Большой подвижный алфавит с карточками
Светлана Наумчук
Складывать слова из большого подвижного алфавита нравится нашим пятилетним детям. После классической презентации мы предлагаем ребенку несколько упражнений с ним. Среди новых – упражнения с карточками, на которых печатным или письменным шрифтом написаны слова к маленьким картинкам.
Они складывают слова, еще не зная букв
Дети, с удовольствием и самостоятельно складывающие слова из подвижного алфавита, не всегда знают буквы, при этом желание писать и читать у них велико. Мы предлагаем им выкладывать слова из букв Большого подвижного алфавита, накладывая их на специальные карточки, которые мы вырезали из картона. Картинка в углу карточки помогает ребенку сориентироваться, «прочитать» выложенное слово. Неоднократно «прочитывая» (мысленно проговаривая) выкладываемое слово и опираясь на изображение буквы на карточке, ребенок отыскивает каждую букву в большом подвижном алфавите и составляет слово. Прописные буквы на одной из сторон карточки, из которых состоит слово, – это контур букв подвижного алфавита. При наложении контур и буква совпадают. Это помогает ребенку проверить, правильно ли он подобрал букву. Прочитывая в конце упражнения слово, ребенок получает уверенность в том, что каждый звук произнесенного слова выражен буквой, буква стоит на своем месте, слово обозначает название предмета, изображенного на картинке.
Прямая цель: Соотнесение звука и буквы и складывание слов на слух, переводя звук в букву.
Косвенная цель: Освоение метода письма и чтения через последовательное соединение букв. Развитие механического чтения. Утончение зрительного чувства. Упорядочивание сознания. Активное пополнение словарного запаса. Развитие языковой интуиции. Подготовка к осмысленному чтению.
Материал: Большой подвижный алфавит. Двусторонние карточки для механического чтения: с одной стороны, слова, написанные печатным шрифтом, а с другой – письменным. Прописные буквы в словах имеют тот же размер, что и буквы подвижного алфавита, и при наложении совпадают. В верхнем левом углу карточки нарисована картинка, обозначающая слово (кит, лук, кот, нос, дым, рот и др.).
Презентация
Наставница вместе с ребенком приносят на коврик коробку с подвижным алфавитом и карточки со словами. Она раскладывает карточки перед ребенком. Наставница:
– С какими карточками ты хотел бы работать?
Ребенок выбирает карточку. Наставница выкладывает выбранную карточку перед ребенком на коврик и обращает его внимание на то, что вверху расположена картинка, а внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово. Она указывает на картинку и просит ребенка назвать, что на ней изображено, а потом проводит пальцем под надписью и прочитывает слово. Затем предлагает ребенку «прочитать» слово самостоятельно. Малыш водит пальчиком под словом и «читает», ориентируясь по картинке. Дальше наставница предлагает «написать» прочитанное слово, то есть выложить его из букв подвижного алфавита.
Наставница отчетливо произносит слово, написанное на выбранной карточке, например, КИТ. Она делает ударение на звуке К, произнося его несколько раз К, К, К. Ребенок находит букву К и накладывает ее на изображение буквы на карточке. Наставница обращает внимание, что буквы – написанная и найденная ребенком – совпали. Дальше наставница повторяет слог КИ, протягивая звук И: К-И-И-И. Ребенок находит И, кладет ее рядом с К -И. Наставница произносит опять КИТ. Ребенок вновь ищет букву Т и кладет ее рядом с КИ на изображение Т. Как только слово составлено, ребенку предлагают прочесть его. Наставница в этом случае помогает ребенку, прочитывая составленное слово буква за буквой и приглашая его повторить слово несколько раз. Затем ребенок работает самостоятельно.
Упражнения
В дальнейшем ребенок складывает слова из Большого подвижного алфавита, опираясь на карточки для чтения из коллекции Ю.И.Фаусек. Выложенные слова наставница предлагает записать ребенку в тетрадь.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (35) 2012 г.
Фото предоставлено автором
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.