«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Что такое эмоциональный интеллект?

Владимир Загвоздкин
Теперь модно рассуждать об эмоциональном интеллекте. Но разве не само собой разумеется, что успех человека в жизни зависит не только от его “головы”, ума, но и от других качеств – целеустремленности, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в профессиональной и личной жизни? 

Владимир Загвоздкин - к.пед.н., ведущий научный сотрудник ИОМ РАНХиГС 

Все же попробуем разобраться

Понятие эмоциональный интеллект (ЭИ или международное обозначение EQ) было введено исследователями Йельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Однако, широко известным это понятие стало благодаря книге бывшего профессора Гарвардского университета, а ныне редактора научного отдела Нью-Йорк Таймс Диниеля Гольмана “Эмоциональный интеллект”. Книга за короткое время стала настоящей сенсацией и заново побудила в научных кругах дискуссию о том, что же такое интеллект?

С одной стороны, эмоциональный интеллект – это что-то очень простое и само собой разумеющееся. Почему же книга Гольмана стала столь знаменитой, а понятие “эмоциональный интеллект” таким актуальным?

Напомним, что понятие интеллекта было введено в науку французским психологом Альфредом Бине, который в начале ХХ века изобрел так называемый коэффициент интеллекта (IQ). Согласно Бине интеллект - это совокупность умственных способностей, которые позволяют предсказать будущий успех человека в какой-либо области. В принципе можно сказать, что чем выше у человека коэффициент интеллекта, тем успешнее он должен быть. Чтобы подтвердить эту гипотезу Бине разработал тест интеллекта – процедуру, которая затем стала знаменитой и положила начало целому широкому направлению исследований в психологии. Этот тест был направлен главным образом на проверку способностей к абстрагированию и умения обращаться с логической информацией.

Однако, “успех” человека в широком смысле этого слова, то есть “в жизни”
(положение в обществе, карьера, заработок, удовлетворение в личной жизни, наличие семьи и детей и т.п.) ни тест Бине, ни другие тесты, имеющие подобную сугубо интеллектуальную ориентацию, не учитывали. Под успехом здесь подразумевается сугубо академический успех в усвоении и переработке информации, изолированный от других значимых областей жизни человека. – Широкие исследования, проведенные уже в наше время, показали, что лишь 20% успеха человека в жизни можно приписать высоким показателям IQ. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что существуют другие способности, очевидно более важные для успеха человека в жизни, чем абстрактный “логический” интеллект.

Всегда ли “обыденное” и “само собой разумеющееся” является таковым?

Образование до сих пор было фиксировано преимущественно лишь на “логическом” интеллекте, на развитие которого было направлены все усилия и только он, в сущности, и проверялся, как результат обучения. В зависимости от показателей, связанных со знаниями и умением решать интеллектуальные задачи устанавливалось степень успешности человека в обучении. 

С другой стороны, оказалось – и это подтверждают многочисленные данные, приводимые Гольманом в его книге – что “эмоциональным интеллектом” обладают далеко не все люди, хотя на первый взгляд нам кажется, что речь идет о какие-то совершенно обыденных и само собой разумеющихся вещах. Вот это сочетание соображений здравого смысла, понятных каждому человеку вместе с обнаружением факта, что это “обыденное” и “само собой разумеющееся” не является таковым и сделало проблему эмоционального интеллекта столь насущной. Речь здесь идет о свойствах человека, которые весьма близки обыденному понятию “характер”. 

Дело не в том, чтобы противопоставлять чувства, эмоции, сердце холодному здравому рассудку. Речь идет о взаимодополнении и равновесии обоих полюсов, о так называемой “когерентности (гармонии) двух полушарий” (Серве-Шрайбер).  Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость) идентифицировать их (знать, что мы чувствуем или чувствовали), контролировать свои чувства, вернее компетентно обходится с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а это значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, способностью к пониманию других людей, способностью к компромиссам. 

Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект. Напротив, человек не осознающий свои чувства, не дающий себе в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций, что часто ведет к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию.

Д. Гольман приводит многочисленные примеры такого неадекватного поведения. Сюда относятся не в последнюю очередь многочисленные случаи агрессивного поведения и насилия со стороны подростков и молодых людей в отношении родителей, учителей и сверстников. На поверку оказывается, что молодые люди, проявляющие агрессию, совершенно не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других. Излишне говорить о том, какие далеко идущие социальные последствия это имеет (вспомнить хотя бы дедовщину в армии).

Без руля и без ветрил

Человек, который мыслит, как компьютер, не способный чувствовать и понимать чувства, идет по жизни, как корабль без руля и ветрил. Гольман иллюстрирует это на примере пациента, у которого, после удаления опухоли, были нарушены связи между различными мозговыми центрами, между так называемым миндалевидным ядром, отвечающим за жизнь чувств, и неокортексом, который отвечает за логический интеллект. В результате оказалось, что логический интеллект у пациента был вполне нормален. Он мог приводить рациональные аргументы за или против чего-либо. Но он не мог отдать предпочтения ни одной из возможностей. Каждая значила для него столько же, сколько и другая. Он словно потерял инстинкт, подсказывающий ему, что можно и нужно выбирать. Он даже не мог договориться о времени встречи, принять или отклонить различные предложения, которые ему делались. Вывод: “Хотя сильные чувства и могут препятствовать логическому мышлению, но их отсутствие или отсутствие восприятия собственных чувств может быть не менее разрушительным”. О каких бы решениях в жизни ни шла речь, о выборе ли профессии, партнера, одежды, пищи и т.п., субъективно, - то есть именно для нас - правильного жизненного решения мы не можем принять, без интуитивных сигналов “эмоционального мозга”. Как мы видим, развитие эмоциональной сферы является важнейшим элементом воли, развитие которой связано со способностью принимать решения и проводить эти решения в жизнь.

Понимать и чувствовать других

Однако, речь не идет только о том, чтобы знать собственные чувства и управлять ими. Не менее важно понимать чувства других. Эта способность имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни – в семье, школе, профессии, - для эмоционально “правильного” (корректного) обхождения людей друг с другом. Поэтому, способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающихся в их мимике, жестах, интонациях, словах – является также неотъемлемой составной частью эмоционального интеллекта.  Эта способность чувствовать и понимать чувства других называется эмпатией.

Интересно? Расскажите друзьям:

Владимир Загвоздкин

Старший преподаватель факультета "Психология образования" МГППУ, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доцент кафедры Психологии развития МПГУ, преподаватель вальдорфского семинара при Московком центре вальдорфской педагогики.
Один из инициаторов вальдорфского движения в России.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
990 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
990 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
990 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Татьяна Строганова

Откуда берутся умные дети

Елизавета Тилли

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование

Елена Полежаева

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту в проекте «Быть вместе»

Татьяна Кузнецова

Индейцы в городе

Николай Александрович Корф

Арифметика в России 150 лет назад

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »