Просто получить университетский Диплом или осознать ответственность за будущее человечества?
Мария Монтессори
"В нынешних университетах студенты живут как дети, хотя они уже взрослые и им пришло время взять на себя ответственность и сосредоточиться на своих жизненных задачах, например, подумать о создании семьи. Вместо этого они обычно заявляют, что подобное отношение к жизни лежит на совести каждого. В этом смысле нельзя надеяться, что подобные нравы будут способствовать улучшению общества в целом". (М. Монтессори, 1935 год)
(Из книги: М. Монтессори, «От детства к юности», Фрайбург, 1979 г., стр. 132–155)
Университет в былые годы и сегодня
Школы создаются для детей и подростков. Учебное заведение, предназначенное для взрослых - университет. После 18 лет заканчивается подготовка организма, и законы природы признают физическую зрелость личности, которую можно подтверждать свидетельством о браке. В 21 год человек ощущает себя свободным, он становится зрелым. Но университеты обычно находятся в городах, и в них поступают молодые люди 18 лет и обучаются там три-четыре года иногда и дольше. То есть сама природа ставит университет в иное положение по сравнению с другими учебными заведениями.
В реальности же университет оказывается прямым продолжением школы и даже его интерьер не сильно отличается от школьного. Студенты продолжают посещать занятия, слушать профессоров и сдавать экзамены – делать то, от чего зависит тот самый успех их карьеры. Разница лишь в том, что ученикам не надо составлять конспекты и повторять лекции, но предлагается делать домашнее задание, – то есть жить, как людям, которые привыкли к принудительному труду, который всегда контролируется. У них также, как в школе, бывают длинные каникулы. Как и прежде, в обучении они зависят от сдачи экзаменов и оценок, а в финансовом отношении от своих семей, которые, если можно так сказать, со стратегической точки зрения следят за успехами детей.
В нынешних университетах студенты живут как дети, хотя они уже взрослые и им пришло время взять на себя ответственность и сосредоточиться на своих жизненных задачах, например, подумать о создании семьи. Вместо этого они обычно заявляют, что подобное отношение к жизни лежит на совести каждого. В этом смысле нельзя надеяться, что подобные нравы будут способствовать улучшению общества в целом.
В Средние века студенческая жизнь отличалась величием и достоинством. Были центры обучения, такие как, например, знаменитый университет города Болоньи, где объединялись молодые люди разных национальностей со всей Европы. Каждый из этих десятков студентов чувствовал духовную ответственность перед страной своего происхождения. Они считали за честь учиться в университете вместе со студентами из других стран. И на стенах большого зала университета Болоньи висели великолепные гербы представленных в нем городов и штатов, написанные эмалью или золотом. Студенты принимали участие в философских, социальных и политических дискуссиях, говорили о том, что они ценят и как осознают собственную моральную ответственность за будущее человечества. Торжественность обстановки и отороченные мехом мантии профессоров оставались в памяти на все времена. Университеты предлагали только итоговые докторские экзамены. Студенты посвящали себя учебе, приобретая поистине высшие образование. То было редкое и драгоценное время. Студенческие фестивали, события на публике… Университеты были настоящими образовательными центрами, которые излучали культуру общечеловеческих ценностей. А студенты — те, кто в это время учились, — становились их распространителями.
Однако, сегодня образование и культура часто обеспечиваются совсем другими более легкими средствами, например, через прессу. И происходит своего рода универсальное образовательное выравнивание молодых людей. Кроме того в университетах сегодня, конечно, выше, чем в техникумах, уровень образования, но они потеряли свое былое достоинство и величие, что сделало их обычными источниками массовой культуры. А студенты, чья цель стала просто узнать неизвестное и получить хорошее положение в обществе, уже даже не задумываются о своей миссии, которую раньше называли Духом Университета. Желание потратить как можно меньше времени на ученье, чего бы это ни стоило сдать экзамены и получить диплом, который отвечает личным интересам и служит карьерному росту человека, – вот что стало для нынешних студентов главной движущей силой, изменившей наше бытие. В то же время настоящие Центры прогресса теперь находятся в закрытых лабораториях, и общая картина образования осталась ни при чем.
Общий упадок школ, который мы наблюдаем сегодня, происходит не от сокращения образовательных программ, предлагаемых студентам, но из-за отсутствия согласованности между учебными заведениями и сегодняшними потребностями. Школьные и университетские Программы оказались ниже уровня, которого достигла современная культура. Материальные основы жизни изменились настолько, что они возвещают начало нового подъема культуры, и в такой критический период человеческой истории люди вынуждены перестраивать свою жизнь самостоятельно. В этом заключаются и проблемы воспитания.
Что является главным в университетском образовании?
Образование не состоит в разработке новых методов или в условиях прямой передачи знаний. Скорее, оно должно помогать людям самостоятельно и свободно развивать свои способности. Следовательно, нам необходимо внимательно вглядываться в жизнь с ее ценностями. Если воспитание человека становится ценностью, то оно необходимо на всех этапах человеческой жизни от младенчества до зрелости, от детского сада до университета. А порядок прохождения фаз развития остается всегда единым. Предыдущий этап подготавливает следующий, формирует основы и преображает жизненные силы человека. В университетах есть своя польза. Но они не находят студентов, достаточно подготовленных школой. То же самое касается не только высшего образования, но и подростковой школы по отношению к начальной. Каждое из этих учреждений чувствует качественную неподготовленность личности к обучению в своих стенах. Если к тому же образование есть не только образование, но и стремление к человеческому развитию, то строгая координация всех ступеней учения становится жизненно необходимой во все периоды становления человеческой личности.
Опыт работы с младшими школьниками показал, что именно в возрасте между 6 и 12 годами следует закладывать в человека основы всех наук. Психологи говорят даже, что существует особый сенситивный период, в течение которого происходит построение абстрактной конструкции человеческого разума. Этот период развития человеческой души можно сравнить с полем, на котором посеяны семена в ожидании прорастания. Цель образования состоит в том, чтобы изучить все необходимые для успешного протекания этого процесса средства. И не только в начальной школе, но и в Университете, ибо когда сырья начинает не хватать, бесполезно иметь даже наилучшие обрабатывающие машины.
То же самое происходит и в психической жизни человека. В определенном возрасте его внутренняя жизнедеятельность требует интеллектуального переосмысления, вызывая реакцию энтузиазма, и пробуждает способности, которые остались бы непробужденными без такой деятельности. Затем следует целая эпоха, в которую развиваются зерна интереса. Но если ростки познания не были посеяны в нужное время, то остается только леность, и разум человека остается бесплодным, сопротивляется любому движению вперед. Можно сказать, совершается грех против законов жизни. Ученик следует сухим и вынужденным курсом обучения без жизни в то время, как он нуждается в максимальной поддержке, в одном хотя бы луче света, чтобы открылись его сердце и разум, которые находятся в праздности и подвержены ошибкам, если не восстановить исчерпанную жизнь. Никакая школа не сможет этого сделать, если в ней недооценивают личность ученика и продолжают увеличивать его уныние и инерцию.
Позиция университетского профессора
Таким образом, разные уровни образования не имеют общего интереса и не делают даже попыток найти его для получения молодежью настоящего общего образования. Вернее, университеты имеют интерес только к функции контроля над предыдущими ступенями школы, так как в них готовятся человеческие силы к высшей ступени образования. Университетские профессора, как гуманитарные, так и представители естественных наук, становятся ярыми апостолами, разумными нежными критиками и искренними сотрудниками своих учеников, если те оказались достаточно развитыми. Но если нет, то к молодым людям проявляют неуважение, считают их равнодушными и ленивыми, похожими на коз, которых приходится держать на привязи.
Но ведь таким ученикам сотрудничество еще более необходимо, если речь идет о человеческой личности во всей ее полноте, потому что человеческая жизнь на самом деле жаждет образования. Она восприимчива, активна и экспансивна, стремится выйти во внешний мир и созидать. Значит, просто учиться – это не только жить по инерции, а жить в полную силу, иметь то, что тебе для этого наиболее необходимо. Мы также обнаружили, что исследование человеческой личности в период ее расширения и преобразования до сих пор нельзя считать удовлетворительными.
Есть и другие потребности человека, которые если не удовлетворены, то могут привести к внутренним конфликтам. Руководить личностью ученика и напрямую влиять на его душевное состояние – только путать ясность. Радость, чувство собственного достоинства, познание себя, чтобы быть признанным и любимым другими, приносить пользу и чувствовать себя хорошо, чтобы быть продуктивным, – все это факторы, имеющие истинное значение для человеческой души. Как раз от этих факторов, а не только от одного образования, новый университет должен получить свое новое достоинство. Человеческие цели, моральное, философское, физическое рассмотрение жизни когда-то легли в основу университета. Образование было отличным средством, поднимающим человечество на более высокий уровень. Сегодня мы уже не можем развивать человеческую нравственность ни через философию, ни с помощью обсуждения метафизических понятий, - а только через реальную деятельность, опыт и дела.
От детского сада к университету
Интересно, что всеми этими практическими умениями и действиями ребенок интересуется еще в период, предшествующий взрослению – в детском саду. Они помогают ему обрести внутренний порядок. Если рука готова к спонтанно выбранной работе, а воля к успеху и преодолению, то возникает, поднимается в сознании что-то еще – большее, чем простое приобретение. Это осознание собственной ценности. То есть, с самого нежного возраста человек удовлетворяет чувство своей независимости, умение быть самодостаточным готовность к концентрации внимания. Все это проявляется как Богоявление. И не остается сомнения в фундаментальности всех этих элементов его общественной жизни.
Сама жизнь есть фокус и средство образования
Очевидно, потребность помогать другим или стремиться к сотрудничеству с другими не может возникнуть, если человек полностью зависит от своей духовной организации. Но она возникнет, если он осознает свою собственную роль в своей судьбе, сформирует свою собственную самооценку и свои жизненные силы, чтобы участвовать в общественной жизни людей. Такое никогда не произойдет, если просто запоминать уроки или решать задачи, которые ничего не стоят в занятиях жизненной практикой. Сама жизнь должна стать фокусом и средством образования. Ничто не доказывает необходимость образования больше, чем попытка, насколько это возможно и разумно, жить легко и осознанно, чувствовать свою потребность стать успешным, а следовательно, найти в самой жизни источник духовных наслаждений, побуждающий к дальнейшему изучению мировой культуры . Отношения, которые существуют между жизнью и образованием, действительно, доказывает, что дети и подростки на это способны и должны узнать гораздо больше, чем сегодняшняя школа готова предложить им в своих программах.
Человек растет как единое целое. И если развитие одной из его существенных частей этого целого идет не так, комплексы способны запутать даже его разум. Тот, кто осознает свою ценность, представляет собой силу. Мы видели даже в детском саду, как группа детей, желающих что-то понять, формируется спонтанно, без специальной организации, без процесса обсуждения и критики происходящего. Просто радость познания нового должна быть немедленно разделена с остальными. В таком обмене развивается энтузиазм. Призыв к изучению нового и к размышлению – это как ручная работа для всей группы. Тот, для кого слишком тяжело сделать что-то одному, испытывает потребность в общении с другими. Требуется соединить дивиденды, или хотя бы принять от другого необходимую помощь. Проявление спонтанного сотрудничества является одним из истинных доказательств нашего тезиса о школе жизни. Работа в группе приносит новые силы. Она стимулирует энергию. Человеческая природа нуждается в обществе как для развития мышления, так и для действия.
Все эти заявления делают невозможным организацию настоящего образование в пределах ограниченного пространства, где тот, кто работает, ленив и постоянно испытывает надзор и контроль со стороны учителя и остальных людей, на которых разделено сообщество; и это правда даже для маленьких детей. Новая образовательная реформа должна предложить гораздо более широкое образовательное пространство, более разнообразный выбор учебной деятельности и возможность работы в группах.
Жить – означает жить социально
Сообщество развивается посредством различных видов деятельности его членов, а не только посредством чисто умственной деятельности. Кроме того, оно чувствует потребность в людях, собирающих свой социальный опыт и обретающих растущее чувство уверенности в себе. Ленивый ребенок или подросток, который никогда не работал руками и никогда не чувствовал, что жить означает жить социально, и, что для того, чтобы иметь возможность мыслить и творить, надо установить гармонию в своей душе, – он становится эгоистичным, пессимистичным и меланхоличным, пребывает в поверхностных ценностях тщеславия, пытаясь компенсировать в себе потерянный рай. Поэтому, став студентом, этот молодой человек у ворот университета спрашивает, что ему делать, чтобы получить профессию, которая позволит использовать его способности. Он не знает, например, как обеспечить настоящую жизнь в чужой для него стране и как участвовать в культуре безразличного к нему общества.
Мы не должны смотреть на людей только как на уже готовых взрослых. Надо увидеть их детьми. Различные этапы развития человека противоречивы. Взрослый – вырастает из ребенка, и причины хорошего и плохого в нем, могут проявляться в его далеком детстве. Различия, которые мы проводим между интересами ребенка и взрослого, как в образовании, так и в социальных вопросах, позволяет мне думать о борьбе двух стран, обладающих драгоценными реликвиями прошлого: одна владела тремя черепами трех королей в детстве, другая - тремя черепами трех королей во взрослом возрасте.
Это стало роковым критерием войны, видом психического барьера, который четко отделил два интереса людей друг к другу, логовом великих заблуждений и сформировало истинное стремление к цивилизованному человечеству. Почему бы не рассмотреть опасности, угрожающие благополучию народов, и не поставить высшую защиту от них, состоящую в том, чтобы всеми возможными способами взращивать, укреплять и пополнять культуру, в которой сегодня все еще отсутствует истинно духовное начало человека.
Образование – как защитное оружие человечества
Что нам кажется важным, так это цели человека. И эти цели не могут ограничиваться приобретением знаний для занятий профессией. Студенты выросли, что оказало влияние на культуру их эпохи, и теперь они должны практиковаться. Педагоги и преподаватели тоже выходят из университетов. Они лидеры нового человечества. Также выходят из университетов и будущие лидеры масс, и защитники культуры. Как только они сдадут экзамены и окажутся таким образом у ворот большого мира, то смогут реально почувствовать цену своей серьезной моральной подготовки. Если образование являлось большой частью их жизненной подготовки, эти люди смогут, благодаря нему найти все. Через образование человек проникает в социальную среду. Поэтому образование – это защитное оружие человечества в развивающейся постоянно культуре мира. Поэтому университетская подготовка должна быть все более комплексной, более активной. Воспитание студентов уже не может происходить лишь в четырех стенах, – такое не может удовлетворить даже подростков. И, наконец, студентам необходимо чувствовать себя независимыми людьми. Их социальный опыт должен продолжаться и расширяться.
Человек, который никогда бы не работал и не попытался сам заработать себе на жизнь, к какому бы социальному строю он ни принадлежал, вряд ли достоин взять на себя лидерство и ответственность. Эта ценность личности воспитывается через конкретный опыт. Философствование и медитация не помогут проявлениям совести современного человека. Что на самом деле характерно для университета, так это научные исследования. Современный университетский Диплом указывает на то, что человек учился, занимался своим образованием, и теперь стоит на пути к научному исследованию. Это хорошее доказательство, что главная задача вуза состоит не в науке узнавать что-то новое, а в умении человека с Дипломом управлять океаном своего образования, имея компас помощи небесным телам, указывающим ему путь. Университетский Диплом – это ключ для получения подсветки на этом пути.
Впрочем, студент университета хорошо знает, что на самом деле он учится всю жизнь. Тогда почему его в эти годы запугивают, что студенческая жизнь не вечна и через несколько лет ей придет конец? Вероятно, должна быть и какая-то другая помощь молодым людям, чтобы они могли сполна реализовать свои потребности в образовании и культуре. Было бы полезно уже во время учебы студента в университете решить и его экономические проблемы и обрести независимость. Многие молодые люди уже готовы бывают стать учителями частных средних школ, журналистами, художниками, секретарями деловых людей и так далее. Есть и молодые люди, которые могут быть лаборантами или вести деловые переговоры. Университетские годы – время наибольших возможностей человека не только в учебе и настоящей любви, но и в движении к общему прогрессу своей жизни. То же самое и с теми, кто является профессорами университетов. Они тоже учатся, хотя и не ходят в школу. Студент не должен уподобляться ребенку, который боится своего отца, и слушается его, чтобы получить хорошую оценку. Он должен идти впереди своей собственной независимости и находить в ней баланс с моралью. И надо создавать такой способ учебной работы, который позволит студентам быть полностью свободными в ученье и в то же время получить экономическую независимость. И чтобы они считали такое положение соответствующим своим внутренним потребностям.
Три стадии развития человека
Можно описать человеческую жизнь на трех стадиях развития. Сравним их, например, с жизнью Христа. Сначала дитя, возвышенное и полное загадок – это стадия творческой чувствительности ментальной структуры человека, настолько сильной в своем движении, что в нем спонтанно сеются все семена образования.
Затем эпоха внутреннего откровения и наступления социальной чувствительности. Время, когда Христос пришел к ученым обсуждать явления жизни, и создание семьи. А затем он посвятил себя ручной деятельности и профессиональным практикам.
Наконец, приходит уже подготовленный к тому времени час исполнения миссии. Христос противостоит дьяволу. В нем живет сила преодоления опасности, он бросает дьяволу вызов, борется с ним и побеждает, преодолев все искушения. Что это за искушения? Искушение собственническим инстинктом и искушение властью. В человеке есть то, что стоит выше этих искушений. Он узнает единственный способ понять наш богатый мир и творить. Он понимает все соблазны и имеет силы их преодолеть. Это путь царствования.
Но для того, чтобы обрести истинное счастье жизни, надо обратиться к ребенку и посмотреть на мир его глазами.
(Из книги: М. Монтессори, «От детства к юности», Фрайбург, 1979 г., стр. 132–155)
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.