«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Помогаем детям накрывать на стол

Прием пищи у большинства народов мира является серьезным и осмысленным ритуалом. Дома на стол чаще всего накрывает мама или бабушка, а в детском саду обычно выбираются дежурные, которые постоянно меняются. Дети любят быть дежурными по столовой. Особенно маленькие. Им нравится самостоятельно накрывать на стол для всех остальных. Эта работа подспудно заставляет их быть внимательными, аккуратными, координировать свои движения. Важно, чтобы взрослые не боялись доверить детям даже такую опасную работу, как разливать по тарелкам горячий суп или нарезать хлеб.

Из методических рекомендаций к примерной программе
«Детский сад по системе Монтессори»

Маленький официант в белом переднике

Вот, как описывала обеденный ритуал в своем детском садике Монтессори Юлия Ивановна Фаусек: «Дежурные выбираются по желанию детей; обыкновенно таких является больше, чем требуется, и при помощи руководительницы устанавливается очередь. Дежурные, которых бывает от двух до четырех, составляют столики по два, образуя, таким образом, один квадратный стол, за которым усаживаются восемь детей, покрывают их скатертями, ставят приборы, раскладывают салфеточки, расставляют стулья. Каждый стол украшается каким-нибудь растением в горшке или в вазе, какие находятся в данное время в детском саду, и дети никогда не забывают ставить их на столы. При этом каждый ребенок индивидуально проявляет свой эстетический вкус в украшении стола. Дежурные надевают особые белые переднички, чем они и отличаются от других детей. Дети рассаживаются по своим местам, которые они отыскивают по мешочкам с салфеточками, на которых написаны их имена; дежурные осматривают, все ли есть у товарищей, и разносят еду, если таковая имеется, или только чай, если дети приносят свои завтраки. Руководительница принимает участие в работе дежурных: она делает указания, но не словесно, а действием; слов она тратит мало, скорее, просто указывает, как надо действовать: как составлять столы, как носить стулья, как расставлять посуду и прочее, и эти указания делает она только там, где это непременно требуется, предоставляя, по возможности, детям широкую свободу инициативы и действий» (Фаусек Ю.И.,1923). 


Как выжимают сок с помощью механической соковыжималки

Материал:
На подносе: клеенка, фартук, миска с заранее вымытыми апельсинами, дощечка для нарезки фруктов, нож для фруктов, стеклянная механическая соковыжималка, блюдце для апельсиновой корки, стакан, тряпочка для уборки стола, полотенце для рук.
Цели:
Прямая: научиться выжимать сок из апельсина с помощью соковыжималки.
Косвенная: развитие самостоятельности, концентрация внимания, координация движений кисти руки, тренировка пальцев, аккуратность, последовательность действий.

Презентация:
Ребенок вместе с педагогом приносят на рабочий стол поднос с материалом. Педагог: «Мы будем выжимать сок из апельсина. Сначала я покажу, как это делается, а потом попробуешь ты». Оба надевают фартуки и закатывают рукава. На столе расстилается клеенка.

На рабочий стол с подноса выставляются предметы, необходимые для выжимания сока в определенном порядке.

Слева сверху вниз лежат: миска с вымытыми апельсинами, дощечка и нож для фруктов, миска для кожуры апельсинов. В центр стола ставят соковыжималку и стакан для сока. Справа лежат тряпочка для вытирания стола и полотенце для рук.

Педагог кладет перед собой дощечку, берет апельсин и разрезает его пополам. Одной половинкой апельсина она покрывает соковыжималку и поворачивает апельсин по часовой стрелке, надавливая на него. В блюдечке соковыжималки собирается сок. Отжатую корку апельсина педагог откладывает в миску для корок. Двумя руками она поднимает соковыжималку вместе с выжитым соком так, чтобы ее носик находился над центром стакана. Она наклоняет соковыжималку, и сок медленно сливается в стакан.

Педагог предлагает ребенку самостоятельно выжимать сок из второй половинки апельсина. Ребенок делает это. Когда работа закончена, производится уборка стола и мытье рук.

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», – писала Мария Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики». Мы можем способствовать этому, предлагая ребенку обслуживать самого себя и, возможно, других людей, которые в этом нуждаются. Любимым занятием пяти-семилетних детей в этом направлении является приготовление пищи и угощение друзей и взрослых. В детском саду по системе Монтессори детям предоставляется такая возможность.


Как делают бутерброды и сервируют стол

Во многих европейских детских садах принято самостоятельное питание детей. Это значит, что, отправляя детей в группу, родители кладут им в рюкзачок яблоко, бутерброд или баночку йогурта. В определенное время дети достают свой маленький завтрак, сервируют стол, садятся и съедают.

В российских детских садах завтрак, обед и полдник готовится одинаковый для всех. В детских садах по системе Монтессори накрывать столы взрослым помогают дети. Поэтому ребятишкам необходимо показать, как это делается.

Материал:
Сложенная в несколько раз скатерть, две мелкие тарелки, две глубокие тарелки, две столовые ложки, две вилки, два столовых ножа, стакан или чашка с блюдцем, бумажные салфетки в салфетнице, солонка с солью, хлебница.

Цели:

Прямая: ребенок учится накрывать на стол так, как это принято.
Косвенная: приобщение к культуре, развитие самостоятельности, аккуратности, координации движений, последовательности действий, концентрации внимания.

Презентация:
Педагог предлагает ребенку посмотреть, как накрывают стол, готовясь к обеду. Все материалы лежат на специальной полке около обеденного стола. Прежде всего надо расстелить скатерть. Ее берут с полки, кладут в центре стола и медленно разворачивают, подравнивая со всех сторон. Затем с полки берут хлебницу, солонку, салфетницу с салфетками и ставят в центр стола. После этого педагог снимает с полки и дает в руки ребенку одну за другой тарелки. Ребенок несет их на стол и ставит в беспорядке. Педагог подходит к столу и показывает, как ставят напротив каждого места тарелки. Сначала плоскую, а на нее – глубокую. Ребенок повторяет эти действия. Затем они снова идут к полке, и педагог дает в руки ребенку по одной чашке с блюдцами. Ребенок также двумя руками несет их на стол. Педагог показывает место этих чашек на столе за тарелками. Затем с полки со специальной подставки берутся столовые ложки. Их кладут справа от тарелок. Ребенок каждый раз повторяет действия педагога. Украсить стол можно маленьким букетиком цветов в вазе или свечкой в подсвечнике.

Новые слова: сервировка стола, скатерть, столовые приборы, вилка, ложка, нож, чашка с блюдцем, солонка, салфетница, глубокая тарелка, плоская тарелка, накрывать на стол.


Как делают бутерброды

Материал:
Деревянная доска для нарезки хлеба. Деревянная доска для нарезки сыра и колбасы. Доска для нарезки овощей. Кулинарный мешок для выдавливания или масла. Нож для резки хлеба. Нож для резки овощей. Блюдо для укладывания бутербродов. Фартук. Головной убор. Салфетка для вытирания рук. Принадлежности для уборки стола.

Продукты:
Белый хлеб, 300 грамм сыра, 100 грамм сливочного масла, немного зелени, огурец, помидор или красный болгарский перец для украшения бутербродов.

Презентация:
Ребенок надевает фартук и моет руки. Это же делает и взрослый. Вместе они ставят на рабочий стол все необходимое: материалы и продукты. Педагог показывает ребенку, как нарезают хлеб, держа нож в правой руке лезвием вниз и придерживая хлеб левой. После двух-трех кусочков нож передается ребенку, и он работает самостоятельно. Когда хлеб нарезан, ребенок и взрослый переходят к другой доске, на которой режут сыр. Затем взрослый берет кулинарный мешок, наполняет его размягченным маслом и показывает ребенку, как выдавливают масло на хлеб красивым узором. Следом за этим они вместе укладывают на хлеб с маслом кусочки сыра и украшают бутерброды ломтиками огурца, перца и зеленью, которую предварительно мелко нарезают. Бутерброды раскладываются на блюде. Ребенок ставит блюдо на обеденный стол.


Как готовят вместе с детьми русский винегрет

Материал:
Деревянная доска для нарезки овощей. 1-2 овощных ножа. Миска для перемешивания винегрета. Салатница. Полотенце. Салфетка. Фартук.

Продукты:
Вареные овощи: свекла, морковка, картофель. Сырые овощи: лук, чеснок, соленый огурец. Зеленый консервированный горошек. Подсолнечное масло в бутылке. Соль.

Презентация:
Ребенок и взрослый надевают фартуки и моют руки. Они приносят на рабочий стол все, что необходимо для приготовления винегрета. Взрослый показывает ребенку, как чистят вареные овощи с помощью ножа. Ребенок повторяет действия взрослого и чистит картофель, морковку и свеклу самостоятельно. Затем взрослый предлагает ребенку порезать овощи и показывает, как это делается специально для винегрета. Ребенок самостоятельно режет вареные овощи. Затем очищаются и режутся лук, чеснок и соленый огурец. Все овощи по мере нарезания складываются в миску и перемешиваются, а в самом конце заправляются подсолнечным маслом. Готовый винегрет перекладывается в салатницу, украшается зеленью и ставится на обеденный стол.
   
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (45) 20014
Фото Наталья Корочарова и интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:
Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

Екатерина Хилтунен

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!

Мама и малыш в музыкальном диалоге

Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »