Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори
Сергей Курганов
Впервые в истории педагогики на русском языке мы можем прочитать книгу Марии Монтессори "ПсихоГеометрия" - выдающийся труд по изучению математики детьми, только что переступившими порог школы. Перед Вами введение в эту книгу российского и украинского ученого и педагога-исследователя, одного из создателей Школы Диалога Культур Сергея Юрьевича Курганова . Он называл Марию Монтессори союзником деятелей культуры Серебряного века, сравнивая ее с Дягилевым, Серебряковой, Нижинским, Стравинским, Пикассо. А Вы с таким утверждением согласитесь?
Сергей Юрьевич Курганов (1955 - 2021) – педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска.
Книга Марии Монтессори «Психогеометрия», так же как и ее «Психоарифметика», впервые увидела свет в 1934 году в Барселоне на испанском языке. Так возникла новая элементарная математика ХХ века, которую Мария Монтессори называла «спортивным залом для гимнастики пробуждающегося математического ума детей 4-9 лет».
Эта книга – величайшее научное и гуманитарное открытие ХХ века. Каталония, Барселона, БАРСА – ключевые слова. Полагаю, недавний культурно-исторический взрыв в Каталонии 21 века совершен внуками тех детей, которых учила Мария Монтессори. В 1934 году она бросала якорь в будущее. Педагогика культурно-исторического либерализма, созданная Марией Монтессори в период укоренения в Европе Серебряного века (и в этом отношении Монтессори – союзник Дягилева, Серебряковой, Нижинского, Стравинского, Пикассо), в конечном счете, подготовила молодых людей, способных в 21 веке еще раз «выйти на площадь».
В «Психоарифметике» и «Психогеометрии» говорится, что учитель сам не передает математические идеи детям. Пробуждающийся разум ребенка открывает их каждый раз по-своему, проясняя и углубляя понимание математики. Обучение любви к собственному математическому разумению, по Монтессори, связано с преодолением психологического барьера, возникающего на основе симптомов, действующих извне, а потому часто вызывающих отталкивание. Традиционная школа противна природе пробуждающегося разума ребенка.
Полемизируя с Пиаже, Выготским и Брунером, Мария Монтессори предположила, что обучение любви к математике связано с преодолением психологического барьера, извне навязывающего ребенку общие для всех способы и темп действий и порождает школьную дислексию.
Дети-дислексики как бы опускают внутренний шлагбаум, вызывая усталость до того, как математическое действие началось. Мария Монтессори предлагает каждому младшему школьнику свободный выбор и право достигать своего собственного уровня зрелости. В этом случае они оказываются способными открывать в 8-9 лет квадратные и кубические корни, работая с геометрическим квадратом и кубом. И не только. Они часто приходят к творческим предметным результатам, совершенно не известным их школьным учителям.
В центр образования, связанного с овладением космосом, Мария Монтессори ставит не общие для всех научные понятия, а ребенка, осваивающего космос на свой страх и риск с помощью учителя, помогающего его самоформированию. Отсюда энтузиазм к математике – предмету, обычно ненавистному. Дети показывают на «космическом уровне», каким мог бы быть Сын Человеческий, если бы его внутренний математический потенциал получал в школе помощь и обретал речь.
Огромное значение приобретает работа с детскими расплывчатыми понятиями и эмпирическими обобщениями, выполненными еще до школы. Идет не снятие и преодоление эмпирических обобщений (как у В. Давыдова), а их оформление, углубление, усиление и структуризация – без потери индивидуального неповторимого образа, который создает при этом каждый ребенок.
Материал М. Монтессори дает и взрослым базу для глубоких и тонких рассуждений. Если нет такого взрослого – нет и педагогики Монтессори.
В отличие от педагогик Давыдова, Библера, Щедровицкого, ее педагогика не есть проекция той или иной философии в плоскость образования. Обнаруживается, что в ХХ веке педагог мог быть способен, отстаивая интересы каждого ребенка (педагог и всех своих детей видит и любит), изнутри педагогики выходить на ее грань – в плоскость психологии и философии, часто преобразуя и психологию, и философию с точки зрения интересов каждого неповторимого детского разума, который пробуждается в школе. И это – одновременно – и сохранение диалога и творчества, и преодоление школьной дислексии, которая здесь не возникает просто по определению.
Книжная полка современного монтессори-педагога: