«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

О том, как детский сад Монтессори решает социальные задачи общества

Елена Хилтунен
Идея дворовых клубов или других педагогических объединений по месту  жительства – стара, как мир.  Но вопрос педагогическая это идея или социальная, будем решать не мы, а время и эпоха, в которой  живем. Время решает всё.

25 декабря 2006 года

Столетие одного итальянского дворового клуба

В 2007 году педагогический мир отметил 100-летие педагогики итальянки Марии Монтессори. Столетие именно педагогического направления, а не юбилей самой Марии Монтессори. В Сан-Лоренцо, где в 1907 году был открыт первый в мире «Casa dei Bambini» – «Дом ребенка», работающий по  системе, которую она придумала, были организованы фантастические по мировым масштабам  торжества, а на американскую международную конференцию, посвященную этой дате, в Нью-Йорк съедутся 4 000 педагогов Монтессори. По разным странам  путешествовала огромная выставка, которая в ретроспективе показывает шествие по миру педагогической системы, предложенной великой итальянкой. 

Стараниями основателя фабрик российских Монтессори-материалов Ольги Лаптевой на этой выставке были представлены русские подвижные алфавиты, шероховатые буквы, переводы работ Марии Монтессори на русский язык, фотографии российских ребятишек, работающих с материалами Монтессори. Под Декларацией Всемирного сообщества Монтессори-педагогов, объявляющей эту педагогику революционной и сегодня, уже поставили среди других свои подписи многие российских граждане, поддерживающие эту педагогическую систему.


Если вы думаете, что  «Дом ребенка», открытый молодой Марией Монтессори в 1907 году был большим отдельным домом с садом и многочисленными комнатами для занятий детей, то это не так. «Дом ребенка» был обыкновенным дворовым детским клубом в две маленьких комнатки, в  доходном доме квартала Сан-Лоренцо.   

В начале ХХ века по Европе победно шествовал стиль модерн –  было время больших социальных экспериментов. В Риме решили ликвидировать квартал бедноты Сан-Лоренцо и на его месте построить новые дома для рабочих и их семей. «Дома ребенка»  открывались на первых этажах этих домов, чтобы повысить культуру семейной жизни местного населения.  То есть, первоначально речь шла именно о социальном эксперименте, а не о педагогическом.  М.Монтессори точно обозначила  этот смысл в речи при открытии «Casa dei Bambini». 

Директор римского Института дешевых квартир  Эдуардо де Саламо предложил М.Монтессори взять на себя руководство педагогической частью. Она согласилась, так как давно чувствовала необходимость опробовать свой метод воспитания детей, которым раньше  пользовалась лишь в работе с детьми из психиатрической клиники. Здесь, в Сан-Лоренцо, в дворовом клубе, она могла начать работу с детьми вполне здоровыми, фактически с чистого листа.

6 января 1907 года 60 ребятишек, семьи которых поселились в новых домах, собрались в большой комнате, ставшей прообразом современного класса Монтессори. Стены светлые, столики и креслица  легкие,  по росту детей, душистые цветы, удобные коврики, позволяющие заниматься на полу. На низких полках и в шкафчиках множество загадочных коробочек и баночек, которые можно открывать и заниматься с их содержимым, незаметно обучаясь чтению, счету и другим полезным вещам. В классной комнате на взрослом кресле сидит наставница с блокнотом в руках. Она время от времени что-то записывает. Наблюдает за детьми. А если кому-то  требуется помощь, тихонько подходит и помогает... Такой тесный семейный кружок малышей с их наставницей во главе – вот что такое был «Дом ребенка» Марии Монтессори ровно 100 лет назад.

Педагогика Монтессори в России

В России  начала двадцатого столетия социальный смысл этого итальянского эксперимента мало кого интересовал – революции, Гражданская война, разруха – не до дворовых клубов.  Но педагоги, далекие от политики, вернее сказать, всего две  замечательные наши учительницы – Юлия Ивановна Фаусек и Елизавета Ивановна Тихеева, а также Татьяна Львовна Толстая, озабоченная наилучшим воспитанием для внуков ее выдающегося отца, отважились съездить в Италию и посмотреть на необычные Дома детей. Вернувшись в противоречивом настроении, они написали по небольшой книжечке, их и сегодня можно прочесть в публичной библиотеке. Но всех троих поразил именно педагогический, а совсем не социальный смысл работы Марии Монтессори. После этой поездки Юлия Ивановна Фаусек еще 30 лет жизни отдала пропаганде педагогической системы Монтессори в российском образовании.  И она, понятно, стала организовывать не детские клубы по месту жительства, а  детские сады и начальные школы Монтессори.  Почти естественно, что вечно консервативная российская школа не пожелала принять революционную по тем временам методу свободного воспитания маленьких детей, ведь мы строили единую коммунистическую трудовую школу – это был социальный заказ времени. 


А еще через пятьдесят лет, в начале 90-х, оказалось, что такая единая трудовая школа нам, можно сказать, не нужна.  И «три прихлопа, два притопа» в детском саду уже не годятся – современные маленькие дети, оказывается, хотят играть в  развивающие игры и формировать понятия о противоречиях жизни. Да и демографический спад пошел в стране, почти рухнула экономика, многие детские сады вообще закрыли. В их помещения въехали новоявленные конторы, банки, частные учреждения. А дети? По новому закону  им разрешили образовываться дома.  Стал процветать институт негосударственных детских садов, нянь и домашних учителей, которые частными уроками дополнительно пополняли свой скудный учительский бюджет. Для возрождения в России чего-то похожего на Дома ребенка Марии Монтессори настала самая подходящая пора, тем более, что в Европе и во всем мире ее педагогическая система в 80 – 90-е годы переживала значительный подъем.  


Монтессори-педагогика в России переживает сейчас второе рождение. м даже расцвет! Но ее социальный аспект не был востребован. А педагогический – совсем недавно стал официально поддерживаться  педагогической наукой и учителями-практиками.

В последние годы монтессори-группы чаще всего возникают самодеятельно  на свободной территории  обычных  детских садов, как дополнительные или группы временного пребывания. За их посещение детский сад получает специальную родительскую плату, и этих групп редко касаются административные проверяльщики.  Дети в таких группах счастливы: им никто не мешает подметать пол, стирать кукольную одежду, учить буквы и считать бусинки. При талантливой работе наставниц ребятишки к шести годам прекрасно пишут, читают и считают, научившись всему этому самостоятельно и с удовольствием. У них нет проблем с завязыванием шнурков и умением учиться с энтузиазмом,  никому не мешая. Родители выстраиваются в огромные очереди, чтобы устроить своих малышей в группы Монтессори. Но государство пока словно не видит этих самодеятельных процессов в сфере образования. Или не хочет  видеть. 

Требуется новая социально-педагогическая программа  плюс материальная поддержка

Но время делает свое дело. Сегодня все газеты пестрят сообщениями, что детских дошкольных учреждений откровенно не хватает. Экономика страны выпрямилась, молодые родители стали неплохо зарабатывать, и жизненная ситуация позволила многим мамам родить второго, а то и третьего малыша.  При этом все стремятся поскорее выйти на работу. К тому же на родительские плечи опустилась ответственность за подготовку ребенка к получению современного образования.  Не так-то просто стало устроить сына или дочку в хорошую школу. Становится понятным, что дело, как и 100 лет назад, приобретает не столько педагогический, сколько социальный характер. И требуется новая программа, возможно, чем-то похожая на программу Эдуардо де Саламо по организации на первых  этажах жилищных комплексов маленьких  детских развивающих клубов, похожих на Дома ребенка Монтессори. Самодеятельно такие клубы уже давно начали возникать. 


Показательна в этом смысле история недавно закрытой в Москве негосударственной школы «Андромеда», в которой несколько классов работало по системе М.Монтессори. Говорят, что здание школы понравилось московским властям, и они купили его у завода «Мосводоканал», а детей и учителей выставили на улицу – типичная для нашего времени картина.  Директор школы Елена Васильевна Ситина, еле сдерживая эмоции, решила все же сохранить и детский, и педагогический коллективы. За месяц она сделала почти невозможное – арендовала три небольших помещения на первых этажах жилых домов в Бабушкинском районе, вместе с педагогами и другими работниками школы отремонтировала их, оборудовала дидактическими материалами и открыла систему дворовых  клубов для дошкольников и их родителей - «Монтессори-Сити».  Все клубы стали работать  в духе «Домов ребенка» Марии Монтессори.  Сейчас развивающие занятия этих дворовых клубов посещают более 200 детей.  Отличный способ решения проблемы нехватки государственных детских садов! Хотя пока московские власти не очень-то обращают внимание на эту замечательную самодеятельность. Но видно ведь, что маленькие дворовые клубы для дошкольников сегодня нужны гораздо больше, чем медленно уходящие в прошлое огромные детские сады. Занятия детей здесь часто проводятся вместе с мамами, а,  значит, невольно воспитываются и молодые родители – без посещения традиционных лекций и родительских собраний.   

100 лет назад директор римского Института дешевых квартир Эдуардо де Саламо не только морально поддержал Марию Монтессори в ее педагогической деятельности, но и выделил большие по тем временам средства для проведения в жизнь ее социально-педагогического проекта. Правительство Италии тоже понимало важность предстоящей работы. И оно не ошиблось в результатах. Итальянский эксперимент пережил целую эпоху и возродился вновь на всех континентах нашей Земли. Сегодня этот эксперимент  ждет серьезной поддержки и у нас в России.   
 
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3, 2007
Фото: интернет-источник 

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Сорокина

Волшебный момент русского чаепития

Грация Х. Фрешко

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»

Джанни Родари

Техника фантастических теорий

группа авторов

Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...

Анна Любченко

Человек из «Научилуса»

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »