Познаем мир через собственное творчество
Лидия Гришина
Через всю деятельность ребенка красной нитью проходит взаимодействие
между учебной деятельностью и изобразительной. Дети
увлекаются, например, письмом, геометрией, изучением космоса, но постоянно украшают свои работы рисунками. Если дети украшают
– значит, они счастливы в своей работе. Так сама Мария Монтессори
писала о спонтанном рисовании во время свободной работы в
специально-подготовленной среде с ее материалами .
"Богатство действенных мыслей"
Рисование или любой другой вид искусства – есть работа, связанная с иными сферами. Ребенок, работающий над мольбертом, может быть глубоко заинтересован в работе, и я особенно ценю, когда есть проблески концентрации – это должно всячески поощряться. Моя задача – давать ребенку возможность в стремлении завершить работу. Концентрация – это ключ к повторению и внутренней дисциплине, а каждая возможность, которую мы имеем, чтобы возвратить в состояние сосредоточенного труда, должна быть использована полностью. Можно наблюдать, как силен у детей инстинкт к работе, какое влияние оказывает на личность ребенка внутренняя связь, возникающая между нормализацией и работой.
Контакт с окружающей средой и ее непосредственное исследование дают интеллекту пищу для выработки абстрактных понятий. Впечатления, полученные ребенком в результате взаимодействия с внешним миром, служат базой, на которой его разум, по выражению Монтессори, создает «то самое богатство действенных мыслей, без которых его абстрактное функционирование было бы лишено основ точности и вдохновения».
Основой для развития мышления Мария Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Она писала: « … сознание различий – начало каждого умственного процесса; первый шаг интеллектуальной жизни – различие». Основой познавательной жизни являются ощущения. Отбирание фактов и различий между ними – начало всех интеллектуальных построений. Уметь различать – вот характерная черта мышления: различать – значит группировать.
Наши сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать. Действительно, дидактический материал для воспитания внешних чувств позволяет анализировать и представлять свойства вещей: размер, форму, окраску, шероховатость, гладкость поверхностей, вес, температуру, вкус, шум, звук. Важны здесь не сами предметы, а свойства предметов. И как раз здесь вплотную переплетаются желание работать, действовать и отображать это действие доступным языком рисунков.
Главное значение сенсорного воспитания, по мнению самой Марии Монтессори, в том, что оно является основой для развития мышления и расширяет, упрочивает, обогащает поля восприятия. Оно занимает в системе Монтессори одно из центральных мест, так как закладывает богатейшую психическую основу для дальнейшей познавательной активности.
Человек создает себя через работу, выполняемую вручную, через работу, в которой рука – инструмент личности, инструмент индивидуального мышления и воли, строящий собственное становление в окружающем мире.
Дети разного возраста в своих работах проявляют уровень осмысления своей личности как символ единого биологического вида (форма головы, наличие глаз, носа, рта и т.д.) без совмещения с собственным адекватным знанием о цвете и форме частей головы человека или как отдельного индивида с особой, только ему присущей внешностью.
Некоторые дети с удовольствием рисуют себя, не заботясь о реальном совпадении автопортрета со своим изображением. При этом обычна уверенность у этих детей в своих силах, вера в то, что его принимают окружающие таким, какой он есть – это проявляется в поразительной смелости, с которой такой ребенок берется за автопортрет. Другие же никогда не изображают себя лично или же испытывают страх, что рисунок не получится, и такую ситуацию я использую для изучения с этим ребенком особенностей изображения человека, для открытия нового в знании о себе.
Как себя изобразить?
В классе Монтессори детям было предложено несколько возможностей изобразить себя : контурный рисунок головы и лица, обозначение головы и чистые листы. Дети выбирали разные варианты, но оказалось, что контурный рисунок выбирают дети, у которых социальная адаптация протекает непросто, а самооценка занижена. Иногда дело не в возрасте, а в собственном накоплении сенсорного опыта, в сложившемся у ребенка представлении о внешних свойствах разных предметов и соотношения этого опыта с разным изображением.
Когда воображение не воссоздает заданное, а направлено на построение собственного замысла у ребенка, оно приближается к творческому воображению взрослого. В отличие от него воображение ребенка не участвует в создании общественно-ценных продуктах труда. Это творчество «для себя» и к нему не надо предъявлять требования продуктивности. Вместе с тем, оно имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем.
Рождаясь в игре, активное воображение переносится на другие виды деятельности: рисование, конструирование, лепка, оригами. Общие особенности образов в рисунках наших детей, их яркость, эмоциональность, легкость и быстрота возникновения.
Новое значение в развитии познавательных процессов приобретает изодеятельность, когда она начинает подчиняться единой цели, участвовать в построении и реализации замыслов детей. Например, отчет о работе с тем или иным монтессори-материалом может быть передан в рисунке с оригинальным творческим замыслом. Здесь важно использовать методы моделирования для развивающего фактора изодеятельности, когда ознакомление с пространством помогает детям понять чудо «прорыва плоскости листа» и освоить пространственное изображение (природа, интерьер, деятельность людей, жизнь животных, письма с иллюстрациями).
Становление личности ребенка осуществляется в том случае, если он сам управляет строительством своей индивидуальности. В своих рисунках он всегда демонстрирует уровень осознания себя как личности, знания и впечатления от окружающего мира.
Работа выполнена! Работа выполнена?
Ребенок – это создатель, начало человека. Все возможности человека зависят от того, насколько ребенок может выполнить эти доверенные ему сокрытые задачи. Ребенку действительно подходит положение творца, прежде всего потому, что его цель – образование человека, и ее невозможно достичь, пребывая в состоянии покоя, отдыха, спокойствия и раздумья. Нет, его работа – это активность, это постоянная творческая деятельность, и мы можем видеть своими глазами, что в этой работе он тоже делает полезной для себя внешнюю среду, а именно то окружение, которое взрослые преобразуют соответственно своим целям.
Ребенок растет упражняясь. Его строительная работа включает в себя реальную деятельность, которая проявляется в среде материально. Через опыт, который он накапливает, ребенок упражняется и продвигается вперед. Он согласует свои движения, свои чувственные впечатления, которые он впитывает из внешнего мира и которые формируют его разум.
У ребенка есть потребность в деятельности, в работе, и дети провозглашают волю к самоутверждению: «Я хочу делать это». Малыши выражают свою внутреннюю потребность в работе характерной просьбой: «Помоги мне сделать самому».
Если нет страха, что взрослый грубо прервет работу ребенка, то со временем у малыша возникнет интерес к самостоятельной работе, он приобретает навык выбирать и планировать ее. И тогда широко можно использовать метод отчетов о проделанной работе.
Жизненно важно – каким образом принимать детские заявления о том, что работа выполнена. Я часто наблюдала воспитателей, которые спорили с детьми или хотели добавить к их работам какие-то детали. В начале моей педагогической деятельности я и сама имела неправильное представление о своей роли в детской работе, теперь меня это огорчает. Ребенок сам знает, когда готова его работа, даже если она заняла всего минуту. В следующий раз он посвятит ей две минуты и т.д. Таким образом, малыш постепенно увеличивает как собственное чувство комфорта в окружающей среде, так и контроль над средой, которая предоставляет ему инструменты для самовыражения. Теперь для меня лучшая награда, когда ребенок говорит: «Посмотри-ка, что я сделал». Необходимо также быть осторожной в интерпретации детских работ, не навязывать свое мнение. Для меня поучительным оказался случай, когда Маша Т., беседуя со мной о своей работе, обиделась, сказав: «Это вовсе не поезд, а домики». Если мы заявляем свое видение, мы можем обескуражить ребенка, и он вдруг поймет, то, что он нарисовал на самом деле, не является тем, что он намеревался изобразить. Бессмысленное и необдуманное замечание может заставить ребенка прекратить рисование, он вдруг почувствует, что не способен на это.
За время моей работы с дошкольниками я выделила определенные интересы и тематику изображений в свободном проявлении изодеятельности:
1. Явления неживой природы (солнце, дождь, снег, облака, радуга, горы, моря)
2. Объекты живой природы (травы, цветы, деревья, плоды)
3. Обитатели Земли (люди, в первую очередь, родные, животные, птицы, насекомые, доисторические животные)
4. Персонажи мульт-фильмов, фильмов, книг, сказок
Помимо поддержки индивидуальной изобразительной деятельности детей в своей работе я использую метод Проектов, обоснованием для них служит:
1. Любовь детей к сов-местному времяпрепровождению
2. Интерес к совместной деятельности по личному выбору партнера.
3.Познавательный интерес к окружающему миру
4. Исследовательский интерес к различным инструментам и приспособлениям
5. Любовь детей к повторению (рефлексия впитывающего мышления).
Темы Проектов соответствуют общей программе развития и воспитания в детском саду и отвечают требованиям сезонности и общественной значимости. Но и дети могут предлагать для Проектов свои темы. Например: осень, новый год, огонь, вода, солнце дает жизнь, любимые слова, динозавры, земля во вселенной, моя звезда. Дети с удовольствием работают над проектом длительное время, расширяя свои познавательные интересы, пробуют новые для себя изобразительные техники и демонстрируют родным и друзьям результаты своего труда.
Высокоразвитый для дошкольного возраста навык к самостоятельной работе, разносторонний интеллект, творческий потенциал позволяет нашим выпускникам успешно заниматься изобразительным искусством не только по программе обычных школ, но и в художественной школе города Озерска.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.