Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.
С незапамятных времен, посадив
детей за парты и заставив их, сложив руки на столе, устремить
неподвижный взгляд на учителя, навечно вызванного к доске, – мы
противопоставили школу природе человека. Для ребенка активное движение – это жизнь. Так утверждала не только
Мария Монтессори, но и другие исследователи детства прежних эпох (Ж.
Пиаже, Эмми Пиклер, П.Ф. Лесгафт...). Об этом постоянно говорят и современные ученые.
В работе «The Absorbent Mind» Мария Монтессори утверждала: «Одна из самых больших ошибок нашего времени – думать о движении как таковом как о чем-то оторванном от высших функций. Мы относимся к своим мускулам, как к органам, которые можно использовать только для поддержания здоровья. Мы «делаем упражнения» или занимаемся гимнастикой, чтобы «быть в форме», чтобы лучше дышать, есть, спать. Это ошибочное отношение переняли и школы. В мире физиологии это так же, как могущественного принца сделать слугой пастуха. Принц – мускульная система – используется только для того, чтобы способствовать вегетативной жизни... При обсуждении умственного развития многие говорят: «При чем тут движение? Мы говорим о разуме». А когда мы говорим об интеллектуальной деятельности, мы всегда представляем людей, сидящих спокойно и неподвижно. Однако умственное развитие должно быть связано с движением и зависеть от него. Жизненно важно, чтобы теория и практика образования прониклись этой идеей».
Когда в 1995 году в Москве организовывалась первая в России начальная школа Монтессори, стояла задача оснастить ее специальной мебелью, которая позволяла бы младшим школьникам удовлетворить свою потребность в движении. И такая мебель была привезена из Польши – белые парты и винтовые стулья. Если к тому же представить, что, занимаясь основами наук, дети имели возможность ходить по классу, читать, считать лежа, стоя, присев на рабочий коврик – то есть в любой удобной позе, – то можно было бы сказать, что завет М. Монтессори в этом отношении был выполнен. Начальная российская школа Монтессори была на стороне ребенка и на стороне его природосообразного развития, каким бы нелепым это ни казалось СанПиНу. Если бы в то время нашим ученым-физиологам удалось провести научные исследования о связях развития движения и интеллекта в этой школе, вышло бы, что лет на 20 мы обогнали Штаты, в которых такие исследования ведутся только сегодня.
Елена Хилтунен
Наталья Журавлева Источник: Theconversation.com
Возможность двигаться во время занятий помогает детям лучше учиться. Научно-исследовательский Центр Texas A&M Ergonomics провел среди школьников эксперимент по использованию столов, за которыми можно сидеть на стуле или стоять по желанию. Ученые сделали акцент на таких столах как на способе борьбы с сидячим образом жизни. Однако исследования показали, что столы, за которыми можно стоять, имеют и другие эффекты. Они, например, помогают детям сжигать калории. Исследователи говорят, что школьники, которые имеют возможность стоять и сидеть во время занятий, сжигают от 15% до 25% калорий больше, чем учащиеся, которые сидят за традиционными партами. Безусловно, борьба с избыточным весом и ожирением – важный вопрос, но могут ли такие столы улучшить качество обучения?
Движения помогают увлечься процессом обучения
На протяжение учебного года 300 четвероклассников принимали участие в эксперименте, в ходе которого ученые обнаружили, что дети, которые могли сидеть и стоять за партами во время занятий, на 12% больше вовлечены в процесс обучения, чем сидящие школьники. Во время исследования эксперты обращали внимание на поведение, на активность ответов и участие в обсуждении, на частоту поднятых рук. Тем не менее ученые выразили сомнение, повлиял ли вид ученического стола на активность в классе или все-таки учитель хорошо организовал учебный процесс. Поэтому эксперты решили изучить преимущество столов, за которыми можно сидеть и стоять по желанию, с точки зрения таких когнитивных способностей, как внимание, память, когнитивная гибкость, время реакции, ответная реакция. Вместе эти способности являются частью исполнительных функций.
Выбор сидеть или стоять помогает быть более внимательным
Чтобы выяснить, влияют ли столы, позволяющие сидеть и стоять по желанию, на исполнительные функции, ученые изучили 34 школьника средней школы. Вначале школьники учились за традиционными партами, а затем эти же дети стали пользоваться столами, за которыми они сидели и стояли.
Для этого школьникам предложили серию компьютерных тестов для оценки их исполнительных функций. Поскольку исполнительные функции в значительной степени регулируются в лобной области мозга, во время испытания студенты носили биосенсоры на лбах. Таким образом, портативное устройство сканировало головной мозг и помогало отслеживать изменения в лобной области мозга.
Результаты испытаний показали, что использование парт, когда ученик может сидеть и стоять, позволило значительно улучшить производительность исполнительных функций и рабочих возможностей памяти, также наблюдались изменения в активности деятельности мозга.
Это первое исследование, позволяющее изучить ответы учащихся, которые пользовались такими партами. Кроме того, путем тестирования основных когнитивных функций ученые хотят оценить влияние таких столов на поведение ребенка в классах.
Также исследования показали, что использование парт, позволяющих сидеть и стоять, улучшает когнитивные способности от 7% до 14%.
Желаем вам больше двигаться!
Теперь ученые планируют изучать детей разных возрастных групп в нескольких школах в течение нескольких лет. По их мнению, исследования могли бы побудить чиновников в сфере образования, специалистов в области здравоохранения и школьных администраторов рассмотреть вопрос о простых и устойчивых изменениях в классах для повышения уровня физической активности, когнитивного развития с целью улучшения результатов обучения.
Давайте посмотрим правде в глаза – в целом, люди активны по своей сути. Столы, которые позволяют детям сидеть или стоять по желанию, дают им возможность двигаться. И мы можем, считают эксперты Центра, постепенно менять поведение детей, позволяя им двигаться в течение учебного дня, что сделает движение нормой. Ведь, как считают ученые, мы лучше думаем, когда двигаемся.
Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.