«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Елена Хилтунен
Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего  не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.

Задуманный смысл

Материалы Монтессори в отличие от многих других дидактических материалов наделены особым внутренним смыслом и, что не менее важно, – изоморфностью. То есть они соответствуют не только формированию у ребенка того или иного предметного понятия, но и взаимосоответствуют психофизиологическим процессам, происходящим в ребенке в момент работы с ними. Вот почему так важно не просто с точностью транслировать ребенку презентацию материала, а понимать задуманный Марией Монтессори его внутренний смысл. Поэтому перед началом работы с детьми важно внимательно изучить описания материала и упражнений, записанные самой Монтессори. Часто оказывается, что подлинные описания Монтессори не идентичны с переработками ее последователей. Даже сам материал, представленный авторитетными изготовителями, порой не совпадает по цвету или по составу отдельных частей тому, что придумала и описала д-р Мария Монтессори.  

Изучим, например, математический материал «Цветные стерженьки», который предшествует освоению детьми работы с Досками Сегена и относится, скорее, к первой группе математических материалов, чем ко второй или к третьей. Оказывается, Мария Монтессори придумала цветные стерженьки, чтобы ребенку легче было считать целыми числами. Вот именно целыми числами, как это предполагают математические штанги, а не количествами, как, например, в следом идущих за штангами веретенах. Монтессори пишет: «Математические штанги – это превосходный материал, но слишком громоздкий, для него нужно много места. Вот почему, сохраняя основную идею, мы приготовили более компактный материал, для него не нужно много места – ребенок может разложить его на своем столе. Это бусины, нанизанные на прочный стержень». 

Почувствуйте разницу

Далее Мария Монтессори точно описывает цвет бусин каждого стерженька, и этот цвет на поверку не совпадает с тем, в который окрашены бусины цветных стерженьков производства фабрики Nienhuis. Она пишет: «Бусины окрашены в разные цвета. На стержне с десятью бусинами они красного цвета, с девятью – голубого, с восемью – белого, с семью – желтого, с шестью – зеленого, с пятью – коричневого, с четырьмя – сиреневого, с тремя – зеленого, с двумя – фиолетового. Одна черная бусина представляет единицу».

Что привлекает ребенка в цветных стерженьках? Сначала именно цвет и сопоставление отдельного стерженька с цифрой, которой его можно записать. То же самое он уже проделывал на ковре с математическими штангами, сопоставляя их с табличками, на которых написаны цифры. То есть в сознании ребенка уже сложились нейронные связи, которые делают его работу с цветными стерженьками легкой и приятной. 
           

Нестандартная задача

Наставница предлагает ребенку построить последовательную лесенку из цветных стерженьков, положив каждый стержень напротив соответствующей цифры. Похожую работу ребенок уже делал, когда сопоставлял таблички с цифрами и математическими штангами. Интересно, что, предлагая ребенку две одинаковые работы, но с разным материалом, мы незаметно тренируем его мышление в решении нестандартных задач – вот та компетентность, которая так необходима человеку в жизни.

Ребенку свойственно повторение действий, и потому, сопоставив несколько раз число и соответствующий ему стержень, ребенок невольно запоминает цвет, принадлежащий каждому стерженьку, и в дальнейшей работе с этим материалом начинает считать, можно сказать, цветом, а не числами. Вот как об этом пишет Мария Монтессори: «Это умение появляется внезапно, словно само собой. Ребенок постепенно перестает пересчитывать бусины, а узнает количество их на стержне по цвету. И незаметно начинает считать по цвету, а не по бусинкам». 

Отсюда следует, что первой и прямой целью, которая возникает у ребенка, желающего работать с цветными стержнями, является сопоставить уже известные ему цифры с числом бусин на соответствующих стерженьках и запомнить их цвет. 

А косвенную цель Мария Монтессори тоже определяет в своих записях из второго тома «Научной педагогики». «То и дело раздается крик: «Я сосчитал в уме! Это гораздо быстрее!». Косвенной целью или зоной ближайшего развития ребенка становится подготовка к устному счету. 


С помощью цветных стерженьков, действительно, можно прекрасно проделывать некоторые арифметические действия, и, прежде всего, сложение и умножение. Монтессори предлагала детям записывать свои вычисления цветными карандашами на бумаге, а позднее, после работы с шероховатыми цифрами и освоения изображения их на бумаге, – настоящим пером. Для этого на деревянный поднос с материалом можно положить связку цветных карандашей.    

Записи первых вычислений детей удобно хранить в специальных папках, куда складываются их письменные работы. Такие папки в детском саду по системе Монтессори называют детскими портфолио.  

«Материал, – свидетельствует Мария Монтессори, – имел огромный успех у детей пяти с половиной лет. Они трудились с огромным энтузиазмом, делая до 60 арифметических операций подряд, заполняя целые тетради результатами многодневных вычислений».

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (42) 20014
Фото автора

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Екатерина Сорокина

Современные родители. Какие они?

Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Симон Львович Соловейчик

Воспитание доверием

О том, что такое управление неопределенностью. Как это связано с педагогикой М. Монтессори

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »