Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.
Алексей КолабаевВо все времена монтессори-педагогика как наука относилась к экспериментальной педагогике или, точнее, к экспериментальной педагогической психологии. Ведь реальную возможность гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей требовалось и требуется до сих пор доказывать на практике, как приходится вырабатывать и реальные, а не мнимые формы и методы новой гуманистической дидактики.
Алексей Колабаев - монтессори-педагог, исследователь, Санкт-Петербург
Елена Хилтунен - руководитель исследовательского коллектива по воссозданию языковой коллекции Ю.Фаусек
Условия свободного полета
Гипотеза была такова: дети 6-9 лет при отсутствии классно-урочной системы, как привычной формы обучения в школе, но в свободной самостоятельной работе с этим материалом смогут в течение учебного года самостоятельно освоить программу 1-го или 2-го класса обычной начальной школы.
Из дневника Натальи Ковальской - учительницы класса первой ступени (дети 6 - 9 лет)
Вот какие краткие резюме Наталья составляла к концу второй четверти по каждому ученику своего разновозрастного класса. Эти дневниковые наблюдения помогали ей и другим учителям выбрать дальнейшую стратегию помощи каждому ребенку в ходе его самостоятельного учения, а также послужили поводом для соответствующего разговора с их родителями. Мы публикуем здесь всего несколько резюме и только ту их часть, которая относилась к работе детей по освоению основ чтения, письма и русской грамматики.Маруся К.
Ноябрь 2010 г.
Читает бегло и с удовольствием, может читать все подряд, как вслух, так и про себя, выразительно и с пониманием, комментирует прочитанное. Читает в основном художественную литературу – стихи, сказки. В интересе к энциклопедиям замечена не была. 1 сентября писала только печатными буквами, зеркально и ничего не понятно. Любила обводить карточки с письменным шрифтом через кальку. На свободном письме штриховала с узорами и какими-то своими картинками, почти не писала – получалась только одна буква, но не получались соединения. После долгой болезни (и занятий с мамой) начала писать письменные буквы (не все правильно, в п, р, т забывает хвостики и т.д.), но «рисует» – отдельные элементы букв выписывает с отрывом. Одно занятие все посвятила работе с шершавыми буквами (нужна помощь в определении направления обводки). Возможно, Маруся заинтересовалась бы работой с шершавыми буквами с соединениями. Не помню, чтобы Маруся работала с грамматическим материалом. Она писать-то недавно начала.
Ксюша Г.
Ноябрь 2010 годаБегло читает, без особого увлечения. Читает почти каждый день, в основном художественную литературу, энциклопедии редко. 1 сентября писала печатными буквами, хотя знала почти все письменные. За три месяца научилась бегло писать, начала вырабатывать свой почерк. Буквы ровные, строчка прямая, соединения правильные. Ставит точки в конце предложения, иногда забывает про заглавные буквы. Может сама придумать и написать текст (объявление, поздравление, приглашение). Ошибки делает исключительно орфографические (с незнакомыми правилами), буквы не пропускает. Освоила весь фонетический материал, практически не делала ошибок. Деление на слоги, ударение – работала, но еще нужна тренировка (в последнее время еще делала ошибки). Точно изучала род и число существительного, но дальше, по-моему, не продвинулась. Вообще не проявляла особого энтузиазма в отношении грамматического материала.
Ульяна С.
Ноябрь 2010 годаЧитает медленно, с догадками, слова целиком. Вслух читает неохотно. В сентябре категорически отказывалась писать, даже со скандалами. Потом втянулась. Пишет буквы раздельно. Пишет слова, диктуя себе по буквам. Буквы неровные, строчку держит плохо. В тетради работает медленно, но во время свободной работы с материалом часто пишет письма маме. Проработала самые простые упражнения – ударения, начало фонетики. Возможно, даже стоит повторить. Интереса к грамматическим материалам не проявляла.
Ваня З.
Ноябрь 2010 годаЧитает медленно, пропускает буквы, не выразительно. Границ предложения не чувствует. В то же время читает часто, охотно, может подолгу сидеть с энциклопедией во время свободной работы с материалом (возможно, просто картинки разглядывает). Художественную литературу я у него в руках не видела. Пишет старательно, по сравнению с началом года – гораздо аккуратнее (ставил перед собой такую цель). Ошибки в основном грамматические, буквы не пропускает. Точки и заглавные буквы использует правильно. Грамматического материала избегает, берет только по инициативе учителя (очень настойчивой), но работает с удовольствием. Многократно работал с пособием для склонения имен существительных. ЖИ-ШИ пишет правильно.
Аля С.
Ноябрь 2010 годаЧитает бегло и выразительно. Однажды при мне читала группе детей, те ее слушали. Немного торопится, не делает пауз и захлебывается в словах. В классе читает нечасто, в рамках «выполнения четырех пунктов».1 сентября писала только печатными буквами. Сразу начала учиться писать, много работала с шершавыми буквами, долгое время составляла слова из подвижного алфавита, прежде чем написать их. Все буквы пишет правильно. Периодически забывает их начертание и пользуется таблицами, шершавыми карточками и пр. Любит писать
под диктовку. Испытывает трудности со строчкой, нужно следить за тем, чтобы карандаш у нее был острым. Интерес к грамматике скорее «волнообразный» – не каждый день, но с особым тщанием. Изучала свойства существительных, склонения по падежам (даже заучивала названия), первые грамматические коробочки. Работала со слогами и с ударениями. Про фонетику не помню – по-моему, есть пробелы, еще бы поработать.
Аким К.
Ноябрь 2010 годаЧитает довольно бегло, подолгу и почти каждый день. Кажется, есть давление со стороны мамы – у них есть дома «полочка достижений», на которую Аким ставит книги. Мама вообще очень обеспокоена чтением, может передавить. Начал писать письменными буквами только в школе. Еще не все буквы помнит хорошо, пользуется табличками и прочими вспомогательными материалами для помощи – очень самостоятелен в этом отношении. Строчку держит с трудом, буквы скачут. Особенно важно уделять внимание острому карандашу – с тупым вообще писать не может. Работал с материалом по фонетике – трудно давалось, делал много ошибок. Ударения, кажется, изучал. К грамматическим материалам равнодушен. Возможно, достаточно будет показать, и он увлечется.
Лёня С.
Ноябрь 2010 годаЧитает медленно, нанизывает буквы (иногда прочитывает первые несколько букв сразу, а потом нанизывает). На конец ноября умел прочесть маленькое предложение (1-2 слова), читал и выполнял приказания. Знает большую часть письменных букв, но испытывает трудности с построением слова (не слышит звуки). Охотно принимает помощь педагога (и даже просит сам), просит проверить и исправить. К ошибкам относится спокойно. Любит переписывать карточки, но часто делает это не читая. Хорошо копирует буквы, но строчку не держит совсем. Так как читает плохо, грамматику только начал – работал с коробочкой «род». Делал ошибки, на мой взгляд – из-за проблем с чтением. На слух ошибки слышал, исправлял.
Ульяна Г.
Ноябрь 2010 годаЧитает медленно, с ошибками. Периодически приносит в школу больше книжки почти без картинок и что-то подолгу с ними делает.
Возможно, про себя читает лучше. Пишет аккуратно, строчка ровная (даже без разлиновки). Буквы пропускает редко. Изучала грамматические коробочки в компании
с Мариной, по-моему, неплохо разобралась в основных частях речи. Вообще пособия берет редко.
Саша М.
Ноябрь 2010 годаЧитает легко и бегло. Читает на ходу, может всю свободную работу с материалом провести с книгой в руках. Часто читает свою энциклопедию. Пишет довольно ровно, но, на мой взгляд, не придает этому значения и не старается поэтому. Когда я попросила аккуратно переписать стихотворение – поучилось очень хорошо. Много букв соединяет неправильно, важно обратить на это внимание. Легко реагирует на корректировку, быстро перестраивается. Надо просто рядом постоять. Периодически пишет слова, которые сам придумывает (содержащие какую-то букву или на определенную тему). Интерес к грамматике скорее «волно-образный» – не каждый день, но с особым тщанием. Изучала свойства существительных, склонения по падежам (даже заучивала названия), первые грамматические коробочки. Работала со слогами и с ударениями. Про фонетику не помню – по-моему, есть пробелы, еще бы поработать.
Маша И.
Ноябрь 2010 годаЧитает много, почти на каждом занятии, про себя. Вслух читает медленно, но правильно. Пишет ровно, красиво. Диктует себе по буквам. Буквы все помнит, иногда обращается к пособиям. Буквы не пропускает, ошибки только орфографические. Сама иногда пишет письма (переписывается с Алей). Фонетику в основном осваивала на кругах, сама материал брала редко, так что есть пробелы. Ударения чаще всего ставит правильно. Работала с первыми грамматическими коробочками, по несколько дней подряд с одной и той же.
Илья Б.
Ноябрь 2010 годаЧитает бегло, легко. На свободной работе с материалом читает редко (в основном – когда не знает, чем заняться). Пришел, уже умея писать письменными буквами, но «все забыл» и учился заново. Пишет с большим трудом, буквы скачут, строчку не держит, соединения и буквы теряет. Возможно, именно поэтому неохотно пишет отчеты. Очень важно следить за состоянием карандаша – напоминать, чтобы точил вовремя. Изучил все грамматические коробочки, но довольно поверхностно: в каждой раскладывал одно-два предложения, упражнения не делал, отчет записывал только после неоднократных напоминаний.
Но при этом знает названия всех частей речи и довольно неплохо отличает их друг от друга (путается только в действительно сложных случаях). Также проработал склонения, спряжения, свойства частей речи. Хорошо бы провести с ним диагностику, что он уже знает – и сделать более сложные упражнения на закрепление пройденного (разбирать тексты в книгах, например).
Могут ли дети учиться без программы и в то же время косвенно освоить ее?
Наше исследование этого вопроса ясно показало: можно! Еще как можно! Конечно, если от детей не требовать стандартизации их собственной жизни, не превращать учеников в безотказных роботов, живущих по придуманным взрослыми программе.- Навык беглого, осмысленного чтения.
- Навык каллиграфически точного письма.
- Понимание основ русской фонетики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса.
из полного набора языковых материалов Монтессори-Фаусек и нескольких дополнительных дидактических материалов, разработанных педагогами школы.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (30) 2011 г.