить ручку, выложить по одной части мозаики из основы на стол. Опять взять по одной части за ручку и правильно расположить их в рамке.

Это принесет такое физическое и интеллектуальное удовлетворение, что ребенок будет собирать одну и ту же мозаику снова и снова, иногда до двадцати раз, и только потом остановится и вздохнет с облегчением. Мы не знаем, что в этот момент происходит в голове у ребенка, но мы знаем, что это важно и не должно прерываться.

С помощью игрушек типа мозаики дети учатся контролировать тело посредством воли, сосредотачиваться, составлять план, следовать за течением мысли, повторять и совершенствоваться. Все это – основа творчества.

С помощью игрушек, которые не дают четкой цели, дети учатся прилагать те же самые навыки и обрабатывать свою собственную мыслительную информацию. Они обрабатывают и воссоздают в памяти полученный опыт, когда, например, играют с куклами или фигурками животных. Качество и разнообразие открытой, воображаемой игры зависит от качества и разнообразия опыта взаимодействия с настоящим миром.

Выбирая мозаику, нужно помнить о нескольких вещах. Обратите внимание не только на прочность, безопасность, качество и красоту, но и на то, сколько времени ребенок сможет играть с ней (а точнее, заниматься очень важной работой). Для того чтобы собирать мозаику с ручками, требуется несколько этапов овладения, начните лучше с пазлов без ручек с самыми простыми формами. Мозаики-картинки, состоящие из двух частей, дают ребенку новый стимул и направляют его к работе с более сложными мозаиками в дальнейшем. Самое важное в этом деле – видеть, что ребенку нравится работать с мозаикой, потому как только так он станет повторять и совершенствоваться. 


Музыка. Создание музыки

Если ты умеешь ходить, то можешь и танцевать. 
Если ты умеешь говорить, то можешь и петь.
 Народная мудрость Зимбабве
 
У всех нас есть потребность в пении, танце, музицировании. И мы можем удовлетворить эти наши собственные потребности, удовлетворяя потребности наших детей. Важно устранить все посторонние шумы, поскольку ребенок в этом возрасте не может классифицировать звуки, и дать ребенку возможность оценить каждый звуковой стимул в отдельности. Музыкальный вкус ребенка формируется в раннем возрасте, поэтому мы, в свою очередь, должны предоставить ему возможность слушать красивую музыку и заниматься с качественными музыкальными инструментами.

Пение

Чтобы научить ребенка пению, взрослому не обязательно обладать прекрасным голосом – достаточно простой песни в любое время, к пению которой сможет, при желании, присоединиться и ребенок. Пение оказывает терапевтическое воздействие на все тело, а также дает дополнительную практику в области речи – ведь при пении мы используем слова и конструкции, которые обычно не применяются в повседневной речи.

Новая образовательная система не возникнет до тех пор, пока мы со всей серьезностью не примем тот факт, что наш разум имеет двойственную природу. Детям любого возраста должен быть доступен сбалансированный опыт применения вербального и интуитивного мышления, что, в свою очередь, поможет развить потенциал человеческого разума. Результатом этого будет не только улучшенная работа мозга, но также более высокая степень счастья в личной и общественной жизни.

В западной традиции принято разделять вербальное и интуитивное мышление, так как результаты работы правого полушария (интуитивное мышление) не особенно ценятся в нашем обществе. Так с ранних лет дети учатся не задействовать в полной мере это полушарие, потому что в их культуре мало значения уделяется телодвижениям – танцу, пению, рисованию и искусствам вообще.

На Востоке же большая роль отводится интуитивной части мозга, а полушарие, отвечающее за логику, считается менее значимым в решении истинно значимых вопросов нашего существования.

С большой надеждой мы смотрим в ближайшее будущее, надеясь, что самые развитые представители обеих культур объединятся и признают, что мы нуждаемся друг в друге, чтобы стать полноценными, и что мы можем многим поделиться друг с другом.
Доктор Сильвана Монтанаро


Инструментальная музыка

Детям важно понять, что музыка – это результат движений тела. Дети должны знать, что, хотя и существуют звуки живой природы, музыку создает человек, задействуя различные мышцы рук и рта. Нужно дать детям возможность наблюдать, как музыканты, контролируя свое тело, движения, жесты, получают различные музыкальные звучания. 
Доктор Сильвана Монтанаро

Высокое качество непластмассовых ударных инструментов приучит ребенка к лучшему музыкальному звучанию. Мы рекомендуем использовать настоящие музыкальные инструменты из разных стран мира, так же как и классические западные инструменты, для извлечения качественного, разнообразного и красивого звука. Наслаждайтесь этим занятием с ребенком. Ведь музыка – это одно из истинных удовольствий нашей жизни.

США, 2011 (www.susanart.net)
Коллективный перевод с английского  Montessori School of Moscow

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (37) 2013 г.
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Сьюзен Мэйклин Стивенсон

(Susan Mayclin Stephenson www.susanart.net) США

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Елена Хилтунен

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра

Мария Монтессори

Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики

Татьяна Костенко

Как наше школьное дело отзовется?

Мария Монтессори

Почему М. Монтессори назвала свою книжку «Психогеометрия»?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »