«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Елена Хилтунен
Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего  не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.

Задуманный смысл

Материалы Монтессори в отличие от многих других дидактических материалов наделены особым внутренним смыслом и, что не менее важно, – изоморфностью. То есть они соответствуют не только формированию у ребенка того или иного предметного понятия, но и взаимосоответствуют психофизиологическим процессам, происходящим в ребенке в момент работы с ними. Вот почему так важно не просто с точностью транслировать ребенку презентацию материала, а понимать задуманный Марией Монтессори его внутренний смысл. Поэтому перед началом работы с детьми важно внимательно изучить описания материала и упражнений, записанные самой Монтессори. Часто оказывается, что подлинные описания Монтессори не идентичны с переработками ее последователей. Даже сам материал, представленный авторитетными изготовителями, порой не совпадает по цвету или по составу отдельных частей тому, что придумала и описала д-р Мария Монтессори.  

Изучим, например, математический материал «Цветные стерженьки», который предшествует освоению детьми работы с Досками Сегена и относится, скорее, к первой группе математических материалов, чем ко второй или к третьей. Оказывается, Мария Монтессори придумала цветные стерженьки, чтобы ребенку легче было считать целыми числами. Вот именно целыми числами, как это предполагают математические штанги, а не количествами, как, например, в следом идущих за штангами веретенах. Монтессори пишет: «Математические штанги – это превосходный материал, но слишком громоздкий, для него нужно много места. Вот почему, сохраняя основную идею, мы приготовили более компактный материал, для него не нужно много места – ребенок может разложить его на своем столе. Это бусины, нанизанные на прочный стержень». 

Почувствуйте разницу

Далее Мария Монтессори точно описывает цвет бусин каждого стерженька, и этот цвет на поверку не совпадает с тем, в который окрашены бусины цветных стерженьков производства фабрики Nienhuis. Она пишет: «Бусины окрашены в разные цвета. На стержне с десятью бусинами они красного цвета, с девятью – голубого, с восемью – белого, с семью – желтого, с шестью – зеленого, с пятью – коричневого, с четырьмя – сиреневого, с тремя – зеленого, с двумя – фиолетового. Одна черная бусина представляет единицу».

Что привлекает ребенка в цветных стерженьках? Сначала именно цвет и сопоставление отдельного стерженька с цифрой, которой его можно записать. То же самое он уже проделывал на ковре с математическими штангами, сопоставляя их с табличками, на которых написаны цифры. То есть в сознании ребенка уже сложились нейронные связи, которые делают его работу с цветными стерженьками легкой и приятной. 
           

Нестандартная задача

Наставница предлагает ребенку построить последовательную лесенку из цветных стерженьков, положив каждый стержень напротив соответствующей цифры. Похожую работу ребенок уже делал, когда сопоставлял таблички с цифрами и математическими штангами. Интересно, что, предлагая ребенку две одинаковые работы, но с разным материалом, мы незаметно тренируем его мышление в решении нестандартных задач – вот та компетентность, которая так необходима человеку в жизни.

Ребенку свойственно повторение действий, и потому, сопоставив несколько раз число и соответствующий ему стержень, ребенок невольно запоминает цвет, принадлежащий каждому стерженьку, и в дальнейшей работе с этим материалом начинает считать, можно сказать, цветом, а не числами. Вот как об этом пишет Мария Монтессори: «Это умение появляется внезапно, словно само собой. Ребенок постепенно перестает пересчитывать бусины, а узнает количество их на стержне по цвету. И незаметно начинает считать по цвету, а не по бусинкам». 

Отсюда следует, что первой и прямой целью, которая возникает у ребенка, желающего работать с цветными стержнями, является сопоставить уже известные ему цифры с числом бусин на соответствующих стерженьках и запомнить их цвет. 

А косвенную цель Мария Монтессори тоже определяет в своих записях из второго тома «Научной педагогики». «То и дело раздается крик: «Я сосчитал в уме! Это гораздо быстрее!». Косвенной целью или зоной ближайшего развития ребенка становится подготовка к устному счету. 


С помощью цветных стерженьков, действительно, можно прекрасно проделывать некоторые арифметические действия, и, прежде всего, сложение и умножение. Монтессори предлагала детям записывать свои вычисления цветными карандашами на бумаге, а позднее, после работы с шероховатыми цифрами и освоения изображения их на бумаге, – настоящим пером. Для этого на деревянный поднос с материалом можно положить связку цветных карандашей.    

Записи первых вычислений детей удобно хранить в специальных папках, куда складываются их письменные работы. Такие папки в детском саду по системе Монтессори называют детскими портфолио.  

«Материал, – свидетельствует Мария Монтессори, – имел огромный успех у детей пяти с половиной лет. Они трудились с огромным энтузиазмом, делая до 60 арифметических операций подряд, заполняя целые тетради результатами многодневных вычислений».

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (42) 20014
Фото автора

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Татьяна Строганова

Откуда берутся умные дети

Елена Хилтунен

Давние летние истории из жизни учителей на озере Орилампи

Марина Иванова

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Алексей Лаврик

Завидую детям. Они еще не знают всю правду о нас взрослых

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »