«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания

Мария Монтессори
Перед Вами отрывок из нового издания книги ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко «Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства». Публикация книги – знаменательный факт. В предисловии Грация пишет, что она немало поработала над новой редакцией книги, многое исправила, обновила и увеличила книгу в объеме. Теперь текст пополнился документами из архива подруги М. Монтессори Джулианы Сорджи, которая после смерти завещала его Грации Хонеггер Фрешко. Появилось и несколько новых, неопубликованных ранее текстов М. Монтессори, бережно восстановленных архивариусами, работающими с документами в доме самой Грации.  


Отрывок из пятой главы «Педагогической антропологии», 1910 год, и лекции на национальном Курсе в Риме, 1931 год.
По книге Грации Хонеггер Фрешко  «Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства», 2018 год
Автоперевод Google с итальянского под редакцией Е. Хилтунен

Рука - слуга разума 

…Написанное слово, как и рукопожатие, может быть отдельным предметом изучения лингвистов. Графология и жесты функционально связаны с конкретными персонами, участвующими в действии. Недавно Джина Ломброзо изучила смысл рукопожатия: гордые люди, когда они протягивают нам свою руку, чаще всего хотят отвернуться от нас; скряга едва держит нашу руку кончиками пальцев; застенчивые люди имеют холодную и влажную ладонь; лояльные – заставляют нас почувствовать себя и напрячься. Жест оставляет нам индивидуальное впечатление от языка собеседника. Казалось бы, в голову человека Создатель вложил так много, но именно рука, как послушный слуга головы, раскрывает суть человеческой личности. 
Более того, по руке мы можем судить о профессии человека, о том, какую работу он выполняет, ведь первые следы человечества на Земле – это не скелетные останки, а сколы от его работы. Всю историю социальной эволюции можно было бы назвать «историей развития руки».

Сказать, что рука – слуга разума, – слишком узко выразить истину, потому что интеллект был развит благодаря продуктам работы руки, которая мало-помалу трансформировала окружающую среду. Следовательно, история нашего интеллектуального развития, как и нашей цивилизации в целом, основана на творчестве, которое параллельно происходило в голове с помощью развития руки. Даже в детских садах исполняется гимн руке, который является призывом к работе детей руками, ради интеллектуального здоровья и прогресса: «Наша рука во всем хороша!».

В языке любого народа существуют символические фразы, имеющие социальный и моральный смысл: «Будьте осторожны, чтобы рука Бога не покарала вас»; «доверься хорошим рукам»; «скрести руки»; «одна рука моет другую»; «опустите руки в тесто»; «прикоснитесь к нему рукой» и другие.

Служить не ребенку, а его развитию 

Взрослый в школе и в семье, имея дело с маленьким ребенком, чувствует себя обязанным служить ему. В самом деле, что может младенец нескольких месяцев, который, как мы все скажем, настолько слаб, что не готов двигаться и даже вставать? Мы должны служить ему, служить его слабости, как если бы он был парализованным человеком. Но когда ребенок вырастает, становится сильным и такая необходимость отпадает, мы почему-то продолжаем исправлять, инструктировать, руководить им на каждом шагу.
Мы придаем слову «служить» иное значение. Необходимо служить, прежде всего, организованной энергии детской жизни – скрытой, а не видимой части этой энергии – творческой силе жизни, присутствующей в каждом ребенке. Сначала она, действительно, не видна, но понемногу организует себя и становится все более очевидной в глазах матери, учителя.

В прежние времена хорошим слугой был тот, кто облегчал жизнь своему хозяину, приготавливал все, что ему нужно, без раболепства, но доверяя себе. Таким образом, и взрослый, понимая, как служить жизненной энергии ребенка, готовит для него индивидуальную среду, ищет правильные ответы на его желания и глубоко уважает его, но в то же время доверяет себе. Кто чувствует себя виноватым, когда он говорит ребенку «сядь!» или дает ему подзатыльник? Или кто начинает ласкать малыша только потому, что это мило? Тот, кто не понимает простой истины: ничто не может оскорбить достоинство ребенка больше, чем нежелательная уверенность в своей правоте взрослого.

Но почему ребенок не имеет того же права, что и взрослый? Почему он не должен иметь собственное достоинство? Ведь заметьте, всякий раз, когда он проявляет нежность и привязанность к взрослому, он действует, не настаивая, никогда не забывая о необходимом расстоянии в общении с ним. Вот почему уважение, которое взрослый проявляет по отношению к ребенку, должно рассматриваться почти в мистическом смысле – как дух, воплощаемый в переживании. Но сколько раз мы использовали свою власть ненадлежащим образом, чтобы подтвердить ее над своим ребенком? Чтобы понять, как часто мы совершаем такую ошибку, и избежать ее в будущем, можно попробовать отмечать в записной книжке свои слова в повелительном наклонении («сядьте», «слушайте, что я говорю», «идите туда»...). 
Еще один шаг в правильной концепции «служения» – невмешательство в деятельность ребенка, запрет себе на прерывание его работы. Заметить, что ребенок ошибается, но тут же не исправить его, – является еще одним нашим сложным шагом, тем более, что учителей обучают прямо противоположному. Ребенок действует медленно, и нетерпеливому взрослому слишком легко соблазниться и прервать его работу своими советами.

О том, как сберечь достоинство ребенка 

Представим старика, который не может ходить и вынужден зависеть от человека, который возит его в инвалидной коляске. Если этот человек добр и уважает старика, он удовлетворяет его просьбы: «Давайте остановимся здесь, потому что мне это нравится» или «я хотел бы пойти домой». Но если этот человек везет старика, куда хочет сам, не слушая, то старик будет чувствовать себя разочарованным и очень несчастным.

Согласитесь, похоже на состояние ребенка, желания которого не слышат окружающие взрослые. Разве он не проявляет их? Мы знаем, что это неправда, даже в первый год жизни. Когда мы выходим с ребенком на улицу, мы видим, что одно место ему нравится, а другое нет. Тогда мы отправляемся с коляской туда, где он демонстрирует свой пока немой энтузиазм.  Это и есть способ служить энергии ребенка. Понемногу малыш засыпает, а взрослый счастливо думает: «Как хорошо: он накормлен, воздух чистый и теперь малыш спит. Все идеально для его развития!» Но творческие энергии ребенка действуют только в его спонтанном развитии, и если мы надеемся, что ему сейчас следует спать, то не ошибаемся ли мы?

Многие считают, что ребенок не в состоянии сам ничего выбирать, но на самом деле мы видим: хотя он и маленький, но знает, например, как именно ему следует придвинуться к тому предмету, который его интересует. Другие считают, что мы должны изучить причины, по которым он выбирает эти вещи, а не те, интерпретировать эти причины и решить, что подходит ребенку, а что нет. Я сама сначала так поступала, поддерживая людей, которые говорили: «Давайте изучать ребенка, давайте его измерять, наблюдать, что он делает, как он себя чувствует», но обнаружила, что это не приносит практической пользы для образования ребенка.

На самом деле ясная и, действительно, полезная идея заключается в следующем. Чтобы ребенок мог спонтанно выбирать занятия, чтобы он оставался в этом состоянии как можно дольше, надо как бы поменять свою профессию учителя и поверить в то, что ты «слуга» – не ребенка, а его энергии. То есть держишь все окружение ребенка в порядке, готов спешить, если тебя зовут или ищут, оставаясь в то же время вне действий ребенка, быть рядом, но не прерывать его работу. Вот в чем состоит секрет замечательного прогресса, освобождения детского духа, слишком простого для тех, чьи умы осложнены возражениями прошлого, кто просто не может отказаться от постоянного подчинения себе ребенка. То есть наша концепция свободы такова: ребенок показывает нам свой путь развития изнутри; он сам учит нас своим уникальным возможностям.

Если постоянно вмешиваться и направлять поведение ребенка, он начинает приспосабливаться к обстоятельствам жизни, перестает быть свободным. Так будет происходить до тех пор, пока мы не осознаем важность невмешательства в развивающуюся личность.  На этом первом этапе жизни важно, чтобы ребенок мог выполнять большинство действий сам. У детей первого года жизни можно наблюдать, что они, например, пытаются самостоятельно есть ложкой, но пока у них это плохо получается. После безуспешных попыток они без протеста соглашаются, что взрослый будет их кормить. Но этот взрослый, к сожалению, не понимает ценности подобных детских дегустаций независимости. В том-то и дело, что умение самостоятельно принимать пищу – один из первых шагов в социальном развитии ребенка. Взрослый должен заметить, одобрить ребенка и проявить терпение, откладывая свое вмешательство. Тогда ребенок будет постепенно совершенствовать контроль над своими движениями и, в конце концов, достигнет успеха.

Почему концентрация не случается по приказу взрослого? 

Еще одним важным явлением можно назвать концентрацию внимания, которую ребенок спонтанно проявляет в избранных им самим действиях. Концентрация происходит в работе ребенка с материалом, но никогда не случается по требованию взрослого. Материал интересует ребенка, поскольку он поддается определенной деятельности и предполагает бесконечное число повторений. Главное, чтобы взрослые не вмешивались в процесс.
Концентрация – это более чем пристальное внимание ребенка к работе. При концентрации внимания ребенок не замечает, что происходит вокруг, даже если раздается шум, входят люди, внезапно включается музыка. Несмотря на все это, ребенок упорно бесчисленное количество раз повторяет свою работу, пока не исчерпается его внутренняя потребность в ней. Его чувства полностью заняты, нет другого движения, кроме любопытства, даже тишина в окружающей среде не нужна, как это было бы необходимо взрослому человеку, который желает медитировать. А ведь для такой сосредоточенности и концентрации внимания достаточно лишь позволить ребенку взять предмет, который его интересует, и позаботиться о предоставлении времени и о внешней обстановке. 

Концентрация – это независимая внутренняя сила ребенка. Бесполезно пытаться интерпретировать ее. Самым важным является высокое состояние исполнения действия, которое ребенок проявляет в конце. Только в результате концентрации внимания происходит прогрессивное изменение его мышления и духа на пути к «нормализации».


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (65) 2018
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась. Или уже родилась?

Алексей Колабаев

Освоение математики в детской логике и с детским упорством

Владимир Загвоздкин

Чем отличается детская садовница от наставницы, и почему их редко называют воспитательницами?

Марина Агабабян

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей

Валентина Михайлова

Школа Монтессори в России возможна! И начальная, и основная...

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »