Рассказывание историй как помощь в самообучении
Пенелопа Транк
Вот только не надо превращать рассказывание историй в урок! Урок – это урок, в нем есть особые атрибуты передачи знаний от учителя к ученику. Урок – это когда учитель, навечно вызванный к доске, – главный, а ученики ему подчиняются. Слушание или рассказывание историй – совсем другое. Это как увлекательное кино, как бабушкина сказка, как мечта, как вдохновение к созиданию. История, это когда дух захватывает, хочется немедленно взяться за дело и совершить открытие.
Русская редакция Ольги Скулкиной
Истории – это дополнительный инструмент, который позволяет понять главное
Я уверена, что учить при помощи тестов нельзя и что учителями являются все люди – а не только те, кто работает Учителем. Но я постоянно развиваю эти мысли и спрашиваю себя: «Почему не работают тесты? Почему в работе учителей и школ появляется все больше ограничений?»
Я думаю, что нашла ответ в историях.
Математику лучше изучать через истории. Математика в вакууме – вещь чисто теоретическая, и в таком контексте она мало кому нужна и интересна. Что нам действительно нужно – это умение считать, которое позволит нам лучше понимать наш мир, задавая математические вопросы. Это не изучение правил геометрии. Это изучение того, как включить математику в истории, которые мы рассказываем самим себе об окружающем мире.
Письмо лучше изучать через истории. Зачем учить ребенка писать сочинение о чем-то совершенно неважном для него? Ни одному писателю еще не удавалось писать хорошо на тему, которой он не увлечен. Чего же ожидать от детей? У каждого есть история. История Ньютона была о гравитации – предметы падают, но почему и что происходит потом? История Эрика Фонера была о рабстве: американская история – это история о волновом влиянии рабства на национальное самосознание. Лучшие учителя не учат писать – они учат находить истории, которые много значат для будущего автора.
Правописание лучше изучать через истории. Я прочитала этот интересный вывод в статье эксперта по грамотности Мисти Адинау (Misty Adinou). Статья называлась «Почему дети пишут с ошибками». Вот что пишет Мисти: «Лишь 12% слов в английском языке пишутся так же, как слышатся. Но это не означает, что правописание – непонятная наука и слова нужно заучивать. Это означает, что обучение правописанию превращается в увлекательное исследование удивительной истории языка – этимологии. Кто-то скажет, что этимология – прерогатива взрослых и опытных студентов, но это не так.
Маленькие дети охотно воспринимают истории о словах – эти истории не только помогают улучшить правописание, но и расширяют словарный запас. Такие истории – это дополнительный инструмент, который позволяет понять, как вообще работает язык. И все же почему-то юным писателям (и людям, у которых страдает правописание) редко рассказывают эти истории, и в итоге им приходится чаще общаться устно и избегать письменной речи».
Успешность взрослого человека прямо пропорциональна его умению рассказывать истории. Работодатели нанимают человека на работу на основании внятной и увлекательной истории его карьеры. (Мир – сложная штука, но вам удалось найти свою дорогу). Рассказывая самому себе истории о том, как вы пришли к тому, что имеете, и что для этого делали, вы становитесь стойким, стрессо-устойчивым человеком. (Мир – сложная штука, но все, что имеет значение, у вас под контролем). При помощи историй мы можем управлять ощущением своего благополучия. Получается, что, когда дети учатся через истории, у них закладываются важные навыки, незаменимые во взрослой жизни.
Система образования не работает, потому что истории срабатывают только тогда, когда мы к ним готовы. В детстве я убедила родителей сводить меня на несколько недетских фильмов (в США фильмы с пометкой R-restricted не рекомендуются к просмотру детям до 17 лет, при просмотре обязательно присутствие взрослого). Все, что я помню из этих фильмов, – это секс и насилие. Чего я не поняла тогда – это сюжета, истории. А все потому, что он был слишком далек от моего личного опыта, чтобы нести какой-то смысл. Истории служат мостиком, который соединяет знакомый нам мир и мир новых вещей, которые нам предстоит изучить. Если мостика нет – нет и обучения.
Обучение детей должно быть индивидуальным, поскольку мы рассказываем истории в свойственной нам манере. Мы смотрим на реакцию аудитории и адаптируемся. Так адаптируются маленькие дети – освоение социальных навыков заложено в них природой. Так адаптируются дети с хорошим чувством юмора – все хорошие юмористы шутили с детства, подстраиваясь под реакцию аудитории.
История – это нечто личное, и решающее значение здесь играет связь
Нобу Аозаки создал художественную работу о том, насколько по-разному люди объясняют дорогу. Эта работа – визуальное доказательство идеи, что все люди учатся через истории по-разному. Даже простейшая история о том, как добраться из пункта А в пункт Б, у всех получается разной. Именно поэтому стандартизированное обучение через истории не работает.
Невозможно учить через истории в формате «9 учеников: 1 учитель». Каждому ребенку нужна своя личная история: о том, что ему интересно, и в нужный момент жизни. А еще каждый ребенок должен сам научиться рассказывать истории в своем собственном стиле – но ведь это невозможно оценить по пятибалльной шкале, так что, естественно, в школе такое не работает.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (56) 2017
Фото из архива «Монтессори-клуб»
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.