«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Мария Монтессори
Жаль, что мы так редко вспоминаем об уникальном методе обучения чтению с пониманием, описанном в начале века в трудах Марии Монтессори, которая использовала драматизацию прочитанного текста как инструмент развития рефлексивного сознания детей.  Сохранились фотографии столетней давности, изображающие работу детей с этим материалом. А вот что наблюдал в одной из школ Монтессори Эдвин Стэндинг. «Для нас, взрослых, чтение – это знакомое и повседневное занятие; но для детей чтение, представленное таким образом, – это волнующий и романтический опыт".

Отрывок из работы «Элементарное образование», «Научная педагогика», том 2, «Народная книга», 2014, Екатеринбург

Механическая часть чтения

В Доме ребенка дети начинают читать с того момента, когда, составив слово из букв подвижного алфавита, они «прочитывают» его вслух. Да, это еще не настоящее чтение, ребенок заранее знает, какое слово он составил, а не расшифровывает графические символы. Однако подобные упражнения имеют огромное значение. В этот период механизм развития графического языка напоминает процесс формирования устной речи.

Внимание ученика сосредоточено на узнавании написанного слова, а значит, способно остановиться на анализе звуков, составляющих данное слово. В период, когда детям интересно трогать, обводить буквы, они также увлечены выслушиванием и произнесением разнообразных звуков. Письменный язык благодаря упражнениям с подвижным алфавитом становится мощным средством развития, совершенствования устной речи. В этот момент можно корректировать дефекты произношения.

Понимание и выразительность прочтения

В Доме ребенка мы научились различать два фактора, составляющих суть процесса чтения. Это понимание смысла и произнесение прочитанного слова вслух. Всякий, кто следил за детским чтением, видел, как начинающий чтец, читая что-либо впервые, вникает в смысл текста молча, не артикулируя, то есть совершает мыслительную операцию. Это читает его ум. Произнесение вслух – совсем другое дело. Произнесение текста вслух связано со слушанием, с устной речью. Устная речь служит для сиюминутного общения двух и более человек, которые обмениваются таким образом мыслями, рожденными в глубинах душ. 

Чтение же ближе к письменной речи. Здесь нет звучания. Лишь силой мысли человек способен начать общение не только с ныне живущими людьми, но и с теми, кто жил века тому назад, в древние эпохи. Это общение совершается беззвучно, в письменной форме. На уровне сознания. С точки зрения физического звучания, книга нема. 

Чтение вслух – смешение двух языков, следовательно, вещь более трудная, чем устная речь и чтение, взятые по отдельности. Читая вслух, мы выражаем не собственные мысли, а то, что открыла нам письменная речь. В данном случае слово лишено естественного внутреннего стимула, придающего ему силу и выразительность. Оно становится монотонно и безжизненно, как у глухонемого. Слово, продукт понимания разнообразных знаков алфавита, с трудом сходит с языка. Смысл, продукт понимания целой фразы (а глаза читают слово за словом, переводя буквы в звуки), с трудом передается голосом. 

Чтобы голос выразил смысл, ум и глаза должны совершить мгновенную работу по охвату целой фразы, пока губы медленно выговаривают слова. И все это мы требуем от ученика начальной школы, при этом бесконечно исправляем его произношение! Понятно, почему чтение становится той скалой, о которую разбивается заблудившийся корабль современной школы. 

Ученик, понимающий письменный текст при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, – вот основа нашего метода. 

Понимание, возникающее у детей, так легко и просто, как все их действия, доказало нам, что они способны понимать. Постепенно мы сумели установить этапы обучения, трудности, возникающие на пути. До чего интересно наблюдать, как дети составляют примеры слов, предложений, порой длинных и сложных, так точно, что ни один лингвист не сделал бы лучше, и как это облегчает изучение языка. Мы убедились, что грамматика способствует языковому развитию и поэтому должна соседствовать с занятиями чтением и письменными сочинениями.
Вот какая таблица факторов, влияющих на процесс обучения чтению, у нас получилась.


Начнем с утверждения: истинное чтение – это только понимание. Чтение вслух – это сочетание чтения и выражения понимания при помощи устной речи, работа трудная, соединение двух огромных механизмов: устной и письменной речи. Чтение вслух позволяет всем присутствующим принять участие в чтении, которое передается им средствами устной речи. Слушание – тяжелый умственный труд, даже если человек страстно рассказывает о том, что сам испытал. Еще более интенсивная работа ума необходима, если мы слушаем чтение того, кто не переживал описанных в книге событий. Чтец, в свою очередь, прилагает неимоверные усилия, чтобы мгновенно понять написанный текст и выразительно передать его слушателям. Такое чтение чрезвычайно трудно для детей. Мы все знаем, как это трудно и как редко встречаются ученики, действительно умеющие читать. Кто умеет читать, умеет и слушать. 

Следовательно, научить читать означает научить не только пониманию (этого достаточно для практических надобностей), но и искусству чтения вслух. А это уже выразительность, то есть театральное искусство. Развитие выразительности, театральных навыков необходимо для обучения чтению. Только так наши дети научатся транслировать прочитанное коллективу. Чем больше упражнений на «проникновение в текст», тем больше проявляется выразительность ребенка. Интонация, пауза, жест – этого недостаточно, нужно еще понимание, глубокое, живое, проникновение в суть, а также опыт выразительного чтения, привычка к нему как к одной из разновидностей чтения. 

Если для демонстрации понимания написанного нужно совершить указанное в тексте действие, то для демонстрации понимания услышанного (при чтении вслух) нужно повторить текст, то есть ученикам приходится пересказывать то, что прочел вслух один из них. Интересно наблюдать за этим процессом. Некоторые дети молчат, другие пытаются пересказать услышанное. Их речь спутана, лишена подробностей. И тут остальные ученики начинают исправлять рассказчика: «Нет, это не так». Или: «Постой, ты забыл сказать еще…»

Трехступенчатый урок

Понять и пересказать то, что понял, – не одно и то же. Рассказ – проявление огромной внутренней работы, совершаемой в дополнение к усилиям, направленным на простое понимание. Здесь мы снова видим три этапа наших уроков.

1. Дать представление. (Это красное, это голубое.)
2. Провоцировать узнавание. (Где красное? Где голубое?)
3. Провоцировать выражение понимания. (Это какой цвет?)

Поэтому ученик, пересказывающий услышанное, как бы несовершенен ни был его рассказ, находится на более высокой ступени (на 3-й), чем тот, кто не смог этого сделать. Однако тот, кто не смог пересказать, может находиться на второй ступени, на стадии узнавания, поэтому он заинтересованно критикует, непрестанно перебивая рассказчика: «Нет, это не так. Постой, ты забыл сказать еще…» Но стоит кому-то рассказать прочитанное связно и полно, как класс замрет, проявляя полное одобрение. 

Руководствуясь этими живыми реакциями, можно понять психологию ребенка настолько, чтобы определить уровень чтения, доступный ему по возрасту, наиболее эффективные средства обучения чтению вслух, направление развития каждой отдельной личности в классе. Конечно, для этого нужно, чтобы ребенок был свободен в проявлении своих реакций. 

Осмысленное чтение

Осмысленное чтение дети осваивают, как и в Доме ребенка, при помощи карточек. Ученик выбирает карточку (в подготовленной серии определенной сложности), читает ее про себя, а потом выполняет действие, указанное в карточке. 
Вот пятилетний малыш берет карточку, на которой написаны два действия, два предложения, например:

Обопрись на стул.
Закрой глаза руками и заплачь.

Мы видим, что ученик выполнил только одно из предписанных действий: оперся на стул или закрыл глаза руками и заплакал. Ему нравится читать карточки, но те, на которых записаны два предложения, ему нравятся меньше, чем те, на которых написана одна фраза, одно действие, например:

Мальчик выбежал из класса.

В этом случае его радость, усердие, готовность повторять упражнение, блеск глаз помогают нам понять, каков необходимый для него уровень сложности чтения.

Первая серия карточек состоит из простых предложений, вроде тех, что изучались в грамматических упражнениях по теме «Местоимение». Почти все фразы мы берем из лучших произведений художественной литературы.

Серия 1
Он огляделся.
Он посмотрел на нее искоса.
Он пал на колени перед ней.
Он медленно прохаживался по комнате.
Она кивнула.
Она скрестила руки на груди.
Она положила ему руку на плечо.
Он постучался в дверь.
Девочка нахмурила брови.
Он распахнул дверь настежь.
Она шептала ему прямо в ухо.

Дети выполняют действие, указанное на карточке, прочитав текст про себя. Но выполняют не равнодушно, а очень выразительно, артистично, эмоционально. Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, повторяя вновь и вновь, как можно точнее, словно репетируя сцену спектакля. Дети обожают эти упражнения. Они уже изучили подобные фразы в грамматических упражнениях, поняли текст до мельчайших подробностей. Это помогает точному исполнению приказа. 

Вот фраза: Он пал на колени перед ней. Здесь недостаточно просто опуститься на колени. Нужно броситься, пасть перед какой-нибудь одноклассницей. Весь класс с удовольствием наблюдает происходящее.

Во второй серии на карточках описаны два действия вместо одного.

Серия 2
Он распахнул дверь и вышел.
Он вышел из комнаты и запер за собой дверь.
Она подошла к двери и слегка толкнула ее.
Она закрыла лицо руками и разрыдалась.
Он улыбался и потирал руки.
Он сдернул шляпу и низко поклонился.
Она покачала головой и улыбнулась.
Он подбежал к столу и позвонил в колокольчик.
Он с облегчением растянулся на диване и закрыл глаза.

В третьей серии карточки с описанием нескольких действий.

Серия 3
Он открыл дверь, пригладил волосы и вошел.
Врач склонился над больным, проверил пульс, потрогал его лоб.
Левый локоть опирается на колено, левая рука поддерживает лоб, правая – потирает подбородок.
Обопрись на стул. Закрой глаза руками и зарыдай.
Он подошел к столу, увидел портрет и схватил его с огромной радостью.
Она вынула из кармана платочек, развернула его, вытерла глаза, полные слез.

Серия 4
На карточках написаны сложноподчиненные предложения.

Когда он рисовал, то внимательно посматривал на одноклассников.
Он закрыл глаза руками, чтобы лучше сосредоточиться.
Она улыбнулась ему, после того как попросила не отвлекать ее от работы.
Он закрыл глаза, чтобы лучше почувствовать мягкость бархата.
Он следил глазами за девочкой, пока она не скрылась из виду.
Он шел медленно, опустив голову, словно его одолела печаль.

Серия 5
На карточках написаны разные сложные предложения. Есть трудные описания, некоторые задания требуют произнесения отдельных слов.

Девочка поднялась, прижимая платочек к глазам, и медленно, согнувшись, побрела к окну.
Он сидел устало, опершись правым локтем о колено, закрыв лицо рукой, уставившись в землю.
Он подбежал к Александру, сунул ему под нос свою тетрадь и закричал: «Разве я не прав?»
Он повернулся, выглянул за дверь и сказал со смехом: «Они здесь».
«Я все понял», – сказал Рензо, опустив глаза и скрестив руки на груди.
Он наклонился, собрал рассыпанные карандаши и сказал: «Самый острый сломался».
Фредерик пожал ему руку и сказал: «Доставьте нам удовольствие, останьтесь пообедать с нами. Я вас прошу».

Серия 6
Здесь описаны действия, которые нелегко сыграть. К тому же приходится произносить вслух целые фразы.

Люси сидела, съежившись в углу, обхватив руками колени, спрятав лицо.
«О! – сказал он, бросившись на стул, скрестил ноги, закинул руки за голову. – Все это совершенно неважно».
«Вы хотите, чтобы я умолял вас рассказать, что произошло с моим учителем», – сказал Марсель, сжав кулаки и пристально глядя на собеседника, словно пытаясь прочитать его мысли.


Серия 7
Здесь действие исполняется сразу несколькими учениками.

«Садитесь и покончим с этим!» Это было сказано таким тоном, что никто не решился возразить. Люди робко присели на краешки стульев и замерли в ожидании.
– Вы плохо себя чувствуете сегодня, Марсель?
– Нет, все прекрасно, – Марсель вытер пот со лба и выпрямился, дыша часто и шумно.
– Сколько это стоит?
– Ничего!
– Как?
– Совершенно ничего не стоит.
– Тогда я беру, держи парень, – сказал Луи, протягивая франк. – Отдай это матери.

После вышеописанной подготовки дети начинают «понимать» прочитанное. Преодолены все трудности при чтении сложных синтаксических конструкций – ученики владеют грамматикой. Им интересен и смысл слов, и особенности синтаксической конструкции. В них чувствуется скрытая сила, которая вскоре проявится.

Вот так мы пробуждаем любовь к чтению. Дети все время хотят «читать», «читать» без конца. Мы спешно готовим все новые книжки, но их никогда не хватает любознательным детям. Мы обращаемся к детской литературе, как родной, так и зарубежной. В классе собирается маленькая библиотека. Однако в данном случае я остаюсь поклонницей американской методики, при которой, помимо создания специальных детских библиотек, для детей открывают специальные залы в больших публичных библиотеках. Там юные читатели могут в огромных каталогах найти богатство, которым они так жаждут овладеть. 


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (53) 2016
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Алексей Крол

О трендах современного образования, формирующих будущее

группа авторов

Монтессори-­математика и мышление. Каковы образовательные результаты?

Елена Хилтунен

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?

Мария Монтессори

Просто получить университетский Диплом или осознать ответственность за будущее человечества?

Елена Литвяк

Вифлеемская звезда. Сценарий рождественского спектакля 1997 года в Первой московской начальной школе Монтессори УВК 1641

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »