Забудьте о своем могуществе
Мария Монтессори
Многим ли из нас известно, что первый учебный класс по системе Монтессори для детей от 6 до 8 лет в России открылся в 1924 году? Сегодня у нас все больше начальных школ, пытающихся работать по системе Монтессори. Почему же этот процесс идет так медленно? Все дело в нас самих. Нам важно устоять и не оказаться сидящими между двумя стульями, остаться верными позиции монтессори-педагога, который не только доверяет детям и поддерживает их желание и естественный интерес к учебе, но и готов не настаивать на том, что этот процесс будет строго контролироваться и сдерживаться.
Заключительная глава книги
«Как развить внутренний потенциал человека»
изд. Благотворительного фонда «ВОЛОНТЕРЫ»,
Санкт-Петербург, 2011.
Есть ли у детей свобода слова?
Человек идет по дороге жизни, окруженный со всех сторон опасностями! Жизнь – это настоящее поле битвы, пройдя через которое, человек перенесет много страданий; он может получить увечья и покрыться шрамами, но зрелым и цветущим он войдет в мирную полосу жизни. Теперь место его бывших наставников займет общество; он вступает под его защиту, здесь он получит средства к существованию и найдет себе спутника жизни. Дальше они пойдут по жизни вместе, поднимаясь к вершинам своей неведомой судьбы, но затем начнут спускаться вниз, оставив после себя плоды своей любви. Когда жизнь идет под уклон, судьба разделяет людей; вниз они шествуют в одиночестве, пока не приходят к забвению.
В обществе наиболее важным считается период восхождения, когда человек творит и оставляет память о своих деяниях; ему – успешному триумфатору – достаются все награды. Забота и внимание общества по-прежнему обращены к привилегированным классам, несмотря на завоевания Французской и других революций. Все социальные проблемы: жилищные вопросы, безработица, заработная плата, избирательное право и другие – рассматриваются с точки зрения взрослых и их потребностей. Но потребности ребенка – гораздо важнее, в них скрываются силы, развитие которых можно сдерживать или позволить им развиваться более интенсивно, что было невозможно раньше. Недостаточно обеспечивать детей пищей, одеждой и кровом; прогресс человечества, создание действительно сильного и более совершенного общества в большей степени зависит от удовлетворения их духовных потребностей.
Социальные проблемы ребенка и взрослого взаимосвязаны, но они могут изучаться отдельно. Особую ответственность за ребенка несет школа. Юное поколение повсеместно рекрутируется в школы для служения в великой армии жизни. Развитие потенциальных возможностей взрослого человека лежит в основе решения всех социальных проблем, но взрослые не поддаются исправлению, и эксперименты в этом направлении неоднократно проваливались! Взрослого нелегко поместить в рамки, которые позволят раскрыться его новым возможностям. Мы обольщаемся, когда с помощью жалких крох общественной благотворительности достигаем вершин филантропии, но даже эти крохи достаются только взрослым: кому-то – пища, кому-то – пособие по безработице, кому-то – свобода слова; ни одно из этих подаяний не является панацеей, способной избавить общество от болезней.
Предположим, мы распространим эти социальные достижения, которыми мы так гордимся, и на школу! Давайте кормить и одевать детей, сооружать площадки для игр, давайте предоставим им свободу слова (право открыто задавать учителю любые вопросы). Для начала это неплохо, но этого недостаточно, и для того, чтобы понять, какие еще средства нужны нам для решения проблемы, мы должны начать изучать природу человека, которая проявляется в первые годы его жизни. А когда мы будем точно знать, какие средства нам нужны, мы поймем, что эти средства гораздо эффективнее действуют на детей, чем на взрослых.
Конечно, существует разница между теми, кто голодает, ходит в лохмотьях, лишен права голоса, и теми, кто преуспевает, радуется жизни и откровенно высказывает свои мысли, но устранение этих различий не решает проблемы. Мир исцелит не раздача кусков со своего стола и старых лохмотьев, и даже не право голоса, а наука и просвещенные личности.
Человечество нуждается в чем-то более фундаментальном, что следует искать в происхождении жизни. Ключ к решению проблем можно найти только здесь.
Учитель в смирительной рубашке
Предполагается, что учителя, которые проходят продвинутый курс обучения методу Монтессори, предварительно познакомились с начальным курсом, в котором большая часть в подготовке учителя к работе по методу отводится вопросам психологии.
На первых этапах так же, как и в последующей работе, первое, что нужно сделать, для того чтобы стать учителем в монтессори-школе, – это забыть о своем могуществе и стать счастливым наблюдателем. Если учитель действительно сможет испытывать радость от того, как на его глазах проявляются и развиваются способности детей, если он сможет надеть на себя смирительную рубашку, он получит огромное удовольствие, недоступное тем, кто уверен в своей непогрешимости и абсолютной власти над учениками. Такие учителя находятся в плену иллюзий и далеки от истины. Они соглашаются с тем, что в детях необходимо развивать желание и естественный интерес к учебе, но при этом настаивают на том, что этот процесс должен строго контролироваться и сдерживаться. Здесь скрывается противоречие: развитие невозможно, если подавляется стремление к развитию. К несчастью, люди, страдающие от иллюзий, не способны мыслить логически, поэтому, поступая на работу в школу, такие учителя на практике начинают воплощать свои противоречивые убеждения. Они выбирают самый легкий путь – подавляй, командуй, разрушай! Любую структуру можно легко и просто разрушить, не важно, простая она или сложная, разрушать может каждый! Но как трудно создавать!
Учитель прошлого подсознательно возвеличивал свои собственные добродетели. Он прекрасно знал, что можно делать и что – нельзя. Он видел перед собой только пустые фигуры учеников, которые нужно было наполнить фактами и воспитать их по своему усмотрению, – помоги им, Господи! В душах этих детей еще жил более великий творец, а они должны были быть похожими на учителя, которому разрешалось формировать их в соответствии со своими представлениями о «добродетели» и наказывать за непослушание. Такого учителя даже тираном нельзя назвать, поскольку, как показывает история, для того, чтобы быть тираном, нужно обладать большим умом.
Отречься от власти
Послушание – это не механическое следование правилам, а природная сила, объединяющая общество, тесно связанная с проявлением воли человека, точнее, с ее высшим проявлением. На первый взгляд, это утверждение может удивить, но это действительно так. Послушание в правильном понимании – это возвышение воли человека, свойство человеческой души, без которого общество не могло бы существовать. Но послушание без самоконтроля, послушание, которое не является следствием проявления и тренировки воли, может привести целые народы к катастрофе.
Когда учитель совершает свое великое самоотречение от власти и своих полномочий, он ничего не теряет, а, наоборот, во многом выигрывает. Он приобретает терпение, свойственное исследователю, терпение, которое сопряжено с огромным интересом к своим наблюдениям. Ученые тоже час-то отрекаются от вещей, которые многим людям кажутся привлекательными, но они не сожалеют о них! Вспомните мадам Кюри: когда в университете хотели прервать ее исследование по химическому выделению радия, она раздражалась, но, в конце концов, она сделала открытие, за которое ей присвоили почетную степень! Эдисона, одного из первых сторонников метода Монтессори, собственная супруга – светская дама – водила на все светские мероприятия, но душа его оставалась в лаборатории, и скоро это ему надоело. Однажды он сорвал с себя галстук и фрак, скомкал их и выбросил в окно с возгласом: «Вот где теперь твой светский муж!» – и вновь облачился в старый халат и шлепанцы, в которых он обычно работал. Такие люди не думали о том, что они жертвуют ради великих достижений. Они просто делали то, что им больше всего нравилось делать, они испытывали огромный интерес к своим исследованиям, который их преображал и облагораживал. Учителя, испытывающие подобный интерес, также преображаются, они вступают в отряд счастливцев, шествующих по дороге жизни. Они так же, как и ученые, смело проникают в тайны жизни и получают заслуженные награды, но не только для себя, а для всего человечества.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.