«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Каков должен быть материал по количеству и качеству

Юлия Фаусек
Во многих российских начальных школах Монтессори, войдя в классную комнату, можно увидеть обилие дидактических материалов, сложенных пачками на полках и беспорядочно разбросанных листов бумаги, открытых тетрадок и пеналов на рабочих столах детей. Создается впечатление, что на предыдущей ступени образования дети так и не приучились к порядку общей свободной работы, и внимание их блуждает в общении с друзьями. Дети будто бы  и не собираются концентрироваться на учебной деятельности. Ясно, такое положение дел не может радовать ни педагогов, ни родителей. Концентрация, концентрация и еще раз концентрация – вот главное отличие самостоятельных занятий школьников в школе Монтессори.


Из книги  «Самостоятельные занятия школьников младших классов» 1922 год
Публикуется по книге Юлия Фаусек.
Педагогика Марии Монтессори.
Изд. Генезис 2007

Полезные и бесполезные вещи

Прежде всего, нужно не перегружать детей бесполезными вещами. Нужно следить за тем, чтобы не было нехватки, но еще хуже  переизбытка; нельзя давать сразу много предметов. Большое количество материала на первых порах рассеивает детское внимание, рождает ненужную усталость, приводит к нарушению порядка.

Дети, не привыкшие  в  самостоятельной  работе,  бросаются жадно от одной коробки к другой, не зная, на чем остановиться. Материал  нужно вводить постепенно.  Достаточно поставить один вид какой-нибудь работы,  какие-нибудь две коробочки, содержащие в себе, например, карточки для чтения и списывания.

В каждой коробочке находится не менее 40 карточек, следовательно,  каждый ребенок за урок может поработать не с одной, а с несколькими карточками,  смотря по свойственному ему темпу работ.  Ограниченные  виды  работ на первых порах обеспечивают повторность детских занятий с материалом.  Ребенок читает  или списывает  одну и ту же карточку или разные по содержанию,  но однородные по заданию два, три и несколько раз.  Чтобы дети  не утомлялись  читать и писать весь урок,  учительница делает короткие интервалы,  призывая их внимание сигналом "Тишина", написанным  на табличке или на доске и давая им какие-нибудь общие задания, при которых они могли бы отдохнуть и подвигаться. Но это делается только изредка,  так как дети на самостоятельных занятиях концентрируются и без призыва.

Материал должен находиться всегда на одном и том же определенном месте - например,  на одном и том же столе или полочках,  приспособленных специально для него. Каждый предмет должен иметь не только свое место,  но и свое расположение, свою планировку  кадра,  которая придает ему особое значение.  Учительница ставит номер на коробке,  у нее  на  столе  находится список  этих  коробок с их содержанием и названием вида работ, заключающихся в коробках.

Такой порядок облегчает детям отношение к материалу.  Ребенок,  не успевший выполнить своей работы в один урок или желающий повторить ее,  отмечает номер в своей тетрадке и в следующий раз не теряет времени на ее отыскание.  Если учительница,  заметившая  у ребенка какой-нибудь недостаточно усвоенный навык,  говорит ему:  "Тебе надо взять N 9", он знает, что это ошибка, которую он часто допускает.

Благодаря такому порядку дети часто восстанавливают  план своей работы не только на один урок,  но и на следующий. Ребенок говорит: "Сегодня я закончу N 2,  а завтра  возьму  N  5". Или: "Я в следующий раз буду писать те же загадки". Дети должны знать порядок обращения при работе. К этому их приучает учительница.

Порядок на столе

Они ставят коробочку или кладут пакетик с  материалом  на правую сторону стола.  На столе,  кроме тетрадки для самостоятельных занятий,  ручки и карандаша, ничего нет. Дети вынимают задания на карточках и раскладывают их слева в том порядке, какого требует работа.  По этому поводу  им дает указания  учительница.  Отработанные карточки дети убирают в конвертик или коробочку. Такой порядок повышает темп детской работы и улучшает ее качество.

Беспорядочное обращение  с  материалом  во  время занятий рождает в сознании ребенка хаос из-за боязни  плохо  выполнить работу;  в конце концов, оно вызывает небрежное ее выполнение. Закончив работу, ребенок должен бережно разложить все содержимое в конвертики в определенном порядке и вернуть все на прежнее место.  В конце урока дети приводят в порядок весь материал,  расставляя его на столе или на полочках, или же пряча его в шкаф.

В начале  же урока они все расставляют на столе в требуемом порядке. Если же какая-нибудь карточка окажется с дефектом или почему-то вызывает сомнение,  или теряется, дети кладут ее на стол учительницы для или поправки или отмечают  ее  потерю.

Такой  порядок выработан в самостоятельных занятиях у учительниц Адриановых в 21 школе. Подобного рода  ведение  дела  может показаться некоторым излишним педантизмом. На деле оно является необходимым условием успешного обучения и воспитания детей, начинающего с самого малого возраста – не только со школы, но и с детского сада.

Каков по качеству должен быть  материал?

"В настоящее время порядок занимает главное место в успехе воспитания",  – говорит Монтессори  /Доклад по теме "Ребенок за работой", Париж, 1937 год/.

Каков по качеству должен быть материал для  самостоятельных занятий? Прежде всего, его внешнее оформление должно быть таково,  чтобы он притягивал к себе глаза и руки детей:  аккуратные  коробочки или конвертики,  чистые,  красиво написанные карточки,  часто украшенные небольшими рисунками или каемками. Число карточек в некоторых видах работы должно быть рассчитано на число детей – так, чтобы была возможность по мере надобности вести с ними иногда и фронтальные уроки.

Содержание материала должно обеспечивать для детей самостоятельную работу,  т.е. он должен быть прост, точен и в некоторых случаях давал бы детям,  особенно маленьким, возможность самоконтроля.

Материал должен быть трех видов. Один – служащий для повторения и закрепления приобретаемых детьми навыков и знаний, следовательно, составленный соответственно программе.  Другой – пропедевтический, по своему содержанию тоже составленный по  программе, но  ведущий детей вперед,  помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый курс. Третий – не относящийся к программе, но расширяющий детский кругозор,  воспитывающий интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе. Такой материал необходим для всех. Для детей одаренных,  просто способных,  средних и даже с возможностями ниже среднего.  Для одаренных и способных он ценен тем,  что дает пищу их уму,  постоянно ищущему новых знаний,  не в беспорядке,  а в системе.  Мы часто приуменьшаем возможности детей, ограничивая их школьной программой. 


Пробуждать мысль, вдохновлять на творчество

 "Мы не  должны забывать,  что ребенок – наш продолжатель, который должен превзойти нас самих.  И самое меньшее,  что  мы можем дать ему для этой цели, должно быть самым большим из того, чем мы располагаем", –  говорит Монтессори. В этой же главе дальше: "Если мы хотим помочь ребенку, мы должны поставить его на ступень наибольшего возвышения,  мы должны ему дать больше, чем он может по собственным силам". Эти последние ее слова относятся как к материалу для воспитания чувств,  в котором упражняются маленькие дети, дающему возможность  из конкретных вещей и извлекать абстрактные идеи, так и к материалу по различным дисциплинам, с которым работают дети школьного возраста. Этот материал прививает им умение делать выводы,  извлекать главное,  будит мысль и толкает их  на творчество.

У детей среднего уровня развития он пробуждает интерес  к тому или иному предмету, к той или иной области знаний, и прививает им вкус к чтению серьезных книг.

Встречаются дети, кажущиеся тупыми, умственно вялыми, ничем не интересующимися.  На фронтальных уроках умы таких детей отсутствуют,  и они или не двигаются вперед совсем, или двигаются очень медленно.  Случается (знаю по опыту), что они вдруг заинтересовываются  каким-нибудь видом работы на самостоятельных занятиях и начинают углубленно  работать, часто  повторяя одно и то же по два-три раза.  Переходя в дальнейшем к следующему материалу и, видя положительные результаты  своей  работы, они точно перерождаются.

 В интеллекте этих детей как будто не хватало горючего материала,  чтобы привести его в движение.  Достаточно оказалось легкого толчка,  по счастливой случайности прилаженного к  какой-то пружине,  до тех пор не действовавшей, чтобы она пришла в движение и заставила работать всю машину. И тогда часто случается,  что  ребенок,  казавшийся  весьма средним,  даже ниже среднего,  вдруг оживляется,  начинает проявлять  способности, интерес к работе и делается очень хорошим работником не только на самостоятельных, но и на фронтальных занятиях.

Материал для самостоятельных занятий не есть нечто постоянное и однообразное.  Конечно,  некоторые виды работ, подобно учебнику,  могут служить долго, часто без изменения. Но есть и такие, которые необходимо постоянно просматривать, обновлять и изымать из обращения. Часто этого требует программа. А в материале,  заключающем в себе работы вне программы, этого требуют интересы детей,  к которым постоянно прислушивается учительница. Этот последний является косвенной подготовкой для дальнейшей умственной работы.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016
Фото: ДК "Колибри" г. Екатеринбург

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Юлия Фаусек

даты жизни: 3 [15] июня 1863, Керчь — 1942, Ленинград. 
Блестящий русский ученый и замечательная учительница. Страстно увлекалась идеей создания в России детских садов и школ, работающих по системе итальянского педагога Марии Монтессори. Оставила нам в наследство немало книг, рассказывающих о становлении монтессори-педагогики в России в начале ХХ века.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Лариса Климанова

Без слов и со словами

Рашель Гордин

Каждый раз, когда Рашель приходилось переезжать, убегая от войны и смерти, она брала с собой монтессори-материалы

Владимир Загвоздкин

Чем отличается детская садовница от наставницы, и почему их редко называют воспитательницами?

Татьяна Березовская

Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори

Пенелопа Транк

Рассказывание историй как помощь в самообучении

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »