Каков должен быть материал по количеству и качеству
Юлия Фаусек
Из книги «Самостоятельные занятия школьников младших классов» 1922 год
Публикуется по книге Юлия Фаусек.
Педагогика Марии Монтессори.
Изд. Генезис 2007
Полезные и бесполезные вещи
Прежде всего, нужно не перегружать детей бесполезными вещами. Нужно следить за тем, чтобы не было нехватки, но еще хуже переизбытка; нельзя давать сразу много предметов. Большое количество материала на первых порах рассеивает детское внимание, рождает ненужную усталость, приводит к нарушению порядка.Дети, не привыкшие в самостоятельной работе, бросаются жадно от одной коробки к другой, не зная, на чем остановиться. Материал нужно вводить постепенно. Достаточно поставить один вид какой-нибудь работы, какие-нибудь две коробочки, содержащие в себе, например, карточки для чтения и списывания.
В каждой коробочке находится не менее 40 карточек, следовательно, каждый ребенок за урок может поработать не с одной, а с несколькими карточками, смотря по свойственному ему темпу работ. Ограниченные виды работ на первых порах обеспечивают повторность детских занятий с материалом. Ребенок читает или списывает одну и ту же карточку или разные по содержанию, но однородные по заданию два, три и несколько раз. Чтобы дети не утомлялись читать и писать весь урок, учительница делает короткие интервалы, призывая их внимание сигналом "Тишина", написанным на табличке или на доске и давая им какие-нибудь общие задания, при которых они могли бы отдохнуть и подвигаться. Но это делается только изредка, так как дети на самостоятельных занятиях концентрируются и без призыва.
Материал должен находиться всегда на одном и том же определенном месте - например, на одном и том же столе или полочках, приспособленных специально для него. Каждый предмет должен иметь не только свое место, но и свое расположение, свою планировку кадра, которая придает ему особое значение. Учительница ставит номер на коробке, у нее на столе находится список этих коробок с их содержанием и названием вида работ, заключающихся в коробках.
Такой порядок облегчает детям отношение к материалу. Ребенок, не успевший выполнить своей работы в один урок или желающий повторить ее, отмечает номер в своей тетрадке и в следующий раз не теряет времени на ее отыскание. Если учительница, заметившая у ребенка какой-нибудь недостаточно усвоенный навык, говорит ему: "Тебе надо взять N 9", он знает, что это ошибка, которую он часто допускает.
Благодаря такому порядку дети часто восстанавливают план своей работы не только на один урок, но и на следующий. Ребенок говорит: "Сегодня я закончу N 2, а завтра возьму N 5". Или: "Я в следующий раз буду писать те же загадки". Дети должны знать порядок обращения при работе. К этому их приучает учительница.
Порядок на столе
Они ставят коробочку или кладут пакетик с материалом на правую сторону стола. На столе, кроме тетрадки для самостоятельных занятий, ручки и карандаша, ничего нет. Дети вынимают задания на карточках и раскладывают их слева в том порядке, какого требует работа. По этому поводу им дает указания учительница. Отработанные карточки дети убирают в конвертик или коробочку. Такой порядок повышает темп детской работы и улучшает ее качество.Беспорядочное обращение с материалом во время занятий рождает в сознании ребенка хаос из-за боязни плохо выполнить работу; в конце концов, оно вызывает небрежное ее выполнение. Закончив работу, ребенок должен бережно разложить все содержимое в конвертики в определенном порядке и вернуть все на прежнее место. В конце урока дети приводят в порядок весь материал, расставляя его на столе или на полочках, или же пряча его в шкаф.
В начале же урока они все расставляют на столе в требуемом порядке. Если же какая-нибудь карточка окажется с дефектом или почему-то вызывает сомнение, или теряется, дети кладут ее на стол учительницы для или поправки или отмечают ее потерю.
Такой порядок выработан в самостоятельных занятиях у учительниц Адриановых в 21 школе. Подобного рода ведение дела может показаться некоторым излишним педантизмом. На деле оно является необходимым условием успешного обучения и воспитания детей, начинающего с самого малого возраста – не только со школы, но и с детского сада.
Каков по качеству должен быть материал?
"В настоящее время порядок занимает главное место в успехе воспитания", – говорит Монтессори /Доклад по теме "Ребенок за работой", Париж, 1937 год/.Каков по качеству должен быть материал для самостоятельных занятий? Прежде всего, его внешнее оформление должно быть таково, чтобы он притягивал к себе глаза и руки детей: аккуратные коробочки или конвертики, чистые, красиво написанные карточки, часто украшенные небольшими рисунками или каемками. Число карточек в некоторых видах работы должно быть рассчитано на число детей – так, чтобы была возможность по мере надобности вести с ними иногда и фронтальные уроки.
Содержание материала должно обеспечивать для детей самостоятельную работу, т.е. он должен быть прост, точен и в некоторых случаях давал бы детям, особенно маленьким, возможность самоконтроля.
Материал должен быть трех видов. Один – служащий для повторения и закрепления приобретаемых детьми навыков и знаний, следовательно, составленный соответственно программе. Другой – пропедевтический, по своему содержанию тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед, помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый курс. Третий – не относящийся к программе, но расширяющий детский кругозор, воспитывающий интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе. Такой материал необходим для всех. Для детей одаренных, просто способных, средних и даже с возможностями ниже среднего. Для одаренных и способных он ценен тем, что дает пищу их уму, постоянно ищущему новых знаний, не в беспорядке, а в системе. Мы часто приуменьшаем возможности детей, ограничивая их школьной программой.
Пробуждать мысль, вдохновлять на творчество
"Мы не должны забывать, что ребенок – наш продолжатель, который должен превзойти нас самих. И самое меньшее, что мы можем дать ему для этой цели, должно быть самым большим из того, чем мы располагаем", – говорит Монтессори. В этой же главе дальше: "Если мы хотим помочь ребенку, мы должны поставить его на ступень наибольшего возвышения, мы должны ему дать больше, чем он может по собственным силам". Эти последние ее слова относятся как к материалу для воспитания чувств, в котором упражняются маленькие дети, дающему возможность из конкретных вещей и извлекать абстрактные идеи, так и к материалу по различным дисциплинам, с которым работают дети школьного возраста. Этот материал прививает им умение делать выводы, извлекать главное, будит мысль и толкает их на творчество.У детей среднего уровня развития он пробуждает интерес к тому или иному предмету, к той или иной области знаний, и прививает им вкус к чтению серьезных книг.
Материал для самостоятельных занятий не есть нечто постоянное и однообразное. Конечно, некоторые виды работ, подобно учебнику, могут служить долго, часто без изменения. Но есть и такие, которые необходимо постоянно просматривать, обновлять и изымать из обращения. Часто этого требует программа. А в материале, заключающем в себе работы вне программы, этого требуют интересы детей, к которым постоянно прислушивается учительница. Этот последний является косвенной подготовкой для дальнейшей умственной работы.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016
Фото: ДК "Колибри" г. Екатеринбург