Цифровой мир рядом с реальным – это наша эпоха, друзья!
21 сентября 2021 года в России открылся первый Цифровой монтессори-класс для дошкольников, их родителей и монтессори-учителей. Дети упражняются с материалами, родители присылают свои наблюдения, а мы, педагоги, проводим наше исследование, радуемся открытиям и продолжаем созидать. Вот как, оказывается, работает инструмент соединения миров – виртуального и реального. Всего лет 15 назад малыши не могли и представить, что им в руки дадут мамин смартфон. А сегодня… Да, всё новое, как говорил один замечательный человек, требует от первооткрывателей немалой доли окаянства. Не прошло и нескольких дней после открытия класса, как в социальных сетях от нас потребовали объяснений: на какие постулаты монтессори-метода мы опираемся? Есть ли у разработчиков хоть какая-то научно-исследовательская база для подобных экспериментов? Возникла и масса других вопросов.
Разработчики Цифрового монтессори-класса
Монтессори-класс: Цифровые материалы (montessoriclass.ru)
Елена Александровна Хилтунен – эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России; Геннадий Высторопец – разработчик кросс-платформенных мобильных приложений; Екатерина Хилтунен – мастер озвучки сайтов, дизайнер и голос наших цифровых игр; Денис Хилтунен – веб-мастер, веб-программист и администратор сайта.
Признаки времени
В последние годы цифровые технологии занимают чрезвычайно важное и популярное место в мире. И, естественно, вызовы прогресса надо принимать. Конечно, ни Мария Монтессори, ни её последователи не могли сто лет назад порекомендовать педагогам использовать гаджеты, потому что в то время их просто не было. Но обращали ли вы внимание, что сами по себе автодидактические материалы, которые создала Мария Монтессори, являются моделью мира, недаром она сама их называла «материализованными абстракциями». Дети осваивают мир через модели. Например, кубики Розовой башни имеют четко заданный размер. Для ребенка они не просто деревянные кирпичи, а некий материал, помогающий ориентироваться в размерах предметов окружающей среды. И создан этот материал был 100 лет назад. Из дерева.
Сегодня настала эпоха других моделей. Хотим мы того или нет, теперь они создаются не только из дерева и не только в реальном пространстве, но и в цифровом мире. Таков признак времени, в котором живут наши дети, такими новыми инструментами эпохи оно наполнено. И дети, так же, как и взрослые, уже реально с этими инструментами взаимодействуют, хотят ими управлять.
Примета эпохи: виртуальный и реальный мир перемешались. Появились совершенно новые профессии. Например, 3D-архитекторы, разработчики виртуальных прототипов, компьютерные дизайнеры. Или, скажем, операторы квадрокоптеров. Таких профессий раньше не существовало. В автомобильной промышленности, в кройке и шитье – везде сегодня используются виртуальные модели. Настала пора, когда просто нельзя не развивать новое цифровое мышление человека, его умение действовать не только в реальном мире, но и в виртуальном.
Мы утверждаем, что материализованные абстракции М. Монтессори могут быть прекрасно адаптированы к развитию цифровых способностей современных детей, помочь им стать созидателями, творцами не только в реальных, но и в виртуальных мирах.
О перьевой ручке и клавиатуре компьютера
Понятно, что нейронные связи, которые формируются в человеческом мозге, становятся тем устойчивее и надёжней, чем больше сенсоров включено в деятельность ребенка. То есть, когда ребёнок руками передвигает кубики, в деятельность мозга включается намного больше нейронов, чем при работе в чисто виртуальном пространстве. В реале нейронные связи формируются быстрее и крепче. Поэтому дети обязательно должны работать не только с виртуальными продуктами, но и с реальными предметами, например, с реальными монтессори-материалами. Люди, которые сравнивают перьевые ручки с клавиатурой компьютера, конечно, понимают, что это два совершенно разных предмета и они предполагают два совершенно разных процесса работы. Но в то же время автоматически это не означает, что нет пользы в умении работать и пером, и с помощью клавиатуры компьютера. Факт остается фактом: виртуальное пространство расширяется и надо учиться жить одновременно в двух мирах. Есть и другие вызовы развития культуры в нашу эпоху.
Короткий storytelling
Рассказывает Денис Хилтунен:
Вот история одного моего наблюдения. Я был в гостях у своих хороших друзей, которые не водят детей в детский сад или школу Монтессори. Одна из причин – эта семья постоянно путешествует. И вот их пятилетняя дочка Тея подошла ко мне и говорит: «Денис, пока вы тут работаете, дай мне поиграть в игры на твоем телефоне. У тебя там есть какие-нибудь игры?». Я говорю: «Нет у меня там игр – обычно я в них не играю». Но тут же вспомнил, что в моем телефоне есть цифровые упражнения с монтессори-материалами, которые мы как раз начали разрабатывать для цифрового монтессори-класса. Тогда я предложил Тее поупражняться с цифровыми материалами Монтессори. Говорю: «Там надо двигать пальчиком по экрану и проходить несколько уровней. Попробуешь?». Девочка согласилась. Она стала включать игру за игрой и проходить уровень за уровнем. Я понял: ей было интересно, потому что у цифровых монтессори-упражнений простой интерфейс и четкие задания, понятные даже трех-четырехлетнему ребенку.
К чему я это рассказываю? К тому, что у меня ведь была альтернатива: дать девочке какую-нибудь стрелялку, гонку, какой-нибудь тетрис или ещё что-то подобное и она бы в них какое-то время играла. Но мы с ней воспользовались другим вариантом – работой в нашем цифровом монтессори-классе. Хотя она в любом случае стала бы играть на моем телефоне.
Вот тут возникает важный момент. К сожалению, многие компьютерные игры могут быть жестокими, слишком яркими, слишком громкими. В интересах ребенка хотя бы часть таких игр заменить на простые, умные, спокойные, понятные в его возрасте цифровые упражнения, которые действительно помогают развитию человека. А их не так-то много в интернете среди огромного числа игрового шлака.
Время не остановить
Если мы говорим, что опыт, который дети получают в виртуальном мире, они потом воплощают в мире реальном, то какие воплощения мы получаем, когда сначала они играют в стрелялки и гонки, а потом с трудом возвращаются в нашу обыденную реальность? Вопрос риторический, но мы знаем на него ответ. И вывод тоже знаем: неэкологичным играм нужна альтернатива. С простыми, естественными цветами интерфейса, без агрессии, без быстрой смены картинок. Создавая наш Цифровой монтессори-класс, мы работаем именно в этом направлении.
Разумеется, у нас нет задачи заменить действующие реальные монтессори-среды цифровыми классами! Ни в коем случае! Но у нас есть осознание, что порожденный человечеством виртуальный мир формируется именно сегодня и сейчас. И мы не можем его игнорировать. На наших глазах выстраивается цифровое пространство человечества. Мы уже сейчас взаимодействуем с ним. И цифровые технологии, скорее всего, будут только развиваться. Время и движение людей в этом направлении не остановить. Вот почему мы считаем цифровизацию гениальных автодидактических материалов Марии Монтессори важным подспорьем в разработке инструментов управления новой дидактикой.
Но, конечно, каждый выбирает по себе. Кто-то не делает шага без одобрения уважаемых в мире педагогических Ассоциаций, а кто-то, вслед за Марией Монтессори, Янушем Корчаком, Василием Сухомлинским, сердце отдает детям, считает, как мы, что дети – наши главные рецензенты. Поэтому день за днем разработчики Цифрового монтессори-класса наблюдают их жизнь, в том числе и с гаджетами. Когда время диктует нам начало молниеносно надвигающейся цифровой эпохи, мы должны быть рядом с детьми и помогать им жить в этой эпохе счастливо и спокойно. Будем же все вместе работать ради наших детей!