«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

В ритме звуков, свободы и творчества

Татьяна Ермолина
Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети. 

Музыка принадлежит всем! 

В современном мире бытует мнение, что эксклюзивное право музицировать принадлежит исключительно профессиональным музыкантам, а представителям иных профессий позволяется лишь пассивно потреблять готовый продукт либо ограничиться ролью «подпевки» звездам на концертах или кулуарным музицированием за закрытыми дверьми и, например, у костра.

Но ведь музыка принадлежит всем; это сфера свободы и творчества. И чем больше звучит в мире настоящей, искренней музыки, тем больше выигрывают все, особенно дети. И их (детей) действенный контакт с музыкой – это не только серия репетиций в подготовке к очередному празднику или отчетному шоу в детском учреждении, а ежедневная дружба и любовь с миром гармонии, созвучности, тонкая настройка на идею создавать СЕБЯ через музицирование, ритмическую игру и продуктивное музыкальное творчество.

 Вопрос:  Я работаю в дошкольном монтессори-центре. В моем ведении разновозрастная группа детей от 3-х до 6-ти лет. Мне бы хотелось, чтобы наши коллективные музыкальные круги были всегда интересны детям, при этом вовсе не хочется всякий раз «заваливать» их новыми песнями, бесконечно разучивая новые слова, движения и правила. Что можно сделать, чтобы «играть с музыкой легко» и всякий раз было что-то новое и увлекательное?
Ответ: Да, часто можно встретить ситуацию, в которой, желая содержательно наполнить детскую жизнь, мы начинаем гнаться за количеством, разводим кипучую деятельность, бесконечно занимая детей всевозможными делами. Во многом – это внешний стиль и ответственность, борьба за клиента, за приток денег в организацию, своеобразная погоня за внешними атрибутами успеха: «А у нас больше… а у нас – веселее!»

Мы работаем с игрой как с презентацией (монтессори-метод в музыке). Есть основной показ игры как базовой модели. А затем следует разработка игры (в монтессори- педагогике – упражнения), ее конструирование и развитие, в котором проявляется индивидуальное творчество каждого участника и группы в целом. Поэтому основных игр-презентаций может быть немного, а вот вариантов развития игры – не счесть! Мы играем и потом обязательно фиксируем новый вариант игры. Приведу пример одной из утренних игр из учебно-методического комплекса к Программе «Музыка в детском саду».


Игра "Утро начинается" 
Участники: дети от 3-х лет.
Прямая цель: освоение норм и правил в соответствии с режимом дня и порядка действий, создание благоприятной рабочей и творческой атмосферы, настроя на день; установление коммуникативных связей.
Косвенная цель:  развитие ритмического чувства, освоение практических навыков согласованного пения и ритмического музицирования, интуитивное освоение музыкальной формы, развитие словаря.
Описание работы:  участники поют в общем круге на линии, сопровождая песню ритмо-хлопками в паузах между фразами.

Варианты исполнения,  элементы конструирования игры:
- исполнять песню как двигательную игру – ходить по разметке, по линии, в броуновском движении, движении с заданиями (на носках, на пятках, с хлопками и т.п.),
- петь и в паузах между фразами делать прыжки на месте;
- петь и в паузах между фразами хлопать в ладоши;
- петь, шагать на месте и в паузах между фразами хлопать в ладоши;
- петь, шагать по игровому пространству в поисках партнера по игре и в паузах между фразами хлопать в ладоши, встав в пару с другим; каждая новая фраза – хлопать в ладоши в новой паре;
- петь и в паузах между фразами играть на свистках флейт;
- играть всю песню как пьесу в ансамбле блок- флейт;
- играть всю песню звуковыми жестами (хлопки, щелчки, притопы);
 - петь и в паузах между фразами играть на перкуссионных музыкальных инструментах или на инструментах из быта (обувные коробки, одноразовые стаканы или тарелочки и т.п.).
Оборудование и материалы: блок-флейты сопрано немецкой системы, перкуссионные музыкальные инструменты.

Примечание: модель подходит для игр на свежем воздухе в детском саду и в кругу семьи.
Еще один превосходный пример песни-игры для  творческого знакомства с пространством Монтессори-класса «Привет, друг дорогой»  Игра представлена детям только первым куплетом и припевом (презентация игрового материала). А разработка игры (новые куплеты и действия в связи с развитием сюжета игры) – совместная творческая работа детей и ведущих взрослых.


Игра "Привет, друг дорогой!" 
Участники: дети от 3,5 лет.
Прямая цель: освоение норм и правил общения и распорядка, установление контактов с внешней рабочей и игровой средой, развитие коммуникативных навыков, формирование и поддержка мотивации к продуктивным действиям.
Косвенная цель: развитие ритмического чувства, освоение практических навыков коллективного пения и согласованного движения в парах, интуитивное освоение музыкальной формы, развитие и использование на практике языка жестов, развитие словаря.
Описание работы: игра исполняется в парах. На слова «Привет, друг дорогой…» дети приветствуют друг друга рукопожатием и обнимаются. На слова «Сейчас пойдем гулять с тобой, смотреть наш монтессори-сад…» двигаются парами в пространстве класса (группы) в броуновском движении. На слова «Вот стена…» останавливаются и указывают жестом на объекты в помещении. Задача – показать на все объекты вовремя, в соответствии с текстом  игры.  Подобным образом  исполняются все новые куплеты песни.
Варианты исполнения: 
- меняться партнерами  на каждый  новый  припев;
- придумать и исполнить свой вариант  припева с описанием  имеющихся  в группе материалов и оборудования;
- во время куплета  играть  в паре с партнером  в ладошки;
- играть, не передвигаясь по пространству, а сидя на линии круга. Для показа объектов  разворачиваться   в нужную сторону и использовать указующие жесты

Оборудование и материалы: все материалы и оборудование среды должны быть в открытом визуальном доступе. 
Примечания: Необходимо предварительно внимательно рассмотреть все материалы и оборудование среды, показать и назвать их.

Вопрос: 

Мы с мужем далеки от музыки. Можем ли мы что-то делать дома, чтобы ребенок музыкально развивался?

Ответ: 

Конечно! Во-первых, предоставьте ему поле для деятельности – создайте доступную настоящую музыкальную развивающую среду! Что может стать такой средой? Настоящие музыкальные инструменты, оборудованный уголок для слушания музыки, в котором каждое небольшое музыкальное произведение будет представлено на отдельном диске, в отдельной коробочке, расположено на полочке, магнитофон (музыкальный центр), наушники. Хорошо, если в вашем распоряжении, а значит, в распоряжении вашего ребенка будут видеоматериалы о музыке: мультфильмы, видеоуроки, караоке, художественные фильмы и книжки о музыке и музыкантах, которые вы будете регулярно читать или слушать вместе.

Во-вторых, станьте исследователями – начните вместе с ребенком прислушиваться ко всему, что звучит: как по-разному звенят чашки с чаем за завтраком, какие разнообразные трели выводят птицы на улице и коты во дворе, какие удивительные голоса у стола, стены, двери при постукивании; а если к ним прислонить камертон? А если тихонько звякнуть ложкой по чугунной крышке от сковороды? А если наливать воду в ванну тоненькой струйкой – как она запоет? Какие шорохи живут в лесу, как разговаривают деревья, шишки, камешки? Такие игры незаметно развивают слуховую чуткость, и не только к звукам физического мира, но и к звукам души другого человека; т.е. наряду с музыкальными развиваются и социальные качества ребенка.

Ну, а в-третьих, попробуйте подхватывать все музыкальные начинания ребенка: выучивайте песенки, которые он приносит из садика, осваивайте вместе музыкальные инструменты; если малыш напевает абракадабры, импровизируйте вместе с ним, получите и сами массу удовольствия!
Пробуйте создавать музыкальные инструменты из предметов быта: коробочки из-под обуви – по ним можно стучать кулаком, ладошкой, палочкой! Надутые воздушные шарики – по ним тоже можно барабанить, шарик можно тереть, щипать. Пустые пластиковые бутылки, стаканчики, тарелочки, бельевые резинки – масса идей для создания звуков!
А вот идея для мастер-класса по созданию  необычного музыкального инструмента. 

Виолончель из шарика 

К  концам палки с обеих сторон свободно закрепить леску. Надутый воздушный шарик аккуратно вставить между провисающей и закрепленной  леской и палкой. 
Леска должна туго натянуться, воздушный шарик  – плотно зажат между палкой и леской.
Чтобы получить звук, нужно проводить смычком по леске-струне или дергать  ее пальцем (такой прием называется пиццикато).

Варианты использования:  использовать две или даже три струны-лески. 
Для  фиксации двух и более струн  нужно в месте  скрепления лески и палки вставить ластик, предварительно сделав в нем ножом небольшие зазоры. Вложить струны в зазоры и натянуть леску на шарик. Вместо шарика можно использовать мячик. 

Вопрос: 

Какие песни подходят маленькому ребенку?

Ответ: 

Многие древнейшие фольклорные мелодии различных народов мира строятся на пентатонических звукорядах, т.е. звукорядах без полутонов (нам это звучание знакомо по китайской музыке). А так как развитие каждого человека повторяет развитие всего человечества по историческим эпохам (как эмбрион повторяет развитие животного мира), то ребенок в возрасте от 3 до 7-8 лет находится еще на уровне сознания древнего человечества. Тогда мыс- лили образами, находились в грезящем состоянии со- знания, что в музыке соответствует пентатоническому строю, так называемому «настроению квинты». В «настроении квинты» нет тоники, нет жесткой системы тяготений (как в диатонике), все тоны почти равноправны. Вжиться в это настроение можно, поимпровизировав некоторое время на пентатоническом инструменте (флейте, ксилофоне, металлофоне).

Такое состояние парения, свободы, благозвучия помогает ребенку в этом возрасте чувствовать себя, так сказать, в своей тарелке. Поэтому детям до 7-8 лет рекомендуются мелодии и инструменты в пентатоническом строе, в «настроении квинты», которые составляют основу музыкального материала в вальдорфских детских садах. Кроме пентатонического строя, духу «настроения квинты» соответствуют также плавные ритмы, без пунктиров и синкоп. Свободная смена музыкальных размеров  и темпов, избегание четкой квадратной структуры мелодий – все это соответствует парящему, грезящему состоянию маленького ребенка.

Второй необходимый компонент музыкального материала для детей – местный фольклор. Ребенок неслучайно рождается в том или ином народе, на той или иной земле, и ему для развития важно быть пропитанным той музыкой, среди которой жили его предки на протяжении столетий. Здесь подойдут музыкальные потешки, припевки, местный детский фольклор.

И третьим компонентом могут быть песни, которые вы сочиняете сами, при случае или по вдохновению (при условии, что вы уже владеете немного искусством сочинения и это у вас получается красиво). Здесь будет важным не столько идеальное соответствие требованиям к детской музыке, сколько ваше живое творчество и спонтанность. Дети всегда ценят такие импровизационные мамины и папины песни, особенно, если они сами участвуют в создании песен. 

Вопрос: 

Как можно дома заниматься музыкой с ребенком – устраивать музыкальные уроки? А ему не будет скучно? Дети же хотят играть.

Ответ: 

Конечно, хотят! Поэтому будем играть, а уроки оставим на школьный возраст. Если у вас дома есть несколько музыкальных инструментов (барабанчик, флейта, гитара или лира, колокольчик) и природные материалы (камешки, шишки, каштаны, сухие плоды с семенами и пр.) – уже можно создать прекрасную сказочную историю.

Берем инструменты и изображаем на них то, что рассказывается в сказке: таинственное начало – со звуком колокольчика, шум леса – посвисты флейты или перестук деревяшек, драматическая кульминация – бой барабана и т.п. Уверена, вашей фантазии хватит, чтобы подобрать подходящие звуки. И вот уже сказка превратилась в живую историю с живы- ми голосами.

Или, устраивая день рождения куклы, сядем все вместе за кукольный столик и будем вместе с малышом распевать любимые песенки «именинницы». Или, принимая в гостях бабушку и дедушку, после чаепития дадим каждому по простому инструменту (маракасы, палочки, барабанчик, колокольчик) и в кругу будем петь веселые детские песенки, подыгрывая себе в такт на припевах. Ребенок при этом, если хочет, может быть главным дирижером, раздавая инструменты и дирижируя палочкой. Вот уже и первые репетиции домашнего оркестра.
А если к вашему чаду на день рождения пришло много друзей, очень хорошо можно угомонить их в кругу музыкальными играми и тем же оркестром под конец. Дети обычно остаются довольны и часто просят о репетиции еще и еще.

По выходным, отправляясь на природу, можно превратиться в звуковых следопытов: кто сколько разных голосов птиц различит; кто обнаружит самые необычные звуки в лесу (например, скрип старого дерева) или кто заметит самые еле различимые звуки (писк комара, шум ветра в верхушках сосен и т.п.).

Вообще же хорошо вплести музыку в весь дневной ритм жизни детей дома и в детском саду. Утром можно будить ребенка под мелодичный перезвон колокольчика и бодрую песенку. Все просьбы к малышу лучше пропевать – замечено, что отклик бывает более быстрым и позитивным. В детском саду речь, обращенную к ребенку, можно перевести в песенку. Например, при организации движения в круге можно напевать: «Дай руку другу, все в кружок войдем…»

Песенку можно сделать правилом, и дети сами будут его напевать, организуя свои действия: «Дружно пальчики идут, Все на место уберут!»

К повторяющимся ритуалам дня хорошо придумать маленькие попевки-лейтмотивы или звуки-сигналы – колокольчиков, например, заслышав которые, дети сразу понимают без слов: пора мыть ручки, или собираемся на прогулку и т.д. Например: «Водичка-водичка, умой мое личко…» – и малыш бежит в ванную; «Надеваем свитерок, чтоб не продул нас ветерок...» – и одеваться под песенку уже не так утомительно.

На прогулке мы можем помаршировать с песней, снять усталость, а в лесу от души поаукаться во весь голос. Перед едой можно спеть благодарственную песенку хлебушку, земле и солнышку. На трапезу нас может звать звук определенной высоты из набора Колокольчиков Маккерони, а на вечернюю сказку – другой по высоте Колокольчик. Дома перед засыпанием чудесно звучит мамина колыбельная… Так незаметно весь день ребенка оказывается пропитан музыкой.

Вопрос: 

Дочке нравится показывать дома сказки с игрушками. Можно ли добавить музыку к этим спектаклям и как?

Ответ: 

Все мы знаем, что фильм без звука производит совсем другое впечатление, чем озвученный. Отключите звук на страшных кадрах – и вот они уже вовсе не страшат. Звук несет в себе большую эмоциональную нагрузку. Поэтому, озвучивая сказку, мы душевно оживляем ее. И ребенок вместе с вами может стать творцом этого живого сказочного мира.

Попробуем подобрать характерные тембры к некоторым образам сказки:
• все волшебное, таинственное хорошо передается звуками металлических инструментов, которые имеют длинное послезвучие, звуковой шлейф – это колокольчики, в т.ч. китайские подвесные стержни, трубочки; гонги, тарелки, цимбалки (индийские круглые пластинки), металлофон с качественным звучанием, а также детская лира, кантеле, калимба;
• образ прекрасной девушки, феи, принцессы со- ответствует чистому поющему голосу флейты, лиры, калимбы, металлофона; а мужественный характер принца можно передать ритмичными ударами барабана, призывным звуком дудочки, перестуком пало- чек (топот лошадиных копыт) и т.п.;
• образы ландшафтов легко создать, имитируя звуки природы: лес – шорохом плодовых косточек, каштанов, треском шишек, шелестом и перестуком деревянных палочек; звуки воды хорошо передают пентатонические лира и металлофон, на которых играют, нежно проводя вверх-вниз по всем струнам/пластинам или падая отдельными капельками; 
• мерный перестук камешков, свист ветра-флейты на вершинах и т.п.;
• голоса птиц и животных передаются сообразно их характерам: звонкие трели пташек – на петушках, окаринах, сопилках; рычание и ворчание диких зверей – поскребыванием по коже барабана, звуковыми повторами на самых низких тонах ваших инструментов; пляшущие гномики, зайчики и подобные персонажи-малыши – подпрыгивающими мелоди- ями на ксилофоне, быстрыми ритмами на палочках, переливами звоночков и т.д.;
• моменты кульминации в сказке обычно пере- даются барабанной дробью, ускоряющимися повторами звука на одном инструменте, возможно, «музыкальным грохотом» в кульминационной точке; а таинственными звуками и струнных инструментов хорошо начинать и заканчивать сказку, создавая волшебную арку вокруг истории.

Это лишь несколько набросков звуковых соответствий; дальше каждый может фантазировать сам, побуждая и самого ребенка к поиску характерных звуковых жестов.

Вопрос: 

Какие музыкальные инструменты нужно иметь в среде музыки? Как на них играть, если я не музыкант?

Ответ: 

Традиционно музыкальные инструменты разделяют на четыре группы: духовые, струнные, ударные и клавишные. Каждая из групп особым об- разом связана с душевными силами человека: духовые – с силами мышления, струнные (щипковые, смычковые) – с чувствами, а ударные больше всего затрагивают волевой регион, клавишные – объединяют влияние первых трех. Поэтому для гармоничного развития ребенка желательно иметь инструменты из каждой указанной группы. Можно обозначить минимальный набор музыкальных инструментов: по 1-2 из каждой группы, который в идеале должен быть у каждого малыша.
Ударные:
• с фиксированными тонами – пентатонические металлофон (металлический) и ксилофон (деревянный) – для детского сада желательно иметь их в виде штабшпилей (инструменты с резонаторными коробками), калимба, поющая чаша, колокольчики;
• шумовые – деревянные палочки (клавесы), маракасы, кастаньеты, трещотка, барабан (лучше джембе, без палочек), бубен, треугольник, а также камешки, ракушки, шишки, каштаны, плоды с семенами...
Струнные щипковые – пентатоническая лира, гусли, кантеле.
Духовые – окарины, пентатоническая флейта, губная гармошка (для более старших детей).
Клавишные – пианино, синтезатор.
При покупке инструментов лучше посоветовать- ся с музыкантом. Нет смысла покупать сувенирные изделия – разукрашенные ширпотребовские «подарочные» инструменты часто имеют сиплый, фальшивый звук. Такие «инструменты» скорее расстроят слух ребенка, чем разовьют его.

Музыкальные инструменты – не игрушки, они хранятся в специальных футлярах, высоко на полочке, достаются только для музицирования и затем бережно водворяются на место. К инструментам относятся бережно,  с любовью и заботой.

Для хранения инструментов есть несколько несложных правил: 
- музыкальные инструменты обычно располагают подальше от батарей и прямых солнечных лучей;
- гусли, лиры, флейты и калимбы лучше хранятся в чехлах;
- для палочек, клавес, ложек можно сшить/связать красивые мешочки; 
- звенящие чаши  укладывают на мягкие подушечки и хранят в картонных коробках.
Об уходе за инструментами:
- флейты нужно время от времени прочищать бактерицидной салфеткой на специальном стержне;
-  деревянные инструменты протирают от пыли мягкой тканью;
- металлические можно раз в год натирать тонким слоем растопленного воска и полировать суконной тряпочкой. 

В специально оборудованной развивающей среде музыки монтессори-класса  можно сделать  материал по уходу за музыкальными инструментами. 


Материал по уходу за блок-флейтой.
Для создания этого материала вам понадобится поднос, блок-флейта сопрано (пластик), рисунок-схема сборки блок-флейты, специальный стержень с отверстием на конце, маленькая упаковка влажных бактерицидных салфеток, баночка с вазелином, корзинка для использованных салфеток. 

Краткое описание работы:
Блок-флейту разбирают  на три части: свисток, корпус и раструб. Клювик свистка протирают салфеткой отдельно. Раструб и  корпус прочищают салфеткой, продернутой в отверстие специального стержня (блок-флейты продаются в комплекте с такими стержнями). После этого использованные салфетки выбрасывают. Соединения инструмента смазывают тонким слоем вазелина. Руки вытирают влажной салфеткой.
Части  соединяют. 
Использованные салфетки выбрасывают в отходы, материал на подносе убирают на место.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (64) 2018
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Татьяна Ермолина

учитель музыки, автор программы "Музыка в детском саду"

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Почему лучше, когда дети сначала учатся письму, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Мария Монтессори

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Елизавета Николаевна Водовозова

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?

Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »