«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Большой подвижный алфавит с карточками

Светлана Наумчук
Складывать слова из большого подвижного алфавита нравится нашим пятилетним детям. После классической презентации мы предлагаем ребенку несколько  упражнений с ним. Среди новых – упражнения с карточками, на которых печатным или письменным шрифтом написаны слова к маленьким картинкам.

Они складывают слова, еще не зная букв

Дети, с удовольствием и самостоятельно складывающие слова из подвижного алфавита, не всегда знают буквы, при этом желание писать и читать у них велико. Мы предлагаем им выкладывать слова из букв Большого подвижного алфавита, накладывая их на специальные карточки, которые мы вырезали из картона. Картинка в углу карточки помогает ребенку сориентироваться, «прочитать» выложенное слово. Неоднократно «прочитывая» (мысленно проговаривая) выкладываемое слово и опираясь на изображение буквы на карточке, ребенок отыскивает каждую букву в большом подвижном алфавите и составляет слово. Прописные буквы на одной из сторон карточки, из которых состоит слово, – это контур букв подвижного алфавита. При наложении контур и буква совпадают. Это  помогает ребенку проверить, правильно ли он подобрал букву. Прочитывая в конце упражнения слово, ребенок получает уверенность в том, что каждый звук произнесенного слова выражен буквой, буква стоит на своем месте, слово обозначает название предмета, изображенного на картинке. 

Прямая цель: Соотнесение звука и буквы и складывание слов на слух, переводя звук в букву.

Косвенная цель: Освоение метода письма и чтения через последовательное соединение букв. Развитие механического чтения. Утончение зрительного чувства. Упорядочивание сознания. Активное пополнение словарного запаса. Развитие языковой интуиции. Подготовка к осмысленному чтению.

Материал: Большой подвижный алфавит. Двусторонние карточки для механического чтения: с одной стороны, слова, написанные печатным шрифтом, а с другой – письменным. Прописные буквы в словах имеют тот же размер, что и буквы подвижного алфавита, и при наложении совпадают. В верхнем левом углу карточки нарисована картинка, обозначающая слово (кит, лук, кот, нос, дым, рот и др.).

Презентация  

Наставница вместе с ребенком приносят на коврик коробку с подвижным алфавитом и карточки со словами. Она раскладывает карточки перед ребенком. Наставница:
– С какими карточками ты хотел бы работать?

Ребенок выбирает карточку. Наставница выкладывает выбранную карточку перед ребенком на коврик и обращает его внимание на то, что вверху расположена картинка, а внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово. Она указывает на картинку и просит ребенка назвать, что на ней изображено, а потом проводит пальцем под надписью и прочитывает слово. Затем предлагает ребенку «прочитать» слово самостоятельно. Малыш водит пальчиком под словом и «читает», ориентируясь по картинке. Дальше наставница предлагает «написать» прочитанное слово, то есть выложить его из букв подвижного алфавита. 

Наставница отчетливо произносит слово, написанное на выбранной карточке, например, КИТ. Она делает ударение на звуке К, произнося его несколько раз К, К, К. Ребенок находит букву К и накладывает ее на изображение буквы на карточке. Наставница обращает внимание, что буквы – написанная и найденная ребенком – совпали. Дальше наставница повторяет слог КИ, протягивая звук И: К-И-И-И. Ребенок находит И, кладет ее рядом с К -И. Наставница произносит опять КИТ. Ребенок вновь ищет букву Т и кладет ее рядом с КИ на изображение Т. Как только слово составлено, ребенку предлагают прочесть его. Наставница в этом случае помогает ребенку, прочитывая составленное слово буква за буквой и приглашая его повторить слово несколько раз. Затем ребенок работает самостоятельно.

Упражнения

В дальнейшем ребенок складывает слова из Большого подвижного алфавита, опираясь на карточки для чтения из коллекции Ю.И.Фаусек. Выложенные слова наставница предлагает записать ребенку в тетрадь.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (35) 2012 г.
Фото предоставлено автором

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Светлана Наумчук

монтессори-педагог, семейный монтессори-клуб «Розовая башня», г. Пермь

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Валентина Трошина

Понимание математики через ее чувственное воспритие

Наталья Прибыльская

О том, как наполнить музыкой сердца, или красивая метафора о педагогике Монтессори

Борис Бим-Бад

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»

Рустам Курбатов

Селестен Френе. Другой взгляд на школу

Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »