«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Почему у итальянского большие перспективы в русской школе?

Дмитрий Корнилов
В самом деле, было бы хорошо, если в монтессори-школах России дети, учителя и родители решили выучить итальянский язык – тот, на котором разговаривала и писала Мария Монтессори.

Мир можно видеть по-другому

Зачем семи-девятилетнему ребёнку иностранные языки? Ответ «чтобы он, когда вырастет, смог говорить с людьми разных национальностей и читать не только на родном языке» – бессмысленный. Мы не можем делать что-то с ребёнком для будущего. Деятельность должна сегодня, прямо в момент её осуществления, представлять для него ценность. А это возможно только одним способом: она должна отвечать его эмоциональным потребностям, быть увлекательной, яркой, захватывающей.

Конечно, мы, взрослые, преследуем при этом ещё одну цель: кардинально расширить картину мира ребёнка. Невозможно переоценить важность открытия: на мир можно откликаться и по-другому! Его можно видеть по-другому! И ведь как интересно: мама и по-итaльянски mamma, а вот пароход совсем не пароходо, а vaporetto! Из таких забавных мелочей, из игр, песен и стихов складывается та самая новая картина мира, о которой говорил в своей знаменитой фразе полиглот кардинал Меццофанти: «Сколько ты знаешь языков – столько раз ты человек».

Но ведь для того, чтобы это открытие, это становление второго человека проходило радостно и без лишних трудностей, язык должен быть, с одной стороны, достаточно отличным от родного языка детей, а с другой – не слишком трудным для их восприятия и для воспроизведения юным человеком, который ещё не так давно и на родном-то языке заговорил отчётливо.

Критерий тут прост: трудности нового языка должны способствовать игре, но не препятствовать ей. И рискну утверждать, что именно этому критерию для русскоязычных детей итальянский язык отвечает чуть ли не лучше всех языков на свете.

Правильно и красиво заговорить на итальянском с первого урока может каждый – это касается и детей, и взрослых.

По-итальянски без акцента

И, наконец, наилучший язык для изучения в школе – это язык с (относительно) простой грамматикой, которая при этом позволяла бы познакомиться с закономерностями структуры сразу нескольких языков. 

Произношение. Английский чрезвычайно сложен для русскоязычного ребёнка, английское произношение – дополнительная ненужная сложность при изучении первого иностранного зыка. Чего стоят хотя бы межзубные звуки (которыми большинство детей так и не овладевает). В результате английское произношение школьников остаётся настолько некрасивым, что не позволяет говорить о настоящем владении языком, даже если грамматику ребёнок знает неплохо. Итальянские звуки любой ребёнок, чётко говорящий по-русски, может произнести без труда, они не требуют мучительных «фонетических упражнений». Дополнительный плюс: именно те, чей родной язык – русский, говорят по-итальянски без акцента, в отличие от англичан или французов. 

Простота понимания на слух. Чёткое произношение, обилие гласных без их скопления, отсутствие скопления согласных, отсутствие звуков, чуждых русскому уху,  – всё это упрощает восприятие итальянской речи. В то же время английская речь нам, русскоязычным, зачастую напоминает кашу. Английский язык состоит из таких звуков и в таких сочетаниях, которые чужды нашему уху, и продраться через аутентичную английскую речь очень трудно. Школьная практика избегает этой трудности очень легко: на многих уроках английского аутентичной речи вы не услышите. Это ведёт к тому, что, «выучив английский язык», дети отнюдь не начинают его понимать.  Итальянскую речь можно смело включать в школьный урок, потому что даже при высоком темпе речи произношение итальянцев всегда остаётся чётким и ясным. 

Ясность синтаксиса. Простота и однородность структуры предложения. Чёткость структур итальянского языка проявляется не только при их анализе, но и непосредственно при восприятии речи. Итальянское предложение интонационно помогает понять себя. Я бы не сказал этого об английском предложении, структура которого требует разъяснений. Чего стоит один глагол to do в качестве вспомогательного!   

Некоторая бедность итальянской интонации облегчает понимание речи. Интонация в итальянском языке служит индикатором структуры предложения; главные члены выделяются, паузы, повышения, понижения интонации в малой степени носят субъективный характер. В сочетании с чёткостью произношения это придаёт итальянской речи качество прозрачности. 

Мелодичность – следствие равновесия между гласными и согласными, а также того факта, что все слова итальянского происхождения оканчиваются на гласные. Это качество очень сильно влияет на лёгкость запоминания. Возможно, кому-то кажется мелодичной и английская речь. В то же время  итальянскому языку по объективным критериям  нет равных среди европейских с точки зрения этой характеристики. 

Обилие знакомых слов

Русский язык на 60 процентов состоит из латинских и греческих корней, и все эти слова имеются также в итальянском языке, причём в легко узнаваемом виде. Да, английский тоже содержит знакомые латинские и греческие слова, но, Боже, в каком виде! 

Изолирующий характер (вернее, тенденция) английского создаёт серьёзную проблему для русского ребёнка: чтобы начать думать на английском, приходится серьёзно перестраиваться. Вторая проблема, связанная с этим: в таком языке обильно присутствуют идиомы, не зная которых, невозможно ни понимать речь, ни говорить понятно. Итальянские идиомы прекрасны – но их можно и не знать, всё можно сказать простыми словами.   

Система падежей, система флексий, система времён… грамматика итальянского языка, как ни странно, имеет много общего с русской, но достаточно отличается от неё для того, чтобы сделать её изучение интересной. Да, система английских времён прекрасна – но её своеобразие зачастую оказывается одним из серьёзнейших препятствий на пути к освоению английского русскими детьми. В то же время система итальянских времён гораздо меньше отличается от русской и в главном совпадает с системой немецкого и французского глагола. 

Мотивация. Для учащихся начальной школы мотив общения с иностранными сверстниками не столь важен, он выйдет на первый план позже, в подростковом возрасте. Детям 7-9 лет важнее удовольствие от урока, радость, красота звучащей речи и её доступность. Всё это итальянский язык обеспечивает русскоязычным детям лучше, чем английский. 

Сравним итальянский с другими языками индоевропейской семьи с точки зрения школьной дидактики. Немецкий, французский – произношение достаточно сложное, грамматика тоже. Испанский представляет меньше фонетических трудностей, но немало грамматических. Итальянский из пяти наиболее популярных европейских языков – самый простой для усвоения. 

Для того, кто намеревается узнать много языков, итальянский предоставляет прекрасную стартовую площадку. После него гораздо легче изучать все языки романской группы: он самый лёгкий из них, и его логично изучать первым. Точно так же гораздо легче пойдёт после итальянского немецкий. Да и английская лексика  – мы уже об этом говорили  – это наполовину латинские и даже итальянские слова. 

Особо отмечу близость итальянского языка к латыни. С этой точки зрения его превосходит только испанский. Эта близость очень поможет тем, кто захочет овладеть одним из двух фундаментальных языков европейской культуры – латинским. Можно сказать, что итальянский язык для всех русских – в том числе для русских детей – находится в зоне ближайшего развития. Он прекрасно справится с ролью первого иностранного языка в русских школах и доставит много радости русскоязычным детям.

Действительно, было бы хорошо, если бы в монтессори-школах России дети, учителя и родители решили выучить итальянский язык – тот, на котором разговаривала и писала Мария Монтессори. Это не означает, что в монтессори-школе не изучался бы английский или немецкий, но почему бы не организовать спецкурс итальянского языка и научиться, хоть немного, говорить, петь и читать по-итальянски. Автор этой статьи красиво доказывает, что изучение именно итальянского языка в школе имеет не меньший смысл, чем английского или других. И, кроме того, у нас появился бы повод прочитать в подлиннике «Дом ребенка» Монтессори или «Голубую стрелу» Джанни Родари!  Родители и педагоги, знающие итальянский язык и готовые организовать спецкурсы или кружки итальянского языка, объявитесь! Дети хотят понимать Чиполлино, а учителя – Марию Монтессори!
Те, кого заинтересовал новый проект, пишите, пожалуйста, в Фейсбук Дмитрию Корнилову.  https://www.facebook.com/dmitriy.kornilov.1

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (60) 2017
Фото предоставлено автором и интернет-источник

Интересно? Расскажите друзьям:

Дмитрий Корнилов

Переводчик с итальянского на русский «ПсихоАрифтемтики» М. Монтессори, музыкант, вальдорфский педагог.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Анатолий Цирульников

Такая книжка, чтобы в конец не заглядывать

Марина Агабабян

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »