Каждый раз, когда Рашель приходилось переезжать, убегая от войны и смерти, она брала с собой монтессори-материалы
Рашель Гордин
Она была первой из тех, кто увлекся идеей создания поликультурных и билингвальных детских садов Монтессори. Это было в середине прошлого века.
Журналистское расследование
С волнением мы готовили эту статью для нашего журнала «Монтессори-клуб». Произошло настоящее журналистское расследование, благодаря эксперту Высшей школы экономики Сергею Заир-Беку и его двоюродному деду Якубу Заир-Беку. Из их архива мы узнали, что не одна Юлия Ивановна Фаусек была российской ученицей и последовательницей Марии Монтессори. В их роду есть самоотверженная Рашель Гордин, родившаяся и выросшая в России ХХ века, получившая по сути, два высших образования на Высших женских Бестужевских курсах и в Психонерологическом институте в Санкт-Петербурге, окончившая 16-й международный учебный курс М. Монтессори в Риме и до последнего дня своей жизни работавшая монтессори-учительницей в разных странах мира.
Она была первой из тех, кто увлекся идеей создания поликультурных и билингвальных детских садов Монтессори – идеей, особенно важной для народов современной России, переживающих ныне эпоху осознания людьми своей идентичности и стремления общаться на разных языках и в разных культурах. В нашем журналистском расследовании, кроме Сергея Заир-Бека и его родных, участвовали педагог, переводчик и журналист Людмила Печатникова и учительница истории, а в этот раз наш фотокорреспондент в Париже Евгения Соколова. Вот что мы узнали и поняли.
Перевод исторических текстов и вступление к статье Л. Печатниковой.
Современные фото Евгении Соколовой, Париж.
Уже почти 70 лет парижский детский сад Zikhron Yaacov (Памяти Якова) соединяет традиции еврейского воспитания и принципы монтессори-педагогики. Здесь вырастают счастливые дети. Они становятся сильными людьми, потому что следуют своим идеям, своим порывам в атмосфере любви и уважения к другим людям. Именно свободное воспитание свободных людей, обращенных в то же время к другим, готовых отдавать, реализующих себя в этой самоотдаче, – такова цель этого детского сада.
Можно ли представить себе, что в оккупированной фашистами Франции кто-то находит в себе силы продолжать воспитывать детей в духе еврейских ценностей и в соответствии с принципами Монтессори: любознательность, свобода, самостоятельность? Но именно таким человеком была Рашель Гордин.
Каждый раз, когда ей надо было переезжать, убегая от войны и смерти, она брала с собой, вместе с самым необходимым, монтессори-материалы. Как надежду, которая все побеждает. А ведь было время, когда в садик приходили всего три ребенка! Но эти трое были для Рашель важнее всего – ради них она готова была продолжать! И сад живет до сих пор. Из его стен вышли поколения благородных людей, среди которых прекрасные инженеры, музыканты, писатели, министры и актеры – список знаменитых выпускников сада огромен.
Биография Рашель Гордин
1896 – Рашель родилась 19 декабря в Самаре, в семье Полины и Семена Зейбер.
1897 – семья Зейбер переезжает в Санкт-Петербург, где Рашель, закончив школу, поступает в университет. В этом городе в возрасте 12-ти лет она знакомится с ЯковомГординым (впоследствии – одним из основоположников современной еврейской философии).
1917 – в России революция, Рашель учится в Одессе, проводит лето в Крыму.
1921 – Рашель возвращается в Санкт-Петербург.
1922 – Рашель уезжает из России в Литву, затем в Берлин, где продолжает учебу в университете.
1923 – Яков Гордин приезжает в Берлин и женится на Рашель. Оба продолжают учиться университете: он изучает философию, она – историю и психологию. У них рождается дочь Ноэми (1927 г.).
1930 – Рашель учится на международных курсах, организованных Марией Монтессори, и открывает в Берлине свой детский сад, работающий по системе Монтессори.
1933 – после прихода к власти нацистов семья Гординых уезжает из Берлина в Париж, где Рашель организует три детских садика, работающих по системе Монтессори, один из них – для еврейских детей.
1939 – начинается Вторая мировая война, Рашель с дочерью уезжает на юг Франции, в Болье-сюр-Дордонь, где, начиная с 1940 года, руководит детским домом «Еврейские скауты Франции». В июле 1940 года к семье присоединяется Яков Гордин. Гордины останутся в Болье-сюр-Дордонь до 1944 года.
1944 – Гордины переезжают в Шомарже (департамент Верхняя Луара), где организуют образовательный центр «Школа пророков».
1945 – Гордины возвращаются в Париж, Яков тяжело болен, Рашель посвящает все свое время уходу за мужем, который, несмотря на болезнь, работает в библиотеке Всемирного Еврейского Альянса, а еще преподает, в том числе в школе Орсе, где у него появляется много последователей.
1947 – умирает Яков Гордин.
1948 – Рашель открывает в Париже для еврейских детей Монтессори-сад Zikhron Yaacov (Памяти Якова) и руководит им до самой смерти.
1991 – Рашель умирает в кругу семьи 23 ноября в 11 часов вечера.
Перед вами статья Рашель Гордин о религиозном воспитании в детском саду. Она написана в начале 1950-х, отредактирована и переиздана автором в 1970-е годы. Тема непростая.
Мария Монтессори в 1916 году писала в книге «Мой метод»: «Мы едва начали в Барселоне (Испания) экспериментальную работу по моральному и религиозному воспитанию детей. Не знаю, насколько мы с коллегами преуспеем в задуманном, но достаточно и беглых наблюдений, чтобы понять, что у ребенка есть не только интеллектуальные потребности, но и душа, открытая, чистая, отражающая божественный свет».
Рашель Гордин, конечно, не изучала с маленькими детьми основы религии, которые даже для взрослых людей часто представляются абстрактными, далекими от жизни современных людей. Принципом ее работы была поликультурность: проникновение и погружение детей с раннего возраста в самые основы их родовой культуры. Она старалась наполнить духовными переживаниями каждую неделю их жизни, превратить праздники в волшебную череду событий, вечно повторяющих священную историю». Как иначе в наш век скоростей, век постоянно меняющихся событий и представлений о жизни добраться до понимания внутреннего мира ребенка, открыть секрет детства?!
Принципом ее работы была поликультурность
Религиозное воспитание в детском саду приобретает особое значение, когда семья перестает быть источником народной культуры. Главным кумиром для родителей становится сам ребенок, бесконечно лелеемый, избалованный, даже если доход семьи невелик. Но никакой поддержки его высшим стремлениям взрослые оказать не могут. Все время детской жизни они заполняют развлечениями, но в ней не хватает торжества.
Воспитание больше не возвышает дух ребенка. Такова участь всех семей, погруженных исключительно в сиюминутные заботы. Некоторые родители, действительно, ничего не знают о своей культуре. Некому было им передать традицию. Некоторые боятся или стесняются рассказать детям то немногое, что сумели сами узнать когда-то в своих семьях. И вот в подобном безразличии и неопределенности ребенок растет, не сознавая своей принадлежности ни к какому сообществу, не понимая своих корней, не приобщаясь к чему-то священному. Школьное образование, прагматичное и унифицированное, еще более укрепляет эту «оторванность». В сущности, современное детство коротко, как северная весна. В этой ситуации именно детский сад становится единственным местом, где малыши могут прикоснуться к национальной религиозной традиции. И этот шанс нельзя упустить!
Создавая еврейский детский сад по системе Монтессори, мы ставим задачу воспитателям – превратить время детства в «еврейское время». Конечно, мы не станем учить ребенка «основам религии», достаточно абстрактным, далеким от жизни современной семьи. Лучше опереться на ритм еврейского календаря и наполнить духовными переживаниями каждый день, каждую неделю, превратить праздники в волшебную череду событий, вечно повторяющих священную историю.
Наполненные необыкновенными сюжетами ритуалы, регулярное приготовление и изготовление разнообразных праздничных атрибутов (субботние свечи, маца, шофар – священный рог, лулав и этрог – травы и плоды, подающиеся на праздничный стол) – необъятная монтессори-среда, испокон веку предназначенная для того, чтобы ребенок мог задавать вопросы. Достаточно просто ввести детей в этот мир, и они разыграют традиционные обряды, удовлетворяя свою потребность в игре, они воссоздадут праздничные атрибуты и постигнут тайну, которую те символизируют.
Возраст от 3 до 6-ти лет – это время напряженной внутренней жизни, когда ребенок так восприимчив к новому опыту, так открыт и так многое способен сохранить, удержать. Ребенок открывает для себя мир, стремится к совершенствованию, охотно принимает правила поведения, если взрослые умеют эмоционально подать их. Он нуждается в этих правилах, четких и незыблемых, помогающих упорядочить внутренний хаос. Это самый подходящий возраст для принятия заповедей. И для разговоров о сверхъестественном – обо всем, что дает пищу воображению.
Когда мы говорим с ребенком о Боге, который создал наш мир и царит в нем с любовью, когда мы говорим с ребенком о наших предках, которые жили по божьим заповедям, как бы сложно это ни было, ребенок сопереживает и запоминает. Несложные библейские сюжеты ему понятны, он быстро их «присваивает». История народа, десять заповедей, моральные законы – все становится значимо для малыша: «так написано в Торе». Доброта, справедливость, верность, мужество библейских персонажей служат для растущего человека внутренним ориентиром. Конечно, главное условие успешного религиозного воспитания – личность воспитателя, его педагогическая квалификация, а также его собственная связь с еврейской культурой, с национальной традицией.
Вот краткий обзор основных тем программы религиозного воспитания детского сада, которым я руководила много лет.
1. Шаббат (суббота)
В самом начале учебного года мы пересказываем детям первую главу Бытия, даем им представление о «дне субботнем». И с этого момента каждую пятницу мы встречаем с детьми наступление субботы. Дети в процессе подготовки к субботе выполняют посильные задачи. Малыши пишут печатными буквами слово «суббота» (шабат) или раскрашивают написанные воспитателями буквы. Старшие дети, пользуясь деревянной азбукой, пишут красивые надписи и украшают свои плакаты рисунками. Постепенно к первому «священному» слову (суббота) прибавляются другие: шалом, киддуш, хавдала (субботние благословения вину и хлебу). Эти надписи преподносятся родителям как подарки к субботе.
В пятницу после обеда дети с воспитателями собираются, чтобы слушать библейские истории и праздновать наступление субботы национальными песнями и танцами. Все садятся за празднично накрытый стол, с красивой скатертью (не такой, как в обычные дни), девочки зажигают свечи и благословляют их, прощаясь, ребята и взрослые желают друг другу счастливой субботы (шаббат шалом). Малыши тянут к дому, к родителям эту тоненькую ниточку традиции, позволяют всей семье вдохнуть аромат субботы. И часто мамы, по просьбе детей, зажигают дома субботние свечи, готовят праздничный ужин. Мы не требуем этого от родителей, но сознаем, какую важную роль играет наш детский сад в жизни взрослых. Возрождение национальной традиции в семьях может начаться с детей, а вот укрепление ее – показатель успеха нашей работы. В свою очередь, этот процесс помогает нашей работе. Воспитатели и дети не чувствуют себя изолированными от повседневной жизни сообщества.
2. Главные события
Почти каждый месяц главным событием жизни нашего сада становится один из национальных праздников. Дети погружаются в сюжеты, связанные с праздником, играют в них, проживают заново историю. Все необходимые атрибуты праздника делаются своими руками, библейские истории становятся темой рисунков, игр, представлений. Костюмы помогают воссоздать атмосферу прошлого, но в исторических декорациях разыгрываются актуальные сюжеты.
Праздники задают темы занятий: дети узнают о пустынях и морях, обсуждая исход евреев из Египта. Мы говорим об урожае и временах года в Шавуот (праздник жатвы и дарования евреям Торы на горе Синай), учим названия месяцев в канун Рош-ха-Шана (еврейский Новый Год).
В течение трех недель перед весенним праздником Ту би-Шват (новый год деревьев) малыши наблюдают за тем, как дают корни луковицы гиацинтов на подоконнике, как прорастают семена чечевицы на кусочке влажной тряпочки, как распускаются разные растения в саду. Конечно, все увлеченно сажают разные цветы и травы. Если весна выдалась слишком холодной, можно сажать растения в горшочках, в теплицах.
Народные праздники предоставляют массу возможностей для разных видов деятельности. Накануне Хануки (праздник света) ребята лепят глиняные подсвечники, в которых потом зажигают праздничные свечи, а накануне Пурима делают маски и шьют костюмы для кукол, чтобы разыграть историю Эстер. Из кубиков можно строить Иерусалим, его прекрасный Храм, где и происходит чудо Хануки, его домики, где живут вылепленные из теста (глины, пластилина) фигурки Иегуды, Эстер. В праздник Суккот (праздник шалашей, праздник сбора урожая) усилия всех ребят направлены на строительство шалаша, изготовление различных украшений для него. Абстрактные понятия, правила запечатлеваются в сознании ребенка через практику, игру.
3. Родители и дети
Опыт нашей работы убеждает: если ребенок проводит в такой атмосфере два года, можно считать, что зерно посеяно, почва подготовлена. Свой детский сад дети вспоминают с любовью. И это воспоминание позволяет им перейти на новый, более сложный, уровень изучения религий.
Все ли всегда идет гладко? Конечно, нет! Часто проблемы связаны с враждебным отношением родителей к религии, хотя эти родители сами привели своих детей в наш сад. Утром ребенок не хочет слушать историю на библейскую тему, потому что вечером дома папа сказал, что Бога нет. Что ж, мы не обсуждаем с детьми вопросы веры, но призываем их следовать нашим обычаям и правилам («у нас так принято»), опираясь в большей степени на чувство дисциплины, чем на религиозное чувство. Мы рассчитываем, что это внешнее послушание воздействует на внутренний мир ребенка. Не в этом ли волшебство и тайна религиозных обрядов?
Некоторые дети, уже став школьниками, возвращаются в сад в течение нескольких лет, чтобы снова окунуться в мир национальной традиции, отпраздновать национальные праздники. Порой наши выпускники хранят верность саду лет до десяти-двенадцати. И здесь мы сталкиваемся с проблемой продолжения – проблемой школы, которая принимает наших выпускников, проблемой родителей, которые ищут подходящую школу для своих детей. Это проблемы, которые можно решить только общими усилиями.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (58) 2017
Фото: семейный архив, интернет-источник