Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»
Елена Хилтунен
Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.
Задуманный смысл
Материалы Монтессори в отличие от многих других дидактических материалов наделены особым внутренним смыслом и, что не менее важно, – изоморфностью. То есть они соответствуют не только формированию у ребенка того или иного предметного понятия, но и взаимосоответствуют психофизиологическим процессам, происходящим в ребенке в момент работы с ними. Вот почему так важно не просто с точностью транслировать ребенку презентацию материала, а понимать задуманный Марией Монтессори его внутренний смысл. Поэтому перед началом работы с детьми важно внимательно изучить описания материала и упражнений, записанные самой Монтессори. Часто оказывается, что подлинные описания Монтессори не идентичны с переработками ее последователей. Даже сам материал, представленный авторитетными изготовителями, порой не совпадает по цвету или по составу отдельных частей тому, что придумала и описала д-р Мария Монтессори.
Изучим, например, математический материал «Цветные стерженьки», который предшествует освоению детьми работы с Досками Сегена и относится, скорее, к первой группе математических материалов, чем ко второй или к третьей. Оказывается, Мария Монтессори придумала цветные стерженьки, чтобы ребенку легче было считать целыми числами. Вот именно целыми числами, как это предполагают математические штанги, а не количествами, как, например, в следом идущих за штангами веретенах. Монтессори пишет: «Математические штанги – это превосходный материал, но слишком громоздкий, для него нужно много места. Вот почему, сохраняя основную идею, мы приготовили более компактный материал, для него не нужно много места – ребенок может разложить его на своем столе. Это бусины, нанизанные на прочный стержень».
Почувствуйте разницу
Далее Мария Монтессори точно описывает цвет бусин каждого стерженька, и этот цвет на поверку не совпадает с тем, в который окрашены бусины цветных стерженьков производства фабрики Nienhuis. Она пишет: «Бусины окрашены в разные цвета. На стержне с десятью бусинами они красного цвета, с девятью – голубого, с восемью – белого, с семью – желтого, с шестью – зеленого, с пятью – коричневого, с четырьмя – сиреневого, с тремя – зеленого, с двумя – фиолетового. Одна черная бусина представляет единицу».
Что привлекает ребенка в цветных стерженьках? Сначала именно цвет и сопоставление отдельного стерженька с цифрой, которой его можно записать. То же самое он уже проделывал на ковре с математическими штангами, сопоставляя их с табличками, на которых написаны цифры. То есть в сознании ребенка уже сложились нейронные связи, которые делают его работу с цветными стерженьками легкой и приятной.
Нестандартная задача
Наставница предлагает ребенку построить последовательную лесенку из цветных стерженьков, положив каждый стержень напротив соответствующей цифры. Похожую работу ребенок уже делал, когда сопоставлял таблички с цифрами и математическими штангами. Интересно, что, предлагая ребенку две одинаковые работы, но с разным материалом, мы незаметно тренируем его мышление в решении нестандартных задач – вот та компетентность, которая так необходима человеку в жизни.
Ребенку свойственно повторение действий, и потому, сопоставив несколько раз число и соответствующий ему стержень, ребенок невольно запоминает цвет, принадлежащий каждому стерженьку, и в дальнейшей работе с этим материалом начинает считать, можно сказать, цветом, а не числами. Вот как об этом пишет Мария Монтессори: «Это умение появляется внезапно, словно само собой. Ребенок постепенно перестает пересчитывать бусины, а узнает количество их на стержне по цвету. И незаметно начинает считать по цвету, а не по бусинкам».
Отсюда следует, что первой и прямой целью, которая возникает у ребенка, желающего работать с цветными стержнями, является сопоставить уже известные ему цифры с числом бусин на соответствующих стерженьках и запомнить их цвет.
А косвенную цель Мария Монтессори тоже определяет в своих записях из второго тома «Научной педагогики». «То и дело раздается крик: «Я сосчитал в уме! Это гораздо быстрее!». Косвенной целью или зоной ближайшего развития ребенка становится подготовка к устному счету.
С помощью цветных стерженьков, действительно, можно прекрасно проделывать некоторые арифметические действия, и, прежде всего, сложение и умножение. Монтессори предлагала детям записывать свои вычисления цветными карандашами на бумаге, а позднее, после работы с шероховатыми цифрами и освоения изображения их на бумаге, – настоящим пером. Для этого на деревянный поднос с материалом можно положить связку цветных карандашей.
Записи первых вычислений детей удобно хранить в специальных папках, куда складываются их письменные работы. Такие папки в детском саду по системе Монтессори называют детскими портфолио.
«Материал, – свидетельствует Мария Монтессори, – имел огромный успех у детей пяти с половиной лет. Они трудились с огромным энтузиазмом, делая до 60 арифметических операций подряд, заполняя целые тетради результатами многодневных вычислений».
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (42) 20014
Фото автора
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.