В ритме звуков, свободы и творчества
Татьяна Ермолина
Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети.
Музыка принадлежит всем!
В современном мире бытует мнение, что эксклюзивное право музицировать принадлежит исключительно профессиональным музыкантам, а представителям иных профессий позволяется лишь пассивно потреблять готовый продукт либо ограничиться ролью «подпевки» звездам на концертах или кулуарным музицированием за закрытыми дверьми и, например, у костра.
Но ведь музыка принадлежит всем; это сфера свободы и творчества. И чем больше звучит в мире настоящей, искренней музыки, тем больше выигрывают все, особенно дети. И их (детей) действенный контакт с музыкой – это не только серия репетиций в подготовке к очередному празднику или отчетному шоу в детском учреждении, а ежедневная дружба и любовь с миром гармонии, созвучности, тонкая настройка на идею создавать СЕБЯ через музицирование, ритмическую игру и продуктивное музыкальное творчество.
Вопрос: Я работаю в дошкольном монтессори-центре. В моем ведении разновозрастная группа детей от 3-х до 6-ти лет. Мне бы хотелось, чтобы наши коллективные музыкальные круги были всегда интересны детям, при этом вовсе не хочется всякий раз «заваливать» их новыми песнями, бесконечно разучивая новые слова, движения и правила. Что можно сделать, чтобы «играть с музыкой легко» и всякий раз было что-то новое и увлекательное?
Ответ: Да, часто можно встретить ситуацию, в которой, желая содержательно наполнить детскую жизнь, мы начинаем гнаться за количеством, разводим кипучую деятельность, бесконечно занимая детей всевозможными делами. Во многом – это внешний стиль и ответственность, борьба за клиента, за приток денег в организацию, своеобразная погоня за внешними атрибутами успеха: «А у нас больше… а у нас – веселее!»
Мы работаем с игрой как с презентацией (монтессори-метод в музыке). Есть основной показ игры как базовой модели. А затем следует разработка игры (в монтессори- педагогике – упражнения), ее конструирование и развитие, в котором проявляется индивидуальное творчество каждого участника и группы в целом. Поэтому основных игр-презентаций может быть немного, а вот вариантов развития игры – не счесть! Мы играем и потом обязательно фиксируем новый вариант игры. Приведу пример одной из утренних игр из учебно-методического комплекса к Программе «Музыка в детском саду».
Игра "Утро начинается"
Участники: дети от 3-х лет.
Прямая цель: освоение норм и правил в соответствии с режимом дня и порядка действий, создание благоприятной рабочей и творческой атмосферы, настроя на день; установление коммуникативных связей.
Косвенная цель: развитие ритмического чувства, освоение практических навыков согласованного пения и ритмического музицирования, интуитивное освоение музыкальной формы, развитие словаря.
Описание работы: участники поют в общем круге на линии, сопровождая песню ритмо-хлопками в паузах между фразами.
Варианты исполнения, элементы конструирования игры:
- исполнять песню как двигательную игру – ходить по разметке, по линии, в броуновском движении, движении с заданиями (на носках, на пятках, с хлопками и т.п.),
- петь и в паузах между фразами делать прыжки на месте;
- петь и в паузах между фразами хлопать в ладоши;
- петь, шагать на месте и в паузах между фразами хлопать в ладоши;
- петь, шагать по игровому пространству в поисках партнера по игре и в паузах между фразами хлопать в ладоши, встав в пару с другим; каждая новая фраза – хлопать в ладоши в новой паре;
- петь и в паузах между фразами играть на свистках флейт;
- играть всю песню как пьесу в ансамбле блок- флейт;
- играть всю песню звуковыми жестами (хлопки, щелчки, притопы);
- петь и в паузах между фразами играть на перкуссионных музыкальных инструментах или на инструментах из быта (обувные коробки, одноразовые стаканы или тарелочки и т.п.).
Оборудование и материалы: блок-флейты сопрано немецкой системы, перкуссионные музыкальные инструменты.
Примечание: модель подходит для игр на свежем воздухе в детском саду и в кругу семьи.
Еще один превосходный пример песни-игры для творческого знакомства с пространством Монтессори-класса «Привет, друг дорогой» Игра представлена детям только первым куплетом и припевом (презентация игрового материала). А разработка игры (новые куплеты и действия в связи с развитием сюжета игры) – совместная творческая работа детей и ведущих взрослых.
Игра "Привет, друг дорогой!"
Участники: дети от 3,5 лет.
Прямая цель: освоение норм и правил общения и распорядка, установление контактов с внешней рабочей и игровой средой, развитие коммуникативных навыков, формирование и поддержка мотивации к продуктивным действиям.
Косвенная цель: развитие ритмического чувства, освоение практических навыков коллективного пения и согласованного движения в парах, интуитивное освоение музыкальной формы, развитие и использование на практике языка жестов, развитие словаря.
Описание работы: игра исполняется в парах. На слова «Привет, друг дорогой…» дети приветствуют друг друга рукопожатием и обнимаются. На слова «Сейчас пойдем гулять с тобой, смотреть наш монтессори-сад…» двигаются парами в пространстве класса (группы) в броуновском движении. На слова «Вот стена…» останавливаются и указывают жестом на объекты в помещении. Задача – показать на все объекты вовремя, в соответствии с текстом игры. Подобным образом исполняются все новые куплеты песни.
Варианты исполнения:
- меняться партнерами на каждый новый припев;
- придумать и исполнить свой вариант припева с описанием имеющихся в группе материалов и оборудования;
- во время куплета играть в паре с партнером в ладошки;
- играть, не передвигаясь по пространству, а сидя на линии круга. Для показа объектов разворачиваться в нужную сторону и использовать указующие жесты
Оборудование и материалы: все материалы и оборудование среды должны быть в открытом визуальном доступе.
Примечания: Необходимо предварительно внимательно рассмотреть все материалы и оборудование среды, показать и назвать их.
Вопрос:
Мы с мужем далеки от музыки. Можем ли мы что-то делать дома, чтобы ребенок музыкально развивался?
Ответ:
Конечно! Во-первых, предоставьте ему поле для деятельности – создайте доступную настоящую музыкальную развивающую среду! Что может стать такой средой? Настоящие музыкальные инструменты, оборудованный уголок для слушания музыки, в котором каждое небольшое музыкальное произведение будет представлено на отдельном диске, в отдельной коробочке, расположено на полочке, магнитофон (музыкальный центр), наушники. Хорошо, если в вашем распоряжении, а значит, в распоряжении вашего ребенка будут видеоматериалы о музыке: мультфильмы, видеоуроки, караоке, художественные фильмы и книжки о музыке и музыкантах, которые вы будете регулярно читать или слушать вместе.
Во-вторых, станьте исследователями – начните вместе с ребенком прислушиваться ко всему, что звучит: как по-разному звенят чашки с чаем за завтраком, какие разнообразные трели выводят птицы на улице и коты во дворе, какие удивительные голоса у стола, стены, двери при постукивании; а если к ним прислонить камертон? А если тихонько звякнуть ложкой по чугунной крышке от сковороды? А если наливать воду в ванну тоненькой струйкой – как она запоет? Какие шорохи живут в лесу, как разговаривают деревья, шишки, камешки? Такие игры незаметно развивают слуховую чуткость, и не только к звукам физического мира, но и к звукам души другого человека; т.е. наряду с музыкальными развиваются и социальные качества ребенка.
Ну, а в-третьих, попробуйте подхватывать все музыкальные начинания ребенка: выучивайте песенки, которые он приносит из садика, осваивайте вместе музыкальные инструменты; если малыш напевает абракадабры, импровизируйте вместе с ним, получите и сами массу удовольствия!
Пробуйте создавать музыкальные инструменты из предметов быта: коробочки из-под обуви – по ним можно стучать кулаком, ладошкой, палочкой! Надутые воздушные шарики – по ним тоже можно барабанить, шарик можно тереть, щипать. Пустые пластиковые бутылки, стаканчики, тарелочки, бельевые резинки – масса идей для создания звуков!
А вот идея для мастер-класса по созданию необычного музыкального инструмента.
Виолончель из шарика
К концам палки с обеих сторон свободно закрепить леску. Надутый воздушный шарик аккуратно вставить между провисающей и закрепленной леской и палкой.
Леска должна туго натянуться, воздушный шарик – плотно зажат между палкой и леской.
Чтобы получить звук, нужно проводить смычком по леске-струне или дергать ее пальцем (такой прием называется пиццикато).
Варианты использования: использовать две или даже три струны-лески.
Для фиксации двух и более струн нужно в месте скрепления лески и палки вставить ластик, предварительно сделав в нем ножом небольшие зазоры. Вложить струны в зазоры и натянуть леску на шарик. Вместо шарика можно использовать мячик.
Вопрос:
Какие песни подходят маленькому ребенку?
Ответ:
Многие древнейшие фольклорные мелодии различных народов мира строятся на пентатонических звукорядах, т.е. звукорядах без полутонов (нам это звучание знакомо по китайской музыке). А так как развитие каждого человека повторяет развитие всего человечества по историческим эпохам (как эмбрион повторяет развитие животного мира), то ребенок в возрасте от 3 до 7-8 лет находится еще на уровне сознания древнего человечества. Тогда мыс- лили образами, находились в грезящем состоянии со- знания, что в музыке соответствует пентатоническому строю, так называемому «настроению квинты». В «настроении квинты» нет тоники, нет жесткой системы тяготений (как в диатонике), все тоны почти равноправны. Вжиться в это настроение можно, поимпровизировав некоторое время на пентатоническом инструменте (флейте, ксилофоне, металлофоне).
Такое состояние парения, свободы, благозвучия помогает ребенку в этом возрасте чувствовать себя, так сказать, в своей тарелке. Поэтому детям до 7-8 лет рекомендуются мелодии и инструменты в пентатоническом строе, в «настроении квинты», которые составляют основу музыкального материала в вальдорфских детских садах. Кроме пентатонического строя, духу «настроения квинты» соответствуют также плавные ритмы, без пунктиров и синкоп. Свободная смена музыкальных размеров и темпов, избегание четкой квадратной структуры мелодий – все это соответствует парящему, грезящему состоянию маленького ребенка.
Второй необходимый компонент музыкального материала для детей – местный фольклор. Ребенок неслучайно рождается в том или ином народе, на той или иной земле, и ему для развития важно быть пропитанным той музыкой, среди которой жили его предки на протяжении столетий. Здесь подойдут музыкальные потешки, припевки, местный детский фольклор.
И третьим компонентом могут быть песни, которые вы сочиняете сами, при случае или по вдохновению (при условии, что вы уже владеете немного искусством сочинения и это у вас получается красиво). Здесь будет важным не столько идеальное соответствие требованиям к детской музыке, сколько ваше живое творчество и спонтанность. Дети всегда ценят такие импровизационные мамины и папины песни, особенно, если они сами участвуют в создании песен.
Вопрос:
Как можно дома заниматься музыкой с ребенком – устраивать музыкальные уроки? А ему не будет скучно? Дети же хотят играть.
Ответ:
Конечно, хотят! Поэтому будем играть, а уроки оставим на школьный возраст. Если у вас дома есть несколько музыкальных инструментов (барабанчик, флейта, гитара или лира, колокольчик) и природные материалы (камешки, шишки, каштаны, сухие плоды с семенами и пр.) – уже можно создать прекрасную сказочную историю.
Берем инструменты и изображаем на них то, что рассказывается в сказке: таинственное начало – со звуком колокольчика, шум леса – посвисты флейты или перестук деревяшек, драматическая кульминация – бой барабана и т.п. Уверена, вашей фантазии хватит, чтобы подобрать подходящие звуки. И вот уже сказка превратилась в живую историю с живы- ми голосами.
Или, устраивая день рождения куклы, сядем все вместе за кукольный столик и будем вместе с малышом распевать любимые песенки «именинницы». Или, принимая в гостях бабушку и дедушку, после чаепития дадим каждому по простому инструменту (маракасы, палочки, барабанчик, колокольчик) и в кругу будем петь веселые детские песенки, подыгрывая себе в такт на припевах. Ребенок при этом, если хочет, может быть главным дирижером, раздавая инструменты и дирижируя палочкой. Вот уже и первые репетиции домашнего оркестра.
А если к вашему чаду на день рождения пришло много друзей, очень хорошо можно угомонить их в кругу музыкальными играми и тем же оркестром под конец. Дети обычно остаются довольны и часто просят о репетиции еще и еще.
По выходным, отправляясь на природу, можно превратиться в звуковых следопытов: кто сколько разных голосов птиц различит; кто обнаружит самые необычные звуки в лесу (например, скрип старого дерева) или кто заметит самые еле различимые звуки (писк комара, шум ветра в верхушках сосен и т.п.).
Вообще же хорошо вплести музыку в весь дневной ритм жизни детей дома и в детском саду. Утром можно будить ребенка под мелодичный перезвон колокольчика и бодрую песенку. Все просьбы к малышу лучше пропевать – замечено, что отклик бывает более быстрым и позитивным. В детском саду речь, обращенную к ребенку, можно перевести в песенку. Например, при организации движения в круге можно напевать: «Дай руку другу, все в кружок войдем…»
Песенку можно сделать правилом, и дети сами будут его напевать, организуя свои действия: «Дружно пальчики идут, Все на место уберут!»
К повторяющимся ритуалам дня хорошо придумать маленькие попевки-лейтмотивы или звуки-сигналы – колокольчиков, например, заслышав которые, дети сразу понимают без слов: пора мыть ручки, или собираемся на прогулку и т.д. Например: «Водичка-водичка, умой мое личко…» – и малыш бежит в ванную; «Надеваем свитерок, чтоб не продул нас ветерок...» – и одеваться под песенку уже не так утомительно.
На прогулке мы можем помаршировать с песней, снять усталость, а в лесу от души поаукаться во весь голос. Перед едой можно спеть благодарственную песенку хлебушку, земле и солнышку. На трапезу нас может звать звук определенной высоты из набора Колокольчиков Маккерони, а на вечернюю сказку – другой по высоте Колокольчик. Дома перед засыпанием чудесно звучит мамина колыбельная… Так незаметно весь день ребенка оказывается пропитан музыкой.
Вопрос:
Дочке нравится показывать дома сказки с игрушками. Можно ли добавить музыку к этим спектаклям и как?
Ответ:
Все мы знаем, что фильм без звука производит совсем другое впечатление, чем озвученный. Отключите звук на страшных кадрах – и вот они уже вовсе не страшат. Звук несет в себе большую эмоциональную нагрузку. Поэтому, озвучивая сказку, мы душевно оживляем ее. И ребенок вместе с вами может стать творцом этого живого сказочного мира.
Попробуем подобрать характерные тембры к некоторым образам сказки:
• все волшебное, таинственное хорошо передается звуками металлических инструментов, которые имеют длинное послезвучие, звуковой шлейф – это колокольчики, в т.ч. китайские подвесные стержни, трубочки; гонги, тарелки, цимбалки (индийские круглые пластинки), металлофон с качественным звучанием, а также детская лира, кантеле, калимба;
• образ прекрасной девушки, феи, принцессы со- ответствует чистому поющему голосу флейты, лиры, калимбы, металлофона; а мужественный характер принца можно передать ритмичными ударами барабана, призывным звуком дудочки, перестуком пало- чек (топот лошадиных копыт) и т.п.;
• образы ландшафтов легко создать, имитируя звуки природы: лес – шорохом плодовых косточек, каштанов, треском шишек, шелестом и перестуком деревянных палочек; звуки воды хорошо передают пентатонические лира и металлофон, на которых играют, нежно проводя вверх-вниз по всем струнам/пластинам или падая отдельными капельками;
• мерный перестук камешков, свист ветра-флейты на вершинах и т.п.;
• голоса птиц и животных передаются сообразно их характерам: звонкие трели пташек – на петушках, окаринах, сопилках; рычание и ворчание диких зверей – поскребыванием по коже барабана, звуковыми повторами на самых низких тонах ваших инструментов; пляшущие гномики, зайчики и подобные персонажи-малыши – подпрыгивающими мелоди- ями на ксилофоне, быстрыми ритмами на палочках, переливами звоночков и т.д.;
• моменты кульминации в сказке обычно пере- даются барабанной дробью, ускоряющимися повторами звука на одном инструменте, возможно, «музыкальным грохотом» в кульминационной точке; а таинственными звуками и струнных инструментов хорошо начинать и заканчивать сказку, создавая волшебную арку вокруг истории.
Это лишь несколько набросков звуковых соответствий; дальше каждый может фантазировать сам, побуждая и самого ребенка к поиску характерных звуковых жестов.
Вопрос:
Какие музыкальные инструменты нужно иметь в среде музыки? Как на них играть, если я не музыкант?
Ответ:
Традиционно музыкальные инструменты разделяют на четыре группы: духовые, струнные, ударные и клавишные. Каждая из групп особым об- разом связана с душевными силами человека: духовые – с силами мышления, струнные (щипковые, смычковые) – с чувствами, а ударные больше всего затрагивают волевой регион, клавишные – объединяют влияние первых трех. Поэтому для гармоничного развития ребенка желательно иметь инструменты из каждой указанной группы. Можно обозначить минимальный набор музыкальных инструментов: по 1-2 из каждой группы, который в идеале должен быть у каждого малыша.
Ударные:
• с фиксированными тонами – пентатонические металлофон (металлический) и ксилофон (деревянный) – для детского сада желательно иметь их в виде штабшпилей (инструменты с резонаторными коробками), калимба, поющая чаша, колокольчики;
• шумовые – деревянные палочки (клавесы), маракасы, кастаньеты, трещотка, барабан (лучше джембе, без палочек), бубен, треугольник, а также камешки, ракушки, шишки, каштаны, плоды с семенами...
Струнные щипковые – пентатоническая лира, гусли, кантеле.
Духовые – окарины, пентатоническая флейта, губная гармошка (для более старших детей).
Клавишные – пианино, синтезатор.
При покупке инструментов лучше посоветовать- ся с музыкантом. Нет смысла покупать сувенирные изделия – разукрашенные ширпотребовские «подарочные» инструменты часто имеют сиплый, фальшивый звук. Такие «инструменты» скорее расстроят слух ребенка, чем разовьют его.
Музыкальные инструменты – не игрушки, они хранятся в специальных футлярах, высоко на полочке, достаются только для музицирования и затем бережно водворяются на место. К инструментам относятся бережно, с любовью и заботой.
Для хранения инструментов есть несколько несложных правил:
- музыкальные инструменты обычно располагают подальше от батарей и прямых солнечных лучей;
- гусли, лиры, флейты и калимбы лучше хранятся в чехлах;
- для палочек, клавес, ложек можно сшить/связать красивые мешочки;
- звенящие чаши укладывают на мягкие подушечки и хранят в картонных коробках.
Об уходе за инструментами:
- флейты нужно время от времени прочищать бактерицидной салфеткой на специальном стержне;
- деревянные инструменты протирают от пыли мягкой тканью;
- металлические можно раз в год натирать тонким слоем растопленного воска и полировать суконной тряпочкой.
В специально оборудованной развивающей среде музыки монтессори-класса можно сделать материал по уходу за музыкальными инструментами.
Материал по уходу за блок-флейтой.
Для создания этого материала вам понадобится поднос, блок-флейта сопрано (пластик), рисунок-схема сборки блок-флейты, специальный стержень с отверстием на конце, маленькая упаковка влажных бактерицидных салфеток, баночка с вазелином, корзинка для использованных салфеток.
Краткое описание работы:
Блок-флейту разбирают на три части: свисток, корпус и раструб. Клювик свистка протирают салфеткой отдельно. Раструб и корпус прочищают салфеткой, продернутой в отверстие специального стержня (блок-флейты продаются в комплекте с такими стержнями). После этого использованные салфетки выбрасывают. Соединения инструмента смазывают тонким слоем вазелина. Руки вытирают влажной салфеткой.
Части соединяют.
Использованные салфетки выбрасывают в отходы, материал на подносе убирают на место.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (64) 2018
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.