«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

Марина Иванова
«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Человеческий потенциал

Педагогическая система итальянки Марии Монтессори основана на идее, что каждый ребенок – уникальное, совершенное и талантливое создание. Он с рождения обладает талантами и пристрастиями к той или иной деятельности, а также определенным, необходимым именно для его миссии на Земле складом ума и особенностями характера. Его уникальность подчеркивает многообразие всего мира в целом. Задачей каждого ребенка является изучить законы природы и социума и освоить свои возможности (физические и интеллектуальные), постоянно искать им полезное всем применение. А задачей взрослых становится создание для этого максимально благоприятных условий.

Сейчас все большему числу людей приходит наконец осознание, что детство – основа всей последующей жизни. Все сложности, неудачи, несчастья и проблемы во взрослой жизни являются результатом психологических травм, полученных ребенком в детском возрасте. Ребенка можно сравнить с маленьким ростком в земле. В нем изначально есть потенциал и необъяснимая сила вырасти и превратиться в цветущий куст или плодоносящее дерево. Но ограничение ростка в свободе почти всегда приводит к формированию кривого, искаженного дерева. Любое искажение на этапе укоренившегося дерева уже никак не исправить.

Все, что было заложено в сознании ребенка в детском возрасте, откладывает отпечаток на всю жизнь. Поэтому роль взрослого, с которым общается ребенок, сложнее роли садовника. Ему важно следовать за ребенком, наблюдать его жизнь и организовывать условия, в которых он может удовлетворять свои потребности в изучении внешнего мира или творческом выражении мира внутреннего.

Внутренние границы

Наделение ребенка свободой не означает «творю, что хочу». Свобода жить среди людей неразрывно связана с ответственностью, самостоятельностью, независимостью, дисциплиной и ограничениями. По определению Марии Монтессори, «свобода – это наилучший выбор для себя и для других в текущих условиях». Свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Осознавая самих себя, дети учатся осознавать и свою свободу, приходят к пониманию наличия границ и у других людей и начинают их уважать. Это взаимоуважение своего и чужого пространства позволяет ребенку научиться быть самостоятельным, уверенным в себе и развивает навыки общения.

Свобода связана с ответственностью. Ребенку показываются и объясняются последствия его действий и оставляется за ним право самому сделать выбор. Приняв решение, ребенок самостоятельно несет за него ответственность.

Возможно, в отношении маленькой крохи это звучит смешно, но именно в детском возрасте и формируются те самые законы, по которым устроена наша жизнь. Нет понятия «ты плохой и поступил плохо». Есть другое понятие: «Ты принял решение и сделал так, как сделал, и последствия своего решения исправлять надо будет тоже тебе». Такой подход развивает в ребенке не только ответственность, но и осознанность и самодисциплину.

Система Монтессори подразумевает наличие определенных правил, следование которым является ключевым моментом пребывания в среде. И эти правила не насаждаются преподавателем извне, они рождаются внутри группы самой окружающей ребенка средой. Это главное отличие дисциплины системы Монтессори от дисциплины традиционного подхода к образованию.

Следование правилам основывается не на страхе быть не принятым взрослым (педагогом), а на желании всех членов коллектива пребывать в комфортных условиях: взял материал – положи на место, чтобы другой ребенок и ты сам смог найти его в другой раз; разбросал крупу – надо убрать, потому что по ней ходить неприятно, и если разбрасывать крупу, то потом не с чем будет работать; в круг мы собираемся, когда все материалы убраны на место; если все кричат на кругу – никого не слышно, надо говорить по очереди и т.п. И эти правила соблюдаются ВСЕГДА, независимо ни от каких обстоятельств. Именно систематичность выполнения правил позволяет каждому ребенку осознать их важность и неизменность, что в свою очередь формирует ощущение порядка и безопасности.

 Вера в способности ребенка

Эта вера отвечает на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Педагог проводит детальную презентацию какой-либо работы, соответствующей возможностям ребенка, и оставляет его наедине с материалом, давая возможность освоить его самостоятельно. Педагог верит в способности ребенка на заре освоения нового навыка, а в случае затруднения не исправляет, а оказывает помощь таким образом, чтобы у него сложилось впечатление, что он выполнил ее самостоятельно. Эта вера и незаметное сопровождение вызывают у ребенка живой интерес, развивают инициативу и волю к совершению чего-то нового, формируют уверенность в своих силах и в себе самом.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.
Фото: из группы vk.com/club41597011 «Умная кроха»


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Марина Иванова

 - педагог тоддлер-группы Детского центра «Умная кроха», г. Жуковский, Московская область

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Татьяна Кузнецова

Индейцы в городе

Сильвия Вегетти Финци (Silvia Vegetti Finzi)

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования

Мария Майер

Лечимся, играя

Анна Иванова

Первые книжечки для образовательного чтения Юлии Ивановны Фаусек

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »