«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

Марина Иванова
«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Человеческий потенциал

Педагогическая система итальянки Марии Монтессори основана на идее, что каждый ребенок – уникальное, совершенное и талантливое создание. Он с рождения обладает талантами и пристрастиями к той или иной деятельности, а также определенным, необходимым именно для его миссии на Земле складом ума и особенностями характера. Его уникальность подчеркивает многообразие всего мира в целом. Задачей каждого ребенка является изучить законы природы и социума и освоить свои возможности (физические и интеллектуальные), постоянно искать им полезное всем применение. А задачей взрослых становится создание для этого максимально благоприятных условий.

Сейчас все большему числу людей приходит наконец осознание, что детство – основа всей последующей жизни. Все сложности, неудачи, несчастья и проблемы во взрослой жизни являются результатом психологических травм, полученных ребенком в детском возрасте. Ребенка можно сравнить с маленьким ростком в земле. В нем изначально есть потенциал и необъяснимая сила вырасти и превратиться в цветущий куст или плодоносящее дерево. Но ограничение ростка в свободе почти всегда приводит к формированию кривого, искаженного дерева. Любое искажение на этапе укоренившегося дерева уже никак не исправить.

Все, что было заложено в сознании ребенка в детском возрасте, откладывает отпечаток на всю жизнь. Поэтому роль взрослого, с которым общается ребенок, сложнее роли садовника. Ему важно следовать за ребенком, наблюдать его жизнь и организовывать условия, в которых он может удовлетворять свои потребности в изучении внешнего мира или творческом выражении мира внутреннего.

Внутренние границы

Наделение ребенка свободой не означает «творю, что хочу». Свобода жить среди людей неразрывно связана с ответственностью, самостоятельностью, независимостью, дисциплиной и ограничениями. По определению Марии Монтессори, «свобода – это наилучший выбор для себя и для других в текущих условиях». Свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Осознавая самих себя, дети учатся осознавать и свою свободу, приходят к пониманию наличия границ и у других людей и начинают их уважать. Это взаимоуважение своего и чужого пространства позволяет ребенку научиться быть самостоятельным, уверенным в себе и развивает навыки общения.

Свобода связана с ответственностью. Ребенку показываются и объясняются последствия его действий и оставляется за ним право самому сделать выбор. Приняв решение, ребенок самостоятельно несет за него ответственность.

Возможно, в отношении маленькой крохи это звучит смешно, но именно в детском возрасте и формируются те самые законы, по которым устроена наша жизнь. Нет понятия «ты плохой и поступил плохо». Есть другое понятие: «Ты принял решение и сделал так, как сделал, и последствия своего решения исправлять надо будет тоже тебе». Такой подход развивает в ребенке не только ответственность, но и осознанность и самодисциплину.

Система Монтессори подразумевает наличие определенных правил, следование которым является ключевым моментом пребывания в среде. И эти правила не насаждаются преподавателем извне, они рождаются внутри группы самой окружающей ребенка средой. Это главное отличие дисциплины системы Монтессори от дисциплины традиционного подхода к образованию.

Следование правилам основывается не на страхе быть не принятым взрослым (педагогом), а на желании всех членов коллектива пребывать в комфортных условиях: взял материал – положи на место, чтобы другой ребенок и ты сам смог найти его в другой раз; разбросал крупу – надо убрать, потому что по ней ходить неприятно, и если разбрасывать крупу, то потом не с чем будет работать; в круг мы собираемся, когда все материалы убраны на место; если все кричат на кругу – никого не слышно, надо говорить по очереди и т.п. И эти правила соблюдаются ВСЕГДА, независимо ни от каких обстоятельств. Именно систематичность выполнения правил позволяет каждому ребенку осознать их важность и неизменность, что в свою очередь формирует ощущение порядка и безопасности.

 Вера в способности ребенка

Эта вера отвечает на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Педагог проводит детальную презентацию какой-либо работы, соответствующей возможностям ребенка, и оставляет его наедине с материалом, давая возможность освоить его самостоятельно. Педагог верит в способности ребенка на заре освоения нового навыка, а в случае затруднения не исправляет, а оказывает помощь таким образом, чтобы у него сложилось впечатление, что он выполнил ее самостоятельно. Эта вера и незаметное сопровождение вызывают у ребенка живой интерес, развивают инициативу и волю к совершению чего-то нового, формируют уверенность в своих силах и в себе самом.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.
Фото: из группы vk.com/club41597011 «Умная кроха»


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Марина Иванова

 - педагог тоддлер-группы Детского центра «Умная кроха», г. Жуковский, Московская область

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Паула Лилльярд и Линн Джессен

Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви

Алексей Митрофанов

Детский сад памяти любимой жены

Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

Наше парадоксальное сообщество

Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Татьяна Сухотина-Толстая

Избави Бог желать слепого подражания внешним приемам без понимания внутренних побуждений, руководящих нашей деятельностью

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »