«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Познаем мир через собственное творчество

Лидия Гришина
Через всю деятельность ребенка красной нитью проходит взаимодействие между учебной деятельностью и изобразительной. Дети увлекаются, например, письмом, геометрией, изучением космоса, но постоянно украшают свои работы рисунками. Если дети украшают – значит, они счастливы в своей работе. Так сама Мария Монтессори писала о спонтанном рисовании во время свободной работы в специально-подготовленной среде с ее материалами .

"Богатство действенных мыслей"

Рисование или любой другой вид искусства – есть работа, связанная с иными сферами. Ребенок, работающий над мольбертом, может быть глубоко заинтересован в работе, и я особенно ценю, когда есть проблески концентрации – это должно всячески поощряться. Моя задача – давать ребенку возможность в стремлении завершить работу. Концентрация – это ключ к повторению и внутренней дисциплине, а каждая возможность, которую мы имеем, чтобы возвратить в состояние сосредоточенного труда, должна быть использована полностью. Можно наблюдать, как силен у детей инстинкт к работе, какое влияние оказывает на личность ребенка внутренняя связь, возникающая между нормализацией и работой.

Контакт с окружающей средой и ее непосредственное исследование дают интеллекту пищу для выработки абстрактных понятий. Впечатления, полученные ребенком в результате взаимодействия с внешним миром, служат базой, на которой его разум, по выражению Монтессори, создает «то самое богатство действенных мыслей, без которых его абстрактное функционирование было бы лишено основ точности и вдохновения».

Основой для развития мышления Мария Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Она писала: « … сознание различий – начало каждого умственного процесса; первый шаг интеллектуальной жизни – различие». Основой познавательной жизни являются ощущения. Отбирание фактов и различий между ними – начало всех интеллектуальных построений. Уметь различать – вот характерная черта мышления: различать – значит группировать.
Наши сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать. Действительно, дидактический материал для воспитания внешних чувств позволяет анализировать и представлять свойства вещей: размер, форму, окраску, шероховатость, гладкость поверхностей, вес, температуру, вкус, шум, звук. Важны здесь не сами предметы, а свойства предметов. И как раз здесь вплотную переплетаются желание работать, действовать и отображать это действие доступным языком рисунков.


Главное значение сенсорного воспитания, по мнению самой Марии Монтессори, в том, что оно является основой для развития мышления и расширяет, упрочивает, обогащает поля восприятия. Оно занимает в системе Монтессори одно из центральных мест, так как закладывает богатейшую психическую основу для дальнейшей познавательной активности.
Человек создает себя через работу, выполняемую вручную, через работу, в которой рука – инструмент личности, инструмент индивидуального мышления и воли, строящий собственное становление в окружающем мире.

Дети разного возраста в своих работах проявляют уровень осмысления своей личности как символ единого биологического вида (форма головы, наличие глаз, носа, рта и т.д.) без совмещения с  собственным адекватным знанием о цвете и форме частей головы человека  или как отдельного индивида с особой, только ему присущей внешностью.

Некоторые дети с удовольствием рисуют себя, не заботясь о реальном совпадении автопортрета со своим изображением. При этом обычна уверенность у этих детей в своих силах, вера в то, что его принимают окружающие таким, какой он есть – это проявляется в поразительной смелости, с которой такой ребенок берется за автопортрет.  Другие же никогда не изображают себя лично или же испытывают страх, что рисунок не получится, и такую ситуацию я использую для изучения с этим ребенком особенностей изображения человека, для открытия нового в знании о себе.

Как себя изобразить?

В классе Монтессори детям было предложено несколько возможностей изобразить себя : контурный рисунок головы и лица, обозначение головы и чистые листы. Дети выбирали разные варианты, но оказалось, что контурный рисунок выбирают дети, у которых социальная адаптация протекает непросто, а самооценка занижена. Иногда дело не в возрасте, а в собственном накоплении сенсорного опыта, в сложившемся у ребенка представлении о внешних свойствах разных предметов и соотношения этого опыта с разным изображением.
Когда воображение не воссоздает заданное, а направлено на построение собственного замысла у ребенка, оно приближается к творческому воображению взрослого. В отличие от него воображение ребенка не участвует в создании общественно-ценных продуктах труда. Это творчество «для себя» и к нему не надо предъявлять требования продуктивности. Вместе с тем, оно имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем.

Рождаясь в игре, активное воображение переносится на другие виды деятельности: рисование, конструирование, лепка, оригами. Общие особенности образов в рисунках наших детей, их яркость, эмоциональность, легкость и быстрота возникновения.

Новое значение в развитии познавательных процессов приобретает изодеятельность, когда она начинает подчиняться единой цели, участвовать в построении и реализации замыслов детей. Например, отчет о работе с тем или иным монтессори-материалом может быть передан в рисунке с оригинальным творческим замыслом. Здесь важно использовать методы моделирования для развивающего фактора изодеятельности, когда ознакомление с пространством помогает детям понять чудо «прорыва плоскости листа» и освоить пространственное изображение (природа, интерьер, деятельность людей, жизнь животных, письма с иллюстрациями).

Становление личности ребенка осуществляется в том случае, если он сам управляет строительством своей индивидуальности. В своих рисунках он всегда демонстрирует уровень осознания себя как личности, знания и впечатления от окружающего мира.

Работа выполнена! Работа выполнена?

Ребенок – это создатель, начало человека. Все возможности человека зависят от того, насколько ребенок может выполнить эти доверенные ему сокрытые задачи. Ребенку действительно подходит положение творца, прежде всего потому, что его цель – образование человека, и ее невозможно достичь, пребывая в состоянии покоя, отдыха, спокойствия и раздумья. Нет, его работа – это активность, это постоянная творческая деятельность, и мы можем видеть своими глазами, что в этой работе он тоже делает полезной для себя внешнюю среду, а именно то окружение, которое взрослые преобразуют соответственно своим целям.
Ребенок растет упражняясь. Его строительная работа включает в себя реальную деятельность, которая проявляется в среде материально. Через опыт, который он накапливает, ребенок упражняется и продвигается вперед. Он согласует свои движения, свои чувственные впечатления, которые он впитывает из внешнего мира и которые формируют его разум.

У ребенка есть потребность в деятельности, в работе, и дети провозглашают волю к самоутверждению: «Я хочу делать это». Малыши выражают свою внутреннюю потребность в работе характерной просьбой: «Помоги мне сделать самому».

Если нет страха, что взрослый грубо прервет работу ребенка, то со временем у малыша возникнет интерес к самостоятельной работе, он приобретает навык выбирать и планировать ее. И тогда широко можно использовать метод отчетов о проделанной работе.

Жизненно важно – каким образом принимать детские заявления о том, что работа выполнена. Я часто наблюдала воспитателей, которые спорили с детьми или хотели добавить к их работам какие-то детали. В начале моей педагогической деятельности я и сама имела неправильное представление о своей роли в детской работе, теперь меня это огорчает. Ребенок сам знает, когда готова его работа, даже если она заняла всего минуту. В следующий раз он посвятит ей две минуты и т.д. Таким образом, малыш постепенно увеличивает как собственное чувство комфорта в окружающей среде, так и контроль над средой, которая предоставляет ему инструменты для самовыражения. Теперь для меня лучшая награда, когда ребенок говорит: «Посмотри-ка, что я сделал». Необходимо также быть осторожной в интерпретации детских работ, не навязывать свое мнение. Для меня поучительным оказался случай, когда Маша Т., беседуя со мной о своей работе, обиделась, сказав: «Это вовсе не поезд, а домики». Если мы заявляем свое видение, мы можем обескуражить ребенка, и он вдруг поймет, то, что он нарисовал на самом деле, не является тем, что он намеревался изобразить. Бессмысленное и необдуманное замечание может заставить ребенка прекратить рисование, он вдруг почувствует, что не способен на это.

За время моей работы с дошкольниками я выделила определенные интересы и тематику изображений в свободном проявлении изодеятельности:
1. Явления неживой природы (солнце, дождь, снег, облака, радуга, горы, моря)
2. Объекты живой природы (травы, цветы, деревья, плоды)
3. Обитатели Земли (люди, в первую очередь, родные, животные, птицы, насекомые, доисторические животные)
4. Персонажи мульт-фильмов, фильмов, книг, сказок
Помимо поддержки индивидуальной изобразительной деятельности детей в своей работе я использую метод Проектов, обоснованием для них служит:
1. Любовь детей к сов-местному времяпрепровождению
2. Интерес к совместной деятельности по личному выбору партнера.
3.Познавательный интерес к окружающему миру
4. Исследовательский интерес к различным инструментам и приспособлениям
5. Любовь детей к повторению (рефлексия впитывающего мышления).

Темы Проектов соответствуют общей программе развития и воспитания в детском саду и отвечают требованиям сезонности и общественной значимости. Но и дети могут предлагать для Проектов свои темы. Например: осень, новый год, огонь, вода, солнце дает жизнь, любимые слова, динозавры, земля во вселенной, моя звезда. Дети с удовольствием работают над проектом длительное время, расширяя свои познавательные интересы, пробуют новые для себя изобразительные техники и демонстрируют родным и друзьям результаты своего труда.

Высокоразвитый для дошкольного возраста навык к самостоятельной работе, разносторонний интеллект, творческий потенциал позволяет нашим выпускникам успешно заниматься изобразительным искусством не только по программе обычных школ, но и в художественной школе города Озерска. 

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Лидия Гришина

монтессори-учитель  город Озёрск

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Миркес

Модель результатов образовательной практики является инструментом управления

Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног

Юлия Фаусек

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.

Мария Монтессори

Нам стоит носить пояс из бусин. Если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем снимать с этого пояса по одной бусине

Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »