Играем под музыку в сюжеты классических картин
Лариса Кац
Перед Вами методическое эссе участницы учебных Программ журнала «Монтессори-клуб» Ларисы Кац о том, как с помощью ролевых игр, основанных на сюжетах картин и сопровождаемых классической музыкой, развивать эмпатическое поведение детей дошкольного возраста.
Воображение и эмпатия
Помните у М. Монтессори игру "в приказания" для детей, начинающих читать с пониманием? Ребенок смотрит на карточку с написанным на ней текстом, прочитывает и тут же изображает текст, который молча прочитал. Текст оживает! М. Монтессори говорила в книге "Впитывающий разум ребенка" стр. 196: "Мы часто забываем, что воображение есть средство для обнаружения истины. Разум не пассивен, это всепоглощающий огонь, вечно активный и не знающий отдыха".
Согласно Википедии, словосочетание «эмпатия» было разработано в конце XIX века немецким философом Теодором Липсом в связи с теорией влияния искусства. Липс использовал термин «эмпатия», чтобы описать опыт просмотра художественных произведений с точки зрения зрителя.
Что, если развивать эмпатию, начиная с малых лет, используя первоисточник понятия - рассматривание художественных произведений? Такой эстетический опыт позволяет детям научиться распознавать психическое состояние персонажей и развивать чувствительность и заботливое отношение к другим людям.
Ролевая игра основанная на сюжетах детализированных портретов и сопровождаемая подходящей классической музыкой воспитывает в детях уважение к людям и животным, развивает сочувствие и великодушие, умение обращать внимание на мелкие детали в живописи и музыке.
Одна из целей образно-драматической игры «Ожившие картины» - вызвать у детей желание представить ее героев в реальной жизни. Чтобы придумать вымышленный рассказ, как основу для ролевой игры, дети пытаются представить себе ситуацию, которая произошла до изображенного на картине момента или может произойти после него.
Музыка, присоединенная к картине, вдыхает жизнь в ее персонажи, а происходящие в музыкальном произведении изменения темпа, громкости или характера звучания влияют на детей и помогают им представить героев картины в реальной жизни.
Для подготовки сюжетно-ролевой игры следует использовать работы художников реалистов, рисующих жизнь такой, какая она есть. Детализированные портреты детей, членов их семей и домашних питомцев представляют сцены, взятые из реальности. Они показывают модели жизненных ситуаций, позволяют обратить внимание на мимику и позы персонажей и определить их настроение и отношения между ними.
Рассмотрение группового портрета, когда каждый персонаж может быть нарисован в ином расположении духа, позволяет детям исследовать и обсуждать эмоции, которые им трудно уловить в повседневной жизни.
Когда ребенку удается заметить персонажа в плохом настроении или испытывающего отрицательные эмоции, важно дать ему возможность найти способ поднять настроение герою картины и с помощью игры «исправить ситуацию».
Эмоции, фантазия и умение общаться с другими
В соответствии со стадиями развития эмпатии, предложенными Мартином Хоффманом, 2–3-летние дети замечают чувства других людей и различают эмоции.
Во время подготовки к ролевой игре очень важно дать детям возможность проявить инициативу. Образные игры помогают ребенку представить, что он кто-то другой, а окружающие его вещи могут символизировать иные предметы. Стоит попросить детей придумать, во что будут одеты персонажи и какие вещи будут их окружать.
Ролевая игра «Ожившие картины» способствует развитию у ребенка эмпатии и дает ему примеры социального поведения, ведь восприятие описываемых художественными средствами эмоций ничем не отличается от понимания эмоций реального человека. Направленное рассматривание картины – это канал общения с персонажами, позволяющий ребенку расширить спектр чувств, эмоций и мыслей.
Дать ребенку поддержку и помощь в развитии фантазии и коммуникативных навыков
Психология определяет эмпатию как эмоциональную реакцию на душевное состояние другого человека. Эмоциональная реакция детей дошкольного возраста характеризуется проявлением заботы и сострадания к другим и стремлением сделать их счастливыми. Но в первую очередь нужно помочь ребенку распознать эмоциональное состояние другого человека.
Внимательное и углубленное рассматривание художественного портрета учит детей обращать внимание на выражение лица, жесты и позы персонажей тем самым помогая детям приобрести навыки невербального общения. Прослушивание музыки, связанной с картиной, развивает у ребенка умение внимательно прислушиваться к интонации и тону речи.
Включаем музыку!
Изучение типов интонации через прослушивание музыки улучшает невербальное общение, поскольку это понятие включает в себя не только язык тела, но и голосовую коммуникацию.
Речевая интонация создается изменением частоты звука во время речи и состоит из ритма, тона и громкости.
Можно процитировать слова известного израильского музыкального деятеля, доктора Орит Вольф из ее статьи «Как прослушивание музыки учит нас жизненным навыкам» (журнал «Суть жизни»): «В различных системах образования нас учат бесчисленными способами писать, читать и говорить. Но учили ли нас когда-нибудь слушать? Прослушивание музыки является важным инструментом для развития навыков активного слушания, потому что слушание никогда не бывает пассивным процессом. Оно требует действий».
Известно, что музыка добавляет эмоциональности сценам как в театральных постановках, так и в кино. Например, если вы будете смотреть триллер без фоновой музыки, то вряд ли почувствуете эффект страха.
Ролевая игра-пантомима «Ожившие картины», позволяет детям разыгрывать драматическую сценку и продолжать слушать музыку. Тем самым она формирует у дошкольников умение распознавать чувства и эмоции других людей с помощью совершенствования всех составляющих невербальной коммуникации.
Когда мы просим детей идентифицировать себя с грустным персонажем и найти способ «исправить» его образ посредством поднятия настроения, нам не обойтись без эмоциональной поддержки музыки .
В ролевой игре-пантомиме музыка играет очень важную роль. Она вдыхает жизнь в персонажей, помогает детям «встать на место» героев и представить их в движении. Основные характеристики музыкального произведения такие, как звук, ритм, мелодия и темп помогают описать место действия картины и передать настроение персонажей.
Два варианта игры «Ожившие картины»
Сюжетно-ролевая игра-пантомима «Мыльные пузыри». Живопись - Уильям Хемсли (1819–1906) – Пузыри.
Музыка - Жорж Бизе (1838–1875) - Мыльные пузыри
Просим детей посмотреть на картину под названием «Мыльные пузыри» и направляем их внимание с помощью вопросов: что делают дети на картине? какое у них настроение? в каком настроении их отец?
Во время рассмотрения мы прослушаем музыкальную пьесу, которая имеет то же название - «Мыльные пузыри». Эта веселая музыка описывает радость играющих детей. Кажется, что ее звуки летят и лопаются, как мыльные пузыри.
Теперь обратим внимание на портрет мамы детей. Подходит ли музыка, которую мы слушали, к ее настроению? Конечно – нет.
Художник изобразил мать, стоящей в слабо освещенной глубине комнаты. По выражению ее лица и позе тела можно понять, что мама находится в задумчивом настроении. О чем она думает? Может, о том, что дети не пригласили ее поиграть вместе с ними? Как можно помочь ей преодолеть печаль? Возможно, стоит обнять ее, поцеловать и пригласить присоединиться к игре?
После исследования и обсуждения эмпатического поведения детей в этой ситуации, мы предлагаем им изменить картину. Четверо детей получают роли персонажей и под музыку разыгрывают сцену, в которой вся семья, веселая и счастливая, вместе пускает мыльные пузыри.
Сюжетно-ролевая игра-пантомима «Домашний концерт». Живопись - Рудольф Эпп (1834–1910) Играющий на цитре
Музыка - Иоганнес Брамс (1833–1897) Венгерский танец №. 5
На картине под названием «Играющий на цитре» мы видим мать с тремя детьми. Старший сын играет на музыкальном инструменте под названием цитра. Форма инструмента похожа на арфу, но меньше по размеру и при игре ставится на колени. Мать занята вязанием, но на ее лице можно увидеть легкую улыбку, выражающую гордость за своего старшего сына.
Попросим детей обратить внимание на выражение лица и позу сестры и брата музыканта и попытаться понять, чем они недовольны? Может, они завидуют?
Здесь появилась возможность поговорить с детьми о чувстве ревности и дать понять, что не стоит сравнивать себя с друзьями или с братьями и сестрами. Каждый хорош в чем-то другом. Возможно, младшие братья музыканта хорошо танцуют? Поэтому, чтобы улучшить их настроение, ему стоит пригласить их потанцевать под его музыку.
Мы присоединили к картине музыкальное произведение под названием "Венгерский танец", исполненное на гитаре, так как звуки классической гитары очень похожи на звуки цитры. Прослушивание «Венгерского танца» позволяет детям легко представить домашний концерт, изображенный на картине.
Изменения, происходящие в музыке, помогают нам подготовить ролевую игру, включающую две различные по настроению сцены. Четверо детей получают роли персонажей. В первой сцене музыкант играет на цитре, его мать вяжет, но очень внимательно слушает, а ее лицо украшает довольная улыбка.
Попросим ребенка, исполняющего роль младшего брата, имитировать его позу и выражение лица, когда он слушает музыку, исполненную братом. Он должен положить одну руку на колено матери, другой рукой обнять сестру (тоже не очень довольную ситуацией, когда все внимание матери обращено на старшего брата) и сделать недовольное лицо.
Заранее договоримся: когда темп музыки замедлится, музыкант с помощью жестов пригласит детей танцевать, и во второй сцене мы "изменим" картину, изобразив всю семью в прекрасном настроении, танцующую под аккомпанемент цитры.
Детям, не получившим роли персонажей, можно предложить сыграть роль зрителей в театре, которые молча и внимательно смотрят спектакль, а по его окончании – дружно аплодируют.
***
В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука писал:
"Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо."
По мнению господина Ибука "искусство является важнейшим компонентом для развития гармоничной личности. Достоинство, самоорганизация, терпение и даже лидерские качества – вот то, что будет развивать в себе малыш, знакомясь с шедеврами музыки и живописи…"
Наблюдая детей, увлеченных играми, на основе сюжетов картин и сопровождаемых классической музыкой, мы соглашаемся с Масару Ибука и предлагаем играть вместе с нашими детьми!
Лариса Кац - педагог, психолог, музыкант, участник учебных Программ журнала "Монтессори-клуб".