«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Размышления о ритмизации жизни монтессори-группы

Татьяна Ермолина
Абсолютно все в мире подчинено определенному порядку, а потому ритмично: времена года меняют друг друга, проходит ночь, за нею следует день. И человек, подчиняясь этим повторяющимся ритмам природы, пробуждается по утрам, приводит себя в надлежащий вид, ест, работает, учится, спит, и так продолжается снова и снова. Музыка окружающей природы – леса, моря, гор, динамичные энергии города – вся эта звуковая палитра наполнена ритмами, живыми пульсациями. Любое нарушение, сбой установленного порядка вносит в нашу жизнь дисбаланс. А если говорить о ребенке, то под воздействием таких сбоев могут разрушаться самые основы детской жизни, космический план его развития.

Повторения жизни остаются в душе

Мне повезло – с ранних лет я жила в окружении прекрасной музыки и традиций. Весь уклад жизни моей семьи был пронизан ритмичными импульсами: звуками разных музыкальных инструментов, поэзией, согрет щедрыми интонациями голосов моих родных, которые были музыкальными, певучими, веселыми и жизнерадостными людьми. Дом был открыт для друзей, мы собирались вместе, чтобы отметить даты, играть в наши семейные игры, петь и музицировать. В этой, теперь уже довольно длинной ленте времени была постоянная повторяющаяся пульсация, ритм, необходимые для моей детской души повторения. Знакомые и поэтому радостные и желанные события, дела и даты. Все на своих местах и вовремя. 

То обстоятельство, что «так было, есть и будет всегда», жило в моем сознании защитой и спокойствием, служило тихой гаванью, сокровенным местом, где я могла восстановить баланс, почувствовать гармонию и любовь.

Абсолютно все в мире подчинено определенному порядку, а потому ритмично: времена года меняют друг друга, проходит ночь, за нею следует день. И человек, подчиняясь этим повторяющимся ритмам природы, пробуждается по утрам, приводит себя в надлежащий вид, ест, работает, учится, спит, и так продолжается снова и снова. Музыка окружающей природы – леса, моря, гор, динамичные энергии города – вся эта звуковая палитра наполнена ритмами, живыми пульсациями. Любое нарушение, сбой установленного порядка вносит в нашу жизнь дисбаланс. А если говорить о ребенке, то под воздействием таких сбоев могут разрушаться самые основы детской жизни, космический план его развития.

Космос – это порядок

Мария Монтессори, описывая свою педагогическую систему, дает понятие «космическое воспитание», и нам сегодня подчас трудно представить себе глубину, многогранность и одновременно простоту такого определения. А между тем сравнение развития ребенка с космосом как раз и напоминает нам о законах Вселенной, о восхитительном космическом порядке, суть которого ритмична. И глубокий смысл понятия «космическое воспитание» может быть отражен в работе с детьми через ритмизацию их жизни. Монтессори не раз подчеркивала в ребенке стремление к порядку вещей, она понимала, что понятия порядка и ритма очень близки.

В монтессори-педагогике порядок и ритм пронизывают пространство, время и отношения между взрослыми, детьми и окружающей средой. О глубокой упорядоченности окружающего мира ребенок узнает, попадая в специально подготовленную среду монтессори-класса – пространство логики и порядка в мире непостоянства, который может его окружать в обычной жизни. 

В подготовленной среде ребенок впервые знакомится с важнейшими категориями космического воспитания, которые в раннем и дошкольном возрасте впитываются его подсознанием. Первое – это категория пространства. 

Грамотно организованная предметно-пространственная развивающая среда представляет собой область визуальных ритмов. Мы можем видеть в такой среде продуманное до мелочей стилевое единство, гармонию, но при этом и разнообразие, где проявлена индивидуальность каждого материала и культурно-стилевых эстетических элементов – репродукций, вазонов, текстиля. Не секрет, что грамотно организованная среда – один из решающих компонентов успешности работы монтессори-класса. Это не только пространство самообучения и развития, но и прежде всего место, где можно испытать вдохновение и спокойствие. В том, как зонировано пространство, в соблюдении пропорций, линий и цвета основных зон развивающей среды, во взаимосоответствии размеров стеллажей, оборудования может содержаться сбалансированное ритмическое разнообразие, которое во многом определяет направление и темп нормализации детей.

Каждый дидактический материал, любой предмет, растение имеют в классе постоянное определенное место, границы рабочего пространства могут быть представлены разложенным на полу индивидуальным ковриком для работы или определены рабочим столом. Каждый участник, будь то ребенок или взрослый, принимает этот порядок, в котором есть уважение личного пространства каждого. Без разрешения никто не может нарушить это личное пространство. Это уже проявления кинестетического ритма. Перенося принцип принятия и уважения границ личного пространства на окружающий реальный мир, ребенок начинает со временем принимать и поддерживать ритмичный порядок во Вселенной, который нельзя нарушать без серьезных последствий. 

Категория времени

Вторая важнейшая категория – это время. С приходом детей утром в детский сад работа начинается с гармонизации внутренних процессов ребенка, группы детей, коллектива в целом. Это определенный порядок, в котором есть место утреннему кругу с приветственными песнями, пропеванием или проговариванием календарного, сезонного времени, любимыми играми, настраивающими на рабочий день. 

Здравствуй, солнышко! (приветственная)

Утром солнышко встает, поднимается,
Золотится небосвод, улыбается!
Дотянулся луч косой до опушечки,
Умываются росой все зверюшечки!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, тихий ручеек!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, милый мой дружок!

Детям такой настрой необходим потому, что домашние ритмы семьи, динамика городской улицы по дороге в детский сад зачастую не совпадают с природными ритмами ребенка и с необходимым единым рабочим ритмом-дыханием дня детско-взрослого сообщества монтессори-класса. Поэтому в начале дня дети с радостью играют в хорошо знакомые им игры и даже требуют воспроизводить тот порядок раскрытия ресурсов дня, который им хорошо знаком. 

Часто это игры с музыкой и ритмом, которые создают так называемый «ритмический резонанс», обеспечивающий детям включение в любой вид выбранной ими деятельности. В этом контексте имеют значение ритмизованные правила группы, а также звуковые сигналы, расположенные в пространстве-времени яркими точными «маячками». Они помогают почувствовать начало или приближающееся завершение того или иного дела. 

Очень рад (на утреннем круге)

Очень рад я, друзья,
В детский сад пришел ведь я!
Ждут меня здесь друзья 
И много разных дел!
Рисовать, петь, играть
И конструктор собирать…
А сейчас я иду выбирать… ДА! ДА! ДА!
Мой любимый материал! Мой любимый материал!

Большое значение для понимания и проживания категории времени в Монтессори-классе, безусловно, имеет порядок дня – одно из важнейших условий для достижения главной цели работы с детьми – их благополучия и здоровья. Все события дня согласованы и ежедневно практически возобновляются в ритмичном, удобном для детей порядке. 

Рабочий ритм дня

Самое важное в дневном ритме – занятия в развивающей предметно-пространственной среде, время, когда дети свободно занимаются с материалами и упражнениями индивидуально или в паре, маленькой группе, а взрослые заняты рядом с детьми. Это могут быть презентации материалов, упражнения, наблюдения за работой детей или деятельность, необходимая для жизни группы. Важно, чтобы дети видели взрослых работающими, могли позаниматься вместе с ними и перенести в свои занятия от взрослого наставника дух увлеченности, ответственности и подлинное мастерство. За свободной работой следует уборка материалов на место, после – движения на линии, уроки тишины, прогулка, затем подготовка к обеду и сам обед. 

Тишина (перед уроком тишины)

Тишина, тишина, тишина,
Никому она не видна!
Притаилась везде тишина,
Ты только слушай, слушай…
Вот Она – на краешке сна
И в лесном овраге – Она.
Тишина, тишина, тишина,
Ты только слушай…
Тишина возле тихой реки.
В лодках тихо сидят рыбаки.
И на дне океана – Она!
Ты только слушай…
В тишине плывут облака,
В наши окна глядят свысока,
Тихо стало и в группе у нас,
Ты только слушай…
Благодарственная (после еды)
Земля и Солнце – спасибо тебе!
За вкусный обед на нашем столе!
И пусть у всех людей на Земле 
Будет еда на столе!

Пообедав, дети идут спать. Вторая половина дня в детских садах проходит по-разному, в зависимости от того, когда родители забирают детей домой. Это могут быть занятия музыкой, разными видами искусства, спортом, рукоделием, работа в мастерских или свободная вольная игра.

Выработанный ритм жизни повторяется каждый день, немного изменяясь в зависимости от дня недели или включенности детей в очередной проект или подготовку к событию группы, учреждения в целом. Ритмичность года выражается в том, как естественно следуют один за другим сезонные праздники. Их содержание определяется временем года и основными праздничными датами и включает в себя различные виды совместно разделенной деятельности взрослых и детей, характерный набор музыкально-игровых моделей, сезонных или событийных сюжетов для театральной постановки. Это ведет к чувству, а позднее к осознанию своих возможностей в определенных временных границах, стимулирует развитие чувства времени, самопознание и развитие способностей. Раскрывая свой творческий потенциал, ребенок со временем неизбежно задумывается о цели и смысле собственного пребывания на Земле.

Атмосферные ритмы круга

Третья важная для раскрытия темы «Ритмизация» категория – отношения детей и взрослых, их взаимодействие в среде на основе свободы выбора. Мудрый взрослый всегда помнит о том, что ребенок живет реальностью своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразными ритмами. Образовательный процесс пропитан аудиально-динамическими (все, что слышит ребенок), визуальными (все, что он видит), кинестетическими (опыт получения информации через ощущения, движения тела) ритмами. 

Нарушение любых процессов, на любом уровне (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности, а значит, и нарушению его здоровья и благополучия. Может, именно поэтому ритмизованный порядок жизни группы, воплощенный в материалах среды, в режиме дня, в простодушной песенке-правиле или сигнале колокольчика определенной высоты, постоянно поддерживает общение взрослых и детей, служит опорой, связующим звеном в поддержании ритма дня или переходом к новому занятию. 

Очень показателен в контексте ритмизации взаимоотношений взрослых и детей круг – особая форма работы монтессори-класса. Совершенно не случайно с легкой подачи кого-то из коллег круг называют «атмосферным явлением». Каждый круг имеет свой ритм и задает стиль взаимодействия в контексте проживаемой ситуации. Есть круги, которые связаны с событиями жизни детей в семье или саду, есть образовательные темы, например, по истории, географии или физике, театру или музыке. Есть даты календаря – сезонные или государственные праздники, и круг проводится на основе календарной темы. 
Ребенок в кругу является полноправным участником беседы наравне с другими детьми. Ритм беседы задает учитель, вдохновляя и развивая идею общего разговора, он ценит время и всегда ведет счет своим словам. 

Атмосфера общей доброжелательности, уважения и доверия в общении поддерживается не только немногословностью монтессори-педагога, но также динамически спокойным тоном голоса, точной интонацией и искусством взгляда.

Ритмы общего музыкального занятия

Известно, что особое гармонизирующее значение ритм приобретает в музыкальном искусстве. Еще В.М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений. 

А каким будет ритм коллективного музыкального урока в монтессори-классе, мы можем понять, наблюдая работу детей незадолго до начала занятия. Насколько глубоко погружены дети в свою работу, занимаются ли в тишине или в обсуждении, в движении или неподвижности – эти и многие другие наблюдаемые учителем качества работы детей в среде могут помочь ему определить темп, динамику, объем и, конечно, ритмическую пульсацию хода музыкального урока.

Коллективное музыкальное занятие можно сравнить с конструктором, элементы которого очень хорошо знакомы детям по форме, а некоторые – и по содержанию. Это позволяет каждому ребенку, в рамках установленных в группе правил, свободно проявить свою творческую волю, влияя на ход урока. Например, в начале занятия всегда – приветственная песня. 

Песня неизменно всегда присутствует в этой части урока как настрой и правило. Но как именно ее исполнять, могут решить сами дети. Например, по предложению дежурного или старшего ребенка можно исполнить песню с жестами или играя на флейтах, клавесах, колокольчиках. Или – как элементарный танец.

После приветствия всегда следует работа на линии, где знакомые игры ритмично чередуются с новыми, предложения по ходу игры следуют от старших и младших, идет отбор наилучшего варианта движения, практически осваиваются и записываются идеи, чтобы в результате занятия стать очередным коллективным творческим продуктом – игрой, танцем, песенкой.

После того как дети насытятся творческим процессом движения, наступает новая, более спокойная фаза урока. Все садятся на ковер по кругу – это время упражнений с музыкальными инструментами, игры с ритмом, с рифмой и декламацией, занятие по истории музыки или работа по разделу сольфеджио, когда дети поют, сочиняют музыку и «пишут» слуховые диктанты по большим цветным нотам, «немой клавиатуре» или – по радужной дорожке.

Следующий шаг урока может быть связан с ритмической кинезиологической разминкой – дети обожают веселые песенки-упражнения про гимнастику мозга и всегда ждут очередного повтора!

Традиционно занятие заканчивается прощальной песенкой и небольшой саморефлексией пройденного и прожитого. Дети любят делать это через воображаемое цветное рисование прощальной песни: берут воображаемый карандаш с желанным в данный момент цветом и «рисуют» воображаемую картину. Учитель сопоставляет свои ощущения и наблюдения пройденного с ответами детей по результату их «цветного рисования». Затем все кладут свои ладони в раскрытые руки учителя и, глядя в глаза, трижды говорят друг другу: «Благодарю!»


***
Каждый день в Монтессори-группе построен на особом чередовании дел, которые требуют от ребенка большой концентрации, например, в работе с материалами среды в презентациях и упражнениях. Участие детей в других событиях и делах дает возможность расслабиться или успокоиться. Спокойные игры сменяют подвижные, групповые занятия чередуются с индивидуальными, все это дает возможность получать позитивный жизненный опыт, приносит чувство безопасности и вселяет уверенность в своих силах. Постепенно ритм дня и недели входит в привычку ребенка и начинает восприниматься им как естественный ход здоровой и радостной жизни. В такой среде ребенок приобретает опыт постоянства, последовательности и защиты, что в конечном итоге формирует в нем доверие и интерес к миру, интерес к людям, а главное – желание творить и созидать.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото: архив журнала и интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Татьяна Ермолина

учитель музыки, автор программы "Музыка в детском саду"

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Идея Большой горки

Борислав Козловский

Теория большого агу-агу. Зачем Массачусетскому технологическому институту 90 тысяч часов детского лепета

Елена Хилтунен

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского

Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Мария Монтессори

Идеал, к которому стоит стремиться, – человек здоровый

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »