Что такое эмоциональный интеллект?
Владимир Загвоздкин
Теперь модно рассуждать об эмоциональном интеллекте. Но разве не само собой разумеется, что успех человека в жизни зависит не только от его “головы”, ума, но и от других качеств – целеустремленности, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в профессиональной и личной жизни?
Владимир Загвоздкин - к.пед.н., ведущий научный сотрудник ИОМ РАНХиГС
Все же попробуем разобраться
Понятие эмоциональный интеллект (ЭИ или международное обозначение EQ) было введено исследователями Йельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Однако, широко известным это понятие стало благодаря книге бывшего профессора Гарвардского университета, а ныне редактора научного отдела Нью-Йорк Таймс Диниеля Гольмана “Эмоциональный интеллект”. Книга за короткое время стала настоящей сенсацией и заново побудила в научных кругах дискуссию о том, что же такое интеллект?
С одной стороны, эмоциональный интеллект – это что-то очень простое и само собой разумеющееся. Почему же книга Гольмана стала столь знаменитой, а понятие “эмоциональный интеллект” таким актуальным?
Напомним, что понятие интеллекта было введено в науку французским психологом Альфредом Бине, который в начале ХХ века изобрел так называемый коэффициент интеллекта (IQ). Согласно Бине интеллект - это совокупность умственных способностей, которые позволяют предсказать будущий успех человека в какой-либо области. В принципе можно сказать, что чем выше у человека коэффициент интеллекта, тем успешнее он должен быть. Чтобы подтвердить эту гипотезу Бине разработал тест интеллекта – процедуру, которая затем стала знаменитой и положила начало целому широкому направлению исследований в психологии. Этот тест был направлен главным образом на проверку способностей к абстрагированию и умения обращаться с логической информацией.
Однако, “успех” человека в широком смысле этого слова, то есть “в жизни”
(положение в обществе, карьера, заработок, удовлетворение в личной жизни, наличие семьи и детей и т.п.) ни тест Бине, ни другие тесты, имеющие подобную сугубо интеллектуальную ориентацию, не учитывали. Под успехом здесь подразумевается сугубо академический успех в усвоении и переработке информации, изолированный от других значимых областей жизни человека. – Широкие исследования, проведенные уже в наше время, показали, что лишь 20% успеха человека в жизни можно приписать высоким показателям IQ. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что существуют другие способности, очевидно более важные для успеха человека в жизни, чем абстрактный “логический” интеллект.
Всегда ли “обыденное” и “само собой разумеющееся” является таковым?
Образование до сих пор было фиксировано преимущественно лишь на “логическом” интеллекте, на развитие которого было направлены все усилия и только он, в сущности, и проверялся, как результат обучения. В зависимости от показателей, связанных со знаниями и умением решать интеллектуальные задачи устанавливалось степень успешности человека в обучении.
С другой стороны, оказалось – и это подтверждают многочисленные данные, приводимые Гольманом в его книге – что “эмоциональным интеллектом” обладают далеко не все люди, хотя на первый взгляд нам кажется, что речь идет о какие-то совершенно обыденных и само собой разумеющихся вещах. Вот это сочетание соображений здравого смысла, понятных каждому человеку вместе с обнаружением факта, что это “обыденное” и “само собой разумеющееся” не является таковым и сделало проблему эмоционального интеллекта столь насущной. Речь здесь идет о свойствах человека, которые весьма близки обыденному понятию “характер”.
Дело не в том, чтобы противопоставлять чувства, эмоции, сердце холодному здравому рассудку. Речь идет о взаимодополнении и равновесии обоих полюсов, о так называемой “когерентности (гармонии) двух полушарий” (Серве-Шрайбер). Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость) идентифицировать их (знать, что мы чувствуем или чувствовали), контролировать свои чувства, вернее компетентно обходится с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а это значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, способностью к пониманию других людей, способностью к компромиссам.
Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект. Напротив, человек не осознающий свои чувства, не дающий себе в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций, что часто ведет к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию.
Д. Гольман приводит многочисленные примеры такого неадекватного поведения. Сюда относятся не в последнюю очередь многочисленные случаи агрессивного поведения и насилия со стороны подростков и молодых людей в отношении родителей, учителей и сверстников. На поверку оказывается, что молодые люди, проявляющие агрессию, совершенно не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других. Излишне говорить о том, какие далеко идущие социальные последствия это имеет (вспомнить хотя бы дедовщину в армии).
Без руля и без ветрил
Человек, который мыслит, как компьютер, не способный чувствовать и понимать чувства, идет по жизни, как корабль без руля и ветрил. Гольман иллюстрирует это на примере пациента, у которого, после удаления опухоли, были нарушены связи между различными мозговыми центрами, между так называемым миндалевидным ядром, отвечающим за жизнь чувств, и неокортексом, который отвечает за логический интеллект. В результате оказалось, что логический интеллект у пациента был вполне нормален. Он мог приводить рациональные аргументы за или против чего-либо. Но он не мог отдать предпочтения ни одной из возможностей. Каждая значила для него столько же, сколько и другая. Он словно потерял инстинкт, подсказывающий ему, что можно и нужно выбирать. Он даже не мог договориться о времени встречи, принять или отклонить различные предложения, которые ему делались. Вывод: “Хотя сильные чувства и могут препятствовать логическому мышлению, но их отсутствие или отсутствие восприятия собственных чувств может быть не менее разрушительным”. О каких бы решениях в жизни ни шла речь, о выборе ли профессии, партнера, одежды, пищи и т.п., субъективно, - то есть именно для нас - правильного жизненного решения мы не можем принять, без интуитивных сигналов “эмоционального мозга”. Как мы видим, развитие эмоциональной сферы является важнейшим элементом воли, развитие которой связано со способностью принимать решения и проводить эти решения в жизнь.
Понимать и чувствовать других
Однако, речь не идет только о том, чтобы знать собственные чувства и управлять ими. Не менее важно понимать чувства других. Эта способность имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни – в семье, школе, профессии, - для эмоционально “правильного” (корректного) обхождения людей друг с другом. Поэтому, способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающихся в их мимике, жестах, интонациях, словах – является также неотъемлемой составной частью эмоционального интеллекта. Эта способность чувствовать и понимать чувства других называется эмпатией.
Книжная полка современного монтессори-педагога: