«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды

Грация Х. Фрешко
Развитие ребенка идет вперед по назначенной ему природой схеме. И то, что было потеряно, невозможно вернуть назад. В этом беспощадность времени и законов природы.  Существует риск, что каждое последующее обучение будет ложиться на основание, в котором не укомплектованы прежние психологические завоевания, или вообще там будет... пусто. Подумайте,  например, о ребенке шести лет, который никогда не рисовал, не лепил из глины, не вырезал фигурки, и вдруг его заставляют писать буквы!

Из книги «Новорожденный с любовью»,  изд. «Народная книга»

От стула к дивану

Можно быть уверенным, что все мы хотя бы раз в жизни экспериментировали: действительно ли с помощью неоднократного повторения в нашей памяти лучше укладывается какое-нибудь действие – стихотворение или числовой порядок. Повторение – это волевой акт взрослого человека, который пожелал что-то выучить.

У маленького ребенка все наоборот. Его повторение собственных действий носит характер инстинктивной спонтанности. Например, когда в 13-14 месяцев малыш неожиданно обнаруживает, что может сам преодолеть лестничную ступеньку, он не успокаивается и, если не встречает никаких препятствий, повторяет действие десять, а то и двадцать раз. В этот момент он приобретает максимальную уверенность в том, что готов управлять полученным опытом сам и может использовать его себе во благо.

Вот еще один символичный пример. Когда Саре исполнилось тринадцать месяцев, она начала сама делать первые шаги. А случилось это так.

Обычно малыши начинают ходить, хватаясь за диван, стулья или любую другую домашнюю мебель. Так и Сара. Но только в тот день малышка заметила, что салфетка, украшавшая раньше стул, стоящий в углу комнаты, лежит теперь на журнальном столике. Она взяла ее между ладошками и, раскачиваясь, направилась к стулу. Для этого ей пришлось пересечь комнату по диагонали. Достигнув цели, девочка положила салфетку на место и стала ее расправлять, чтобы придать ей надлежащий вид. Затем она попросила маму снова положить салфетку на столик и вновь повторила свои действия. Число повторений достигло одиннадцати. Так с помощью мамы, которая то и дело перекладывала салфетку со стула на журнальный столик, девочка относила ее снова на стул. Она училась ходить. В конце концов, уверенность в обладании вертикальным положением ею была приобретена.
 
Спустя три дня во время глажки мама сложила хлопковые салфетки одну на другую. Салфетки были похожи на ту, что лежала на стуле. Сара это заметила, перестала играть и направилась к матери. Приблизившись к горе сложенных салфеток, она с уверенностью взяла самую верхнюю из них и, не раскрывая ее, понесла на стул. Затем то же самое она проделала и со второй, и с третьей салфеткой. Малышка не успокоилась до тех пор, пока вся горка салфеток не была перенесена ею в угол. Потом одну за другой она перенесла их, не помяв, обратно к гладильной доске. Когда работа была завершена, Сара вернулась к своей прежней игре.

Надо отметить, такой детский опыт возможен, когда взрослый, находящийся рядом, терпеливо воздерживается от вмешательства и не прерывает ребенка. В приведенном эпизоде можно наблюдать интереснейшее явление. Мы видим, как реальное удовольствие малышки от повторения собственных действий объединяется в ней с усиленным вниманием к подсознательной необходимости уважать установленные взрослыми правила. Например, о том, что начинать действие надо с одного и того же пункта, выбирать один и тот же маршрут или что способ перенесения предмета должен быть всегда одинаков. 

Двадцать раз спуститься по лесенке. И этого мало!

Если для взрослого человека, решившего что-то выучить с помощью повторения, процесс заучивания контролируется его разумом, то для ребенка повторение – это инструмент подсознания.  Родители часто недоумевают, наблюдая постоянное повторение одного и того же действия их ребенком, и в испуге задаются вопросом, все ли с ним в порядке. Дело как раз в том, что, чем больше  маленький ребенок производит повторений различных действий, тем с большей уверенностью можно сказать, что его развитие происходит в рамках нормы.

Овладение любой двигательной способностью происходит поэтапно. Фульвио в возрасте около трех месяцев сумел после нескольких попыток ухватить рукой мячик, подвешенный над его кроваткой. На следующий день после победы он повторял действие много раз, уже не только взяв  игрушку в руку, но и дергая ею. Через 20 дней, сидя на руках у мамы, держащей в одной руке погремушку, Фульвио притянул к себе руку с предметом, долго рассматривал его, но не брал в руку. Но, как только мама начала водить предметом так же, как двигался мячик у него над кроваткой, ребенок принялся ручкой хватать его.
 
Итак, каждая новая способность (в случае, описанном выше, это двигательная способность руки) не может быть достигнута с помощью одного единственного действия. Она совершенствуется благодаря длительным повторениям. И часто в течение этого процесса лицо ребенка приобретает выражение удовлетворенного человека, находящегося на вершине блаженства.

Через многочисленные повторения одного и того же действия ребенок испытывает свои собственные силы и, манипулируя предметами,  познает каждую деталь окружающего его мира.

«Тебе недостаточно двадцати раз, чтобы подняться и спуститься по лесенке?»,  «Что ты задумал на этот раз?». Нет, ребенку недостаточно ни одного, ни десяти раз, он трудится снова и снова. Попробует подняться  по домашней лесенке, потом перейдет к скамейке в парке. Это продолжится до тех пор, пока он не овладеет умением лазить, взбираться на лестницу и спускаться с нее.

Вот пример. Сара в шесть с половиной месяцев уже умеет надевать кольца от штор (диаметром 10 см, легкие и тонкие) на большие пальцы руки. Она начала с того, что попробовала продеть правый большой палец в кольцо, подняв его высоко перед собой. Это действие она повторяла около двадцати раз. И так в течение двух недель до тех пор, пока не приобрела уверенность в том, что легко может это делать. Девочка переключила свое внимание на другие предметы – погремушки, кусочки ткани и тесемки. Но не всегда у нее получалось ими манипулировать. В восемь с половиной месяцев она начала подвешивать на большой палец глубокую пластмассовую тарелку. Разница была в том, что, если тарелка падала, она помогала себе с помощью другой руки. Ее действие повторялось в течение шести дней по тридцать раз подряд. Потом все внезапно прекратилось.

Спонтанный характер повторений особенно ярко проявляется именно у маленьких детей. Это происходит потому, что они еще не обладают способностью учиться у взрослых. Они учатся на собственном опыте, пользуясь предметами, как им подсказывает их исследовательский инстинкт и в зависимости от индивидуальных особенностей. В течение первых месяцев жизни игра для ребенка – это ответ на  внутренний стимул развития его подсознания.  А результатом такой работы становится развитие нервной и мышечной координации общих движений тела. 


Концентрация внимания - симптом умственного равновесия

Другой характерной чертой детских игр в раннем возрасте является концентрация внимания, при помощи которой нормально развивающийся ребенок как бы изолирует себя от окружающего мира. Порой он настолько погружается в свою работу, что не замечает вокруг ни шума толпы, ни грохота и беспорядка. Он выполняет работу, ритм и длительность которой регулируют его внутренние импульсы. Так как миссия детства состоит в исполнении  сложнейшей  задачи – выучиться всему возможному на Земле, природа дала ребенку удивительную способность концентрироваться на своей работе.  Наблюдая за играющим малышом, мы можем увидеть,  как схоже выражение его лица с выражением лица ученого, работающего над своим исследованием. Только ученый, к сожалению, более уважаем нами, чем маленький ребенок,  притихший со своей игрушкой в руке. Его умственный труд не оценен по достоинству, и поэтому малыша постоянно дергают и отвлекают.

Не очень понятно почему, но у нас принято для достижения цели использовать не концентрацию внимания ребенка, а, скорее, ее отсутствие. Например, чтобы заставить малыша есть кашу, многие родители отвлекают его внимание игрушками, засовывают ему в рот ложку – главное, чтобы он не понял, что с ним произошло. Можно и книжку почитать, и «спектакль» показать – лишь бы ел.

У концентрации внимания ребенка есть два врага. Первый – это авторитарное вмешательство со стороны взрослых, которое раздражает даже новорожденного или грудничка. Второй – внутренняя пассивность ребенка. Ее проявление можно заметить, когда он начинает мечтать в одиночестве или «видит сны с открытыми глазами» (имеется в виду, что при общей активности ребенок неожиданно уходит в себя и замирает с открытыми глазами). Такое явление иногда наблюдается у детей в два-три года. Позже, в школьном возрасте, о таком ребенке скажут: « Он абсолютно невнимателен!». Хотя понятно, что статичный и авторитарный характер традиционного школьного образования отнюдь не способствует концентрации внимания, ведь школьники, упражняясь интеллектуально, не дают работу своим рукам, исключая «отдых на переменах» с присущей им неистовой беготней.
 
При воздействии авторитарной  системы  обучения концентрация внимания приобретается ребенком через усилие, а ум привыкает к постоянному восприятию лишь абстрактных понятий. Продуктом такой двигательной пассивности становится быстрая забывчивость и не только. Кто-то в результате может концентрироваться только на языковых текстах, а  математические для него недоступны, кто-то не в состоянии сконцентрироваться вообще ни на одном из текстов в учебных книгах. Стоит поразмышлять над результатом такого развития.


Как увеличить число талантливых людей?

Ясно, что в сознательном возрасте концентрация внимания может быть достигнута с помощью интереса. Но нередки случаи, когда, несмотря на желание познать нечто или сделать, поляризация внимания становится почти невозможной. При огромных усилиях мы имеем минимальные результаты. Другими словами, если бы с первых лет жизни детская концентрация внимания уважалась и поощрялась взрослыми,  количество  способных людей на Земле заметно увеличилось бы. Сегодня, к сожалению, редки случаи, когда детям позволено вдумчиво концентрироваться, как и мало незаурядных ученых и общественных деятелей. Глупо принуждать подростка к проявлению внимания, чтобы освоить определенный объем знаний, хотя он мог бы достичь этого естественным путем, благодаря поддержке взрослыми его концентрации внимания в детстве. Ведь сама природа одарила его ею как важнейшим стимулом для дальнейшего умственного развития. Мне кажется, что не лишним будет напомнить, что концентрация внимания зарождается в течение первых дней жизни ребенка, когда он находится в покое и в интимной обстановке.

Одна мама, беспокоясь о своей первой двухлетней дочке, начала готовить ее к рождению братика или сестрички заранее. Она чувствовала себя ответственной и не хотела навредить психике девочки и ее внутреннему спокойствию. Когда братик появился на свет,  мама старалась, чтобы во время его кормлений девочка находилась с ними рядом. Хотя щебетания малышки, ее потребность все время играть иногда  провоцировали у матери потерю терпения. Чтобы успокоить энергичную дочурку, мама начинала разговаривать с ней, смеялась, переходила вместе с сосущим грудь новорожденным в другую комнату. Результат не заставил себя ждать: ребенок начал мало и плохо есть, хотя мать и не отрывала его от груди, просыпался раньше обычного от голода.  Мать стала искать решение своих проблем. Сначала она обнаружила причину. Потом постаралась удалять старшую дочку во время кормлений братика. А чтобы она не страдала, предлагала ей прогулку с другим человеком или игру с подружкой и кормление кролика. Рассеянность новорожденного вскоре исчезла, и он вернулся к своим обычным привычкам.


Детство – возраст на вес золота

Способности к самообразованию, которыми являются отличная память, впитывающий разум, постоянный интерес к разным видам активности, концентрация внимания, совокупность развития, когда психологическое, физическое и духовное в человеке взаимосвязаны, присущи каждому здоровому ребенку. После четырех-пяти лет эти способности постепенно начинают исчезать, освобождая место другим, но они не исчезают бесследно, а глубоко трансформируются.

Об этом мы уже говорили в главе о сенситивных периодах. Значение происходящих процессов, даже если они выражены лишь в виде подсознательной психической активности, очень важно, так как сенситивные периоды детства уникальны и неповторимы.  Психологические завоевания ребенка, приобретаемые в это время, закладывают основание его личности.

Но нельзя полагаться только на человеческие инстинкты. Будем помнить, что воспитание – это сотрудничество взрослого и ребенка. Если в течение какой-то недели ребенок проявляет спонтанное желание самостоятельно сделать несколько шагов, то именно в этот момент ему необходимо помочь. И так во время проявления любой другой его физической или психической активности,  даже если это нарушает распорядок взрослой жизни или  заставляет нас отказаться от своих планов и привычек.

Любая сенситивная  потребность ребенка не длится долго. Развитие идет вперед по назначенной ему природой схеме. И то, что было потеряно, невозможно вернуть назад. В этом беспощадность времени и законов природы. Чем полнее в ходе сенситивных периодов роста мы старались удовлетворить инстинктивные потребности ребенка, тем точнее им будет достигнута цель – приобретение той или иной новой способности. Если же возможность достижения этой цели была упущена, приобретение всего следующего нового и важного потребует от ребенка значительного волевого усилия, которое сложно назвать естественным и конструктивным. Существует риск, что каждое последующее обучение будет ложиться на основание, в котором не укомплектованы прежние психологические завоевания, или вообще там будет... пусто. Подумайте,  например, о ребенке шести лет, который никогда не рисовал, не лепил из глины, не вырезал фигурки, и вдруг его заставляют писать буквы!

Благодаря исследованиям, проводимым в разных странах мира, подтверждается факт, что способности ребенка в познании своего окружения до 6 лет носят особенно интенсивный характер и в то же время они ограничены по времени действия. Именно сенситивные способности детей являются главной составляющей психической жизни человека. Мария Монтессори  справедливо называла сенситивные периоды и концентрацию внимания «законами развития». Наблюдая жизнь детей  разных национальностей, она получила  самые неопровержимые доказательства наличия в их психике «глубинного уровня». Многие современные исследования подтверждают подлинность  интуитивных догадок Монтессори. Теперь, действительно, можно сказать ее словами: «Мы находимся среди тех, кто разбудил глубокий сон мира».


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (37) 2013 г.
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Грация Х. Фрешко

Grazia Honegger Fresco 

Прямая ученица и коллега М. Монтессори. Диплом Школы Ассистентов Детства Монтессори в Риме. Диплом национального курса Монтессори 1948-51 года. Инструктор СИМЕА. Главный редактор журнала "Тетради Монтессори". Обладатель премии UNICEF за защиту детства. Автор и редактор многих книг по монтессори-педагогике. (Италия)

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Симон Львович Соловейчик

Не учите меня жить!

Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Валентина Михайлова

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »