Родители тревожные, родители отстраненные и родители-всезнайки
Елена Железнова
Часто бывает, детские проблемы корнями уходят в неразрешенные проблемы
семьи, и психологу приходится переключаться с детей на родителей, чтобы
они могли справиться со своими собственными взрослыми комплексами,
зажимами и ограничениями. В этом смысле профессиональный психолог в монтессори-саду, конечно, необходим.
Психолог для родителей
С какими проблемами в основном приходят родители к детскому психологу? Как правило: «Мой ребенок невнимательный, ничего не хочет», «Он или она гиперактивен, не может сконцентрировать свое внимание на чем-то», «Он агрессивный, ругается, дерется с другими, детьми или, наоборот, мой малыш застенчивый, он не может постоять за себя». Только при наблюдении за детьми, которые занимаются по методу Монтессори, эти вопросы снимаются сами собой.
Действительно, дети Монтессори активны, целеустремленны, могут длительно работать с одним материалом, обладают высокой концентрацией внимания. При системных занятиях уходят застенчивость, агрессивность. Они становятся внимательными по отношению к другим детям, прислушиваются к мнению других людей. Можно с полной уверенностью сказать, что метод Монтессори обладает психокоррекционным воздействием на ребенка.
В нашем клубе мы заметили, что психолог больше нужен родителям, чем детям. Особенно в группе детей от 0 до 3 лет. Детки приходят к нам открытыми к миру, новым знаниям, и они непосредственны в своих познаниях. Родители, наоборот, в первые дни, а иногда и недели занятий не знают, как себя вести. Наши наблюдения, как за детьми, так и за родителями, позволили нам условно разделить родителей на несколько групп.
Группа – тревожные родители
Они оценивают себя, своего ребенка примерно так: «Он ведет себя неправильно, берет не тот материал, обижает других детей. О нас подумают, что мы плохие родители». «Что подумают о нас?». В этой ситуации задача психолога и педагогов поддержать таких родителей, объяснить, что их никто не оценивает, рассказать о сенситивных периодах развития, объяснить, почему малыш может вести себя именно так.

Группа – «родители-дети»
Их видно сразу. Они активны и любознательны, с интересом перебирают материал, играют, постоянно предлагают понравившийся материал ребенку – отвлекают его. При этом они часто не замечают, что дети уже работают с другим материалом. Такие родители постоянно пытаются переключить внимание малышей, торопят их. Дети сердятся, капризничают. Реакция родителей: «Нашему ребенку неинтересно».
В таком случае психологу приходится «выращивать» родителей, ставить их во взрослую позицию. Но предварительно мы им даем наиграться, и потом постепенно объясняем, что ребенок развивается согласно своему возрасту и потребностям. И для каждого возраста в подготовленной для детей среде есть свой материал.
К этой же категории можно отнести родителей, которые считают своих детей взрослыми. Это другая крайность. Такие родители пытаются нагрузить малыша обязанностями, которые не соответствуют его возрасту, и потом удивляются, почему их малыш чего-то не понимает, капризничает. В таких случаях мы тоже говорим с родителями о периодах развития ребенка, о том, какую помощь они могут оказать ему во время адаптации в группе, как можно своим примером помочь малышу усвоить правила жизни в группе.
Группа – родители, неуверенные в себе
Они стараются выбирать материал сами, на свое усмот-рение, не считаются с мнением детей. Как правило, выбирают материал, с которым сами хорошо знакомы или ребенок уже с ним работал. Постоянно говорят ребенку: «Ты еще маленький, у тебя не получится, не бери, не трогай, ты не сможешь». Взрослая неуверенность, понятно, распространяется и на ребенка.
В этом случае можно провести индивидуальную консультацию с родителями для решения их взрослых проблем. Мы обращаем их внимание на взаимоотношения с ребенком. Объясняем, что ребенок развивается согласно своему плану, заложенному природой. И у малыша есть право на стремление к познанию всего нового. И если на пути познания он совершит ошибки, то это будут его ошибки, его опыт, ребенок имеет на них право.

Группа – «родители-всезнайки»
Они много читали о методе Монтессори, целенаправленно искали детский центр или школу развития. Такие родители оценивают сотрудников, подготовленные среды центра. Для них важно качество предлагаемой услуги, уровень знаний педагогов. Конечно, мы работаем, прежде всего, на запросы ребенка, предлагая ему пространство свободы и возможность реализации его актуальных потребностей. А вот запросы родителей могут быть разными. Поэтому и педагоги, и психологи Центра стараются уделять внимание таким родителям, отвечать на их вопросы, сомнения. При этом важно не бояться, что вы чего-то не знаете. Всегда можно взять «тайм-аут» и вернуться к разговору с родителями чуть позже. Можно и нужно ссылаться на мнение ученых, результаты последних исследований. И самое главное – оставаться собой и уважать мнение родителей. Это их право быть такими.
Группа - отстраненных родителей
Такие встречаются редко. Они выделяются на общем фоне. В их отношениях с детьми чувствуется безразличие, прохлада. Они часто выходят из группы, несмотря на то, что ребенок просит их о помощи, не замечают его призывов. Малыши таких родителей пытаются найти контакт с другими мамами или педагогами. Иногда ведут себя агрессивно, часто капризничают, но лишь для того, чтобы родители обратили на них внимание.
Таким родителям явно нужна индивидуальная консультация психолога. Возможно, им понадобится и психотерапевтическая помощь.
Нет сомнения в том, что со временем родители, как и их дети, меняются. Особенно при оптимистичной совместной работе педагога Монтессори-группы и психолога. Часто мы видим, что после периода адаптации у ребенка и родители начинают спокойно со стороны с умилением наблюдать за работой своих малышей в специально подготовленной для них среде Монтессори-группы.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (37) 2013 г.
Фото предоставлено автором